Меню

Элективные курсы основы здоровья

программа элективного курса » Основы здоровья»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Программа элективного курса «Основы здоровья» для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни. Рекомендован учебник , который можно использовать для чтения учащимися.

Скачать:

Вложение Размер
programma_elektivnogo_kursa_4.doc 87 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала учитель биологии и химии

МБОУ « Гатчинская школа-интернат СОО»

Программа элективного курса

для учащихся 5 класса

(34 часа, 1час в неделю)

На сегодняшний день очень много внимания уделяется вопросам здоровьесбережения , здорового образа жизни учащихся общеобразовательных учреждений. Актуальность этой проблемы определяется тем, что подрастающее поколение в процессе образовательной деятельности и влияния окружающей среды испытывает систематические физические и психические перегрузки, ведущие к возможной хронической патологии.

Цель данного курса состоит в формировании научного понимания сущности здорового образа жизни и воспитания потребности здоровья.

Тематика курса « Основы здоровья» для учащихся 5 класса направлена главным образом на доступное восприятие ключевых моментов, способных оказать положительное влияние на формирование мировоззрения школьников. Данный курс интегрирует в себе знания по анатомии, цитологии, медицине, гигиене, физиологии, педагогике, которые позволяют педагогу донести информацию до каждого учащегося, осведомить о трагических последствиях, сопряженных с безответственными поступками детей.

Предметом изучения элективного курса является индивидуальное здоровье человека, которое может быть определено качественно. Здоровье человека, можно прогнозировать на физиологическом, психологическом и социальном уровнях,

что является немаловажным в процессе формирования потребности здоровья учащихся , и понимания сущности здоровьесберегающего образа жизни.

Содержание курса предусматривает знакомство учащихся с профилактическими мерами заболеваний и травматизма. Для наиболее полного восприятия учебного материала учащимися курс «Основы здоровья» включает в себя ряд практических занятий, которые призваны повысить интерес школьников к дисциплине и наглядно продемонстрировать причины, на основании чего человек должен отказаться от той или иной привычки. В школе, есть уроки физической культуры, способные оказывать влияние на физическое развитие учащихся, но к сожалению, чем старше дети, тем больше уроки физкультуры носят принудительный характер. В курсе « Основы здоровья» рассматривается вопрос о нормах физической нагрузки, о причинах занятия спортом, что коренным образом меняет отношение детей к занятиям физкультурой и спортом. Таким образом, беседа с детьми на уроках способствует росту сознательности и ответственности каждого учащегося в отдельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

для учащихся 5 класса « Основы здоровья».

( 34 часа, 2 часа в неделю).

Что изучает элективный курс «Основы здоровья»?

Здоровье. Уровень здоровья.

Понятие «здоровье». Оценка состояния здоровья ( рождаемость, средняя продолжительность жизни, смертность).

Факторы, влияющие на здоровье человека ( наследственность , окружающая среда, медицина, образ жизни, социальные блага)

Понятие « биологические ритмы». Рациональный суточный режим школьника.

Организм — единое целое.

Клетка — структурная и функциональная единица живого. Понятие « ткань», «орган», «системы органов». Нервная и гуморальная регуляция.

Окно в мир. Зрение. Значение органа зрения. Зрительный анализатор: строение глаза. Работа органа зрения. Предупреждение развития близорукости и дальнозоркости. И глаза тебе скажут « спасибо». Упражнения для глаз.

Ухо, его значение и строение. Предупреждение заболеваний органа слуха. Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовой и обонятельный анализатор.

Предупреждение нарушений вкуса и обоняния. Кожа, кожная чувствительность. Строение кожи. Видоизменения кожи ( ногти, волосы). Кожа-зеркало здоровья. Кожные заболевания и их профилактика.

Пищеварение и питательные вещества. Понятие « пищеварение». Система пищеварения. Зубы и их особенности строения и значения. Микробы и кариес зубов. Меры предупреждения кариеса. Налет зубов. Практическая работа. Значение пищи. Качество продуктов. Основные составляющие рациона человека (белки, жиры, углеводы). Источники потребления и значение. Суточная потребность организма. Ожирение. Витамины.

Минимальный витаминный набор для организма. Источники витаминов. Авитаминоз. Гипервитаминоз.

Минералы и вода. Основные функции. Норма и источники потребления. Сбалансированное питание. Принцип сбалансированного питания. Термин « диета» , «лечебная диета».

Кровь, кровообращение. Значение и состав крови .Группы крови и их совместимость. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Подсчет пульса до и после физической нагрузки. Практическая работа. Наследственные и ненаследственные заболевания крови и системы кровообращения.

Организм человека и физическая нагрузка. Система опоры и движения, ее строение и значение. Остеохондроз и причины его развития. Сколиоз и нарушение осанки. Позвоночник и компьютер. Потребность организма в движении. Степени физической нагрузки (достаточная, эпизодическая). Методы самоконтроля. Ограничение физической нагрузки. Гиподинамия.

Закаливание организма. Понятие « закаливание». Воздушные и солнечные ванны. Водные процедуры.

Нервная система и высшая нервная деятельность. Нервные клетки. Рефлекс.

Центральная нервная система. Периферическая нервная система. Истощение нервной системы. Сон и сновидения. Память — уникальное свойство головного мозга. Методы развития памяти . Практическая работа. Темперамент-определяющая единица поведения человека. Определение типа темперамента. Практическая работа.

Вредные привычки. Влияние табака на организм человека. Причины курения Опасные традиции. Действие алкоголя на организм человека. Наркотические вещества и общество.

Примерное календарно-тематическое планирование для элективного курса в 5 классе

(34 часа, 1 час в неделю).

Предмет « Основы здоровья»

УМК Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев из-во «детство-пресс» 2002 г

Источник

Элективный курс по биологии для 10-11 классов «Человек и его здоровье»
элективный курс по биологии (11 класс) на тему

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс расчитан на 68 часов в течении 2-х лет (10-11кл) общего времени, с переодичностью преподования 1 раз в неделю.

Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии этики и психологии семейной жизни). Он знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности,помогает в простых, жизненных ситуациях.

В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то,что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.

2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.

3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.

4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.

Скачать:

Вложение Размер
elektivnyy_kurs.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Элективный курс по биологии

«Человек и его здоровье»

для 10-11 класса

Составил: учитель биологии МБОУ «СОШ №12»

Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного обучения. Курс расчитан на 68 часов в течении 2-х лет (10-11кл) общего времени, с переодичностью преподования 1 раз в неделю.

Элективный курс составлен в соответствии с концепцией профильного обучения и направлен на углубленное изучение предметов (биологии, химии этики и психологии семейной жизни). Он знакомит учащихся и расширяет кругозор в области здоровья человека, особенностей наследственных заболеваний, готовит учащихся к вступлению во взрослую жизнь, проводя границу между детством и юношеством, обеспечивает детальное, постепенное становление человека как личности,помогает в простых, жизненных ситуациях.

В данном курсе рассматриваются биологические особенности организма человека, психические особенности и эмоционально-волевые, особенности нервной системы, то,что выходит за рамки школьной программы по биологии. Его содержание и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции, выявлению профессиональных интересов. Программа предполагает более подробное изучение отдельных тем курса «Общая биология», таких как «Закономерности наследственности и изменчивости», «Генетика и здоровье человека». Занятия желательно проводить параллельно с уроками общей биологии. Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и поэтому помогает решать важные учебные задачи, систематизируя, углубляя и расширяя биологические знания.

Цель курса состоит в создании условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области анатомии и общей биологии.

Достижение этих целей планируется через решение следующих задач:

1. Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в генетике человека, в общей биологии, анатомии человека научиться грамотно их применять.

2. Показать приоритет экологических ценностей (сохранение многообразия органического мира, состояние своего здоровья, семьи) над материальными.

3. Ознакомить с наследственными заболеваниями человека и их причинами.

4. Учащиеся должны осознать свою индивидуальность, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

5. Сформировать интерес к своей родословной, родословным известных людей в истории человечества.

В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения.

Учащиеся должны знать :

  1. особенности человека как объекта генетических, биологических и психологических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
  2. механизмы наследования признаков у человека, наследственных заболеваний и психических особенностей развития;
  3. причины биологической индивидуальности на разных уровнях;
  4. значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа;
  5. значение мутаций в генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения;

Учащиеся должны приобрести умения :

1. применять законы Менделя и Моргана к генетике человека и решать генетические задачи;

2. объяснять механизм наследования генетических заболеваний человека;

3. составлять генеалогические древа и анализировать по ним характер наследование того или иного признака в ряду поколений;

4. применять в жизни аспекты этики и психологии семейной жизни;

5. распозновать психические особенности личности человека;

6. самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, применять знания в практической жизни.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, защита рефератов, практикумы по решению генетических и психологических задач, устные сообщения учащихся с последующей дискуссией. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Таким образом, изучение элективного курса «Человек и его здоровье» в 10-11 классах не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в одной из наиболее актуальных областей современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.

Источник

Элективный курс «Основы здорового образа жизни».
элективный курс по биологии (5 класс) по теме

Элективный курс «Основы здорового образа жизни»для 5 класса.

Скачать:

Вложение Размер
Osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni.doc 360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кунашакская» средняя общеобразовательная школа»

Заместитель директора школы

по УР « МОУ Кунашакская»

Директор «МОУ Кунашакская» СОШ

Приказ № от « » 2009 г.

по Элективному курсу «Основы здорового образа жизни»

на 2009-2010 учебный год

Учитель: Носаченко О.Б

-на учебный год 34 часа (7 практических работ и 2 лабораторные работы).

Основу организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении составляют нормативные документы:

  1. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  2. ст. 51 Федерального закона «Об образовании»,
  3. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02, 2.4.7.1166-02. утвержденные постановлением Министерства здравоохранения и Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 №44 и от 20.11.2002 №38,
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р,
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.

Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе.

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается: за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся I касса и у 93% -старшеклассников. Это объясняется низким уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагополучно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. Подобная ситуация на фоне неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья учащихся диктует необходимость усиления валеологического воспитания и обучения в сельской школе. Главным условием повышения валеологической активности является:

— осознание ценности здоровья;

— формирование установки на его сохранение и укрепление;

— избавление от потребительской психологии, когда главная роль отводится работникам

Яркой иллюстрацией низкой культуры школьников и их родителей является тот факт, что

только 31,3% учащихся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля,

головной боли никогда не посещают школу, 41,4% — иногда, а 23,5% вовсе не обращают

на это внимания, тем самым, ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу

заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном

состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

На основании вышеизложенного предлагаем школьный курс «Основы здорового образа

жизни», в котором предусмотрено изучение таких валеологических вопросов, как

— личная гигиена, её значение в укреплении здоровья;

— взаимосвязь между физическим и эмоциональным состоянием;

— закаливание организма в домашних условиях;

— гигиена опорно-двигательного аппарата;

— значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки,

— отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни. Основные принципы построения данного курса — интегративность и динамичность. По содержанию курс включает сведения ряда дисциплин, тесно связанных с целями и задачами валеологии (ОБЖ, эстетика, физическое воспитание и др.).

Цели курса «Основы здорового образа жизни» : формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования. Школьный курс «Основы здорового образа жизни» ставит следующие задачи:

— формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

— формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

— формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию. Занятия проводятся в виде беседы-диалога, деловой игры, урока-практикума. Необходимым звеном в организации валеологического воспитания в условиях школы является внеклассная работа, включающая мероприятия валеологической направленности. Важным аспектом валеологизации учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями — лекции и беседы по валеологической тематике на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми. Тематический план и программа курса «Основы здорового образа жизни» рассчитаны на 32-34 часа в год, т.е. 1 час в неделю. Большое внимание при организации и подготовке занятий по ЗОЖ уделяется использованию средств ИКТ. К занятиям разработаны компьютерные презентации, подобраны видео и аудиоматериалы, разработано 7 практических работ и 2 лабораторные работы.

В целях обеспечения преемственности и целевой направленности предлагается

осуществлять формирование норм здорового образа жизни по следующим приоритетным

1. Здоровье и здоровый образ жизни.

2. Режим дня, учёбы и отдыха.

3. Основы рационального питания.

4. Личная гигиена.

5. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.

6. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

Одним из важных методов контроля ЗУН является планомерное систематическое лонгитюдное наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся путём применения различных методов обучения и воспитания, проверки ЗУН, составления и реализации индивидуальных валеологических программ.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от:

— активного участия в этом процессе самих учащихся;

— создания здоровьесберегающей среды;

— высокий профессионализм компетентности и грамотности педагогов;

— планомерной работы с родителями;

— тесное сотрудничество с социально-культурной сферой села.

1. Здоровый образ жизни и пути его формирования, 2 ч.

2. Режим дня школьника, 1ч.

3. Сон и его значение для здоровья, 1ч.

4. Личная гигиена, 1 ч.

5. Кожа и её функции. Профилактика кожных заболеваний, 2 ч.

6. Ногти и уход за ними, 1ч.

7. Уход за волосами, 2 ч

8. Гигиена полости рта, Зч.

9. Влияние высоких и низких температур на организм, 2ч.

10. Вирусные инфекции и их профилактика, 2 ч.

11. Закаливание в домашних условиях, 2 ч.

12. Физическая культура и здоровье, 1 ч.

13. Питание и здоровье, 2 ч.

14. Вредные привычки и здоровье, 4 ч.

15. Гигиена позвоночника, 1 ч.

16. Травматизм и его профилактика, 1 ч.

17. Отравление и его профилактика, 1 ч.

18. Что нужно знать о лекарствах, 1 ч.

19. Правила безопасного поведения на воде, 1 ч

20. Предосторожности при общении с животными, 1ч.

21. Внутренняя боль и её опасность, 1ч.

22.Обобщающее повторение. Контрольно-обобщающий урок, 1ч.

  1. Гилеева, Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги. — М.: Журнал “Биология в школе”. №2, 1998, с.36-40.
  2. Колесов, Д.В. Здоровье и укрепляющие факторы. — М.: Журнал “Биология в школе”. №3,1989.
  3. Потапов, А.И. Здоровый образ жизни: сплав знаний, умений и убеждений.// Биология в школе. — №3. – 1988.
  4. Суровегина, И.Т. Три урока о здоровом образе жизни. //Биология в школе. — №3. -1989.
  5. Тюмасева, З.И., Гольнева Д.П., “Целительные силы природы и здоровья человека”. Челябинск, “Взгляд”.2006г.
  6. Федорова, М.З., Кучменко, В.С., Лукина, П.П., “Экология человека. Культура здоровья”, Москва и Вентана Граф.2003г.

7 . Колесов Д.В.,Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: «Просвещение», 1989.

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Основы здорового образа жизни».

Источник

Читайте также:  Лимон вредно для здоровья или нет
Adblock
detector