Из опыта работы: проект«Положительное эмоциональное состояние ребёнка, как фактор благоприятно влияющий на его здоровье»
презентация
Презентация педагогического опыта работы воспитателя группы раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_proekt.pptx | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТ «Положительное эмоциональное состояние ребёнка, как фактор благоприятно влияющий на его здоровье» Выполнила в оспитатель высшей категории МБДОУ ЦРР ДС №51 Зайнуллина Любовь Николаевна г . Озерск, 2019 год
ТИП ПРОЕКТА: информационно-оздоровительный, практико-ориентированный, коллективный. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: долгосрочный (1 год) ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: педагоги, родители, дети с 2 до 3 лет
АКТУАЛЬНОСТЬ: Проблема эмоций считается приоритетом психолого-педагогической науки, ведь эмоциональное отношение ребенка формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательного воздействия. Бесполезно ждать от ребенка доброты, сочувствия, упорства в достижении цели, ощущения прекрасного, стремления к созиданию, а не разрушению, если не развивать эмоциональные стороны личности ребенка. Воспитание эмоций – важное направление педагогической науки. «Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека. » Р.С. Немов
ЦЕЛЬ: С оздание комфортных условий для формирования у детей раннего возраста устойчивых эмоционально-положительных состояний. ЗАДАЧИ : 1. Способствовать установлению тесных эмоциональных контактов детей раннего возраста с ровесниками и взрослыми, побуждать к свободному выражению эмоций, чувств, содействовать снижению мышечного напряжения, снятию тревожности у детей; 2. Развивать у детей умение осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников ; 3 . Воспитывать у детей доброжелательное отношение окружающим .
Р азличают шесть основных эмоций – радость , грусть, гнев, удивление, отвращение и страх Эмоции у детей формируются с первых дней жизни. Положительные эмоции формируются раньше, чем отрицательные . Развитие эмоций всегда происходит по порядку от отрицательного к положительному, от простого к более сложному
ПРИЧИНЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно может быть вызвано многими причинами: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА разнообразные игрушки, обеспечивающие свободный выбор детей; игры с песком, водой, природными материалами; уголок уединения; мягкие подушки и модули; успокаивающая музыка; «сухой душ»; кружок «Пальчиковая страна»; сказкотерапия.
Активными участниками образовательного процесса в группе раннего возраста являются родители, взаимодействие с которыми основано на принципах сотрудничества и диалога. Ф ормы работы с родителями : родительские собрания, где информировала их о целях , задачах, особенностях эмоционального развития ; анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско — родительских о тношений и индивидуальности ребёнка ;
Ф ормы работы с родителями : участие в обогащении групповой развивающей среды , позволяющей формировать пространство детской реализации; проект «Родительский театр «Живые сказки»; обмен опытом семейного воспитания;
Ф ормы работы с родителями : участие родителей в совместных м ероприятиях с детьми; домашние задания «Вместе с детьми», в которых р одителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ( Автор: Дорофеева Э.Т.) ЦЕЛЬ: оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам. ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ: Ребенку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя, зеленая) размером 7х7см и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется три раза. Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета — красная, синяя и зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится». Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А теперь, какую карточку по цвету выберешь?». Третья, последняя карточка, также фиксируется в протоколе. При предъявлении карточек в середине и в конце общения инструкция не изменяется: «Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится по цвету. А из этих двух оставшихся какая тебе больше нравится- По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протоколе обследования фиксируется три варианта сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состояния ребенка.
Оценка эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности № Порядок расположения цветов Название эмоционального состояния Характеристика эмоционального состояния 1 К-С-З Активные аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ) Диапазон измерений от переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева , ярости. В клинике у психически больных (дисфория) 2 К-З-С Переживание состояния функционального возбуждения (ФВ) Эмоции , связанные с удовлетворением потребности. Диапазон -от переживания чувства удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций. 3 З-К-С Состояние функциональной расслабленности (ФР) Отсутствие выраженных переживаний. Оценивается человеком, как спокойное состояние, устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих отношений, контактов, различных видов деятельности, где не требуется напряжения. 4 З-С-К Состояние функциональной напряженности, настороженности (ФН) Ориентировочные реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех ситуациях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант функциональной системы. 5 С-З-К Состояние функционального торможения (ФТ) Неудовлетворение потребностей (печаль, тоскливость, напряженность): от состояния грусти до подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма. 6 С-К-З Состояние аффективного торможения (АТ) Встречается в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от состояния растерянности, психологического дискомфорта от страха. Полярно АВ. Доминирование сильных отрицательных эмоций.
Сдвиги цветов Названия сдвигов Характеристика эмоций К-С-З К-З-С Аффективное возбуждение (АВ). Функциональное возбуждение (ФВ). Положительные эмоциональные состояния (+). З-К-С З-С-К Функциональная расслабленность (ФР) Функциональная напряженность, настороженность (ФН). Нейтральные эмоциональные состояния (*). С-З-К С-К-З Функциональное торможение (ФТ). Аффективное торможение (АТ). Отрицательные эмоциональные состояния (-) СООТВЕТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ТИПУ СДВИГА ЦВЕТОВОЙЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТИ: стремятся правильно выражать свои чувства; проявляют интерес к совместной деятельности, обращают внимание на эмоции и чувства других людей, выражают сочувствие, сопереживание. РОДИТЕЛИ: вовлекаются в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность. ПЕДАГОГИ: применяют новые формы по взаимодействию с родителями, активизируют родителей как участников образовательного процесса. ПРОДУКТ ПРОЕКТА : Консультации для родителей детей Подборка игр для педагогов и родителей
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА : 1. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников // Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985. 2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 1986. 3. Изотова Е.И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников // Мир психологии. 2015. 4 . Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001 . 5. Каренина И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2010, №4. Том II. 6 . Минаева М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия. Игры. — М.: АРКТИ , 2003. 7 . Шипицына Л. М., Нилова Т.А., Защиринская О,В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. — Детство-Пресс, 2010. 8. Экман П. Психология эмоций. Я зн а ю, что ты чувствуешь . СПб.: Питер, 2010. 9 . Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра — самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складываетс.
Игра — самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкн.
беседа с родителями об их поведении и отношениях в семье при детях.
В статье говорится о том, что средствами музыкального искусства можно помочь детям преодолеть замкнутость, даже агрессию.
Цвета оказывают значительное влияние на жизнь человека. Цветовая гамма интерьера и одежды оказывает психологическое воздействие и может благоприятствовать или угнетать. В этой статье мы рассмотрим как.
Статья «Что рисуют ваши дети»Психологи давно заметили , что существует тесная связь между рисунками детей и их внутренними переживаниями.Присмотритесь внимательнее к рисункам ваших детей и может.
Источник
Презентация «Эмоциональное благополучие детей в ДОУ»
презентация на тему
Приложение к семинару «Эмоциональное благополучие детей В ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emots_blagopoluchie_dlya_seminara.pptx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоциональное благополучие детей в ДОУ.
Эмоции – психологическое состояние человека, проявляющееся в переживании человека отношения к окружающему или самому себе.
Эмоции ребенка отличаются от эмоций взрослого: Многообразием ; Открытостью ; Слитностью и частой сменяемостью; Подвижностью ; Импульсивностью ; Неосознанностью; Связаны с выражением своих возможностей; Ситуативны (процесс возбуждения преобладает над процессами торможения ). Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Оно выражается в следующих чертах ребенка : чувство доверия к миру; способность проявлять гуманные чувства; наличие положительных эмоций и чувства юмора; способность и потребность в телесном контакте; чувство удивления; вариативность поведения; способность к положительному подкреплению себя; способность к самоанализу в соответствии с возрастом . Это состояние комфорта в окружающей действительности.
Эмоциональное благополучие формирует: адекватную высокую самооценку; сформированный самоконтроль; ориентацию на успех в достижении целей; состояние удовлетворения
ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛАГОПОЛУЧНЫЙ РЕБЕНОК УЛЫБЧИВ НЕПОСРЕДСТВЕНЕН РАЗГОВОРЧИВ НЕ ДРАЧЛИВ НЕ ГРУБИТ РОДИТЕЛЯМ ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ ЮМОРА НЕ ВОРУЕТ НЕ КРИКЛИВ НЕ ОБИЖАЕТ ДРУГИХ СПОСОБЕН ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ ПОЗИЦИЮ СЛУШАЕТ ДРУГИХ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН
Схема создания эмоционального комфорта ребенка Комфортное состояние ребенка. Эмоциональное благополучие в семье Психологическое здоровье ребенка Признание детским сообществом Предметно – развивающая среда Преемственность в работе всех специалистов ДОУ Доброжелательное общение взрослого с ребёнком
Предметно-развивающая среда: Планировать обстановку помещения группы или ее изменения до прихода детей в группу (замена игровых зон – постепенная, с учетом возраста и интересов детей ); Организовать игровые зоны для одновременной игры для 2-3 человек; учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т.к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку); Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Материалы должны быть яркими, красочными, привлекательными.
Эмоционально-развивающая среда ДОУ: Зоны эмоционально-развивающей среды группы ДОУ: Зона двигательной активности; Центр песок-вода; Уголок ИЗО деятельности; Игровые двигательные модули; Игровая «жилая комната»; Центр развивающих игр; Элементы некоторых видов театра, зона «ряженья ». Зона релаксации (уголок уединения).
Игры, способствующие оптимизации эмоциональной сферы ребенка: Эмоциональные игры . Цель – создавать положительный эмоциональный настрой на предстоящий день. Коммуникативные игры . Цель : вызывать у детей радость от общения друг с другом и со взрослыми. Терапевтические игры . Цель : снять эмоциональное и мышечное напряжение, избавиться от страхов .
Режим дня. В.Г . Алямовская , С.Н. Петрова рекомендуют: Понедельник и пятница не д.б . физически и интеллектуально перегружены; Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий; В режиме дня д.б . предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого на основе неформального общения. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки д.б . не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок . Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов , релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.
Общение взрослых с ребенком В психологических исследованиях, проведенных под руководством В.О.Лисиной , выделены четыре вида потребностей : Первый (до 6 мес.) – потребность ребенка в доброжелательном внимании. Второй (от 6 мес. до 3 лет) – потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Третий (3 – 5 лет) – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, в уважительном отношении взрослого. Четвертый (5 – 7 лет) – потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и взаимопонимании, сопереживании.
Необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность : находить общие интересы; формировать традиции группы; создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий ,; поощрять доброжелательность, конструктивные способы разрядки негативных эмоций; развивать эмпатийные способности детей групп. Общение со сверстниками
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей :
Создание условий эмоционального благополучия детей в группе детского сада «Телефон доверия » ; «Семейные альбомы», « У голки релаксации »; «Зональность развивающей среды» ; Р азумная занятость детей, в течении всего дня; Физминутки ; Установка на интересный завтрашний день ; «Утро радостных встреч »; Д емократичный стиль общения воспитателя; С облюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является: «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна». ( И.Сеченов )
К условиям , определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.
Каким должен быть современный педагог? Тип Мери Поппинс: Образованная хорошо воспитанная, замечательно рассказывающая разные истории Прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят Преследует одну-единственную цель – развитие благополучного человека. Является посредником между миром культуры и миром детей. обучает детей так, что они этого не замечают. Постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно что для ростка свет, тепло, влага, удобрения, почва… Чтобы нормально расти, ребенку нужна: любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен.
Установлена прямая зависимость эмоционального благополучия детей от семейных отношений. Поведение родителей и их отношение к ребенку закладывает в нем образцы отношения к окружающим.
Материалы из опыта работы педагогов .
В дошкольном учреждении адаптационный период – один из самых ответственных моментов. Поэтому воспитатель должен создать и поддерживать положительный микроклимат.
Эмоции детей. Социально-психологическое благополучие в ДОУ.
Эмоциональное благополучие ребёнка- это залог его психического и физического здоровья.
Источник