ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Одним из наиболее простых и доступных путей, позволяющих характеризовать резерв энергообразования, являются результаты тестирования физической работоспособности. При этом следует учитывать, что только общая выносливость характеризует максимальные аэробные способности индивида. Валеолог-педиатр может получить наиболее ценную информацию о состоянии физического развития и здоровья ребенка от специалиста по физическому воспитанию. Другой путь — создание оценочных систем, основанных на комплексе клинико-физиологических показателей («батарее тестов»), имеющих удовлетворительные корреляционные связи с максимальной аэробной производительностью ребенка. Подобные системы способны дать четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне соматического здоровья индивида. Подобный подход дает возможность определить тот уровень энергообразования (физической работоспособности), который свидетельствует о безусловной способности растущего организма адаптироваться к данным условиям существования и реализовать программу развития.
Из показателей, которые могут быть включены в «батарею тестов», необходимо отобрать те, которые в той или иной степени определяют состояние кислородтранспортнои системы (индекс Робинсона, результаты различных функциональных проб и т.п.), а также тонус, активность «реци-пиентной» (мышечной) ткани, поглощающей кислород. Эти показатели не имеют существенных возрастных различий, если их отнести к 1 кг массы тела. Здесь должны быть представлены и размерные антропометрические показатели.
При формировании «батареи тестов» важной является проблема возрастных нормативов показателей, входящих в диагностическую систему. Если устанавливать четкие возрастные показатели, связанные с паспортным возрастом ребенка или подростка, то их правомерность вызывает сомнение в связи с разными темпами биологического созревания индивида. Если же их увязывать с возрастом биологическим, то это чрезвычайно усложнит всю систему оценки. Необходима конструкция интегральных показателей, мало меняющихся с возрастом и имеющих характер гомеостатических.
Мысль о создании вневозрастных антропометрических стандартов базируется на том, что усредненные величины массы тела при соответствующей длине тела у лиц разного возраста имеют примерно одинаковые значения. Такая стабильность обусловлена сравнительно малыми колебаниями регрессии массы тела и ряда широтных и охватных признаков длины тела, на что еще в 30-е годы обратил внимание В. В. Бунак. Единая закономерность в отношениях массы и длины тела существует и в детской популяции.
Подобные методические подходы использованы и за рубежом (в Канаде, США, Бельгии и т.п.). В то же время* эти подходы встречают у некоторых специалистов возражения. Целесообразнее всего использовать оценочные таблицы по определению состояния трофики у детей различного возраста, позволяющие выделить из общей массы лиц, угрожаемых по ожирению или имеющих его.
Наиболее ценными критериями энергопотенциала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Один из важнейших показателей этого резерва «двойное произведение» (ДП) — индекс Робинсона:
которое’ характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Можно использовать этот показатель и в покое для тех же целей, основываясь на хорошо известной закономерности формирования «экономизации функций» при возрастании максимальной аэробной способности. Таким образом, чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и, следовательно, уровень соматического здоровья индивида. Анализ возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в течение рассматриваемого участка онтогенеза. И это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается, а уровень АДс повышается. Это означает, что систолическая работа сердца остается практически неизменной. Подобная же закономерность установлена в отношении жизненного и силового индексов (табл. 4).
Таким образом, существует принципиальная возможность построения системы индексов — интегральных показателей с их формализованной оценкой (в баллах), пригодной для всех возрастных периодов, в которых эти показатели можно получить. Общей суммой баллов можно характеризовать уровень аэробного энергообразования, иными словами — успешность физического развития, или уровень соматического здоровья (табл. 5).
Если рассмотреть структуру корреляционных связей МПК
Таблица 4. Средние величины некоторых клинико-физиологи-ческих показателей здоровых школьников г. Киева 1 — 10-го классов, М±м (по Г.Л.Апанасенко, 1992)
Класс | Пол | ЖЕЛ, мл | Динамометрия, кг | Индекс Робинсона | масса тела, кг | масса тела, кг |
1-й | Мужской Женский | 53,9±3,4 55,6±3,7 | 50,5±4,9 47,3±7,3 | 82,8±5,1 76,9+4,9 |
2-й | Мужской Женский | 56,4±4,3 52,0±ЗД | 52,6±4Д 44,4+4,2 | 76,8+2,8 76,1 ±3,9 |
3-й | Мужской Женский | 56,9±6,1 52,2±4,4 | 56,0±6,4 48,8+4,6 | 80,1+3,4 77,6±4,1 |
4-й | Мужской Женский | 58,1±10,2 47,5+0,8 | 58,8+4,5 43,4+2,3 | 86,1±4,2 86,5±7,2 |
5-й | Мужской Женский | 52,5+6,8 44,6±0,8 | 62,4+7,9 45,8±6,4 | 88,4±10,8 87,9±7,2 |
6-й | Мужской Женский | 51,3±4,4 49,7±4,2 | 55,0+8,9 47,2±4_>2_ | 76,8±8,4 79,2±8,4 |
7-й | Мужской Женский | 51,4+8,2 46,7+10,3 | 62,0±12,5 48,7+13,1 | 90,5±10,2 85,6+13,1 |
8-й | Мужской Женский | 55,0±9,3 44,4±9,4 | 63,8±8,0 50,5±7,7 | 85,8±13,3 81,3+12,0 |
9-й | Мужской Женский | 54,2±9,2 49,8±5,3 | 52,5±11,2 45,9+6,7 | 86,3±16,9 86,9±14,9 |
10-й | Мужской Женский | 65,3+10,2 51,8±8,7 | 57,1+14,1 45,7±7,3 | 86,8±15,0 86,3±11.3 |
Рис. 2. Корреляционные связи МПК с некоторыми показателями антропометрии и заболеваемости детей в возрасте 7—9 лет (по Г.Л.Апанасенко, 1985) |
с показателями морфофункционального развития, то прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что этот показатель в намного большей степени интегрально характеризует тотальные размеры тела школьников и острую заболеваемость, чем оценка физического развития по общепринятой методике (рис. 2). Именно поэтому в валеологии отдают предпочтение этому показателю для характеристики морфофункционального развития.
Таблица 5. Экспресс-оценка соматического здоровья школьников в возрасте 7—16 лет (по Г.Л.Апанасенко, 1992)
Показатель | Мальчики | Девочки | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | ||
ЖЕЛ, мл | 76 | 71 | ||||||||||||
Масса тела, кг Балл | ||||||||||||||
Динамометрия кисти, кг ^ | 66 | 56 | ||||||||||||
Масса тела, кг Балл | ||||||||||||||
ЧСС • АДс | >96 | 86-95 I | 76-85 | 71—75 | 96 | 86-95 | 76-85 | 71-75 | 15 -6 | 10-14 -4 | 6-9 | 5-4 | 13 | 13 |
* Примечание. Соответствие массы тела длине тела оценивается по специальным таблицам. |
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ
Проблема научного прогнозирования актуальна для многих сфер жизни, в том числе и для медицины. На протяжении всей истории существования человеческого общества люди стремились хоть немного приподнять завесу, скрывающую от них завтрашний день, хотели представить себе очертание грядущих событий для того, чтобы быть готовыми к встрече с ними. Особенно важным для них было узнать, что их ждет завтра: здоровая полноценная жизнь, болезнь или смерть.
В переводе с греческого prognosis — «прогноз» — означает «предвидение».
Принципиальная возможность познания будущего вполне реальна, если она основывается на практическом опыте (и врача в том числе). Также возможна и интуитивная, основанная на неосознанной логике, оценка будущих событий. Если иметь в виду медицинскую практику, то речь идет прежде всего о прогнозировании возможного течения болезни, вероятности выздоровления или смерти. Еще С.П.Боткин писал: «При постановке предсказания врач берет во внимание основную болезнь данного случая, организм данного больного, его возраст, пол, общественное положение, его наследственные особенности, существующие в нем изменения, под влиянием которых находится больной» (1960, с. 19). Это, собственно, и есть врачебное искусство.
Намного более трудным является предсказание, касающееся не течения болезни, а вероятности ее возникновения у здорового человека, т.е. именно то, что составляет одну из главных задач валеологии. Суть прогнозирования — это поиск информативных маркеров (факторов) повышенного риска развития заболеваний, определение их характера и выраженности с последующим построением собственно прогноза. В то же время выявление маркеров для решения прогностической задачи еще не означает ее решения. Для того чтобы решить прогностическую задачу, необходимо установить взаимосвязь маркеров с конечным итогом прогноза, увидеть тенденцию их развития в будущем на основе знания закономерностей саногенеза. Следует помнить, что прогноз может быть правильным до тех пор, пока сохраняются условия действия законов, управляющих данным процессом.
А эти условия могут быть различными или, что вероятнее, закономерности, лежащие в основе взаимосвязи маркеров риска и конкретного патологического Процесса, более глубокими и сложными, чем это представляется при поверхностном анализе. Так, наиболее важные факторы риска ИБС и нарушения мозгового кровообращения совпадают. Между тем, при анализе тенденций смертности в течение длительного отрезка времени установлено, что в Австралии с 1950 г. у мужчин и женщин во всех возрастных группах смертность от цереброваскулярной болезни снижается, тогда как вероятность смерти от ИБС продолжала возрастать с 1950 по 1966 г., затем на пятилетие она стабилизировалась, и только с 70-х годов наметилось ее снижение (A.Dobson, 1981). Прямо противоположный пример касается взаимоотношений факторов риска развития дегенеративных заболеваний костной системы (артроза, спондилеза, остеохондроза) и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Оказалось, что многие факторы риска для этих групп страданий являются общими. Мало того, доказано достоверное повышение сердечно-сосудистых нарушений у лиц с уже развившейся костно-суставной патологией, а сопряженность между теми и другими нарастает с увеличением возраста (A. Pavlov, 1982).
Эти данные позволяют поставить проблему поиска общих факторов риска, однотипных для многих заболеваний. Подходы к решению этой проблемы и намечены валеологией: таким общим фактором риска является уровень здоровья индивида ниже «безопасного» (см. ниже). Кроме того, существует целый ряд научных данных, полученных эмпирически, которые демонстрируют взаимосвязь некоторых параметров организма с риском возникновения заболевания или продолжительностью жизни. Так, вероятность того, что больной гериатрического стационара общего профиля выживет или выздоровеет, тем выше, чем выше концентрация кальция в сыворотке крови. Прогностически информативными признаками при разных формах возрастной патологии является также концентрация натрия и мочевины в сыворотке и уровень гемоглобина в крови. Математическая модель, учитывающая зависимость между исходом лечения и всей совокупностью названных маркеров, позволяет правильно предсказывать выздоровление (улучшение) или смерть в течение 6 нед после поступления в стационар у 84% женщин и у 77% мужчин. У долгожителей (100 лет и старше) прогностически информативны показатели концентрации в сыворотке крови свободных аминокислот и перекисных соединений: если высокое их содержание является показателем предрасположенности к долголетию, то внезапное снижение уровня аминокислот и повышение уровня перекисных соединений предшествует смерти. Уровень иммуноглобулинов в крови и содержание в ней Т- и В-лимфоцитов позволяют высказать определенное суждение о вероятности смерти практически здоровых людей в течение 3 лет (В.П.Войтенко, 1991).
К основным методам прогнозирования относятся: интуитивное предвидение, аналогия, экстраполяция и моделирование.
Интуитивное предвидение служит основой экспертных оценок. Интуиция — это основанная на прошлом опыте способность принимать правильные решения без осознания их доказательности в данный момент времени. Нередко в основе интуитивного предвидения лежит метод аналогий. Проведение нескольких аналогий, иногда неосознанных, позволяет сделать правильный прогноз.
Для прогнозирования широко применяется метод экспертных оценок, базирующийся на учете мнений нескольких экспертов.
Метод экстраполяции заключается в следующем. На графике откладывается результат исследования какого-либо показателя, регистрируемого через определенные временные промежутки. Продолжая (экстраполируя) полученную кривую за пределы рассматриваемого временного промежутка, получим возможность судить о показателе в интересующий нас период времени. Экстраполяция может быть осуществлена и специальными математическими процедурами (апроксимация).
Учесть те или иные соотношения между различными параметрами можно с помощью метода моделирования. Целесообразность выделения метода моделирования определяется тем, что в отличие от метода экспертных оценок и экстраполяции его применение предполагает построение достаточно сложной и логически связанной модели объекта прогнозирования. При этом модель не должна, как копия, во всех деталях воспроизводить оригинал, она лишь заменяет объект прогнозирования, является его представителем для совершенно определенных целей. Чем больше параметров вводится в модель, тем точнее прогноз.
Источник
Экспресс-оценка уровня физического здоровья школьников
Предлагаю хорошую комплексную программу (КП) экспресс оценки уровня физического здоровья школьников.
КП включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье).
1. Индекс Кетле = вес тела (г)/рост(см) х рост
2. Индекс Робинсона = ЧСС (уд. в мин) х АД (сист.)/100 (характеризует состояние регуляции сердечно-сосудистой системы). АД (сист.) — артериальное давление, первая ее цифра.
3. Индекс Скибинского = ЖЕЛ (мл) х время задержанного дыхания на вдохе (сек.)/ ЧСС (уд. в мин.) (характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества). ЖЭЛ — жизненная емкость легких, определяется с помощью сухого или водяного спирометра.
4. Индекс мощности Шаповаловой = (вес тела (г)/ рост (см)) х (количество наклонов за 1 минуту/60) (характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса)
5. Индекс Руффье = 4 (Р1 + Р2 + Р3) – 200/10 (характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку). Р1 — пульс за 15 с в покое, Р2 — пульс первые 15 с сразу после нагрузки, РЗ — пульс за последние 15 с первой минуты восстановления. 4, 200 и 10 — постоянные коэффициенты
После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывается общая сумма баллов, по которой и определяется уровень физического здоровья школьника:
Таблица уровня физического здоровья школьника
23-25 | Высокий |
19-22 | Выше среднего |
14-18 | Средний |
10-13 | Ниже среднего |
5-9 | Низкий |
КП позволяет дать количественную оценку (в баллах) уровня физического здоровья и осуществить его мониторинг.
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, КП дает возможность оценить каждый показатель и индекс, выявить «слабые места» организма школьника и на основе этих оценок дать индивидуальные рекомендации (рецепт) оздоровительных мероприятий.
Опыт использования показывает, что она повышает эффективность двигательных, оздоровительных мероприятий у школьников, а так же мотивацию последних к занятиям физической культурой в школе и домашних условиях.
Повышает интерес учителей и родителей в количественной оценке физического здоровья детей и ее динамике, дает возможность прогнозировать состояние здоровья учащихся.
ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Пульсовый тест
Замерьте свой пульс до выполнения упражнения. Затем присядьте 30 раз в быстром темпе. Если пульс повысился на:
0-10 единиц — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку
10-20 единиц — 30-летнему
20-30 единиц — 40 -летнему
30-40 единиц — 50-летнему
более 40 единиц, или же вообще не смогли выполнить приседания до конца — то вам 60 лет и старше
Тест на быстроту реакции
Ваш партнер держит линейку длиной 50 см на отметке «0» вертикально вниз.
Ваша рука находится примерно на 10 см ниже, и, как только партнер отпускает линейку, попытайтесь схватить ее большим и указательным пальцами.
Если вы схватили линейку на отметке 20 — ваш биологический возраст составляет 20 лет
на отметке 25 см — 30 лет
на отметке 35 см — 40 лет
на отметке 45 см — 60 лет
Тест на подвижность
Наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях, и попытайтесь ладонями коснуться пола.
Если вам удастся положить ладони полностью на пол — ваш биологический возраст между 20 — 30 годами:
Если вы коснетесь пола только пальцами — вам около 40 лет
Если вы руками достанете лишь до голеней — вам около 50 лет
Если вы дотянетесь только до коленок — вам уже за 60 лет
Тест на балансирование
С крепко зажмуренными глазами (это важно!) встаньте на правую или левую ногу (без обуви). Другую ногу поднимите примерно на 10 см от пола. Ваш партнер должен засечь время, в течение которого вы сможете устоять на ноге:
30 секунд и более — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку
20 секунд — 40-детнему
15 секунд — 50-летнему
менее 10 секунд — 60-летнему и старше.
Тест на нажатие
На 5 секунд ущипните большим и указательным пальцами кожу на тыльной стороне кисти руки. Кожа немного побелеет. Засеките, сколько времени потребуется, чтобы кожа (белое пятно) приобрела прежний вид:
5 секунд — вам около 30 лет
8 секунд — около 40 лет
10 секунд — около 50 лет
15 секунд — около 60 лет.
Сексуальный тест (для мужчин)
Если у вас возникает половое влечение, которое вы без проблем реализуете.
6-7 раз в неделю — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку:
Если 5-6 раз в месяц — 30-летнему
Если 3-4 раза в месяц — то 40-летнему
Если 1-2 раза в месяц — 50-летнему
Если реже, — то вам 60 лет и более.
Тест на гибкость
Закиньте обе руки за спину и попытайтесь на уровне лопаток сцепить пальцы в «замок». Если вы:
С легкостью сделали это — ваш возраст 20 лет
Лишь коснулись пальцами — вам 30 лет
Если руки только приблизились, но не прикоснулись — вам 40 лет
Если вы не смогли завести руки за спину и сблизить их — вам 60 лет.
Дыхательная система
Вдохните полной грудью, выдохните. Посчитайте, сколько таких вдохов-выдохов вы сделаете за минуту:
45 — 40 — 20 лет,
39 — 35 — 30 лет,
34 — 30 — 40 лет,
29 — 20 — 50 лет,
19 — 15 — 60 лет,
14 — 10 — 70 лет.
Кстати, состояние легких можно определить и по расстоянию, с которого удается задуть свечу. Если это получается, когда вы находитесь в одном метре от свечи, — вам 20 лет, с 70 — 80 см — 40 лет, с 50 — 60 см — 60 лет.
ИТОГО: А теперь сложите все свои результаты и разделите на количество пройденных вами тестов. Эта среднеарифметическая величина и будет вашим биологическим возрастом.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник