Оценка состояния здоровья школьников посредством экспресс-диагностических методов
Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ постоянно ухудшается. Задача исследователя состояла в том, чтобы выявить наиболее простые, но в то же время эффективные методы для оценивания состояния здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_buhmostova.doc_2.doc | 276 КБ |
prezentaciya_buhmostova.ppt | 906 КБ |
prilozheniya_buhmostova.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областная научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся и студентов
«Физкультура, спорт, здоровье – будущее России»
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС — ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Бухмостова Екатерина Сергеевна
ученица 11Б класса
Задонская Мария Александровна,
учитель физической культуры
МОУ СОШ № 2 г. Тынды
- Исследование состояния здоровья школьников посредством экспресс – диагностических методов……………………………..6
- Понятие термина «здоровье».
Факторы, влияющие на здоровье…………………………………6
- Состояние здоровья школьников МОУ «СОШ № 2»…………. 8
- Характеристика экспресс – диагностических методов………. 9
- Описание методики исследования………………………………11
- Результаты исследования………………………………………. 12
В детском возрасте не задумываешься о своём здоровье, но, понимая важность его сохранения и укрепления надо говорить о здоровом образе жизни уже сейчас. Прививать устойчивые навыки сбережения здоровья, так как состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу.
Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиску оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание. В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе мы попытались найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс — диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов (экспресс — диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Объект исследования – состояние здоровья школьника, предмет исследования: наиболее доступные способы определения состояния здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать состояние здоровья учащихся МОУ «СОШ № 2».
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.
3.Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.
4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.
5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.
Основу гипотезы составило следующее предположение: знание основ здорового образа жизни и умение оценить состояние своего здоровья формирует здоровую личность, способствует стремлению сохранить и укрепить свое здоровье.
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
В работе использовались образовательные технологии: мультимедийные, исследования, развитие познавательных интересов, коллективного и группового обучения.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценивать состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся; рекомендации школьникам по сохранению и укреплению здоровья.
Анализ используемой литературы
- Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с. В данной статье описаны различные функциональные пробы для определения состояния систем организма.
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005. В работе описаны способы контроля за состоянием здоровья в домашних условиях и в школе.
- Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с. Автор сравнивает модели, отражающие определения здоровья в медицине и валеологии.
- Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-52 с. В данной статье автор дает советы, как привести свою физическую форму в хорошее состояние с помощью физических упражнений.
- Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с. В данной статье автор обращает внимание о необходимости должного врачебно-педагогического контроля при занятиях физической культурой и спортом.
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
- Понятие термина «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье.
Здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949). Определение здоровья с позиции ВОЗ ориентирует на идеальный случай, что по своей сути недостижимо. Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух-трех перечисленных сферах имелись какие-либо проблемы. Здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно – состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение: 50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % — состоянием внешней среды; на 20 % — генетическими факторами; на 8-10 % — состоянием здравоохранения.
Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.
Системный подход к любой проблеме требует объективной оценки параметров, которые существенно влияют на ее решение. Если не отличать то, что формирует здоровье, от того, что его характеризует, не удастся решить проблему управления здоровьем.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1.Гиподинамия (недостаток движения);
2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс — диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.
1.2 Состояние здоровья школьников МОУ «СОШ № 2»
Мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ «СОШ № 2»
(по группам здоровья) 2010/11 г.
Мониторинг состояния здоровья учащихся МОУ «СОШ № 2»
( по состоящим на диспансерном учете и нуждающимся в лечебной физической культуре).
ЛФК по группам здоровья.
Сводные результаты уровней физической подготовленности (УФП) учащихся
Уровень показанных результатов
Мониторинг состояния здоровья (по группам здоровья) позволяет сделать вывод, что всего лишь 19.4% учащихся — практически здоровые дети. Это учащиеся, относящиеся к первой медицинской группе. Остальные 80,6 % учащихся, относящихся ко второй, третьей и четвертой медицинской группе, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Как следствие, результаты физической подготовленности невысокие. Всего лишь 3,9 % учащихся имеют высокий УФП по сравнению с количеством учащихся, показавших низкий УФП (18,6 %).
Мониторинг состояния здоровья учащихся 11 Б класса (испытуемых)
(по группам здоровья) 2010/11 г.
Результаты тестирования 11 Б класса (класса испытуемых)
(сентябрь-октябрь 2010 г)
Факт физическое состояние
Наиболее отстающие качества
УФП (уровень физической подготовленности)
Плохо (67 % не сдали)
Динамическая сила 52 %
Общая выносливость 57%
Отстает от норматива более, чем на 30 %
Плохо (67 % не сдали)
Силовая выносливость 59%
Отстает от норматива более, чем на 30 %
В экспериментальном классе практически здоровы только 2 (8 %) человека, у остальных 23 (92 %) имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья. Уровень физической подготовленности по классу отстает от норматива более чем на 30 %. Здесь явно прослеживается прямая связь между состоянием здоровья детей и их физической подготовленностью.
1.3 Характеристика экспресс – диагностических методов
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов мы выбрали наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени. Для определения состояния сердечно-сосудистой системы применялся экспресс – метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС). Учащиеся прощупывали пульс на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях) и измеряли числом ударов в минуту. Он подсчитывался за 10 секунд, с последующим умножением на 6 (т.е. за 60 с). Критерии: ЧСС в состоянии покоя в среднем: 60 уд./мин – отлично; 70 -80 уд./мин- удовлетворительно; выше 80 уд./мин – плохо. Для определения состояния системы дыхания применялся экспресс – метод – проба Штанге. Испытуемые делали полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше. Критерии: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более. Для определения уровня физического развития применялась формула оценки веса – показатель Поля Брока и весо– ростовой показатель. Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: вес(кг) = росту (см) – 100 (при росте до 165 см); вес(кг) = росту (см) – 105 (при росте 160 — 175 см); вес(кг) = росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см). Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Весо – ростовой показатель – количество граммов веса (массы) которое приходится на каждый сантиметр роста: Показатель = Вес (кг) : на рост (см) в квадрате. Показатель менее 300 г для учащихся 16-17 лет (испытуемая категория) указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес. Для определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана. Он заключается в сопоставлении роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка). Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см). В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста. Для определения упитанности использовался индекс пропорциональности роста и массы тела. Он рассчитывался по формуле: К= масса тела (кг): длина тела (см х100. Критерии: индекс К -35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение. Для определения телосложения применялся индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки (Показатель Пинье), который определяется по формуле: рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: 10 и менее – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое. Для определения степени развития мускулатуры проводилось измерение окружности плеча (бицепса). Для расчетов производится два его измерения (в см): первое — в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена), второе – в напряжении (рука согнута). Формула определения степени развития мускулатуры: 2-е измерение – 1-е измерение х 100 и разделить на 1-е измерение. Критерии: 5 – ожирение; 5-12 – норма; 12 и более – атлетическая мускулатура.
1.4 Описание методики исследования
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс — диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся испытуемого класса по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования. На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования. На третьем этапе оформили результаты исследования.
Исследование проводилось на уроках физической культуры в 11Б классе. С учащимися было проведено анкетирование (прил. № 1) с целью выяснения насколько учащиеся класса придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, 68 % из них курят; 88 % — употребляют спиртные напитки; режим дня соблюдают лишь 4 % учащихся. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что учащиеся данного класса не придерживаются здорового образа жизни, что не способствует сохранению и укреплению здоровья. Затем была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов и анализ полученных результатов.
Результаты состояния сердечно-сосудистой системы (проба по ЧСС)
Источник