Элементы культуры здоровья личности
Библиографическая ссылка на статью:
Бичева И.Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 31.05.2021).
Социальная направленность государственной политики в области образования, в том числе дошкольного, главным приоритетом определяет сохранение и укрепление здоровья педагогов и воспитанников, поскольку здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного «физического, духовного и социального благополучия личности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1].Важнейшей качественной характеристикой здоровой личности научным сообществом признается культура здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности. В настоящее время среди ученых отсутствует единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в области философии, психологии, социологии, валеологии, медицины, педагогики и других научных сфер деятельности, развивающих концепции здоровья с позиций аксиологического, акмеологического, системного, культурологического, социокультурного и других подходов. Выделим наиболее значимые для нашего исследования позиции.
Прежде всего, культура здоровья рассматривается как значимая характеристика и одна из составляющих культуры общества и личности, определяющая социализацию и социальную успешность личности в процессе жизнедеятельности (З.И. Колычева); формирующая «совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья» (И.М. Быховская), а также «информированность в области здоровьесбережения» и практико-ориентированную потребность личности к ведению здорового образа жизни, проявлению заботы о своем здоровье и здоровье окружающих (Л.Н. Волошина).Во многих исследованиях, как отмечает Маджуга (2005), встречается понятие «валеологическая культура личности», что рассматривается как синоним понятию «культура здоровья личности», поскольку валеология – наука, изучающая индивидуальное здоровье человека, пути его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности.
Д. Алхасовым введено понятие «ортобиотическая кулура здоровья». Наука «Ортобиотика» изучает здоровье человека, прежде всего, способы самосбережения, самосохранения и укрепления здоровья, построенные на рациональном и разумном образе жизни и осознании самоценности собственной жизни. Ученым выделены методы, формирующие ортобиотическую культуру здоровья учащихся: физические, направленные на укрепление двигательной и физической подготовленности, повышение работоспособности; психофизические, обеспечивающие процессы саморегуляции организма; биоэнергетические, основанные на особенностях управления биологическими процессами, являющимися основой функционирования здоровой личности; моделирование, определяющее разработку и осуществление психических моделей жизненных ситуаций и возможностей корректировки собственных действий; образные, синтезирующие двигательные образцы с целью творческого самовыражения [2].
Важным аспектом рассматриваемой проблемы является положение о деятельностном характере формирования культуры здоровья личности, так как именно осознанные действия и отношения к своему здоровью, здоровью других людей и ведению здорового образа жизни определяют качество индивидуального и общественного здоровья (З.И. Тюмасева). Деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья, двигательным навыкам в соответствии с принятыми ценностями, нормами, идеалами, образцами актуализируют содержание, смыслы, направленность и объективность валеологических представлений и ориентаций, обеспечивая контроль, ограничение и «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике, целенаправленно формируя показатели здоровья.
Исследователями выделяются интегративные характеристики культуры здоровья личности, включающие: ценностный, интеллектуальный, когнитивный, мотивационный, эмоциональный, личностный, смысловой, действенно-практический, волевой и другие компоненты (О.А. Ахвердов, В.Н. Ирхин, В.А. Магин, В.В. Кожанов, З.И. Колычева, К. К. Платонов, др.). Различные компоненты культуры здоровья личности выполняют особые функции (аксиологическую, коммуникативную, восстанавливающую, творческую, диагностическую, другие), а содержательно увязываются с развитием валеологического сознания, валеологической образованностью, валеологическими знаниями и умениями физического и психического саморазвития; валеологически направленным мировоззрением и мышлением; развитием мотивационной сферы личности, эмпатии, рефлексии, культуры чувств; достижением необходимого уровня здоровья.
По мнению О.Л. Трещевой, важными составляющими культуры здоровья личности являются: наличие позитивных целей и ценностей; осмысленность отношения к своему здоровью, природе и обществу; организация здорового образа жизни. Комплекс данных характеристик позволяет учитывать индивидуальные особенности организма и регулировать различные состояния человека; разрабатывать и воплощать здоровьесохраняющие и развивающие программы с целью достижения гармоничного единства всех компонентов здоровья и целостного развития личности.
Таким образом, культура здоровья личности характеризуется как поликомпонентное личностное образование, включенное в единую систему общей культуры человека; выражающее эмоциональное и ценностное отношение человека к своему индивидуальному здоровью, здоровью другого человека и здоровью всего общества; направленное на процесс освоения валеологического опыта и реализации потребности к осуществлению здорового образа жизни. Определяя понятие «культура здоровья», учеными отмечается целостность, практическая ориентация системы валеологических знаний и умений, связанных с физическим и психическим саморазвитием, совокупностью норм и ценностей, отражающих представления о культуре здоровья. Осмысленность и осознанность научных знаний о здоровье и его ценности в жизни конкретной личности приводят к эмоциональным переживаниям; формируют личностные позиции, являющиеся «мерой ценностно-смыслового отражения действительности» (Мильруд 1990); развивают уверенность и готовность целенаправленно следовать по пути здоровьесбережания, здоровьеформирования, здоровьясовершенствоваания и здоровьетворчества. С.Н. Горбушина отмечает, что «феномен культуры здоровья, включающий исторически закрепленную человечеством программу организации безопасной жизнедеятельности и преемственности воспитания здорового поколения, содержит в себе бесконечное множество смыслов и значений здорового образа жизни, в диалоге с которыми человек самоорганизует собственную деятельность, поведение и общение в русле безопасности жизни, охраны и укрепления здоровья» [3, с. 47].
Культуру здоровья и здоровый образ жизни важно рассматривать как категории целенаправленного воспитательного, мировоззренческо-преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Данный контекст основывается на идее здоровья человека как гармоничной и открытой биоэнергоинформационной системы, взаимодействующей с различными факторами окружающей среды, преобразование которых оказывает неизбежное влияние на человека. Мировоззренческий аспект обосновывает «культуру здоровья» как «непрерывно трансформирующуюся систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-волевого опыта личности и ее практической деятельности, направленной на познание, развитие, совершенствование индивидуального здоровья, необходимого для качественной жизни, продуктивного долголетия, радостного выполнения обязанностей, которые возлагает на человека жизнь» [2]. Культура здоровья с точки зрения составной части мировоззренческой позиции человека складывается из культуры «отношения к собственному телу, к своему социальному окружению, значимым другим, семье, профессии, к миру и жизни в целом»; проявляется как «здоровьтворящее мышление и здоровьесберегающее, здоровьеформирующее поведение» [2].
Проведенный научно-теоретический анализ совершенно очевидно показывает, преобразование социальной сферы деятельности необходимо начинать с воспитания культуры здоровья личности как возможности противостояния негативным факторам современного мира и достижения высокого уровня здоровья. Поэтому мы рассматриваем культуру здоровья личности как системообразующий и жизнеобеспечивающий компонент здоровья и важнейшую качественную характеристику уровня развития, воспитания и оздоровления личности. Дошкольное образование становится в этих условиях важнейшим ресурсом формирования жизненно важных мотивов, представлений, навыков в области культуры здоровья и здорового образа жизни в единой системе субъект-субъектного взаимодействия: «воспитанники-педагоги-родители-социальное окружение», что актуализирует поиск инновационных способов подготовки будущих педагогов 11.
Источник
Научная разработка на тему «Культура здоровья».
специалист в области арт-терапии
Культуру здоровья — это общекультурный феномен, предполагающий единство, взаимоопределение и взаимовлияние всех компонентов его составляющих. Культура здоровья есть прежде всего социальный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни и всех его составляющих с последующим переходом знаний в желание овладеть здоровьесберегающими и оздоравливающими технологиями, а также способностью реализовать их в социальных отношениях.
Основные компоненты культуры здоровья:
Когнитивный компонент – это знания человека о своем здоровье, понимание его роли в жизнедеятельности и продуктивном долголетии, осведомленность об основных факторах как разрушающих, так и восстанавливающих здоровье, понимание того, что есть «человек» как сложная, открытая биолого-психологическая, социально- культурная и природно-космическая система.
Ценностно-смысловой компонент — это осознание здоровья как общечеловеческой ценности.
Эмоционально-волевой компонент – это пере живания и чувства человека, связанные с состоянием здоровья (особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением или улучшением духовной, душевной и телесной составляющей индивидуального здоровья), а также волевые усилия личности, направленные на его восстановление и развитие.
Мотивационно-поведенческий компонент – это о собенности мотивации в области ведения здорового образа жизни, характеристики поведения человека в случае ухудшения здоровья, поведенческие реакции, направленные на сохранение, укрепление и формирование здоровья, желание поделиться с окружающими опытом здоровьесбережения и формирования здоровьесберегающей среды.
Утренняя гимнастика приводит организм в работоспособное состояние после сна, повышает общий тонус и настроение, устраняет сонливость и вялость. Значение утренней гимнастики не ограничивается чисто физиологическим воздействием физических упражнений. Утренняя гимнастика организует день обучающегося, обеспечивает высокую эффективность умственного и физического труда.
Утренняя гимнастика должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Она призвана усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя гимнастика исключает использование упражнений на силу и выносливость. Утренняя гимнастика, а точнее, ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем в дневных тренировках. В целом, она не должна вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.
Гимнастика представляет собой ежедневное выполнение комплекса общеразвивающих упражнений на протяжении 6-8 минут, который меняется через каждые 3-4 недели. Благоприятно проводить гимнастику на свежем воздухе или в проветриваемом помещении.
Комплекс утренней гимнастики
(комплекс упражнений утренней гимнастики разработан
для детей 11 – 12 лет)
Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка,
1. Руки вперед – вдох.
2. Руки в сторону, ладони кверху.
3. Стойка на носках, руки вверх
4. Исходное положение – выдох.
Темп медленный. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 2. Исходное положение – основная стойка,
1-4 .Ходьба с размашистыми движениями рук, сжимая и
Дыхание равномерное. Темп средний.
Продолжительность 30-40 сек.
Упражнение 3 . Исходное положение – основная стойка,
1. Левую ногу махом назад, руки махом вверх – вдох.
2. Исходное положение – выдох.
3-4 То – же, правой ногой.
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 4 . Исходное положение –стойка, ноги
врозь, руки назад, пальцы переплетены.
1. Наклон влево, руки вправо.
2. Исходное положение.
3-4. То же, вправо.
Дыхание равномерное. Темп средний. Повторить 6-8 раз
Упражнение 5. Исходное положение – основная стойка,
1-2 Полуприсед, руки вверх – выдох.
3-4 Исходное положение – вдох
Темп средний. Повторить 6-8 раз.
Упражнение 6. Исходное положение – основная стойка,
1-2. Наклон вперед – выдох.
3-4. Исходное положение – вдох.
Темп средний. Повторить – 6-8 раз.
Упражнение 7. Исходное положение – основная стойка,
1. Левую руку вверх, правую вперед.
2. Правую руку вверх, левую вперед.
3. Левую руку вверх.
4. Исходное положение.
Дыхание равномерное. Начать медленно, ускорить до
Источник
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИСНОСТИ
ЛЕКЦИЯ 5 на тему
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИСНОСТИ
Понятие концепции является определяющим для разработки и раскрытия содержания научной теории, ибо концепция (от лат. conteptio — восприятие) — это система взглядов на что-то; основная мысль. Наше понимание концепции совпадает с определением, данным российским ученым Бобришовим С. В.: „Концепция является базисом педагогической теории, ее содержательным ядром, выполняет функцию своеобразного предтеоретичного оформление и описание научного знания”. Итак, концепцией является ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки явлений и событий, руководящая идея для их освещения. Исходя из концепции разрабатывается и формируется теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — как форма достоверного научного знания о любую совокупность объектов, представляет собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств.
Сформулируем концепцию формирования культуры здоровья школьников: цель валеологического воспитания будет достигнуто лишь при условии: во-первых, понимания целостности феномена здоровья, органического сочетания в нем таких аспектов как духовное, психическое и физическое; во-вторых, понимания системности культуры здоровья школьников, как единства идейно-теоретического, потребностно-мотивационного, эмоционально-волевого и операционно-практического блоков; в-третьих, понимания единства процессов развития, воспитания и обучения личности на основе их валеологической направленности, взаимообусловленности и взаимовлияния; в-четвертых, понимание необходимости объединения усилий всех субъектов валеологического воспитательного воздействия на личность — школы, семьи и общества; в-пятых, понимания необходимости взаимосвязи внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов в процессе воспитания; в-шестых, понимания неповторимости культуры здоровья конкретной личности; в-седьмых, понимания необходимости определения в связи с этим индивидуальной траектории развития валеологического учащихся, особенно тех, кто имеет отклонения в духовном, психическом или физическом здоровье; в-восьмых, организации системной учебной, воспитательной, внеклассной, внешкольной и самостоятельной работы по формированию культуры здоровья школьников и использование в ней прямых и опосредованных методов и средств валеологического воспитания.
Разрешить проблему валеологического воспитания личности на основе целостного подхода к здоровью человека в условиях общего образования можно путем целенаправленного формирования культуры здоровья личности как ее интегративной характеристики. Будучи базовой ценностью человека, ЗОЖ как основа культуры здоровья обеспечивает биологический потенциал жизнедеятельности организма, создает предпосылки для гармоничного развития личности, содействует проявлению высокого уровня социальной активности и творческого отношения к учебной деятельности.
При этом школьное образование рассматривается не только как процесс передачи знаний, но и как перевод сущностных сил обучаемого на более высокий уровень развития его самосознания, что предполагает целенаправленную педагогическую организацию и поддержку самообразования, самопознания и самосовершенствования личности в ходе ее обучения и воспитания. Образованность создает более широкий диапазон для развития общечеловеческой культуры подростка, а формирование культуры здоровья становится неотъемлемой частью развития общей культуры школьника, включающей культуру физическую, культуру валеограмотного поведения в семье и обществе, культуру соответствующего мышления, т.е. культуру здорового тела, духа и разума личности.
Развитию культуры здоровья способствуют:
— рациональный учебный труд и отдых;
— развитие личной самодисциплины, силы воли, настойчивости, целеустремленности;
— творческая самоорганизация жизни (полноценный режим, рациональная организация свободного времени, успешное и разумное сочетание различных форм деятельности);
— организация оптимального двигательного режима как возможности поддержания биологических систем и органов человека в наиболее работоспособном состоянии.
Целесообразно рассмотреть, как культура здоровья личности формируется в учебное и внеучебное время.
В учебное время это происходит при изучении школьных учебных дисциплин, в процессе овладения которыми совершенствуются различные грани личности подростка, культура его поведения, учебного труда и общения на учебных занятиях, прежде всего по физическому воспитанию, ОБЖ, литературе, русскому языку, математике, биологии и др. Гуманитаризация современного образования подразумевает обогащение содержания этих предметов знаниями о здоровье, ЗОЖ, путях и средствах достижения гармонии человека с собой, окружающим миром, другими людьми. К основным элементам здорового образа жизни относятся двигательная активность (игры, прогулки), закаливание, пребывание на свежем воздухе, соблюдение режима дня, рациональная организация учебы и отдыха, свободного времени, устранение вредных привычек и формирование положительных черт характера, самосовершенствование, полноценное питание, занятия спортом, умение владеть собой, своими эмоциями и поступками.
Во внеурочной деятельности общеобразовательной школы в системе родительского всеобуча ведется валеологическое просвещение родителей, поскольку установки и жизненные ценности, закладывающиеся в семье, немаловажны для развития ЗОЖ личности. Некоторые родители заботятся о соблюдении режима дня, об организации свободного времени своих детей (подвижные игры на свежем воздухе, закаливающие процедуры, посещение спортивных секций). Спортивно-оздоровительные мероприятия помогают школьникам снять утомление после интеллектуальной деятельности, способствуют физическому развитию и укреплению здоровья. Однако важно, чтобы и учебное время младших подростков было насыщено разнообразными элементами двигательной активности. В V—VI классах некоторые учителя организуют «минутки здоровья» на уроках, веселые переменки с подвижными играми, в том числе на свежем воздухе.
Валеологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса оказывается более эффективным у педагогов, которые используют разнообразные формы обучения, в том числе проблемное изложение учебного материала; игровые формы учебной деятельности (разгадывание кроссвордов, загадок, ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его). Наконец, в школах существует традиция проведения спортивных праздников и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психотерапевта, диетолога, спортсменов и др. Таким образом, валеологическое образование — это не только организованный процесс передачи валеознаний, но и организация ЗОЖ обучаемого в системе его досуга и жизни в семье, физическое развитие во внеклассной деятельности.
В процессе формирования культуры здоровья (валеологической культуры) личности необходимо учитывать три основных и взаимосвязанных ее элемента: валеологическую образованность, валеологическую сознательность, валеологическое поведение. Валео-знания, раскрывающие меру отражения в общественном сознании и сознании личности поступающей извне информации о содержании здоровья и результатах его практического сохранения, способствуют развитию валеологического сознания личности, в целом сознания людей как представителей данной культуры, определяют их валеологические отношения. Поэтому от школы как государственного института, транслирующего культуру, требуется установление преемственности в валеологическом образовании общества и отдельной личности.
Валеологтеская образованность предполагает создание информационной среды, которая обеспечивала бы учащимся возможность познания своих физических, физиологических, психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных особенностей, создавала условия для свободного творческого поиска, решения проблем, связанных с пониманием сущности здоровья и ЗОЖ.
Валеологическая образованность служит предпосылкой к пониманию личностью сущности здоровья и удовлетворению потребности в реализации ЗОЖ. Важным элементом педагогического влияния на валеокулыуру младших подростков должно стать целенаправленное развитие их валеосознательности в процессе обучения в школе.
Под валеологической сознательностью понимается система убеждений личности: валеологические взгляды и обусловленные ими знания-выводы. Валеологические взгляды представляют собой определенные оценки фактов и явлений образа жизни здорового человека, которые чаще всего реализуются в форме оценочных суждений. Валеологические знания-выводы формируются благодаря основным операционным и содержательным сторонам стержневых направлений ЗОЖ. Воспитательная функция валеологического сознания реализуется в чувстве ответственности обучающегося перед самим собой за свое здоровье и образ жизни. Эффективное развитие валеосознания школьников на практике должно включать в себя передачу специальных валеознаний о сущности здоровья и ЗОЖ, создание условий для глубокой заинтересованности личности в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, а также побуждение к раскрытию резервных возможностей человека и формирование навыков ведения ЗОЖ. Таким образом, валеологическая сознательность будет строиться на личностном отношении подростка к ЗОЖ и воплощаться в его валеопредставлениях, валеоориентациях, валеочувствах, которые закрепятся в валеоубеждениях. Результатом валеоубеж-дения станет валеоидеал, главный компонент которого — валео-отношения.
Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений личности вытекает валеонаправленность личности как интегративная характеристика валеограмотной личности по отношению к ЗОЖ. Валеологические ориентации в большей степени отражают личностное отношение младшего подростка к ЗОЖ, чем уровень скрытых потребностей и чувств. Валеологические ориентации обладают побудительной силой к совершению валеопоступков, так как концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение к валеологическим ценностям, которые приобрели для личности определенный жизненный смысл, особую значимость.
В системе валеологических ориентации учащихся можно выделить представления о валеоидеале и валеоубеждениях. В частности, это ориентации на соблюдение элементов ЗОЖ. В валео-представлениях школьников фиксируется их определенное (положительное или отрицательное) отношение к происходящим в жизни явлениям и процессам, таким, как отношение к собственному организму и телу, к индивидуальным способностям управлять своими ощущениями и внутренними состояниями.
Важный компонент валеологической сознательности обучающихся — валеологические чувства, в которых они проявляют свое отношение к здоровью, образу жизни, окружающей среде. Эти чувства являются отражением личностного момента во взаимоотношениях с действительностью и выступают как сложный поисковый механизм, позволяющий подростку избирательно получать и усваивать информацию здоровьетворящего содержания, определять полезность своего поведения в социальной среде.
В целом чувства активизируют познавательные усилия индивида и волю, подготовку к деятельности, настойчивость в ее выполнении, что особенно ярко проявляется в борьбе некоторых школьников со своими вредными привычками. Целеустремленность, сила воли, настойчивость, взаимопонимание, сдержанность — это проявления валеочувств, выражающие субъективное переживание личностью своего отношения к усваиваемым и реализуемым нормам валеоповедения, отражающие те или иные потребности в ведении ЗОЖ. По-видимому, именно в сфере чувств формируются оценка и предпочтение отношения, действия, позиции, занимаемой человеком на пути к своему здоровью. Именно в ходе развития валеочувств школьников складываются валеологическая убежденность и соответствующее мировоззрение личности.
Под убеждениями в психолого-педагогической литературе понимается определенное состояние познания личности (уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов), которое помогает преодолеть барьер между сознанием и поступком. Поэтому важно, чтобы подростки действовали по внутреннему побуждению, а не из страха наказания. А поскольку валеоубеждения тесно связаны с развитием валеологических представлений и ориентации, необходимо проследить, насколько велика у подростков уверенность в правильности знаний о своем здоровье и ЗОЖ и насколько они чувствуют обязательность использования этих знаний в жизни, осознавая ценность своего здоровья и его значение для осуществления жизненных планов. Убеждения проявляются в убежденности, которая представляет собой психическое состояние личности, когда осознанный человеком жизненный опыт вызывает потребность в поведении, соответствующем этим принципам, и выступает как руководство к действию. Отсюда валеологи-ческую сознательность можно определить как совокупность чувств и знаний, убеждений и воли, обусловливающих валеологические отношения и поступки личности.
Уравновешенное психическое состояние личности отражает стойкую веру человека в необходимость и возможность вести ва-леологический образ жизни и проявляется в стремлении, готовности и способности отстаивать эту веру в повседневной жизни. Данный элемент культуры здоровья личности, охватывая сферу индивидуального валеологического сознания, определяет поведение личности.
В индивидуальном валеосознании есть три основные составляющие:
— знание принципов и норм ЗОЖ, валеологические представления и понятия личности;
— валеологические идеалы и убеждения;
— валеологические чувства и переживания.
В структуру валеологической сознательности входит валеоло-гический идеал личности как результат ее убеждений, как специфическое (мировоззренческое) отражение действительности, обусловливающее цели, задачи, желания, представления о будущем. В соответствии с валеоидеалом у человека создается более или менее постоянная и интенсивная система валеологических стремлений, что и становится критерием валеологических поступков ребенка в различных ситуациях.
Валеологические отношения существуют не только как элемент сознания. Они проявляются и как действия, поступки людей:
— уважение другого человека;
— умение противостоять стрессовой ситуации и помочь справиться с ней другому;
— положительное влияние на людей, имеющих вредные привычки;
— пропаганда ЗОЖ среди окружающих личным примером и разъяснительными действиями.
Такие отношения предполагают направленность внимания личности на другого человека и оказание ему помощи, ориентацию на сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих людей, удовлетворенность бескорыстной помощью людям, активное и творческое утверждение веры в возможность совершенствования своей личности. Иначе говоря, вступая в отношения с людьми, человек обнаруживает определенную направленность своего поведения.
Из системы представлений, взглядов, ориентации, убеждений, обусловливающих отношения, именно валеологическая направленность личности выступает как интеграционная характеристика валеологической позиции данной личности по отношению к здоровью. Ее можно определить как сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по валеологическому содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни могут занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную роль, что и находит выражение в направленности индивида, позволяющей ему вести валеологический или невалеологический образ жизни.
Валеологическая направленность личности как специфическое целостное образование проявляется в деятельности. Так как сознание играет регулирующую роль в выборе валеологической позиции, линии поведения, педагогам необходимо понимать психический механизм превращения валеологических ценностей во внутренние регуляторы поведения личности.
Валеологические потребности личности выступают как необходимый импульс и источник ее деятельности, который одновременно выражает и отношение личности к нормам валеологического образа жизни, а на этом основании определяется и первоначальная значимость их содержания для человека, и степень истинности в процессе их освоения.
Рассматривая потребности личности как психологический компонент ее направленности в культуре здоровья, мы считаем, что они являются пусковым механизмом эмоциональных состояний, интересов, ценностных ориентации, привычек для соответствующего образа жизни. В свою очередь, на их основе формируются убеждения, воздействующие на породившую их причину, т.е. потребности, приводят их на качественно новый уровень, ведь валеологическая потребность не может формироваться без убежденности в личной и социальной значимости ценности здоровья.
К валеологически направленным потребностям, которые педагогам необходимо формировать у подростков, относятся прежде всего потребности в валеологическом общении с окружающими, направленные на преодоление негативных черт характера, вредных привычек, подражание положительным качествам, валеопо-ступкам, здоровьетворящим делам. Это также потребности в познании окружающей действительности, направленные на преодоление противоречий между знанием и незнанием, на усвоение валеоопыта и валеопривычек окружающих людей. И наконец, это потребность выполнять основные правила валеоповедения в быту, на занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми, получая удовлетворение при соблюдении основных элементов ЗОЖ, а также потребность быть полезным другим людям, инициативно и активно, с удовольствием помогать младшим, своим родным и близким людям в ведении валеологического образа жизни, получая радость от совершаемых поступков.
На основе данных потребностей происходит становление устойчивых мотивов валеологической деятельности. Валеомотивы, будучи конкретным выражением потребности человека, становятся источником деятельности, определяют ее личностный смысл для человека, побуждают его к совершению валеопоступков.
В процессе реализации усвоенные личностью валеоценности соотносятся с непосредственной жизненной ситуацией, в которой предстоит действовать, и трансформируются в мотивы поведения, выражающие внутреннее, осознанное личностью побуждение к тому или иному поступку, показывающее, во имя чего он ею совершается. Сложный характер зависимости мотивации поведения, с одной стороны, и результатов усвоения ею валеоценностей — с другой, от конкретных, постоянно изменяющихся условий ее жизнедеятельности обусловливает возможность отдаления друг от друга, а порой и существенного расхождения процессов усвоения и реализации норм валеологического образа жизни.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Раскройте понятие культуры здоровья и укажите пути ее развития.
2. Каковы основные элементы культуры здоровья личности?
3. Перечислите компонентный состав культуры здоровья и раскройте его содержание.
4. В чем состоят особенности проявления культуры здоровья учащихся, учителя, социального педагога?
Творческое задание. Составьте и опишите схему развития культуры здоровья обучающихся в учебное и внеучебное время с учетом ее структуры и возрастных особенностей детей.
Брехман И. И. Проблемы обучения человека здоровью. — Владивосток, 1995.
Ильин В. С. Формирование личности школьника — целостный процесс. — М., 1994.
Колбанов В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе: метод, пособие. — СПб., 1992.
Митяева A.M. Валеологическая культура в современном образовании // Становление личности в различных образовательных системах: интеграционно-технологические аспекты / под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1997.
Митяева А. М. Здоровьесберегающие образовательные технологии. — Орел, 2001.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Петленко В. П. Валеология человека: в 5 т. — СПб., 1997. Сафронова З.Д. Педагоги за здоровый образ жизни. — Рига, 1996. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. — СПб., 1998.
Источник