Структурные элементы систем здравоохранения
Что составляет системы здравоохранения?
Система здравоохранения состоит из всех организаций, институтов, ресурсов и людей, основной целью которых является улучшение здоровья.
Укрепление систем здравоохранения означает преодоление основных трудностей для выполнения задач в следующих областях:
- кадровое обеспечение здравоохранения;
- инфраструктура;
- оборудование и лекарства;
- материально-техническое обеспечение;
- отслеживание прогресса;
- эффективное финансирование.
Плохое состояние систем здравоохранения во многих развивающихся странах является одним из самых значительных препятствий на пути расширения доступа к основным видам медико-санитарной помощи. Однако проблемы в области систем здравоохранения не ограничиваются только бедными странами. В некоторых богатых странах большие группы людей не имеют доступа к медико-санитарной помощи из-за несправедливой организации социальной защиты. Другие страны пытаются решить проблему роста цен, вызванного неэффективным использованием ресурсов.
В целом, все шире признается тот факт, что для поддержания и улучшения здоровья людей в мире правительства должны создать надежные и действенные системы здравоохранения, обеспечивающие эффективную профилактику и лечение болезней для всех женщин, мужчин и детей, независимо от того, кем они являются и где живут. ВОЗ полна решимости оказывать содействие своим государствам-членам в выполнении этой задачи.
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВОЗ
Генеральный директор
Генеральный директор и высшее руководство
Руководящие органы
Устав ВОЗ, Исполнительный комитет и Всемирная ассамблея здравоохранения
Центр СМИ
Новости, события, информационные бюллетени, мультимедийные средства и контакты
Доклад о состоянии здравоохранения
Ежегодный доклад о здравоохранении в мире и основные статистические данные
Источник
Мой сайт
Тема: « Система охраны здоровья населения»
Управление охраной здоровья населения является комплексной задачей всего общества, в реализации которого принимают участие множество секторов народного хозяйства и структур управления. Для принятия научно-обоснованного решения в области обеспечения охраны здоровья требуются данные медико-социального, экономического, правового и иного характера.
Формы и методы управления зависят от факторов:
1. Социальные факторы (социальная направленность решений);
2. Уровень социальноно-экономического развития страны м регионов;
3. Реализация принципов социальной справедливости и доступности для общества достижений науки и практики в области охраны здоровья;
4. Уровень научного обеспечения проблем охраны здоровья населения;
5. Адаптация м/н опыты в области медико-социального обеспечения населения Российской Федерации и в различных регионах.
Охрана здоровья населения — это совокупность экономических, правовых, социальных, научно-медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.;
Здравоохранение представляет собой систему состоящую:
— из структурных элементов (органы здравоохранения)
-из функциональных элементов (амбулаторная и стационарная помощь, санитарно-эпидемиологическая служба и т. д.), которые, тесно связаны между собой;
Отечественная система здравоохранения состоит:
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
I. Государственная находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения ЛПУ и организации, создаваемые Минздравом РФ, министерствами субъектов РФ, государственными предприятиями, учреждениями и организациями
II. муниципальная находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ. Финансирование за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов (территориальных фондов обязательного медицинского страхования) и иных источников.
III. Частная: ЛПУ, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой.
Любое учреждение здравоохранения может оказывать какие-либо услуги только при наличии лицензии на избранный вид деятельности, выдаваемой лицензионными комиссиями
(Основы законодательства об охране здоровья и ст. 17 Федерального закона от 25.09.98 г. N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изменениями от 26.11.98 г.).
Лицензия выдается на основании сертификата соответствия деятельности лечебного учреждения установленным стандартам.
Правом на занятие народной медициной (целительством) обладают граждане РФ, получившие диплом целителя, выдаваемый управлениями (министерствами) здравоохранения областей и республик в составе РФ(целителям, имеющим медицинское образование и сертификат специалиста, выданный медицинской сертификационной комиссией).
1) приоритет профилактики в вопросах охраны здоровья граждан (социально-экономические меры должны быть прежде всего направлены на предупреждение заболеваний и на устранение причин их возникновения. :
-контроль за соблюдением гигиенических норм и правил, выполнением санитарного законодательства;
— воспитание здорового образа жизни,
— диспансерный метод и участковый принцип работы учреждений здравоохранения в профилактической работе;
2) соблюдение прав человека и граждан в области охраны здоровья (Конституция РФ ст. 41,на её основе приняты Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан):
— права граждан при оказании медико-социальной помощи;
— обязанности и права медицинских, фармацевтических работников;
— ответственность за причинение вреда здоровью граждан;
— доступность медико-социальной помощи;
— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья через систему обязательного социального страхования;
— ответственность органов государственной власти и управления предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан по охране их здоровья.
В связи а перераспределением полномочий между федеральными органами управления здравоохранением, субъектами РФ и муниципальными образованиями снизилась управляемость отраслью в частности координирующая регулирующая роль федеральных органов.
Это привело к заметной дифференциации условий оказания медицинской помощи на различных территориях при сохраняющемся низком уровне финансирования отрасли.
Основные направления реформ в здравоохранении:
1. Структурная перестройка отрасли с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи, включая преобразования в сфере первичной медико-социальной помощи (ПМСП), скорой медицинской и стационарной помощи;
2. Преобразования в области кадровой политики ориентированные на нужды практического здравоохранения;
3. Совершенствование научных исследований в области здравья населения и здравоохранения путем повышения их качества и эффективности.
4. Последняя реализация законодательства о медицинском страховании граждан;
5. Разработка законодательной и нормативной базы (о системе здравоохранения, о правах пациента);
ПМСП: основные принципы и элементы ПМСП были разработаны и рекомендованы всем странам с различными системами здравоохранения Алма-Атинской международной конференцией по первичной медико-санитарной помощи, которая состоялась в 1978 г.
Алма-Атинской Декларации ВОЗ (1978) :
ПМСП основная функция и цель здравоохранения, часть социального и экономического развития общества включает в себя следующие элементы:
1.- санитарное просвещение по актуальным проблемам охраны здоровья и способам их решения, включая профилактику;
— обеспечение достаточным количеством продуктов питания и содействие рациональному питанию;
— снабжение достаточным количеством чистой питьевой воды;
— проведение основных санитарно-гигиенических мероприятий;
2. — охрана здоровья матери и ребенка, планирование семьи;
— вакцинация против основных инфекционных болезней;
— лечение распространенных заболеваний и травм;
— обеспечение основными лекарственными средствами.
ПМСП — это первый уровень контакта индивидуума, семьи или общества с национальной системой здравоохранения, который максимально приближает медицинскую помощь к месту жительства (предусматривает соответствующие службы укрепления здоровья, реабилитации и лечения).
Показатели оценки ПМСП (ВОЗ):
1.Процент грудных младенцев, которым были сделаны прививки в течение первого года жизни от дифтерии, коклюша, столбняка (3 дозы), полиомиелита (3 дозы), кори (1 доза) и, когда это требуется в соответствии с законодательством, от туберкулеза (БЦЖ, 1 доза); доля детей, получивших прививки от кори в течение их второго года жизни,
когда такая иммунизация предписывается в соответствии с национальными планами и программами;
2. число искусственных абортов на 1000 живорожденных с распределением женщин по возрасту (до 14лет; 15-19; 20-24);
3.число живых рождений в распределении по возрасту мате
рей (особо выделяют возрастную группу до 16 лет).
Концепция ПМСП принятая в России, ориентирована на преимущественное оказание медицинской помощи в амбулаторнополиклинических учреждениях. ( 80-86% — поликлиники, начинают и заканчивают лечение общее и специализированное).
Амбулаторно-поликлинические учреждения работают по принципу участков ости (терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи). Основным методом работы является диспансерный метод. (дети, беременные женщины, декретированные контингенты работающих: пищевых объектов; детских дошкольных и школьных учреждений и др., инвалиды и участники ВОВ и приравненные к ним категории населения, больные с хроническими заболеваниями (диабет, болезни системы кровообращения, болезни крови и др.).
1. служба скорой и неотложной медицинской помощи
2. центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора
В ходе реформы здравоохранения поставлена задача укрепления первичного звена и приказом Минздравмедпрома Рф «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» от 22.08.92 № 237 были определены программы подготовки таких врачей и возможные организационные формы работы.
Врач общей практики (ВОП) — специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению(семье независимо от возраста и пола пациентов, является семейным врачом (СВ).
Предстоит создание такой отечественной модели здравоохранения, когда ВОП впишется в структуру работы амбулаторно-поликлинических учреждений без разрушения сети последних.
Работа ВОП существенно отличается от работы участковых врачей по видам и объемам деятельности, но, самое главное — ВОП должен быть юридическим лицом, самостоятельно хозяйствующим субъектом и работать на контрактной основе со страховой организацией или муниципальным органом исполнительной власти, с соответствующей оплатой труда.
Источник
Организация охраны здоровья и оказания медицинской помощи
В Конституции РФ система охраны здоровья, или здравоохранение в его широком, ВОЗ-овском, понимании, справедливо отделена от медицинской помощи (первая фраза ст. 41). Система охраны здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, поддержание их долголетней активной жизни и предоставление им адекватной социально-медицинской помощи в случае утраты здоровья и трудоспособности.
К системе охраны здоровья относятся такие проблемы, как бедность и здоровье, питание и здоровье, питьевая вода и здоровье, труд и здоровье, окружающая среда и здоровье и т.п. За систему охраны здоровья должны нести ответственность первые лица государства (на федеральном уровне) и губернаторы (на уровне субъекта федерации). Для этого должны быть разработаны не программы развития здравоохранения (как у нас принято), а программы улучшения здоровья населения страны в целом и отдельных ее регионов с непосредственной ответственностью губернаторов, а это принципиально разные вещи, серьезно отличающиеся друг от друга по целям, ресурсам, содержанию, ответственности и т.д.
В качестве оценочных показателей этих программ могут служить популяционные медико-демографические показатели здоровья. Низовым уровнем системы охраны здоровья является правильно организованная первичная медико-санитарная помощь (ПМСП, Primary Health Care), которая означает первичную заботу (!) о здоровье, а не, как у нас понимается, введение в структуру еще одного врача (врача общей практики или участкового врача), ведущего первичный прием пациентов. Ведь только врач ПМСП вместе с санэпидслужбой перед местными органами власти может ставить вопрос о неблагополучии здоровья граждан и в связи с этим требовать улучшения внешних факторов и условий. Он же должен проводить значительный объем профилактических мероприятий на контролируемом участке, об этом еще будет сказано ниже. Кроме того, на уровне ПМСП система охраны здоровья смыкается с организацией медицинской помощи компактно проживающему населению, и все это ложится на плечи врача общей практики.
В развитых странах основой организации медицинской помощи является именно ПМСП, от которой зависит эффективность, т.е. соотношение результатов и затрат, всех остальных медицинских организаций, служб и их уровней. На уровне ПМСП должны начинать и заканчивать свое лечение не менее 75% пациентов. У нас роль ПМСП явно недооценивается, и акцент делается на «тыловой» медицине.
Врач общей практики – дипломированный специалист, имеющий лицензию, который как клиницист оказывает индивидуальную, первичную и непрерывную помощь отдельным лицам, семьям и всему населению, независимо от пола, возраста и вида заболевания. Для этого он должен быть соответственно подготовлен, технически вооружен и иметь адекватный штат. Групповая врачебная практика, как правило, имеет преимущества при сравнении с индивидуальной, а врачи общей практики по сравнению с участковыми терапевтами. Клиническая медицина во всем мире и у нас в стране активно развивается: совершенствуются медицинские технологии и постепенно распространяются на всю сеть, обновляется медицинское оборудование, оно становится более доступным, выполняются уникальные, ранее не- возможные операции и т.д.
Многие недоумевают: если это так и государство тратит немалые средства на все это, почему население и пациенты по-прежнему недовольны? И проблема здесь не только в проведенной пресловутой «оптимизации», когда совершенно необдуманно и только исходя из рентабельности закрывали или укрупняли многие медицинские организации (они и ранее были нерентабельными, но тогда исходили не из их экономичности, а из целесообразности), к чему привел перевод медицинской по- мощи (или здравоохранения в узком смысле) из социальной сферы в экономическую с внедрением рыночной системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
В результате «оптимизации» были закрыты многие ФАПы, сельские участковые и районные больницы, роддома. Да, они были экономически неэффективны со своими 300 и менее родами в год, но куда девать беременных: не в поле же им рожать, перекусывая зубами пуповину, или ехать за сотни километров в уже созданные и планируемые перинатальные центры?
Кстати, кто-нибудь объяснил нашим властям, для чего они нужны и что такое перинатальный период? В Японии, например, перинатальные центры стали создавать, только когда решили видимые проблемы родовспоможения и устранимые причины материнской и младенческой смертности; только после этого они занялись более тонкими проблемами на уровне «мать–плод», для чего и понадобились перинатальные центры.
В итоге проведенной «оптимизации» 25,8% жителей нашей страны, т.е. сельские жители и население в малых городах, остались без доступной и качественной медицинской помощи. На долю сельских участковых больниц приходилось 47% всех случаев госпитализации по стране, а на ФАПы и сельские амбулатории – 53% всех посещений, т.е. ликвидировали наиболее массовые медицинские учреждения, и эту массовость уже не восстановить. Из 4500 сельских участковых больниц на всю страну их осталось всего 400. В результате «оптимизации» нередко даже до фельдшера нужно добираться за 30–40 км, а это не каждый сможет. Из-за значительных расстояний (страна огромная) и состояния местных дорог (136-е место из 144 стран) для села, малых городов и населенных пунктов медицинская помощь фактически недоступна. А все достижения медицины концентрируются в крупных городах и в медицинских центрах.
Сейчас по количеству больниц мы стремительно приближаемся к 1930-м гг. Как бы поступил рачительный хозяин, переезжая в новое жилье? Он бы взял из прошлого все самое ценное и полезное, а от негатива бы избавился. Скажите, кому мешала хорошо организованная санитарная авиация, служба скорой помощи и помощи больным по экстренным медицинским показаниям с утвержденным списком неотложных состояний, система непрерывного медицинского образования, двух- и трехзвеньевая системы, кабинеты предварительного приема, гериатрические кабинеты в поликлиниках и т.п.
А куда исчезла пироговская система этапности медицинской помощи с маршрутизацией пациентов, которая легла в основу военно-медицинской доктрины, приводящей к наибольшему выходу в строй? Если раньше врач не только опрашивал, осматривал, аускультировал, пальпировал и перкутировал своих пациентов, разговаривал с ними, но и по походке в длинном кабинете мог составить гипотезу о заболевании (геморрой, артроз и т.п.), то сейчас врачу не до больного, поскольку исходя из его жалоб он должен правильно заполнить документацию на компьютере (иначе могут быть штрафы) или направить больного дальше на обследование и консультацию. Врача отучили думать. Стыдно сказать, но только сейчас и только в Москве врачей будут учить общению с пациентами. Не каждый может быть врачом. Если он, как пресловутый врач скорой помощи, в детстве мучил и вешал кошек, из него выйдет убийца, в лучшем случае патологоанатом. А сданные даже на отлично вступительные экзамены не гарантируют, что из абитуриента получится хороший врач. Он должен обладать определенным набором человеческих качеств, которые легко устанавливаются соответствующей системой тестирования. К тому же врача нужно иначе готовить на дои последипломном уровнях.
Кроме всего вышеперечисленного, проблемы здравоохранения связаны с системой ОМС, когда государственные деньги направляются государственным же медицинским организациям (а таких 96%) посредством частных коммерческих страховых медицинских организаций (СМО), главной целью которых, как это не маскируй, является не оказание помощи пациентам, а получение прибыли, в том числе путем наложения штрафных санкций на медицинские учреждения, придираясь к ошибкам в заполнении документов. Иначе говоря, проверяющие СМО экономически заинтересованы в некачественной работе медицинских организаций. Да и сама система ОМС себя изживает, даже в Германии, что следует из сайтов депутатов бундестага, поскольку прирост взносов значительно отстает от потребностей населения, особенно пожилых людей, число которых нарастает, а на мигрантов рассчитывать не приходится. Более того, все участники ОМС экономически заинтересованы в увеличении числа медицинских услуг, в том, чтобы лечить, но не вылечить, в росте числа больных людей, хотя интересы государства должны быть прямо противоположными. Кроме того, страны с медицинским страхованием демонстрируют гораздо меньшую эффективность (по соотношению затрат и управляемых показателей) здравоохранения, чем страны с государственно-бюджетной моделью (Британия, Испания, Италия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Австралия и др.).
Частные коммерческие клиники, хотя по Конституции РФ они входят в национальную систему здравоохранения, положение не спасают, так как в любой момент они могут трансформироваться, перепрофилироваться, закрыться и т.д. и потому не должны быть доминирующими, а лишь дополнительными, заместительными и конкурирующими по отношению к государственным клиникам. Платными услугами в государственных и частных клиниках может частично воспользоваться только пятая часть населения страны, поскольку разрыв в доходах и возможностях между бедными и богатыми только нарастает. Соплатежи граждан – тоже не выход, поскольку люди для получения нужной медицинской помощи и в нужное время платят налоги и недополучают часть заработной платы, и потому может нарастать их недовольство в связи с бессилием властей правильно планировать расходы бюджета с учетом приоритетов. Исходя из вышеизложенного первое, что нужно сделать незамедлительно, – это отделить СМО от системы ОМС и поручить им развивать зачаточное добровольное медицинское страхование, а функцией страховщиков следует наделить территориальные фонды ОМС, сделав их филиалами Федерального фонда ОМС – единственного пока страховщика во всей стране. Это позволит выкроить время для подготовки и проведения необходимых преобразований. Далее очень важно сместить все акценты (финансовые, кадровые, организационные, интеллектуальные) с «тыловой» медицины, с центров высоких технологий, в которых при правильной организации всей медицинской по- мощи будут нуждаться
Источник