Меню

Элективные курсы по биологии 9 класс здоровье

Элективный курс по биологии для учащихся 8-9 классов «Жить здорово»
элективный курс по биологии (8 класс) на тему

Элективный курс по биологии для учащихся 8-9 классов «Жить здорово»

Скачать:

Вложение Размер
elektivnyy_kurs.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Любавинская средняя общеобразовательная школа»

НА ЗАСЕДАНИИ МС

ОТ «____» АВГУСТА 20__Г.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР

«____» АВГУСТА 20__Г.

ДИРЕКТОР МБОУ «ЛЮБАВИНСКАЯ СОШ»

Программа элективного курса

Срок реализации программы, учебный год 2014 — 2015 г.

Количество часов по учебному плану Всего 8 часа, в неделю 1 час

Рабочую программу составила Черняева Е.П. _________

Будущее нашей страны за молодым поколением, которое должно обладать крепким здоровьем, чтобы занять достойное место на рынке труда. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и физические трудности.

Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья, как о динамичном процессе, который также улучшается или ухудшается, т.е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания.

Знание всех факторов, влияющих на состояние здоровья человека направлено на изучение механизмов физиологической и психологической адаптации организма человека в меняющихся условиях биологической и социальной среды.

Необходимость создания и ведения курса обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Элективный курс для подготовки обучающихся 8-9-тых классов посвящён одной из главных проблем – сохранение здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 8 часов.

Содержание, структура соответствует возрастным особенностям подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы.

Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью.

Программа элективного курса предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:

  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
  • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
  • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Выполнив программу элективного курса школьники будут знать:
• причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
• мотивы здорового образа жизни;
• отрицательное влияние вредных привычек;
• пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
• воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Раздел 1. Человек и его здоровье. Виды здоровья

Понятие здоровья. Значение здоровья. Три вида здоровья. Краткая характеристика физического, психического и социального здоровья. Состояние здоровья и болезни.

Раздел 2. Тайны здоровой пищи

Что происходит с пищей в нашем организме. Значение жиров, белков, углеводов. Витамины и микроэлементы, их значение. Требования к пищевым продуктам. Гигиена питания. Основы рационального питания. Правила приема пищи. Предупреждение пищевых отравлений.

Раздел 3. Влияние вредных привычек на здоровье

Профилактика табачной и алкогольной зависимости. Последствия употребления алкоголя и табака. Негативное влияние токсикомании и наркомании на здоровье человека.

Раздел 4. Здоровье и наследственность

Наследственные заболевания. Профилактика наследственных заболеваний.

Раздел 5. Жизнь без стрессов и конфликтов — жизнь без болезней

Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса

Раздел 6. Заболевания подростков, передающиеся половым путём

Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в Забайкальском крае.

Раздел 7. “За здоровый образ жизни”. Создание стенгазет.

Тематическое планирование элективного курса «Жить здорово»

Человек и его здоровье. Виды здоровья

Понятие здоровья. Значение здоровья

Практическая работа «Определение физического развития по антропометрическим данным»

Тайны здоровой пищи

Основы рационального питания. Практическая работа «Определение витаминов в продуктах».

Влияние вредных привычек на здоровье

Просмотр фильма «Профилактика табачной и алкогольной зависимости»

Здоровье и наследственность

Предупреждение наследственных болезней.

Жизнь без стрессов и конфликтов — жизнь без болезней

Психорегуляция стрессовых состояний

Заболевания подростков, передающиеся половым путём

“За здоровый образ жизни”

Создание стенгазеты «Мы выбираем ЗОЖ»

1.Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 2009. 98с. (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

2. Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск “Факел” 2008 г.

3. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 2000.

4. Роботова А.С., Никонов И.Н. Элективный курс в профильной школе как введение в науку: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред Тряпициной А.П. СПб.: КАРО. 2005. 80 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главная задача курса заставить подростков задуматься о своем здоровье, о здоровом образе жизни. Программа элективного курса включает следующие разделы: 1.введение 2.физическое здоровье.

Изучение микроскопических организмов невозможно без микроскопа, а работа с ним всегда вызывает особый интерес. Исследование живых объектов на занятиях, постановка с ними опытов.

В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани.

Программа элективного курса по биологии 9 класс «Человек и его здоровье».

Программа этого курса поможет подготовке к ГИА и рассмотрит вопросы по гигиене.

Систематизирование экологических знаний и умений, формирование научных основ общей экологической культуры. .

Наша школа является новостройкой в активно развивающемся, большом и новом районе Санкт-Петербурга. Ученики приходят в школу из разных школ других районов и даже других городов России и ближнего .

Источник

элективный курс, 9 класс «Здоровье человека и окружающая среда»
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Программа элективного курса для 9 класса «Здоровье человека и окружающая среда». Данная программа рассчитана на 34 часа, включает теоретический и практический материал. Отдельные темы могут быть использованы на уроках биологии в 8 классе. Материал курса знакомит учащихся с факторами, влияющими на здоровье человека.

Скачать:

Вложение Размер
elektivnyy_kurs.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье человека и окружающая среда»

автор: учитель биологии

МБОУ ДР «Дубовская СОШ № 1»

Попова Светлана Геннадьевна.

Данная программа составлена для предпрофильного курса в 9-х классах и рассчитана на 17часов.

Содержание учебного материала носит надпредметный характер и направлено на формирование компетентностей в вопросах о здоровье и здоровом образе жизни. Курс знакомит учащихся с путями реализации здорового образа жизни человека, с возрастными аспектами обеспечения здоровья, рационального построения режима дня и питания; знакомит учащихся с вопросами психофизиологии, социальной и школьной гигиены. Данный курс способствует профориентации учащихся, помогает ориентироваться во множестве профессий, связанных с биологией. Изучение курса связано с такими дисциплинами, как экология, биология, психология, гигиена.

Главная цель курса—показать значимость здоровья для современного общества, научить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих; показать, как много зависит от нашего внимательного отношения к своему организму.

—формирование понятий о здоровом образе жизни, способах сохранения и укрепления здоровья;

—развитие знаний о гигиене;

—создание условий для формирования позитивного отношения к своему здоровью и окружающих.

Программой предусмотрено проведение уроков-практикумов, тестирование, проведение игровых занятий.

Наименование разделов и тем.

Здоровье доступно каждому(введение)

«Еда — мой друг или враг?»

Нормы питания. Диеты.

« Что такое хорошо и что такое плохо»

Здоровое тело-продукт здорового рассудка.

В здоровом теле- здоровый дух.

Жизнь без стрессов и конфликтов — жизнь без болезней.

Наши органы чувств.

Лекарственные средства. Яды.

Шум- медленный убийца.

Итоговое занятие «Круглый стол»

Обсуждение результатов работы.

Тема № 1.Введение. Что изучает валеология. Что такое здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Тест «Мой образ жизни».

Тема № 2. Факторы здоровья.

  1. «Еда — мой друг или враг?» Значение пищи и пищеварения. Экологическичистые продукты. Витамины. Зависимость питания и физической нагрузки. Избыточный вес и «еда на ходу».
  2. Нормы питания. Диеты. Режим и культура питания. Рациональное питание. Вред и польза диет. Голодание. Христианский пост. Биодобавки

3) Что такое хорошо и что такое плохо. Привычки вредные и полезные. Разрушающее действие алкоголя, никотина и наркотических веществ на организм. Личная гигиена. Антибактериальные средства.

4) Здоровое тело—продукт здорового рассудка. Зависимость здоровья от физических нагрузок и двигательной активности; гиподинамия. Тренировки. Тренировочный эффект. Бодибилдинг.

5) В здоровом теле—здоровый дух . Зарядка как фактор здоровья. Нарушение осанки и плоскостопие — основные нарушения скелета школьников. Профилактика. Русская баня.

6) Слагаемые здоровья . Иммунитет. Наследственные заболевания. Закаливание. Выработка механизмов, повышающих адаптации. Укрепление иммунитета.

7) Жизнь без стрессов и конфликтов—жизнь без болезней . Что такое стресс, его последствия. Психорегуляция стрессовых состояний. Эмоции положительные и отрицательные. Тип темперамента.

8) Наши органы чувств. Зависимость здоровья от состояния органов чувств. Боль как сигнал о нарушении работы организма.

9) Лекарственные средства. Яды. Лекарственные средства и их воздействие на организм. Нормы и правила приёма лекарственных средств. Вред самолечения. Лекарственные растения. Яды пауков, насекомых и змей; их разрушающее действие на организм.

10) Шум –медленный убийца . Воздействие шума на организм. Шумовая болезнь. Отсутствие адаптации к шуму. Практическая работа по определению уровня слуха.

11) Итоговое занятие «Круглый стол»

Расскажи мне о своём образе жизни и я скажу кто ты. Обсуждение результатов.

Практическая работа № 1 .(Занятие 3) Расчёт калорийности пищи.

Учащимся предлагаются таблицы калорийности продуктов и энергозатрат в зависимости от вида деятельности. Нужно рассчитать калорийность своего рациона. Используя данные о дневных энерготратах (1900ккал) и энергетической ценности суточного рациона (2300 ккал) сделать вывод о своём рационе и режиме питания.

Практическая работа № 2 (Занятие 5) Выявление нарушений осанки и плоскостопия.

Измерить сантиметровой лентой расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча (отступив на 3-5 см вниз от плечевого сустава) со стороны груди и спины. Первый результат разделить на второй. Если получается число близкое к 1 или больше—значит нарушений нет. Если полученное число меньше 1—осанка нарушена.

-Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между спиной и поясницей проходит кулак—осанка нарушена; если ладонь – в норме.

На лист бумаги встать мокрой ногой. Контуры следа обвести карандашом. Соединить центр пятки и центр третьего пальца прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию—плоскостопия нет.

Практическая работа № 3 .(Занятие 10) Определение остроты слуха.

Приближайте механические часы к уху, пока не услышите звук.

Приложите часы плотно к уху отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.

Измерьте в первом и втором случаях линейкой расстояние, найдите среднюю величину сравните со стандартным показателем (15-20 см), сделайте вывод.

Источник

элективный курс 9 класс «Секреты здоровья»
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Элективный курс по выбору учащихся. Основная цель курса- осознанная.ориентация учащихся на здоровый образ жизни.

Скачать:

Вложение Размер
sekrety_zdorovya.docx 51.92 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, реальность нашего времени. Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья стала предметом пристального внимания.

Знания о здоровье важны не только в профессиональной деятельности, но и лично для каждого человека. Занятия по программе данного элективного курса помогут учащимся серьезно задуматься над проблемами здоровья, а полученные знания помогут им разумно, рационально «расходовать» свое здоровье, какую бы профессию в будущем они не предпочли, и прожить долгую активную жизнь.

Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление, социально-экономическая безопасность окружающей среды. Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально-экономические условия жизни.

Содержание программы акцентировано на информации, необходимой человеку для поддержания и укрепления здоровья, мотивирует обучающихся на активное получение новых знаний и умений. Формы и методы проведения занятий имеют здоровьесберегающую направленность, дают обучающимся сведения практического характера, знакомят их с анатомией человека, с понятием «здоровье», дают рекомендации по его сохранению и укреплению.

Программа призвана дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсах биологии, валеологии и экологии.

Программа курса рассчитана на часа для учащихся классов предпрофильной подготовки и для учащихся профильных классов, как начальный курс серии элективных курсов по здоровьесберегающим технологиям.

Основная цель курса – ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Для решения данной цели поставлены задачи :

  • Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья;
  • Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни;
  • Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе;
  • Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.
  • Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;

При изучении разделов курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.

Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.

Программу и справочный материал, приводимый в ней можно рекомендовать при подготовке к экзаменам и для формирования высокого образовательного уровня, необходимого при обучении в учебных заведениях биологических и медицинских профилей.

Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие, При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся.

I. Факторы, влияющие на здоровье человека

II. Встречают по одежке

III. Правильное питание – залог здоровья!

IV. Мой дом – моя крепость!

V. Суд над вредными привычками!

VI. Познай самого себя

VII. Природа и человек

VIII.Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!

Основные требования к знаниям и умениям учащихся .

Учащиеся должны знать:

основные приемы по определению уровня здоровья;

основные факторы, влияющие на состояние здоровья;

основные способы сохранения и укрепления здоровья;

методы преодоления психологического дискомфорта.

Учащиеся должны уметь:

применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;

объяснять действия факторов среды на человека;

обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;

уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;

уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.

Содержание изучаемого курса

Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ.

Практическая работа: Определение уровня своего здоровья

Факторы, влияющие на здоровье человека

Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека,

Практическая работа: Определение своего образа жизни

Встречают по одежке…

Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации;

Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды;

Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома.

Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей.

Исследование и анализ своей повседневной одежды.

Правильное питание – залог хорошего здоровья!

Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ.

Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза;

Сколько едим? – нормы питания;

Когда едим? – режим питания;

Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка.

Мой дом – моя крепость …

Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов;

Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики;

Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего.

Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам.

Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек.

Познание самого себя…

Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента.

Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие — верные друзья, социометрия;

Мои способности – память, внимание, мышление и т.д.

Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления.

Человек и природа

Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.

Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения.

Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!

Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды.

Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного.

Учебно-тематический план элективного курса «Секреты здоровья»

Источник

Читайте также:  Салон красоты формула здоровья
Adblock
detector