Меню

Элементы культуры здоровья личности

Элементы культуры здоровья личности

Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 31.05.2021).

Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, главным приоритетом определяет сохранение и укрепление здоровья педагогов и воспитанников, поскольку здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного «физического, духовного и социального благополучия личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Важнейшей качественной характеристикой здоровой личности научным сообществом признается культура здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности. В настоящее время среди ученых отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в области философии, психологии, социологии, валеологии, медицины, педагогики и других научных сфер деятельности, развивающих концепции здоровья с позиций аксиологического, акмеологического, системного, культурологического, социокультурного и других подходов. Выделим наиболее значимые для нашего исследования позиции.

Прежде всего, культура здоровья рассматривается как значимая характеристика и одна из составляющих культуры общества и личности, определяющая социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности (З.И. Колычева); формирующая «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» (И.М. Быховская), а также «информированность в области здоровьесбережения» и практико-ориентированную потребность личности к ведению здорового образа жизни, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих (Л.Н. Волошина).Во многих исследованиях, как отмечает Маджуга (2005), встречается понятие «валеологическая культура личности», что рассматривается как синоним понятию «культура здоровья личности», поскольку валеология – наука, изучающая индивидуальное здоровье человека, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.

Д. Алхасовым введено понятие «ортобиотическая кулура здоровья». Наука «Ортобиотика» изучает здоровье человека, прежде всего, способы самосбережения, самосохранения и укрепления здоровья, построенные на рациональном и разумном образе жизни и осознании самоценности собственной жизни. Ученым выделены методы, формирующие ортобиотическую культуру здоровья учащихся: физические, направленные на укрепление двигательной и физической подготовленности, повышение работоспособности; психофизические, обеспечивающие процессы саморегуляции организма; биоэнергетические, основанные на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирование, определяющее разработку и осуществление психических моделей жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образные, синтезирующие двигательные образцы с целью творческого самовыражения [2].

Важным аспектом рассматриваемой проблемы является положение о деятельностном характере формирования культуры здоровья личности, так как именно осознанные действия и отношения к своему здоровью, здоровью других людей и ведению здорового образа жизни определяют качество индивидуального и общественного здоровья (З.И. Тюмасева). Деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья, двигательным навыкам в соответствии с принятыми ценностями, нормами, идеалами, образцами актуализируют содержание, смыслы, направленность и объективность валеологических представлений и ориентаций, обеспечивая контроль, ограничение и «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике, целенаправленно формируя показатели здоровья.

Исследователями выделяются интегративные характеристики культуры здоровья личности, включающие: ценностный, интеллектуальный, когнитивный, мотивационный, эмоциональный, личностный, смысловой, действенно-практический, волевой и другие компоненты (О.А. Ахвердов, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, В.В. Кожанов, З.И. Колычева, К. К. Платонов, др.). Различные компоненты культуры здоровья личности выполняют особые функции (аксиологическую, коммуникативную, восстанавливающую, творческую, диагностическую, другие), а содержательно увязываются с развитием валеологического сознания, валеологической образованностью, валеологическими знаниями и умениями физического и психического саморазвития; валеологически направленным мировоззрением и мышлением; развитием мотивационной сферы личности, эмпатии, рефлексии, культуры чувств; достижением необходимого уровня здоровья.

По мнению О.Л. Трещевой, важными составляющими культуры здоровья личности являются: наличие позитивных целей и ценностей; осмысленность отношения к своему здоровью, природе и обществу; организация здорового образа жизни. Комплекс данных характеристик позволяет учитывать индивидуальные особенности организма и регулировать различные состояния человека; разрабатывать и воплощать здоровьесохраняющие и развивающие программы с целью достижения гармоничного единства всех компонентов здоровья и целостного развития личности.

Таким образом, культура здоровья личности характеризуется как поликомпонентное личностное образование, включенное в единую систему общей культуры человека; выражающее эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества; направленное на процесс освоения валеологического опыта и реализации потребности к осуществлению здорового образа жизни. Определяя понятие «культура здоровья», учеными отмечается целостность, практическая ориентация системы валеологических знаний и умений, связанных с физическим и психическим саморазвитием, совокупностью норм и ценностей, отражающих представления о культуре здоровья. Осмысленность и осознанность научных знаний о здоровье и его ценности в жизни конкретной личности приводят к эмоциональным переживаниям; формируют личностные позиции, являющиеся «мерой ценностно-смыслового отражения действительности» (Мильруд 1990); развивают уверенность и готовность целенаправленно следовать по пути здоровьесбережания, здоровьеформирования, здоровьясовершенствоваания и здоровьетворчества. С.Н. Горбушина отмечает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3, с. 47].

Культуру здоровья и здоровый образ жизни важно рассматривать как категории целенаправленного воспитательного, мировоззренческо-преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Данный контекст основывается на идее здоровья человека как гармоничной и открытой биоэнергоинформационной системы, взаимодействующей с различными факторами окружающей среды, преобразование которых оказывает неизбежное влияние на человека. Мировоззренческий аспект обосновывает «культуру здоровья» как «непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [2]. Культура здоровья с точки зрения составной части мировоззренческой позиции человека складывается из культуры «отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом»; проявляется как «здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение» [2].

Проведенный научно-теоретический анализ совершенно очевидно показывает, преобразование социальной сферы деятельности необходимо начинать с воспитания культуры здоровья личности как возможности противостояния негативным факторам современного мира и достижения высокого уровня здоровья. Поэтому мы рассматриваем культуру здоровья личности как системообразующий и жизнеобеспечивающий компонент здоровья и важнейшую качественную характеристику уровня развития, воспитания и оздоровления личности. Дошкольное образование становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных мотивов, представлений, навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «воспитанники-педагоги-родители-социальное окружение», что актуализирует поиск инновационных способов подготовки будущих педагогов 11.

Читайте также:  Полезный дым для здоровья

Источник

Научная разработка на тему «Культура здоровья».

специалист в области арт-терапии

Культуру здоровья — это общекультурный феномен, предполагающий единство, взаимоопределение и взаимовлияние всех компонентов его составляющих. Культура здоровья есть прежде всего социальный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни и всех его составляющих с последующим переходом знаний в желание овладеть здоровьесберегающими и оздоравливающими технологиями, а также способностью реализовать их в социальных отношениях.

Основные компоненты культуры здоровья:

Когнитивный компонент – это знания человека о своем здоровье, понимание его роли в жизнедеятельности и продуктивном долголетии, осведомленность об основных факторах как разрушающих, так и восстанавливающих здоровье, понимание того, что есть «человек» как сложная, открытая биолого-психологическая, социально- культурная и природно-космическая система.

Ценностно-смысловой компонент — это осознание здоровья как общечеловеческой ценности.

Эмоционально-волевой компонент – это пере живания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья (особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением или улучшением духовной, душевной и телесной составляющей индивидуального здоровья), а также волевые усилия личности, направленные на его восстановление и развитие.

Мотивационно-поведенческий компонент – это о собенности мотивации в области ведения здорового образа жизни, характеристики поведения человека в случае ухудшения здоровья, поведенческие реакции, направленные на сохранение, укрепление и формирование здоровья, желание поделиться с окружающими опытом здоровьесбережения и формирования здоровьесберегающей среды.

Утренняя гимнастика приводит организм в работоспособное состояние после сна, повышает общий тонус и настроение, устраняет сонливость и вялость. Значение утренней гимнастики не ограничивается чисто физиологическим воздействием физических упражнений. Утренняя гимнастика организует день обучающегося, обеспечивает высокую эффективность умственного и физического труда.

Утренняя гимнастика должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Она призвана усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя гимнастика исключает использование упражнений на силу и выносливость. Утренняя гимнастика, а точнее, ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем в дневных тренировках. В целом, она не должна вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.

Гимнастика представляет собой ежедневное выполнение комплекса общеразвивающих упражнений на протяжении 6-8 минут, который меняется через каждые 3-4 недели. Благоприятно проводить гимнастику на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.

Комплекс утренней гимнастики

(комплекс упражнений утренней гимнастики разработан

для детей 11 – 12 лет)

Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка,

1. Руки вперед – вдох.

2. Руки в сторону, ладони кверху.

3. Стойка на носках, руки вверх

4. Исходное положение – выдох.

Темп медленный. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Исходное положение – основная стойка,

1-4 .Ходьба с размашистыми движениями рук, сжимая и

Дыхание равномерное. Темп средний.

Продолжительность 30-40 сек.

Упражнение 3 . Исходное положение – основная стойка,

1. Левую ногу махом назад, руки махом вверх – вдох.

2. Исходное положение – выдох.

3-4 То – же, правой ногой.

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4 . Исходное положение –стойка, ноги

врозь, руки назад, пальцы переплетены.

1. Наклон влево, руки вправо.

2. Исходное положение.

3-4. То же, вправо.

Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз

Упражнение 5. Исходное положение – основная стойка,

1-2 Полуприсед, руки вверх – выдох.

3-4 Исходное положение – вдох

Темп средний. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 6. Исходное положение – основная стойка,

1-2. Наклон вперед – выдох.

3-4. Исходное положение – вдох.

Темп средний. Повторить – 6-8 раз.

Упражнение 7. Исходное положение – основная стойка,

1. Левую руку вверх, правую вперед.

2. Правую руку вверх, левую вперед.

3. Левую руку вверх.

4. Исходное положение.

Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до

Источник

КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИСНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 5 на тему

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИСНОСТИ

Понятие концепции является определяющим для разработки и раскрытия содержания научной теории, ибо концепция (от лат. conteptio — восприятие) — это система взглядов на что-то; основная мысль. Наше понимание концепции совпадает с определением, данным российским ученым Бобришовим С. В.: „Концепция является базисом педагогической теории, ее содержательным ядром, выполняет функцию своеобразного предтеоретичного оформление и описание научного знания”. Итак, концепцией является ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки явлений и событий, руководящая идея для их освещения. Исходя из концепции разрабатывается и формируется теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — как форма достоверного научного знания о любую совокупность объектов, представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств.

Сформулируем концепцию формирования культуры здоровья школьников: цель валеологического воспитания будет достигнуто лишь при условии: во-первых, понимания целостности феномена здоровья, органического сочетания в нем таких аспектов как духовное, психическое и физическое; во-вторых, понимания системности культуры здоровья школьников, как единства идейно-теоретического, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого и операционно-практического блоков; в-третьих, понимания единства процессов развития, воспитания и обучения личности на основе их валеологической направленности, взаимообусловленности и взаимовлияния; в-четвертых, понимание необходимости объединения усилий всех субъектов валеологического воспитательного воздействия на личность — школы, семьи и общества; в-пятых, понимания необходимости взаимосвязи внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов в процессе воспитания; в-шестых, понимания неповторимости культуры здоровья конкретной личности; в-седьмых, понимания необходимости определения в связи с этим индивидуальной траектории развития валеологического учащихся, особенно тех, кто имеет отклонения в духовном, психическом или физическом здоровье; в-восьмых, организации системной учебной, воспитательной, внеклассной, внешкольной и самостоятельной работы по формированию культуры здоровья школьников и использование в ней прямых и опосредованных методов и средств валеологического воспитания.

Разрешить проблему валеологического воспитания личности на основе целостного подхода к здоровью человека в условиях об­щего образования можно путем целенаправленного формирова­ния культуры здоровья личности как ее интегративной характе­ристики. Будучи базовой ценностью человека, ЗОЖ как основа культуры здоровья обеспечивает биологический потенциал жиз­недеятельности организма, создает предпосылки для гармонич­ного развития личности, содействует проявлению высокого уров­ня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.

При этом школьное образование рассматривается не только как процесс передачи знаний, но и как перевод сущностных сил обучаемого на более высокий уровень развития его самосознания, что предполагает целенаправленную педагогическую организацию и поддержку самообразования, самопознания и самосовершенство­вания личности в ходе ее обучения и воспитания. Образованность создает более широкий диапазон для развития общечеловеческой культуры подростка, а формирование культуры здоровья стано­вится неотъемлемой частью развития общей культуры школьни­ка, включающей культуру физическую, культуру валеограмотного поведения в семье и обществе, культуру соответствующего мыш­ления, т.е. культуру здорового тела, духа и разума личности.

Читайте также:  Как поддержать свое психическое здоровье

Развитию культуры здоровья способствуют:

— рациональный учебный труд и отдых;

— развитие личной самодисциплины, силы воли, настойчиво­сти, целеустремленности;

— творческая самоорганизация жизни (полноценный режим, рациональная организация свободного времени, успешное и ра­зумное сочетание различных форм деятельности);

— организация оптимального двигательного режима как воз­можности поддержания биологических систем и органов челове­ка в наиболее работоспособном состоянии.

Целесообразно рассмотреть, как культура здоровья личности формируется в учебное и внеучебное время.

В учебное время это происходит при изучении школьных учеб­ных дисциплин, в процессе овладения которыми совершенству­ются различные грани личности подростка, культура его поведе­ния, учебного труда и общения на учебных занятиях, прежде всего по физическому воспитанию, ОБЖ, литературе, русскому языку, математике, биологии и др. Гуманитаризация современ­ного образования подразумевает обогащение содержания этих предметов знаниями о здоровье, ЗОЖ, путях и средствах дости­жения гармонии человека с собой, окружающим миром, други­ми людьми. К основным элементам здорового образа жизни от­носятся двигательная активность (игры, прогулки), закаливание, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня, рацио­нальная организация учебы и отдыха, свободного времени, устра­нение вредных привычек и формирование положительных черт характера, самосовершенствование, полноценное питание, заня­тия спортом, умение владеть собой, своими эмоциями и поступ­ками.

Во внеурочной деятельности общеобразовательной школы в системе родительского всеобуча ведется валеологическое просве­щение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для развития ЗОЖ лич­ности. Некоторые родители заботятся о соблюдении режима дня, об организации свободного времени своих детей (подвижные игры на свежем воздухе, закаливающие процедуры, посещение спортив­ных секций). Спортивно-оздоровительные мероприятия помога­ют школьникам снять утомление после интеллектуальной деятельно­сти, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. Однако важно, чтобы и учебное время младших подростков было насыщено разнообразными элементами двигательной активности. В V—VI классах некоторые учителя организуют «минутки здоровья» на уроках, веселые переменки с подвижными играми, в том числе на свежем воздухе.

Валеологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса оказывается более эффективным у педагогов, которые использу­ют разнообразные формы обучения, в том числе проблемное из­ложение учебного материала; игровые формы учебной деятельно­сти (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его). Наконец, в школах существует традиция проведения спортивных праздни­ков и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психоте­рапевта, диетолога, спортсменов и др. Таким образом, валеологи­ческое образование — это не только организованный процесс пе­редачи валеознаний, но и организация ЗОЖ обучаемого в системе его досуга и жизни в семье, физическое развитие во внеклассной деятельности.

В процессе формирования культуры здоровья (валеологической культуры) личности необходимо учитывать три основных и взаи­мосвязанных ее элемента: валеологическую образованность, валео­логическую сознательность, валеологическое поведение. Валео-знания, раскрывающие меру отражения в общественном созна­нии и сознании личности поступающей извне информации о со­держании здоровья и результатах его практического сохранения, способствуют развитию валеологического сознания личности, в целом сознания людей как представителей данной культуры, оп­ределяют их валеологические отношения. Поэтому от школы как государственного института, транслирующего культуру, требуется установление преемственности в валеологическом образовании общества и отдельной личности.

Валеологтеская образованность предполагает создание информа­ционной среды, которая обеспечивала бы учащимся возможность познания своих физических, физиологических, психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных особенностей, со­здавала условия для свободного творческого поиска, решения про­блем, связанных с пониманием сущности здоровья и ЗОЖ.

Валеологическая образованность служит предпосылкой к по­ниманию личностью сущности здоровья и удовлетворению по­требности в реализации ЗОЖ. Важным элементом педагогическо­го влияния на валеокулыуру младших подростков должно стать целенаправленное развитие их валеосознательности в процессе обучения в школе.

Под валеологической сознательностью понимается система убеж­дений личности: валеологические взгляды и обусловленные ими знания-выводы. Валеологические взгляды представляют собой определенные оценки фактов и явлений образа жизни здорового человека, которые чаще всего реализуются в форме оценочных суждений. Валеологические знания-выводы формируются благо­даря основным операционным и содержательным сторонам стерж­невых направлений ЗОЖ. Воспитательная функция валеологиче­ского сознания реализуется в чувстве ответственности обучающе­гося перед самим собой за свое здоровье и образ жизни. Эффек­тивное развитие валеосознания школьников на практике должно включать в себя передачу специальных валеознаний о сущности здоровья и ЗОЖ, создание условий для глубокой заинтересован­ности личности в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, а также побуждение к раскрытию резерв­ных возможностей человека и формирование навыков ведения ЗОЖ. Таким образом, валеологическая сознательность будет стро­иться на личностном отношении подростка к ЗОЖ и воплощать­ся в его валеопредставлениях, валеоориентациях, валеочувствах, которые закрепятся в валеоубеждениях. Результатом валеоубеж-дения станет валеоидеал, главный компонент которого — валео-отношения.

Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений личности вытекает валеонаправленность личности как интегра­тивная характеристика валеограмотной личности по отношению к ЗОЖ. Валеологические ориентации в большей степени отражают личностное отношение младшего подростка к ЗОЖ, чем уровень скрытых потребностей и чувств. Валеологические ориентации обладают побудительной силой к совершению валеопоступков, так как концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение к валеологическим цен­ностям, которые приобрели для личности определенный жизнен­ный смысл, особую значимость.

В системе валеологических ориентации учащихся можно выде­лить представления о валеоидеале и валеоубеждениях. В частно­сти, это ориентации на соблюдение элементов ЗОЖ. В валео-представлениях школьников фиксируется их определенное (по­ложительное или отрицательное) отношение к происходящим в жизни явлениям и процессам, таким, как отношение к собствен­ному организму и телу, к индивидуальным способностям управ­лять своими ощущениями и внутренними состояниями.

Важный компонент валеологической сознательности обучаю­щихся — валеологические чувства, в которых они проявляют свое отношение к здоровью, образу жизни, окружающей среде. Эти чувства являются отражением личностного момента во взаимоот­ношениях с действительностью и выступают как сложный поис­ковый механизм, позволяющий подростку избирательно получать и усваивать информацию здоровьетворящего содержания, опре­делять полезность своего поведения в социальной среде.

В целом чувства активизируют познавательные усилия инди­вида и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в ее вы­полнении, что особенно ярко проявляется в борьбе некоторых школьников со своими вредными привычками. Целеустремленность, сила воли, настойчивость, взаимопонимание, сдержанность — это проявления валеочувств, выражающие субъективное переживание личностью своего отношения к усваиваемым и реализуемым нор­мам валеоповедения, отражающие те или иные потребности в ве­дении ЗОЖ. По-видимому, именно в сфере чувств формируются оценка и предпочтение отношения, действия, позиции, занимае­мой человеком на пути к своему здоровью. Именно в ходе разви­тия валеочувств школьников складываются валеологическая убеж­денность и соответствующее мировоззрение личности.

Под убеждениями в психолого-педагогической литературе по­нимается определенное состояние познания личности (уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов), которое помогает преодолеть барьер между сознанием и поступком. По­этому важно, чтобы подростки действовали по внутреннему по­буждению, а не из страха наказания. А поскольку валеоубеждения тесно связаны с развитием валеологических представлений и ори­ентации, необходимо проследить, насколько велика у подростков уверенность в правильности знаний о своем здоровье и ЗОЖ и насколько они чувствуют обязательность использования этих зна­ний в жизни, осознавая ценность своего здоровья и его значение для осуществления жизненных планов. Убеждения проявляются в убежденности, которая представляет собой психическое состоя­ние личности, когда осознанный человеком жизненный опыт вы­зывает потребность в поведении, соответствующем этим принци­пам, и выступает как руководство к действию. Отсюда валеологи-ческую сознательность можно определить как совокупность чувств и знаний, убеждений и воли, обусловливающих валеологические отношения и поступки личности.

Читайте также:  Здоровье человека его важнейшее богатство

Уравновешенное психическое состояние личности отражает стойкую веру человека в необходимость и возможность вести ва-леологический образ жизни и проявляется в стремлении, готов­ности и способности отстаивать эту веру в повседневной жизни. Данный элемент культуры здоровья личности, охватывая сферу индивидуального валеологического сознания, определяет поведе­ние личности.

В индивидуальном валеосознании есть три основные составля­ющие:

— знание принципов и норм ЗОЖ, валеологические представ­ления и понятия личности;

— валеологические идеалы и убеждения;

— валеологические чувства и переживания.

В структуру валеологической сознательности входит валеоло-гический идеал личности как результат ее убеждений, как спе­цифическое (мировоззренческое) отражение действительности, обусловливающее цели, задачи, желания, представления о буду­щем. В соответствии с валеоидеалом у человека создается более или менее постоянная и интенсивная система валеологических стремлений, что и становится критерием валеологических поступ­ков ребенка в различных ситуациях.

Валеологические отношения существуют не только как элемент сознания. Они проявляются и как действия, поступки людей:

— уважение другого человека;

— умение противостоять стрессовой ситуации и помочь спра­виться с ней другому;

— положительное влияние на людей, имеющих вредные при­вычки;

— пропаганда ЗОЖ среди окружающих личным примером и разъяснительными действиями.

Такие отношения предполагают направленность внимания лич­ности на другого человека и оказание ему помощи, ориентацию на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих людей, удовлетворенность бескорыстной помощью людям, активное и твор­ческое утверждение веры в возможность совершенствования своей личности. Иначе говоря, вступая в отношения с людьми, человек обнаруживает определенную направленность своего поведения.

Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений, обусловливающих отношения, именно валеологическая направ­ленность личности выступает как интеграционная характеристи­ка валеологической позиции данной личности по отношению к здоровью. Ее можно определить как сложное целостное образова­ние, состоящее из разнообразных по валеологическому содержа­нию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потреб­ностей. Одни могут занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную роль, что и находит выражение в направлен­ности индивида, позволяющей ему вести валеологический или невалеологический образ жизни.

Валеологическая направленность личности как специфическое целостное образование проявляется в деятельности. Так как со­знание играет регулирующую роль в выборе валеологической по­зиции, линии поведения, педагогам необходимо понимать психи­ческий механизм превращения валеологических ценностей во внутренние регуляторы поведения личности.

Валеологические потребности личности выступают как необхо­димый импульс и источник ее деятельности, который одновремен­но выражает и отношение личности к нормам валеологического образа жизни, а на этом основании определяется и первоначаль­ная значимость их содержания для человека, и степень истинно­сти в процессе их освоения.

Рассматривая потребности личности как психологический ком­понент ее направленности в культуре здоровья, мы считаем, что они являются пусковым механизмом эмоциональных состояний, интересов, ценностных ориентации, привычек для соответствую­щего образа жизни. В свою очередь, на их основе формируются убеждения, воздействующие на породившую их причину, т.е. по­требности, приводят их на качественно новый уровень, ведь валео­логическая потребность не может формироваться без убежденно­сти в личной и социальной значимости ценности здоровья.

К валеологически направленным потребностям, которые педа­гогам необходимо формировать у подростков, относятся прежде всего потребности в валеологическом общении с окружающими, направленные на преодоление негативных черт характера, вред­ных привычек, подражание положительным качествам, валеопо-ступкам, здоровьетворящим делам. Это также потребности в по­знании окружающей действительности, направленные на преодо­ление противоречий между знанием и незнанием, на усвоение валеоопыта и валеопривычек окружающих людей. И наконец, это потребность выполнять основные правила валеоповедения в быту, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми, получая удовлетворение при соблюдении основных элементов ЗОЖ, а также потребность быть полезным другим людям, инициативно и ак­тивно, с удовольствием помогать младшим, своим родным и близ­ким людям в ведении валеологического образа жизни, получая радость от совершаемых поступков.

На основе данных потребностей происходит становление устой­чивых мотивов валеологической деятельности. Валеомотивы, бу­дучи конкретным выражением потребности человека, становятся источником деятельности, определяют ее личностный смысл для человека, побуждают его к совершению валеопоступков.

В процессе реализации усвоенные личностью валеоценности соотносятся с непосредственной жизненной ситуацией, в кото­рой предстоит действовать, и трансформируются в мотивы пове­дения, выражающие внутреннее, осознанное личностью побужде­ние к тому или иному поступку, показывающее, во имя чего он ею совершается. Сложный характер зависимости мотивации поведе­ния, с одной стороны, и результатов усвоения ею валеоценностей — с другой, от конкретных, постоянно изменяющихся условий ее жизнедеятельности обусловливает возможность отдаления друг от друга, а порой и существенного расхождения процессов усвоения и реализации норм валеологического образа жизни.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понятие культуры здоровья и укажите пути ее развития.

2. Каковы основные элементы культуры здоровья личности?

3. Перечислите компонентный состав культуры здоровья и раскройте его содержание.

4. В чем состоят особенности проявления культуры здоровья учащих­ся, учителя, социального педагога?

Творческое задание. Составьте и опишите схему развития культуры здоровья обучающихся в учебное и внеучебное время с учетом ее структу­ры и возрастных особенностей детей.

Брехман И. И. Проблемы обучения человека здоровью. — Владивосток, 1995.

Ильин В. С. Формирование личности школьника — целостный про­цесс. — М., 1994.

Колбанов В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе: метод, пособие. — СПб., 1992.

Митяева A.M. Валеологическая культура в современном образовании // Становление личности в различных образовательных системах: интегра­ционно-технологические аспекты / под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1997.

Митяева А. М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. — Орел, 2001.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Петленко В. П. Валеология человека: в 5 т. — СПб., 1997. Сафронова З.Д. Педагоги за здоровый образ жизни. — Рига, 1996. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. — СПб., 1998.

Источник

Adblock
detector