Меню

Экспресс оценка физического здоровья школьников

ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Одним из наиболее простых и доступных путей, позво­ляющих характеризовать резерв энергообразования, явля­ются результаты тестирования физической работоспособ­ности. При этом следует учитывать, что только общая вы­носливость характеризует максимальные аэробные способ­ности индивида. Валеолог-педиатр может получить наибо­лее ценную информацию о состоянии физического разви­тия и здоровья ребенка от специалиста по физическому вос­питанию. Другой путь — создание оценочных систем, осно­ванных на комплексе клинико-физиологических показате­лей («батарее тестов»), имеющих удовлетворительные кор­реляционные связи с максимальной аэробной производи­тельностью ребенка. Подобные системы способны дать чет­кую информацию о степени совершенства процессов раз­вития и уровне соматического здоровья индивида. Подоб­ный подход дает возможность определить тот уровень энер­гообразования (физической работоспособности), который свидетельствует о безусловной способности растущего орга­низма адаптироваться к данным условиям существования и реализовать программу развития.

Из показателей, которые могут быть включены в «бата­рею тестов», необходимо отобрать те, которые в той или иной степени определяют состояние кислородтранспортнои системы (индекс Робинсона, результаты различных функ­циональных проб и т.п.), а также тонус, активность «реци-пиентной» (мышечной) ткани, поглощающей кислород. Эти показатели не имеют существенных возрастных различий, если их отнести к 1 кг массы тела. Здесь должны быть пред­ставлены и размерные антропометрические показатели.

При формировании «батареи тестов» важной является проблема возрастных нормативов показателей, входящих в диагностическую систему. Если устанавливать четкие возраст­ные показатели, связанные с паспортным возрастом ребенка или подростка, то их правомерность вызывает сомнение в связи с разными темпами биологического созревания ин­дивида. Если же их увязывать с возрастом биологическим, то это чрезвычайно усложнит всю систему оценки. Необхо­дима конструкция интегральных показателей, мало меняю­щихся с возрастом и имеющих характер гомеостатических.

Мысль о создании вневозрастных антропометрических стандартов базируется на том, что усредненные величины массы тела при соответствующей длине тела у лиц разного возраста имеют примерно одинаковые значения. Такая ста­бильность обусловлена сравнительно малыми колебаниями регрессии массы тела и ряда широтных и охватных призна­ков длины тела, на что еще в 30-е годы обратил внимание В. В. Бунак. Единая закономерность в отношениях массы и дли­ны тела существует и в детской популяции.

Подобные методические подходы использованы и за ру­бежом (в Канаде, США, Бельгии и т.п.). В то же время* эти подходы встречают у некоторых специалистов возражения. Целесообразнее всего использовать оценочные таблицы по определению состояния трофики у детей различного возра­ста, позволяющие выделить из общей массы лиц, угрожае­мых по ожирению или имеющих его.

Наиболее ценными критериями энергопотенциала явля­ется состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Один из важнейших показателей этого резерва «двойное произве­дение» (ДП) — индекс Робинсона:

которое’ характеризует систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Мож­но использовать этот показатель и в покое для тех же целей, основываясь на хорошо известной закономерности форми­рования «экономизации функций» при возрастании макси­мальной аэробной способности. Таким образом, чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможно­сти и, следовательно, уровень соматического здоровья ин­дивида. Анализ возрастной динамики ДП позволил опреде­лить его относительную стабильность в течение рас­сматриваемого участка онтогенеза. И это объяснимо, если учесть, что с возрастом ЧСС снижается, а уровень АДс по­вышается. Это означает, что систолическая работа сердца остается практически неизменной. Подобная же закономер­ность установлена в отношении жизненного и силового индексов (табл. 4).

Таким образом, существует принципиальная возможность построения системы индексов — интегральных показателей с их формализованной оценкой (в баллах), пригодной для всех возрастных периодов, в которых эти показатели можно получить. Общей суммой баллов можно характеризовать уро­вень аэробного энергообразования, иными словами — ус­пешность физического развития, или уровень соматическо­го здоровья (табл. 5).

Если рассмотреть структуру корреляционных связей МПК

Таблица 4. Средние величины некоторых клинико-физиологи-ческих показателей здоровых школьников г. Киева 1 — 10-го классов, М±м (по Г.Л.Апанасенко, 1992)

Класс Пол ЖЕЛ, мл Динамометрия, кг Индекс Робинсона
масса тела, кг масса тела, кг
1-й Мужской Женский 53,9±3,4 55,6±3,7 50,5±4,9 47,3±7,3 82,8±5,1 76,9+4,9
2-й Мужской Женский 56,4±4,3 52,0±ЗД 52,6±4Д 44,4+4,2 76,8+2,8 76,1 ±3,9
3-й Мужской Женский 56,9±6,1 52,2±4,4 56,0±6,4 48,8+4,6 80,1+3,4 77,6±4,1
4-й Мужской Женский 58,1±10,2 47,5+0,8 58,8+4,5 43,4+2,3 86,1±4,2 86,5±7,2
5-й Мужской Женский 52,5+6,8 44,6±0,8 62,4+7,9 45,8±6,4 88,4±10,8 87,9±7,2
6-й Мужской Женский 51,3±4,4 49,7±4,2 55,0+8,9 47,2±4_>2_ 76,8±8,4 79,2±8,4
7-й Мужской Женский 51,4+8,2 46,7+10,3 62,0±12,5 48,7+13,1 90,5±10,2 85,6+13,1
8-й Мужской Женский 55,0±9,3 44,4±9,4 63,8±8,0 50,5±7,7 85,8±13,3 81,3+12,0
9-й Мужской Женский 54,2±9,2 49,8±5,3 52,5±11,2 45,9+6,7 86,3±16,9 86,9±14,9
10-й Мужской Женский 65,3+10,2 51,8±8,7 57,1+14,1 45,7±7,3 86,8±15,0 86,3±11.3
Читайте также:  Значение ужина для здоровья

Рис. 2. Корреляционные связи МПК с некоторыми показателями антропометрии и заболеваемости детей в возрасте 7—9 лет (по Г.Л.Апанасенко, 1985)

с показателями морфофункционального развития, то прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что этот показа­тель в намного большей степени интегрально характеризует тотальные размеры тела школьников и острую заболевае­мость, чем оценка физического развития по общепринятой методике (рис. 2). Именно поэтому в валеологии отдают пред­почтение этому показателю для характеристики морфофунк­ционального развития.

Таблица 5. Экспресс-оценка соматического здоровья школьников в возрасте 7—16 лет (по Г.Л.Апанасенко, 1992)

Показатель Мальчики Девочки
Низ­кий Ниже среднего Сред­ний Выше среднего Вы­сокий Низ­кий Ниже среднего Сред­ний Выше среднего Вы­сокий
ЖЕЛ, мл 76 71
Масса тела, кг Балл
Динамометрия кисти, кг ^ 66 56
Масса тела, кг Балл
ЧСС • АДс >96 86-95 I 76-85 71—75 96 86-95 76-85 71-75 15 -6 10-14 -4 6-9 5-4 13 13
* Примечание. Соответствие массы тела длине тела оценивается по специальным таблицам.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Проблема научного прогнозирования актуаль­на для многих сфер жизни, в том числе и для медицины. На протяжении всей истории существования человеческого об­щества люди стремились хоть немного приподнять завесу, скрывающую от них завтрашний день, хотели представить себе очертание грядущих событий для того, чтобы быть го­товыми к встрече с ними. Особенно важным для них было узнать, что их ждет завтра: здоровая полноценная жизнь, болезнь или смерть.

В переводе с греческого prognosis — «прогноз» — означа­ет «предвидение».

Принципиальная возможность познания будущего впол­не реальна, если она основывается на практическом опыте (и врача в том числе). Также возможна и интуитивная, осно­ванная на неосознанной логике, оценка будущих событий. Если иметь в виду медицинскую практику, то речь идет преж­де всего о прогнозировании возможного течения болезни, вероятности выздоровления или смерти. Еще С.П.Боткин пи­сал: «При постановке предсказания врач берет во внимание основную болезнь данного случая, организм данного боль­ного, его возраст, пол, общественное положение, его на­следственные особенности, существующие в нем изменения, под влиянием которых находится больной» (1960, с. 19). Это, собственно, и есть врачебное искусство.

Намного более трудным является предсказание, касаю­щееся не течения болезни, а вероятности ее возникновения у здорового человека, т.е. именно то, что составляет одну из главных задач валеологии. Суть прогнозирования — это по­иск информативных маркеров (факторов) повышенного рис­ка развития заболеваний, определение их характера и выраженности с последующим построением собственно прогно­за. В то же время выявление маркеров для решения прогнос­тической задачи еще не означает ее решения. Для того чтобы решить прогностическую задачу, необходимо установить вза­имосвязь маркеров с конечным итогом прогноза, увидеть тенденцию их развития в будущем на основе знания законо­мерностей саногенеза. Следует помнить, что прогноз может быть правильным до тех пор, пока сохраняются условия действия законов, управляющих данным процессом.

А эти условия могут быть различными или, что вероят­нее, закономерности, лежащие в основе взаимосвязи мар­керов риска и конкретного патологического Процесса, бо­лее глубокими и сложными, чем это представляется при по­верхностном анализе. Так, наиболее важные факторы риска ИБС и нарушения мозгового кровообращения совпадают. Между тем, при анализе тенденций смертности в течение длительного отрезка времени установлено, что в Австралии с 1950 г. у мужчин и женщин во всех возрастных группах смер­тность от цереброваскулярной болезни снижается, тогда как вероятность смерти от ИБС продолжала возрастать с 1950 по 1966 г., затем на пятилетие она стабилизировалась, и только с 70-х годов наметилось ее снижение (A.Dobson, 1981). Пря­мо противоположный пример касается взаимоотношений факторов риска развития дегенеративных заболеваний кост­ной системы (артроза, спондилеза, остеохондроза) и забо­леваний сердечно-сосудистой системы. Оказалось, что мно­гие факторы риска для этих групп страданий являются об­щими. Мало того, доказано достоверное повышение сердеч­но-сосудистых нарушений у лиц с уже развившейся костно-суставной патологией, а сопряженность между теми и дру­гими нарастает с увеличением возраста (A. Pavlov, 1982).

Эти данные позволяют поставить проблему поиска общих факторов риска, однотипных для многих заболеваний. Под­ходы к решению этой проблемы и намечены валеологией: таким общим фактором риска является уровень здоровья ин­дивида ниже «безопасного» (см. ниже). Кроме того, суще­ствует целый ряд научных данных, полученных эмпиричес­ки, которые демонстрируют взаимосвязь некоторых пара­метров организма с риском возникновения заболевания или продолжительностью жизни. Так, вероятность того, что боль­ной гериатрического стационара общего профиля выживет или выздоровеет, тем выше, чем выше концентрация каль­ция в сыворотке крови. Прогностически информативными признаками при разных формах возрастной патологии явля­ется также концентрация натрия и мочевины в сыворотке и уровень гемоглобина в крови. Математическая модель, учитывающая зависимость между исходом лечения и всей сово­купностью названных маркеров, позволяет правильно пред­сказывать выздоровление (улучшение) или смерть в течение 6 нед после поступления в стационар у 84% женщин и у 77% мужчин. У долгожителей (100 лет и старше) прогностически информативны показатели концентрации в сыворотке кро­ви свободных аминокислот и перекисных соединений: если высокое их содержание является показателем предрасполо­женности к долголетию, то внезапное снижение уровня ами­нокислот и повышение уровня перекисных соединений пред­шествует смерти. Уровень иммуноглобулинов в крови и со­держание в ней Т- и В-лимфоцитов позволяют высказать определенное суждение о вероятности смерти практически здоровых людей в течение 3 лет (В.П.Войтенко, 1991).

К основным методам прогнозирования относятся: инту­итивное предвидение, аналогия, экстраполяция и модели­рование.

Интуитивное предвидение служит основой экспертных оценок. Интуиция — это основанная на прошлом опыте спо­собность принимать правильные решения без осознания их доказательности в данный момент времени. Нередко в осно­ве интуитивного предвидения лежит метод аналогий. Прове­дение нескольких аналогий, иногда неосознанных, позво­ляет сделать правильный прогноз.

Для прогнозирования широко применяется метод эксперт­ных оценок, базирующийся на учете мнений нескольких экспертов.

Метод экстраполяции заключается в следующем. На графи­ке откладывается результат исследования какого-либо показа­теля, регистрируемого через определенные временные проме­жутки. Продолжая (экстраполируя) полученную кривую за пре­делы рассматриваемого временного промежутка, получим воз­можность судить о показателе в интересующий нас период вре­мени. Экстраполяция может быть осуществлена и специальны­ми математическими процедурами (апроксимация).

Учесть те или иные соотношения между различными па­раметрами можно с помощью метода моделирования. Целе­сообразность выделения метода моделирования определяет­ся тем, что в отличие от метода экспертных оценок и экст­раполяции его применение предполагает построение доста­точно сложной и логически связанной модели объекта про­гнозирования. При этом модель не должна, как копия, во всех деталях воспроизводить оригинал, она лишь заменяет объект прогнозирования, является его представителем для совершенно определенных целей. Чем больше параметров вводится в модель, тем точнее прогноз.

Источник

Экспресс-оценка уровня физического здоровья школьников

Предлагаю хорошую комплексную программу (КП) экспресс оценки уровня физического здоровья школьников.

КП включает в себя 5 морфофункциональных индексов (Кетле, Робинсона, Скибинского, Шаповаловой, Руфье).

1. Индекс Кетле = вес тела (г)/рост(см) х рост

2. Индекс Робинсона = ЧСС (уд. в мин) х АД (сист.)/100 (характеризует состояние регуляции сердечно-сосудистой системы). АД (сист.) — артериальное давление, первая ее цифра.

3. Индекс Скибинского = ЖЕЛ (мл) х время задержанного дыхания на вдохе (сек.)/ ЧСС (уд. в мин.) (характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивость организма к гипоксии и волевые качества). ЖЭЛ — жизненная емкость легких, определяется с помощью сухого или водяного спирометра.

4. Индекс мощности Шаповаловой = (вес тела (г)/ рост (см)) х (количество наклонов за 1 минуту/60) (характеризует развитие силы, быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса)

5. Индекс Руффье = 4 (Р1 + Р2 + Р3) – 200/10 (характеризует выраженность реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку). Р1 — пульс за 15 с в покое, Р2 — пульс первые 15 с сразу после нагрузки, РЗ — пульс за последние 15 с первой минуты восстановления. 4, 200 и 10 — постоянные коэффициенты

После оценки каждого показателя по таблицам в баллах рассчитывается общая сумма баллов, по которой и определяется уровень физического здоровья школьника:

Таблица уровня физического здоровья школьника

23-25 Высокий
19-22 Выше среднего
14-18 Средний
10-13 Ниже среднего
5-9 Низкий

КП позволяет дать количественную оценку (в баллах) уровня физического здоровья и осуществить его мониторинг.

Кроме общей оценки уровня физического здоровья, КП дает возможность оценить каждый показатель и индекс, выявить «слабые места» организма школьника и на основе этих оценок дать индивидуальные рекомендации (рецепт) оздоровительных мероприятий.

Опыт использования показывает, что она повышает эффективность двигательных, оздоровительных мероприятий у школьников, а так же мотивацию последних к занятиям физической культурой в школе и домашних условиях.

Повышает интерес учителей и родителей в количественной оценке физического здоровья детей и ее динамике, дает возможность прогнозировать состояние здоровья учащихся.

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Пульсовый тест

Замерьте свой пульс до выполнения упражнения. Затем присядьте 30 раз в быстром темпе. Если пульс повысился на:
0-10 единиц — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку
10-20 единиц — 30-летнему
20-30 единиц — 40 -летнему
30-40 единиц — 50-летнему
более 40 единиц, или же вообще не смогли выполнить приседания до конца — то вам 60 лет и старше

Тест на быстроту реакции

Ваш партнер держит линейку длиной 50 см на отметке «0» вертикально вниз.

Ваша рука находится примерно на 10 см ниже, и, как только партнер отпускает линейку, попытайтесь схватить ее большим и указательным пальцами.

Если вы схватили линейку на отметке 20 — ваш биологический возраст составляет 20 лет
на отметке 25 см — 30 лет
на отметке 35 см — 40 лет
на отметке 45 см — 60 лет

Тест на подвижность

Наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях, и попытайтесь ладонями коснуться пола.

Если вам удастся положить ладони полностью на пол — ваш биологический возраст между 20 — 30 годами:
Если вы коснетесь пола только пальцами — вам около 40 лет
Если вы руками достанете лишь до голеней — вам около 50 лет
Если вы дотянетесь только до коленок — вам уже за 60 лет

Тест на балансирование

С крепко зажмуренными глазами (это важно!) встаньте на правую или левую ногу (без обуви). Другую ногу поднимите примерно на 10 см от пола. Ваш партнер должен засечь время, в течение которого вы сможете устоять на ноге:
30 секунд и более — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку
20 секунд — 40-детнему
15 секунд — 50-летнему
менее 10 секунд — 60-летнему и старше.

Тест на нажатие

На 5 секунд ущипните большим и указательным пальцами кожу на тыльной стороне кисти руки. Кожа немного побелеет. Засеките, сколько времени потребуется, чтобы кожа (белое пятно) приобрела прежний вид:
5 секунд — вам около 30 лет
8 секунд — около 40 лет
10 секунд — около 50 лет
15 секунд — около 60 лет.

Сексуальный тест (для мужчин)

Если у вас возникает половое влечение, которое вы без проблем реализуете.
6-7 раз в неделю — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку:
Если 5-6 раз в месяц — 30-летнему
Если 3-4 раза в месяц — то 40-летнему
Если 1-2 раза в месяц — 50-летнему
Если реже, — то вам 60 лет и более.

Тест на гибкость

Закиньте обе руки за спину и попытайтесь на уровне лопаток сцепить пальцы в «замок». Если вы:
С легкостью сделали это — ваш возраст 20 лет
Лишь коснулись пальцами — вам 30 лет
Если руки только приблизились, но не прикоснулись — вам 40 лет
Если вы не смогли завести руки за спину и сблизить их — вам 60 лет.

Дыхательная система

Вдохните полной грудью, выдохните. Посчитайте, сколько таких вдохов-выдохов вы сделаете за минуту:
45 — 40 — 20 лет,
39 — 35 — 30 лет,
34 — 30 — 40 лет,
29 — 20 — 50 лет,
19 — 15 — 60 лет,
14 — 10 — 70 лет.

Кстати, состояние легких можно определить и по расстоянию, с которого удается задуть свечу. Если это получается, когда вы находитесь в одном метре от свечи, — вам 20 лет, с 70 — 80 см — 40 лет, с 50 — 60 см — 60 лет.

ИТОГО: А теперь сложите все свои результаты и разделите на количество пройденных вами тестов. Эта среднеарифметическая величина и будет вашим биологическим возрастом.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Adblock
detector