программа элективного курса » Основы здоровья»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме
Программа элективного курса «Основы здоровья» для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни. Рекомендован учебник , который можно использовать для чтения учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_4.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала учитель биологии и химии
МБОУ « Гатчинская школа-интернат СОО»
Программа элективного курса
для учащихся 5 класса
(34 часа, 1час в неделю)
На сегодняшний день очень много внимания уделяется вопросам здоровьесбережения , здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений. Актуальность этой проблемы определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной хронической патологии.
Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни и воспитания потребности здоровья.
Тематика курса « Основы здоровья» для учащихся 5 класса направлена главным образом на доступное восприятие ключевых моментов, способных оказать положительное влияние на формирование мировоззрения школьников. Данный курс интегрирует в себе знания по анатомии, цитологии, медицине, гигиене, физиологии, педагогике, которые позволяют педагогу донести информацию до каждого учащегося, осведомить о трагических последствиях, сопряженных с безответственными поступками детей.
Предметом изучения элективного курса является индивидуальное здоровье человека, которое может быть определено качественно. Здоровье человека, можно прогнозировать на физиологическом, психологическом и социальном уровнях,
что является немаловажным в процессе формирования потребности здоровья учащихся , и понимания сущности здоровьесберегающего образа жизни.
Содержание курса предусматривает знакомство учащихся с профилактическими мерами заболеваний и травматизма. Для наиболее полного восприятия учебного материала учащимися курс «Основы здоровья» включает в себя ряд практических занятий, которые призваны повысить интерес школьников к дисциплине и наглядно продемонстрировать причины, на основании чего человек должен отказаться от той или иной привычки. В школе, есть уроки физической культуры, способные оказывать влияние на физическое развитие учащихся, но к сожалению, чем старше дети, тем больше уроки физкультуры носят принудительный характер. В курсе « Основы здоровья» рассматривается вопрос о нормах физической нагрузки, о причинах занятия спортом, что коренным образом меняет отношение детей к занятиям физкультурой и спортом. Таким образом, беседа с детьми на уроках способствует росту сознательности и ответственности каждого учащегося в отдельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
для учащихся 5 класса « Основы здоровья».
( 34 часа, 2 часа в неделю).
Что изучает элективный курс «Основы здоровья»?
Здоровье. Уровень здоровья.
Понятие «здоровье». Оценка состояния здоровья ( рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность).
Факторы, влияющие на здоровье человека ( наследственность , окружающая среда, медицина, образ жизни, социальные блага)
Понятие « биологические ритмы». Рациональный суточный режим школьника.
Организм — единое целое.
Клетка — структурная и функциональная единица живого. Понятие « ткань», «орган», «системы органов». Нервная и гуморальная регуляция.
Окно в мир. Зрение. Значение органа зрения. Зрительный анализатор: строение глаза. Работа органа зрения. Предупреждение развития близорукости и дальнозоркости. И глаза тебе скажут « спасибо». Упражнения для глаз.
Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха. Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор.
Предупреждение нарушений вкуса и обоняния. Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи. Видоизменения кожи ( ногти, волосы). Кожа-зеркало здоровья. Кожные заболевания и их профилактика.
Пищеварение и питательные вещества. Понятие « пищеварение». Система пищеварения. Зубы и их особенности строения и значения. Микробы и кариес зубов. Меры предупреждения кариеса. Налет зубов. Практическая работа. Значение пищи. Качество продуктов. Основные составляющие рациона человека (белки, жиры, углеводы). Источники потребления и значение. Суточная потребность организма. Ожирение. Витамины.
Минимальный витаминный набор для организма. Источники витаминов. Авитаминоз. Гипервитаминоз.
Минералы и вода. Основные функции. Норма и источники потребления. Сбалансированное питание. Принцип сбалансированного питания. Термин « диета» , «лечебная диета».
Кровь, кровообращение. Значение и состав крови .Группы крови и их совместимость. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Подсчет пульса до и после физической нагрузки. Практическая работа. Наследственные и ненаследственные заболевания крови и системы кровообращения.
Организм человека и физическая нагрузка. Система опоры и движения, ее строение и значение. Остеохондроз и причины его развития. Сколиоз и нарушение осанки. Позвоночник и компьютер. Потребность организма в движении. Степени физической нагрузки (достаточная, эпизодическая). Методы самоконтроля. Ограничение физической нагрузки. Гиподинамия.
Закаливание организма. Понятие « закаливание». Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры.
Нервная система и высшая нервная деятельность. Нервные клетки. Рефлекс.
Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Истощение нервной системы. Сон и сновидения. Память — уникальное свойство головного мозга. Методы развития памяти . Практическая работа. Темперамент-определяющая единица поведения человека. Определение типа темперамента. Практическая работа.
Вредные привычки. Влияние табака на организм человека. Причины курения Опасные традиции. Действие алкоголя на организм человека. Наркотические вещества и общество.
Примерное календарно-тематическое планирование для элективного курса в 5 классе
(34 часа, 1 час в неделю).
Предмет « Основы здоровья»
УМК Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев из-во «детство-пресс» 2002 г
Источник
Элективный курс по биологии для 10-11 классов «Человек и его здоровье»
элективный курс по биологии (11 класс) на тему
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс расчитан на 68 часов в течении 2-х лет (10-11кл) общего времени, с переодичностью преподования 1 раз в неделю.
Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии этики и психологии семейной жизни). Он знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности,помогает в простых, жизненных ситуациях.
В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то,что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.
2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.
3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.
4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Элективный курс по биологии
«Человек и его здоровье»
для 10-11 класса
Составил: учитель биологии МБОУ «СОШ №12»
Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс расчитан на 68 часов в течении 2-х лет (10-11кл) общего времени, с переодичностью преподования 1 раз в неделю.
Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии этики и психологии семейной жизни). Он знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности,помогает в простых, жизненных ситуациях.
В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то,что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.
Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.
Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:
1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.
2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.
3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.
4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.
Учащиеся должны знать :
- особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
- механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;
- причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
- значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
- значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения;
Учащиеся должны приобрести умения :
1. применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;
2. объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;
3. составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;
4. применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;
5. распозновать психические особенности личности человека;
6. самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Человек и его здоровье» в 10-11 классах не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Источник
Элективный курс «Основы здорового образа жизни».
элективный курс по биологии (5 класс) по теме
Элективный курс «Основы здорового образа жизни»для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni.doc | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кунашакская» средняя общеобразовательная школа»
Заместитель директора школы
по УР « МОУ Кунашакская»
Директор «МОУ Кунашакская» СОШ
Приказ № от « » 2009 г.
по Элективному курсу «Основы здорового образа жизни»
на 2009-2010 учебный год
Учитель: Носаченко О.Б
-на учебный год 34 часа (7 практических работ и 2 лабораторные работы).
Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении составляют нормативные документы:
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,
- Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02, 2.4.7.1166-02. утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 и от 20.11.2002 №38,
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.
Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается: за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся I касса и у 93% -старшеклассников. Это объясняется низким уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагополучно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. Подобная ситуация на фоне неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся диктует необходимость усиления валеологического воспитания и обучения в сельской школе. Главным условием повышения валеологической активности является:
— осознание ценности здоровья;
— формирование установки на его сохранение и укрепление;
— избавление от потребительской психологии, когда главная роль отводится работникам
Яркой иллюстрацией низкой культуры школьников и их родителей является тот факт, что
только 31,3% учащихся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля,
головной боли никогда не посещают школу, 41,4% — иногда, а 23,5% вовсе не обращают
на это внимания, тем самым, ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу
заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном
состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.
На основании вышеизложенного предлагаем школьный курс «Основы здорового образа
жизни», в котором предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как
— личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;
— взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;
— закаливание организма в домашних условиях;
— гигиена опорно-двигательного аппарата;
— значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки,
— отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. Основные принципы построения данного курса — интегративность и динамичность. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами валеологии (ОБЖ, эстетика, физическое воспитание и др.).
Цели курса «Основы здорового образа жизни» : формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Школьный курс «Основы здорового образа жизни» ставит следующие задачи:
— формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
— формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
— формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию. Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Необходимым звеном в организации валеологического воспитания в условиях школы является внеклассная работа, включающая мероприятия валеологической направленности. Важным аспектом валеологизации учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями — лекции и беседы по валеологической тематике на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми. Тематический план и программа курса «Основы здорового образа жизни» рассчитаны на 32-34 часа в год, т.е. 1 час в неделю. Большое внимание при организации и подготовке занятий по ЗОЖ уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны компьютерные презентации, подобраны видео и аудиоматериалы, разработано 7 практических работ и 2 лабораторные работы.
В целях обеспечения преемственности и целевой направленности предлагается
осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным
1. Здоровье и здоровый образ жизни.
2. Режим дня, учёбы и отдыха.
3. Основы рационального питания.
4. Личная гигиена.
5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
6. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Одним из важных методов контроля ЗУН является планомерное систематическое лонгитюдное наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН, составления и реализации индивидуальных валеологических программ.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:
— активного участия в этом процессе самих учащихся;
— создания здоровьесберегающей среды;
— высокий профессионализм компетентности и грамотности педагогов;
— планомерной работы с родителями;
— тесное сотрудничество с социально-культурной сферой села.
1. Здоровый образ жизни и пути его формирования, 2 ч.
2. Режим дня школьника, 1ч.
3. Сон и его значение для здоровья, 1ч.
4. Личная гигиена, 1 ч.
5. Кожа и её функции. Профилактика кожных заболеваний, 2 ч.
6. Ногти и уход за ними, 1ч.
7. Уход за волосами, 2 ч
8. Гигиена полости рта, Зч.
9. Влияние высоких и низких температур на организм, 2ч.
10. Вирусные инфекции и их профилактика, 2 ч.
11. Закаливание в домашних условиях, 2 ч.
12. Физическая культура и здоровье, 1 ч.
13. Питание и здоровье, 2 ч.
14. Вредные привычки и здоровье, 4 ч.
15. Гигиена позвоночника, 1 ч.
16. Травматизм и его профилактика, 1 ч.
17. Отравление и его профилактика, 1 ч.
18. Что нужно знать о лекарствах, 1 ч.
19. Правила безопасного поведения на воде, 1 ч
20. Предосторожности при общении с животными, 1ч.
21. Внутренняя боль и её опасность, 1ч.
22.Обобщающее повторение. Контрольно-обобщающий урок, 1ч.
- Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. — М.: Журнал “Биология в школе”. №2, 1998, с.36-40.
- Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. — М.: Журнал “Биология в школе”. №3,1989.
- Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. — №3. – 1988.
- Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. — №3. -1989.
- Тюмасева, З.И., Гольнева Д.П., “Целительные силы природы и здоровья человека”. Челябинск, “Взгляд”.2006г.
- Федорова, М.З., Кучменко, В.С., Лукина, П.П., “Экология человека. Культура здоровья”, Москва и Вентана Граф.2003г.
7 . Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Основы здорового образа жизни».
Источник