Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников»
статья (старшая группа)
Сообщение «Эмоционально- психологическое здоровье воспитанников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.odt | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение «Эмоционально — психологическое здоровье воспитанников».
Воспитатель старшей группы «Ромашка» Улитина Л.Н.
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель) Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Для решения данной проблемы мы создали соответствующие условия, организовали предметную среду, ориентируясь на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости.
Группа должна создаваться как дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно, расслаблено в этом помещении.
Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой.
Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.
Поэтому важна работа с детьми дошкольного возраста по преодолению негативного эмоционального настроения,
Комфортное состояние дошкольника можно описать признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Комфортное состояние ребенка в детском саду зависит от созданных условий: организации индивидуального подхода к ребенку, непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.
Не менее важным условием эмоционального благополучия также является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением начиная со второй младшей группы. Дети впервые приходят из дома в детский сад и должны окунуться в приятную, доброжелательную и ласковую атмосферу. А чтобы создать такую атмосферу нам воспитателям нужно запастись большим терпением, быть всегда доброжелательным к детям, ежеминутно уделять им больше внимания, стать «второй мамой», ведь дети с педагогом проводят в детском саду большую часть своего времени.
Оказывать поддержку индивидуальности и инициативе детей (свобода выбора детьми деятельности), вовлекать ребенка в различные групповые, интересные виды деятельности. Нам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. С этой целью была разработана модель модернизации предметно – развивающей среды в группе «Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна».
- создать атмосферу психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности;
- создать условия саморегуляции психофизического состояния и двигательной активности детей; использовать игровые ситуации для социально – эмоционального развития дошкольников
- умение детей с повышенной активностью владеть приёмами саморегуляции;
- снижение проявления у агрессивных детей ссор и драк;
- благодаря материалам психологического уголка раскроются тревожные и застенчивые дети;
- умение дошкольников сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх.
Уголок психологической разгрузки «Маленькая страна» применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
- для психологической разгрузки воспитанников;
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Так, например, в первую очередь, мы организовали для детей «Полянку настроения», которая каждое утро встречает их в приёмной: солнышко и тучка. Дети, заходя в группу, брали солнышко или тучку и наклеивали на свой шкафчик. Этим они определяли свое настроение . После того как прием закончен мы выходили в коридор и подсчитывали сколько ребят с хорошим настроением и сколько с плохим. Затем усаживались в круг брались за руки или за плечики качались, здоровались носиками или щечками, обнимались, говорили, передавая друг другу мяч ласковые слова. И те дети, которые пришли в плохом настроении все забывали. Полянка настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. «Полянку настроения» можно использовать в начале дня, чтобы контролировать, с каким настроением приходят дети в детский сад, или в течение дня, что дает возможность отследить комфортность режимных моментов. Можно отследить настроение ребёнка на протяжении всей недели и вести дневник наблюдений воспитателя .
Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры «Азбука настроений», «Что такое хорошо, и что такое плохо» и др.
В качестве оборудования для психологического уголка ещё представлены «Мешочки настроений». «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения . «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, смех, улыбку, радость.
Наличие в группе мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть семейные альбомы, фотографии, детские рисунки, домашние реликвии — что способствует снятию напряжения, поднятию настроения, помогают формировать у детей важнейшие духовные ценности, в том числе представление о гармонии семейных отношений. Это рождает в ребенке чувство защищенности, теплоту, любовь, потребность заботиться друг о друге. У нас в группе есть альбом » Как мы растем» там собраны фотографии детей маленьких до года и дальше.
«Шкатулка секретов». В ней сложены пушистые бубончики, кусочки меха, мягкие кисточки, гладкая стеклянная палочка, кусочек шёлковой ткани и т.д. Ребёнок закрывает глаза, педагог проводит по его руке любым предметом с вопросом “Что это? Угадай?”.
Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев (агрессия) в приемлемой для окружающих форме, используются «Коврик злости», «Упрямая подушка», «Лист гнева»
В уголке размещена корзинка с клубочками разноцветных ниток . Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвую и я.
Наматывая нитку на большой палец правой руки, я начинаю петь песенку (например, «Колобок», «Теремок»). Затем передаю клубок ребёнку, называя его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Кукла Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки куклы, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства. От куклы дети не только забывают обиды, но и стараются сразу поиграть с ней.
В дополнение в группе имеется спортивный уголок , где добавлены игры с мячом, разноцветными ленточками, верёвочками на сплочение детей, увеличение внутренней доброжелательности и формирование самопринятия.
Для снятия стресса, мышечного зажима применяется мышечная релаксация. Умение расслабиться даёт возможность снизить уровень переживаний путём воздействия на состояние тела. Это помогает ребёнку снять напряжение, успокоиться, ведь полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями и как следствие приводит к спокойному и позитивному эмоциональному состоянию. Используется ноутбук с аудиотекой релаксационной направленности и большим набором текстов для релаксаций и визуализаций.
Широко применяются упражнения на дыхание . Ровное, спокойное дыхание – ум находится в покое, частое – ум встревожен. Упражнения на дыхание направлены на успокоение ума, развивают гибкость и плавность движений, поэтому выполняя их можно снять очаги напряжения в теле, расслабиться. Выполнение упражнений любого комплекса развивает способность к концентрации.
Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка. это под столом завешивают различными тряпками.
Для воспитания эстетических чувств и возможности показать свои чувства на бумаге организован уголок для рисования. Все работы детей вывешиваются на стенде творчества для родителей.
А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и «Шкатулка добрых посланий», в которой они оставляют своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.
Стена изменения настроения. Ребятишки при помощи рук перемещаются от грустного изображения к более веселому, при этом останавливаясь напротив каждого объекта, передавая изображенную на нем эмоцию. Дети отвлекаются от своих отрицательных переживаний и как следствие забывают о них, таким образом, налаживается микроклимат в группе. (большой экран когда включен проектор).
Подборка расслабляющей музыки . Релаксационные упражнения с использованием музыки необходимы для снятия у детей напряжения или усталости, которое возникает в результате получения огромного количества информации и постоянного общения с другими членами группы.
Ширмы – легкое, многофункциональное сооружение, которое ребенок может переносить по группе и отгораживать себе укромное, удобное и спокойное местечко. Ребенок отгораживает себе личное пространство.( мольберт)
Волшебный стул – красиво, ярко украшенный стул, предназначен для именинника праздновавшего свой день рождений. Создает положительный эмоциональный настрой, помогает ребенку понять степень значимости его в группе.
Творческие работы детей в группе (в том числе персональные выставки) помогают неуверенным детям поднять самооценку, дают повод погордиться собой, позволяет ребенку увидеть самоценность. В конце недели ребенок рассказывает про свою работу, изготовленную с родителем и получает приз.
Театрализованный уголок – в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог (используют парики, маски ).
Портфолио – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Раньше мы использовали
Центр воды и песка — который является мощным ресурсом предметно-развивающей среды, помогающий создать радостное настроение, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, что создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы ребенка.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы
Результатом работы стали, следующие изменения:
— значительно пополнилась развивающая среда (уголки уединения и настроения, организованы центры эмоциональной разгрузки).
— у детей появилась возможность отрабатывать свое эмоциональное состояние.
— мы стали отмечать, что у детей заметно снизилась тревожность, они стали более спокойны, открыты для общения со сверстниками и взрослыми (на примере Настя…сейчас она первая приходит в д/с без слез и в хорошем настроении).
Мы рекомендуем в каждой группе ДОУ создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Источник
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
статья на тему
развитие эмоционально-личностной сферы у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О важности понимания своих эмоций и чувств и адекватного управления ими для сохранения здоровой психики и взаимоотношений с окр | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПСИХИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Давидович Н. В., педагог-психолог.
МБДОУ ЦЦР д/с № 2 «Искорка», г.Протвино
О важности понимания своих эмоций и чувств и адекватного управления ими для сохранения здоровой психики и взаимоотношений с окружающими людьми.
The development of emotional-personal sphere of preschool children, prevention of mental ill-being and psychosomatic diseases.
Психологическое здоровье определяет личностное и психосоматическое здоровье. Зная эту простую истину, многие практические психологи в сфере дошкольного образования делают в своей психопрофилактической работе приоритетным такое направление как развитие эмоционально-личностной сферы, реализующее главные задачи сохранения и укрепления психологического здоровья ребенка. Ведь не секрет для педагогов, что в настоящее время эмоциональная сфера современных дошкольников развита достаточно слабо: очень мало веселых и эмоционально благополучных детей, способных улыбаться и смеяться от души. Все свои усилия родители направляют на развитие интеллектуальной сферы ребенка, отодвигая эмоциональное развитие на второстепенный план. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность, реагировать на нее и в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Ребенок, у которого развита социально-эмоциональная сфера, вступает во взрослую жизнь уверенный в своих силах, способный сочувствовать и легко выстраивать межличностные отношения, понимая и считаясь с мнениями и чувствами других людей. Он веселый и активный, самостоятельный и доброжелательный, помогающий и любознательный, инициативный и уверенный в себе, открытый и сопереживающий. Эти личностные качества соответствуют ребенку с нормальным психологическим здоровьем. Таких мы и хотим видеть своих детей. А что для этого нужно сделать? Алгоритм психологических развивающих занятий прост. Во-первых, познакомить детей с собственными эмоциями и чувствами, имеющими богатую красочную палитру от негативных до позитивных чувств и эмоций. При этом делается акцент на том, что нет плохих чувств, так как абсолютно все эмоции выполняют ту или иную функцию, сообщая нам важнейшую информацию о нашем внутреннем психическом мире, о степени удовлетворения глубинных потребностей, и помогают правильно выстраивать отношения с людьми. Так, например: чувство страха предупреждает об опасности, подсказывает, что нужно искать защиты и поддержки, а чувств одиночества подсказывает о нехватке человеческого общения и близости, а чувство радости свидетельствует о восполнении важной потребности.
Во-вторых, научиться распознавать и понимать свои собственные эмоциональные состояния и чувства, вступая с ними в непосредственный контакт. Как это можно сделать? Конечно, прежде всего, надо обогатить словарь чувств, необходимый при озвучивании своего состояния и чувства на данный момент времени. Для этого можно придумать много игр и подобрать различные житейские ситуации, и с помощью словаря чувств разобраться что герой истории чувствует и о чем думает. Например: «Зайку бросила хозяйка, под дождем остался зайка! Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок!» — Что зайка чувствует? Что чувствуешь ты сам?
В-третьих, научить управлять адекватными средствами своими негативными состояниями и чувствами без причинения себе и окружающим людям физического и морального ущерба. Если негативные эмоции (страх, гнев, обида) не подавлять в себе, а верно направить их разрушительную энергию на прямое или косвенное «отреагирование», то этот механизм становится главным способом профилактики психосоматических заболеваний. Так как энергия не проявленной эмоции никуда не исчезают, а «застревают» в теле и рано или поздно она все равно дает о себе знать либо взрывом эмоций, либо агрессивным поступком, либо болезнью. А подавливать, скрывать, не обращать внимания на свои чувства ребенок научается в семье, где родители своими бессознательными установками и культурными особенностями «замораживают» и дает запрет на чувства у своих детей, говоря им следующие фразы «воспитательного процесса»: «Не хнычь, не распускай нюни!», «Не расстраивайся — купим другую куклу!», «Не кричи, не смейся громко — неприлично!», «Мальчики не плачут!», «На бабулю не сердятся!». И чтобы угодить взрослому ребенок начинает скрывать свои негативные чувства, а значит скрывать и сильные позитивные чувства тоже. И ребенок растет без контакта со своими чувствами, не умеет распознавать их, и, следовательно, не умеет настроиться на чувства другого человека, т.е. сочувствовать и сопереживать им.
Культура выражения чувств и культура общения заключается в том, чтобы уметь выражать свои чувства как, находясь наедине с собой, так и общаясь с другим человеком или коллективом.
Чувства можно выражать по-разному: поплакать; физически разрядиться (побегать, попрыгать, покричать); нарисовать свои чувства; побыть одному и успокоиться; поговорить с другом; побить подушку; поколотить молотком пластилин; порвать бумагу.
Очень важно правильно говорить о своих негативных чувствах по поводу происходящего собеседнику, используя безопасную форму «я — высказывания», в которой отсутствует оценка личности и не вызывает сопротивления.
Эти теоретические и практические знания, приобретенными дошкольниками, в будущем позволяет ему быть в роли хозяина своей эмоциональной сферы и коммуникативных связях, которыми он умело управляет. Он становится целостной личностью со здоровой психикой, способным справиться со всеми жизненными невзгодами и кризисами.
Другими словами, ребенок научается быть не рабом своих чувств, а быть выше них.
Психологические игры и сказочные истории, направленные на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
«Жизнь в лесу» . Педагог садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей. «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…»
Снежная королева . Педагог предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Детям предлагается «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух — трёх детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали.
«Волшебный цветок» . Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
«Свеча» . Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
«Солнечный зайчик» . Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем педагог говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
«Пирамида любви» . Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
«Угадай настроение» . Дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
«Зеркало настроения». Игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок — зеркало. Другой — тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
«Читаем стихи с разным настроением» . Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.
- Линда Сибли. Чувства разные нужны — чувства разные важны, или как научить ребенка управлять своими чувствами. Издательство: Триада , 2010 г.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекции. Издательство: Владос, 2005
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников
Источник