4.1 Сущность понятия «здоровьесберегающая среда»
Результатом реализации функции сохранения и укрепления здоровья образовательным учреждением, с нашей точки зрения, должно стать создание здоровьесберегающей среды. Т. Ф. Акбашев отмечает, что естественным местом здравотворения является сеть образовательных учреждений [2].
Л. Б. Дыхан считает, что для решения проблем сохранения и укрепления здоровья ребенка в школе необходимо рассматривать образовательную систему в виде целостной образовательной среды, понимая под этим термином тип среды, состоящий из элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе получения ими образования.
С нашей точки зрения, ценной является сама идея преобразования педагогической системы в направлении, способствующем сохранению здоровья. Однако данное определение требует уточнения. Недостаточно информативной является разработанная с позиции комплексного подхода описательная компонентная модель образовательной среды в аспекте сохранения и укрепления здоровья ребенка, предложенная Л. Б. Дыхан. Так, автор структуру здоровьесберегающей среды описывает следующим образом: организация процесса обучения и воспитания; стиль общения субъектов образовательного процесса; санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания; двигательный режим учащихся; медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня; питание.
Мы считаем, что названных компонентов явно недостаточно, они не в полной мере обеспечивают сохранение здоровья учащихся в процессе их обучения и воспитания в образовательном учреждении. Субъектами здоровьесберегающей среды должны быть учащиеся, все специалисты, работающие в образовательном учреждении, и, конечно же, родители (см. таблицу № 2).
Как показали результаты исследований, только работа в трех направлениях (с учащимися, учителями и родителями) дает положительные результаты. Эффективным также является взаимодействие специалистов, работающих в образовательных учреждениях, с сотрудниками Центра ПМСС (Центр Психолого-медико-социального сопровождения).
Опираясь на теоретические выводы М. Я. Басова (в качестве жизненно важных отношений ребенка со средой взяты его основные биологические и социальные потребности, позволяющие научно обоснованно выделить компоненты образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья) и результаты проведенных нами исследований, мы определили основные характеристики здоровьесберегающей образовательной среды:
- создание благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, соответствующих не только требованиям СанПиНов, но и индивидуальным особенностям ребенка, создание благоприятного психологического климата; социально-педагогическая работа по устранению влияния неблагоприятных факторов, выявленных в процессе исследования;
- обеспечение рационального и сбалансированного питания;
- организация качественного медицинского обслуживания;
- создание нормативной базы образовательного учреждения, закрепляющей права и обязанности каждого участника образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;
- оптимальная, физиологически оправданная организация учебного процесса, использование средств оптимизации в учебном процессе;
- учебно-методическое обеспечение, соответствующее разным адаптационным способностям обучающихся, коррекция содержания образования (внесение соответствующих изменений в учебные планы и программы); введение личностно-ориентированного и дифференцированного подхода в преподавании учебных предметов и дисциплин;
- организация внеучебной работы, направленная на реализацию потребностей и возможностей детей и преподавателей, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; обучение здоровому образу жизни;
- формирование физической культуры как фактора гармонического развития физических и духовных качеств личности, организация групп для занятия физкультурой лиц с различной патологией; применение способов укрепления физического здоровья учащихся в процессе обучения;
- изучение состояния здоровья учащихся, создание системы мониторинга здоровья и физического развития; исследование факторов риска заболеваемости;
- исследование потребностей ребенка, формирование ценностного отношения к здоровью, формирование навыков здорового образа жизни, формирование культуры здоровья;
- субъектное включение детей и подростков в организацию процесса здоровьесбережения;
- изучение педагогического процесса, разработка и использование экспертно-функционального подхода, позволяющего анализировать влияние педагогического процесса, новых педагогических технологий на здоровье;
- использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
- разработка программ, позволяющих повысить информированность детей и подростков, родителей и педагогов в сфере сохранения и укрепления здоровья.
Реализации функции сохранения и укрепления здоровья образовательным учреждением способствуют здоровьесберегающие технологии. До сих пор у ученых нет однозначного понимания того, что же представляют собой здоровьесберегающие технологии. Большой вклад в решение данного вопроса внес Н. К. Смирнов [303].
С нашей точки зрения, самым важным в характеристике любой технологии, реализуемой в образовательном учреждении, является то, насколько она сохраняет здоровье учащихся, является ли она здоровьесберегающей. Схема экспертизы технологий с точки зрения влияния на здоровье, которая разработана нами, позволяет дать ответ на этот вопрос.
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении невозможно без методических преобразований, которые предполагают:
1. Внесение новых элементов в структуру образовательного процесса.
2. Изменение условий школьной среды и режима работы школы.
3. Повышение заинтересованности и степени удовлетворенности школой у участников образовательного процесса.
4. Повышение у школьников самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью, формирование культуры здоровья.
5. Налаживание сотрудничества между школой и родителями.
6. Улучшение материально-технической и учебной базы школы.
7. Расширение межведомственного сотрудничества в реализации функции сохранения и укрепления здоровья детей.
8. Разработку методики управления внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
Источник
Компонентный состав здоровьесберегающей среды в ДОУ
консультация по теме
Консультация раскрывает содержание понятия здоровьесберегающая среда в ДОУ и ее компоненты (образовательный процесс, предметный, социальный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komponentnyy_sostav_zdorovesberegayushchey_sredy.docx | 33.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
Эффективность процесса физического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена, в основном, двумя группами факторов:
1) детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям;
2) в дошкольном возрастном периоде происходит:
- становление двигательных способностей;
- формирование базовых двигательных умений и навыков;
- создание фундамента двигательного опыта, необходимого в жизненной практике;
- формирование здорового образа жизни.
Если учитывать то обстоятельство, что двигательная деятельность ребенка является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития различных сфер личности, то становится очевидной необходимость разработки вопросов совершенствования здоровьесберегающих технологий.
Поэтому, полноценный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ невозможен без создания здоровьесберегающей среды.
Здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении представляет собой систему, состоящую из воспитательно-образовательного процесса, социального и предметного компонентов, через которые педагогический коллектив обеспечивает всестороннее развитие ребенка
К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в ДОУ относятся:
- педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу,
- медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников;
- семья, соседи, родственники и пр.
Кроме того, социальный компонент имеет огромные воспитательные возможности воздействия на ребенка. С одной стороны это делает двигательные действия ребенка коммуникативными, с другой — общение в двигательных действиях раскрывает ребенку значимость выполняемых физических упражнений. И, наконец, третья сторона в общении происходит с помощью физических упражнений при взаимодействии в коллективных действиях игры. Например, «передачи мяча», «танец в паре» — совместные социальные действия, от слаженности в которых зависит конечный результат.
Предметный компонент представлен:
- физкультурно-оздоровительной базой;
- играми, игрушками, физкультурно-спортивным оборудованием, инвентарем, тренажерами и пр.;
Схема координации воспитательно-образовательного процесса, в том числе и организация здоровьесберегающей среды, в детском образовательном учреждении представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема координации воспитательно-образовательного процесса
Специалист физического воспитания ДОУ выступает в роли организатора всей методической и консультативной работы физкультурного процесса. Главным направлением деятельности специалиста по физической культуре является формирование и развитие системы физического воспитания, повышение методического уровня работы всего педагогического персонала, объединение усилий педагогов и медиков в решении оздоровительных задач.
Медицинский работник проводит консультативную работу с инструктором по физкультуре, воспитателями, музыкальными руководителями — по обследованию физического развития детей-дошкольников, по профилактике заболеваний, общеукрепляющим и закаливающим процедурам, а также контроль в состоянии здоровья дошкольников.
Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение при проведении всех физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, а также составляет совместно с воспитателем и инструктором по физическому воспитанию интегрированный план занятий.
Старший воспитатель координирует работу педагогов в данном направлении.
При построении здоровьесберегающей среды ДОУ выделены следующие наиболее важные направления:
- соответствие предметного окружения санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;
- создание предметной среды по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний;
- обеспечение положительного эмоционального состояния дошкольников;
- условия для полноценного физического развития, удовлетворения потребностей в разнообразной двигательной активности;
- условия для формирования привычек здорового образа жизни.
Таким образом, в процессе физического воспитания необходимо создать условия, в которых физические и духовные возможности ребенка раскрываются во всей полноте.
Особое внимание необходимо уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой, закаливающих процедур, оздоровительной гимнастики.
Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении происходит только при постоянном и последовательном применении оздоровительных мероприятий соответствующей направленности и под контролем педагогического коллектива. Только тогда можно добиться, чтобы дети были здоровыми, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» .
Развитие здорового ребенка всегда являлось приоритетной задачей дошкольных учреждений. Наряду с этим общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. .
Выступление по формированию здоровьесберегающей среды в группе.
Из опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении с помощью организации разных видов деятельности в игровой форме.
Проект предназначен для воспитателей групп раннего возраста. Проект краткосрочный.
Источник
Элементы здоровья сберегающей среды
Автор: Слепченко Марина Валерьевна
Организация: МАДОУ ЦРР № 31
Населенный пункт: ст. Ленинградская
1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике здоровьесберегающего пространства
Одной из актуальных проблем современного общества является снижение уровня здоровья детей и подростков, что отражено в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Одним из его основополагающих принципов является сохранение и укрепление здоровья населения.
Исследования показывают, что этот процесс повышения заболеваемости постоянно прогрессирует. Поэтому одной из основных целей каждой образовательной организации является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
В соответствии с этим возникла необходимость поиска эффективных путей решения данной проблемы, не противоречащих природе ребенка. Ученые утверждают, что возвращение к природосообразному образованию целесообразно в процессе воспитания здорового подрастающего поколения. Проблемой здоровьесбережения в отечественной педагогике занимались такие ученые как Е.А. Ямбург, В.К. Крючков, М.М. Безруких и другие.
В чем же причины такой активной позиции образовательной организации в процессе здоровьесбережения воспитанников (учащихся)?
Во-первых, именно взрослые несут ответственность за сохранение и укрепление здоровья детей.
Во-вторых, максимально эффективное воздействие на процесс формирования здорового образа жизни возможно лишь в системе воспитательно-образовательной работы.
В-третьих, современная медицина занимается лечением возникшей болезни, а не её профилактикой.
Следовательно, главным действующим лицом в процессе формирования здорового поколения является педагог. Именно он в своей профессиональной деятельности должен учитывать влияние неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды:
- Интенсивность образовательного процесса;
- Использование различных форм обучения;
- Длительность мероприятий с детьми;
- Снижение двигательной активности;
- Стрессовые ситуации.
Таким образом, мы видим, что охрана здоровья детей является приоритетным направлением работы на современном уровне развития образовательной системы. Что же подразумевает под собой понятие «здоровье»? Существует более 300 определений. Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Рассмотрим виды здоровья:
- Физическое здоровье (совершенство саморегуляции в организме; гармония физиологических процессов; максимальная адаптация организма к окружающей среде);
- Психическое здоровье (высокое сознание, развитые психические процессы; статус общего душевного комфорта, адекватные поведенческие реакции);
- Нравственное здоровье (система ценностей, мотивов и установок поведения индивидуума в обществе);
- Духовное здоровье (система убеждений и ценностей);
- Социальное здоровье (здоровье окружающей среды и общества относительно каждого человека).
Признаками индивидуального здоровья человека являются следующие показатели:
- Параметры роста и развития;
- Текущее состояние и потенциал организма и личности;
- Устойчивость к воздействию повреждающих факторов;
- Наличие и уровень развития заболевания и/или дефекта развития;
- Уровень развития ценностно-мотивационных и морально-волевых установок.
Индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели:
- Соматический компонент (текущее состояние органов и систем организма);
- Физический компонент (уровень роста и развития организма);
- Психический компонент (состояние психической сферы);
- Нравственный компонент (система мотивационной и потребностно-информационной сферы).
Специалисты в сфере здоровьесбережения выделяют следующие факторы риска для здоровья детей:
- Чрезмерная интенсивность образовательного процесса;
- Несоответствие программ и технологий возрастным и функциональным особенностям;
- Стрессогенные технологии;
- Несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований;
- Недостаточная компетентность педагога в вопросах здоровьесбережения;
- Неправильная организация питания;
- Низкий уровень культуры здоровья у детей и их родителей;
- Неблагополучное состояние здоровья педагога;
- Низкий уровень медицинского контроля за состоянием здоровья детей;
- Отсутствие помещения для занятий спортом.
Таким образом, можно сделать вывод, что культура здорового образа жизни является составной частью общей культуры человека. Она отражает его системное и динамическое состояние, уровень здоровьесберегающих компетенций, физическую активность, социально-духовные ценности и т.п.
2. Современные подходы к созданию
здоровьесберегающего пространства образовательной среды
Здоровьесберегающее пространство в образовательной среде современной образовательной организации является важнейшим средством воспитания и развития детей. Это комплексный, системный, вариативный, инвариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками, взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
В образовании выделяют несколько направлений здоровьесбережения:
- Здоровьеформирующие образовательные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии;
- Здоровьесберегающее пространство.
Здоровьеформирующие образовательные технологии способствуют формированию у воспитанников (учащихся) культуры здорового образа жизни и потребности в занятиях спортом и физической культурой.
Здоровьесберегающие технологии раскрывают рациональную организацию образовательного процесса и создают эффективные условия для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
Выделяют следующие направления здоровьесберегающей деятельности:
- Формирование здоровьесберегающего пространства;
- Формирование здоровой образовательной среды;
- Рациональная организация воспитательно-образовательного пространства;
- Организация рационального питания;
- Оздоровительно-профилактическая деятельность;
- Диагностика состояния здоровья детей;
- Физкультурно-спортивная деятельность;
- Деятельность по формированию основ здорового образа жизни.
Важной составной частью образовательной среды является ее здоровьесбережение, возможность организации педагогического процесса таким образом, чтобы он не навредил здоровью ребенка.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система. Ее основу составляет эмоционально-комфортная среда пребывания, благоприятный режим жизнедеятельности ребенка. Создание подобной здоровьесберегающей среды включает в себя следующие компоненты:
- Оптимизация санитарно-гигиенических условий;
- Обеспечение психологического и эмоционального комфорта;
- Учет индивидуальных особенностей воспитанников (учащихся);
- Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
- Творческий подход к образовательному процессу;
- Рациональность учебной нагрузки;
- Мониторинг состояния здоровья детей;
- Использование здоровьесберегающих технологий.
Процесс формирования здоровьесберегающего пространства основывается на ряде принципов:
- Диагностика и учет психофизических состояний субъектов образовательного процесса;
- Единство психологической потребности и компетентности в вопросах формирования здорового образа жизни;
- Социальная ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих;
- Новизна и эффективность используемых способов и средств сохранения здоровья;
- Моральная стимуляция потребности в здоровом образе жизни;
- Динамизм;
- Гибкость;
- Открытость;
- Доступность;
- Саморазвитие и тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса.
3. Рекомендации по формированию здоровьесберегающего пространства образовательной среды
Эффективный результат может дать образовательная среда в том случае, если соблюдено условие активного взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Причем ребенок является не только объектом, на который влияют взрослые, но и субъектом, активным партнером и полноценным участником.
Основными компонентами здоровьесберегающего пространства являются:
- Здоровьесберегающая организация воспитательно-образовательного процесса;
- Семья;
- Социум.
Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждый педагог в своей профессиональной деятельности должен соблюдать ряд правил. В первую очередь это соблюдение санитарно-гигиенических требований, которые отражены в СанПиН:
- Требования к помещению;
- Требования к освещенности;
- Требования по проветриванию помещения;
- Требования к мебели;
- Требования к температурному режиму;
- Требования к уровню шума и т.п.
Педагогическая деятельность по сохранению и укреплению психического здоровья ребенка, прежде всего, начинается с создания комфортной образовательной среды. Она должна обеспечивать детям:
- Хорошее самочувствие;
- Эмоциональный комфорт;
- Высокую работоспособность;
- Учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
Для поддержания благоприятного психологического климата педагог в своей профессиональной деятельности использует спокойный тон речи, внимание к каждому высказыванию, адекватную положительную реакцию на проявление ребенком активности и самостоятельности, тактичную корректировку поведенческих отклонений, уместный ситуации юмор.
Использование личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку позволит успешно развить его способности, сохранить и укрепить здоровье. Каждый воспитанник находится в центре образовательного процесса, педагогу важен его личностный рост. В связи с этим повышается степень его социальной значимости, адекватной становится самооценка, активизируется познавательная деятельность.
Контроль педагога за степенью утомления ребенка во время совместных мероприятий поможет своевременно скорректировать образовательный процесс, сменить род деятельности. Целесообразное чередование активных и статичных видов детской деятельности способствует поддержанию работоспособности каждого ребенка, качество усвоения им программного материала.
Творческий подход к организации образовательного процесса способствует поисковой активности детей, развитию их личности, формированию успешности, следовательно, преодолению стрессовой ситуации, снижению утомляемости, а в результате – сохранению и укреплению здоровья. Учеными выявлен ряд проблем, влекущих за собой перенагрузку:
- Интенсификация образовательного процесса;
- Раннее начало систематического обучения;
- Несоответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей используемых методов и приемов работы.
В связи с этим важно педагогу рационально планировать образовательный процесс. Не допускать изнуряющую интеллектуальную, нервную, эмоциональную нагрузку, стремление достичь максимальных результатов без учета возможностей ребенка.
При работе с техническими средствами обучения (ТСО) соблюдать правила по их использованию:
- Длительность;
- Содержание;
- Качественные характеристики;
- Расположение детей и т.п.
Педагог должен помнить о психологическом подходе к каждому ребенку:
- Учитывать его возрастные и индивидуальные особенности;
- Знать психофизиологические особенности для своевременного устранения утомления.
Еще одной из проблем сохранения физического здоровья является низкая двигательная активность детей. Применение динамических пауз и физминуток позволяет удовлетворить естественную потребность растущего организма в движении. Метод релаксации позволяет частично либо полностью избавиться от физического и психологического напряжения.
Таким образом, формирование здоровьесберегающей образовательной среды позволяет своевременно и эффективно сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения. Грамотная организация и реализация педагогом здоровьесберегающего пространства способна значительно уменьшить влияние здоровьеразрушающих, стрессообразующих факторов, избежать усталости и перегрузки.
Современная педагогика находится в постоянном поиске путей выхода из сложившейся ситуации. Инновационные методы и методики позволяют повысить качество образования. Преемственность всех ступеней образовательной системы в данном вопросе позволяет сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения и всего человечества в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья. — Екатеринбург, 1993 г.
- Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье. — М.: Вентана-Граф, 2003 г.
- 3.Величковский Б. Т., Кирпичев В. И., Суравегина И. Т. Здоровье человека и окружающая среда. — М.: 1997 г.
- Зиттлер П. Основы здоровой жизни. — М.: «Польза», 2013 г.
- Макеева А.Г., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект: Волшебные уроки в стране Здоровье. — СПб., Образование и культура, 1999 г.
- Рогов Б. Настольная книга психолога, 2009 г.
Источник