Меню

Элективные курсы азбука здоровья

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
элективный курс (1 класс) по теме

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования. Цель программы: Задачи программы: • Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья. • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения. • Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни

Скачать:

Вложение Размер
azbuka_zdorovya.doc 85.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука здоровья» 1 «б » класс

учителя начальных классов

Ширшовой Марии Александровны

2013-2014 учебный год

«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто»

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.

  • Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
  • Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы построения программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности . Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности . Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

В реализации программы участвуют обучающиеся 1класса .

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 час в неделю.

1 год обучения- 33 часа;

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Занятия в классе и в природе.

Методы и приёмы работы.

Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников.

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Источник

Рабочая программа элективного курса «Азбука здоровья»
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_8kl_azbuka_zdorovya.doc 92 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Азбука здоровья» составлена на основе программы Лопуги Е. В. «Культура здоровья» М., 2006г. Одна из главных забот, особенно характерная для юношеского возраста, — забота о физической внешности. Физическая красота несет в себе потенциал формирования духовной и душевной сфер личности взрослеющего человека. Она развивает его эстетический и художественный вкус, прививает чувство гармонии, меры, такта, учит критически оценивать себя и стремиться к самосовершенствованию. Красота неотделима от физического здоровья. Программа данного курса объединяет сведения ряда учебных дисциплин, таких как биология, физиология, гигиена и направлена на приобретение и закрепление детьми практических навыков здорового образа жизни и здоровье преумножающих стереотипов поведения.Программа курса предусматривает проведение психологической работы по принятию недостатков внешности, в результате чего приобретается чувство уверенности в себе. В ходе занятий в ненавязчивой, но убедительной форме проводится воспитательная работа по таким серьезным проблемам, как курение, алкоголизм, наркомания, подчеркивается несовместимость этих пагубных пристрастий со здоровьем и красотой. Программа элективного курса эколого-биологического направления «Азбука здоровья» рассчитана на средний школьный возраст (8 класс, 13-15 лет). Предусмотрено ознакомление воспитанников с приемами оказания доврачебной помощи, развитие у детей инициативы и качеств, необходимых ответственному, милосердному человеку.

  • предоставить сведения по проблемам красоты и здоровья, ознакомить с оптимальными методиками обеспечения здорового образа жизни и красоты в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • содействовать формированию осознанного выбора здорового образа жизни;
  • способствовать формированию практических способностей и умений учащихся применять на практике воздействие различных советов и самим регулировать бытовой комфорт, реализуя при этом свои творческие возможности.
  • овладение знаниями о биологических, физиологических, социально-психологических составляющих здоровья человека;
  • приобретение, закрепление практических навыков здорового образа жизни и здоровье преумножающих стереотипов поведения;
  • обучение умению вести себя соответственно месту и обновке.
  • формирование мотивации и развитие стремления быть здоровым;
  • создание условий для развития и реализации творческого потенциала школьников, достижения гармонии душевных и физических качеств, для приобретения знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни.
  • воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и за здоровье окружающих;
  • воспитывать такие положительные качества личности, как взаимопомощь, умение поддержать в трудной ситуации, милосердие, уважение к себе и к окружающим.

Название раздела. Методическое содержание.

Здоровье и его факторы. Основные правила здорового образа жизни.

Здоровье и факторы, формирующие его. Здоровый образ жизни.

Обозначить все факторы, формирующие здоровье: психологические, социальные, личностные, бытовые и др. Дать различные определения здоровья. Выяснить, в чём заключается суть высказывания «вести здоровый образ жизни». Истоки данного высказывания. Как понимали это выражение в Древнем Риме, в Древней Греции.

Основные правила здорового образа жизни. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Формирование мотивации здоровья. Вспомнить и, если необходимо, вывести основные правила здорового образа жизни. Беседа по основным правилам здорового образа жизни: правильное питание, занятие спортом, соблюдение гигиены, достаточный сон и т.д. Зависимость внешнего вида от внутреннего состояния организма. Несовместимость красоты и здоровья с пагубными привычками (курением, употреблением алкоголя, наркоманией). Побеседовать о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Показать наглядно, что происходит с организмом человека, когда он является рабом вредных привычек. Почему престижно быть здоровым. Беседа о зависимость благополучия, как социального, материального, так и психологического, от физического здоровья.

Возрастные основы здоровья. Диагностика здоровья.

Основные возрастные периоды развития человека. Оценка физической подготовленности. Комплексный подход к оценке состояния здоровья человека.

Подробное раскрытие особенностей каждого периода, особенно пубертатного. Темперамент, его классификация: холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики. Определение характера по психологическим данным. Как диагностировать своё здоровье, не прибегая к помощи медиков: симптомы недомогания, изменения самочувствия. Какие симптомы и чём говорят. Пульс, артериальное давление, температура тела, кардиограмма. Знакомство с измерительными приборами – термометром, тонометром, измерение температуры тела, артериального давления, пульс и его измерение.Определение физической подготовленности. Практическая работа: измерение при помощи секундомера пульса в спокойном состоянии и при физической нагрузке; физическая выносливость – прыжки со скакалкой – количество времени, темп.

Классификации систем, методов и средств оздоровления .

Природные средства оздоровления. Действие стихий, флоры и фауны на человека.

Вода, растения, животные, полезные ископаемые, химические соединения как природные средства оздоровления. Оздоровительная сила мягкой воды, минеральные воды. Их классификация и показания к применению. Естественные факторы природы как обязательное условие обеспечения здоровья.

Влияние погодных условий на здоровье, самочувствие человека. Перепады атмосферного давления и их воздействие на артериальное давление. Как реагирует организм на смену погоды.

Взаимодействие человека и природы. Влияние деятельности человека на природу и ответное воздействие изменений в природе на здоровье человека. Техногенные катастрофы. Последствия техногенных катастроф для природы и человека. Воздействие техногенных изменений в природе на генетический (наследственный) материал человека и проявления генетических изменений в последующих поколениях.

Действие солнца, земли, воды, воздуха, огня, флоры и фауны на человека. Качество воды — мягкая, жесткая. Температура воды и ее влияние на кожу. Качество воздуха и здоровье человека. Фаунотерапия. Лекарственные растения, которые могут нанести непоправимый вред здоровью.

Оздоровительные свойства движений. Движение и здоровье.

Движение и здоровье.

Эволюционные предпосылки двигательной активности; понятие о гиподинамии, стрессе, соотношение умственного и физического труда. Мышечная ткань, ее значение; деление на гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань, ее строение и функции. Общая характеристика. Мышцы, их характеристика. Две функции мышечной ткани. Работа мышц. Основные принципы и методика использования нагрузок в оздоровительной работе. Сочетание мышечных нагрузок с другими средствами оздоровления. Пассивный и активный отдых.

Значение осанки для состояния здоровья. Методы изменения соматического здоровья путем коррекции осанки.

Анатомо-физиологические особенности функции дыхания в различных возрастных периодах.

Значение дыхания. Строение органов дыхания. Воздухоносные пути — полость рта, носоглотка, гортань, бронхи. Дыхательная часть — легочные альвеолы. Гортань — орган звукообразования. Механизм вдоха и выдоха. Условия газообмена в легких, в тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Дыхание при различных условиях. Защитные свойства носовой слизи.

Типы дыхания: носовое, диафрагмальное, брюшное, глубокое, поверхностное и др.

Типы дыхания. Кашель. Вдох-выдох — сложный нервно-мышечный акт. Типы дыхания — грудное, брюшное, смешанное. Частота дыхания у взрослых и у детей. Одышка. Удушье. Астма. Кашель — защитный рефлекторный акт.

Влияние дыхания на работу органов и систем организма.

Гигиена дыхания. Гигиена воздуха. Целительная сила чистого воздуха. Борьба с загрязнением воздуха. Вред пыли для здоровья. Профилактика заболевания гриппом. Насморк и простуда. Вред курения.

Классификация дыхательных систем, методов, и видов дыхательных упражнений. Цели и задачи дыхательных упражнений. Антистрессовая дыхательная гимнастика, зевательная гимнастика, звуковая гимнастика, закаливающая дыхательная гимнастика и др.

Понятие о стрессе. Фазы стресса. Виды стресса. Методы и средства снятия стресса. Стрессо-профилактика.

Психологический, физиологический, гормональный стресс. Стрессо-терапия как глобальный метод выведения из глубокого стресса противоположной итиологии. Психотерапия, трудотерапия, отдых как средство против стресса, антистрессовые беседы. Понятие об иммунитете. Пути повышения иммунной защиты. Прививки. Закаливание организма. Виды иммунитета: искусственный, естественный; гуморальный, клеточный. Роль прививок в защитной реакции организма. Воспаление и его роль в самозащите организма. Воспаление — реакция всего организма. Антибиотики, их открытие и применение. Средства укрепления иммунитета, как естественные, так и созданные человеком. Понятие об ОРЗ, чем вызываются.

Понятие об аутотренинге, психологической саморегуляции, активном воображении. Психотехнические игры и упражнения.

Аутотренинг и его составляющие. Понятие и применение активного воображения в повседневной жизни. Мечта и влияние её на перспективы жизни.

Методы оказания скорой доврачебной помощи.

Методы оказания скорой доврачебной помощи.

Общее понятие о травме. Механическая травма. Ссадины — поверхностные повреждения кожи. Кровоподтеки — результат ушибов и повреждений подкожных сосудов с кровоизлиянием в подкожную клетчатку.

Оказание доврачебной помощи при: переломах костей, вывихах, растяжении связок. Наложение повязок. Переломы костей, их деление на травматические и патологические. Деление травматических переломов на открытые и закрытые. Оказание доврачебной помощи. Вывих — смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к другу. Оказание доврачебной помощи при вывихах. Вред самолечения. Растяжение связок голеностопного сустава. Оказание первой помощи.

Накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, повязка на палец руки или стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав. Косыночная повязка на предплечье или плечо. Наложение шин на верхние и нижние конечности.

Оказание первой помощи при кровотечениях.

Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристика. Артериальное, венозное и капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Дезинфекция рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов.

Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа.

Стратегия и тактика оздоровительной работы.

Определение модели оздоровления.

Здоровье как конечная цель оздоровления. Увеличение количества здоровья как тактическая задача. Сочетание средств и методов оздоровления. Последовательность использования средств оздоровления. Обливание — как один из видов закаливания. Обтирание — как метод закаливания, лечебные обтирания и гигиенические.

Обтирание с обливанием с лечебной целью. Душ: гигиенический, лечебный, циркулярный. Компрессы: согревающие, горячие, холодные. Сухое тепло и холод.

Определение средств оздоровления. Принципы построения программы индивидуального оздоровления.

Критерии адекватности используемых средств и методов. Принципы регламентации нагрузки при оздоровлении. Разработка программы использования средств и объемов нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями человека. Практическая работа: Разработка программы.

Источник

Читайте также:  Здоровье это определение юнеско
Adblock
detector