Экспресс-оценка уровня здоровья по Б.К. Белову
Проводится по приведенной ниже таблице.
Наименование | Уровень показателей в баллах | ||||||||
1. ЧСС в покое, уд/мин | Более 90 | 76-90 | 68-75 | 60-67 | 51-59 | 50 и менее | — | — | — |
2. Росто-весовой индекс | 90 и менее | 91-95 | 96-100 | 101-105 | — | 106-110 | — | Более 110 | — |
3.Бег 2 км, мин, мужчины | Более 12,0 | 11,01- 12,00 | 10,01- 11,00 | 9,01- 10,00 | 8,01- 9,00 | — | 7,30- 8,00 | — | Менее 7,30 |
Бег 2 км, мин, женщины | Более 14,0 | 13,01- 14,00 | 12,01- 13,00 | 11,01- 12,00 | 10,01- 11,00 | — | 9,30- 10,00 | — | Менее 1,00 |
Для начинающих заниматься: время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с | Более 3,00 | — | 2,01-3,00 | — | 1,00-2,00 | — | Менее 1,00 | — | — |
4. Мужчины — подтягивание на перекладине, кол-во раз | Менее 2 | 2-3 | 4-6 | 7-10 | 11-14 | 15 и более | — | — | — |
Мужчины — сгибание и разгибание рук в упоре, лежа, кол-во раз | Менее 4 | 4-9 | 10-19 | 20-29 | 30-39 | 40 и более | — | — | — |
Женщины — сед из положения, лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, кол-во раз | Менее 10 | 10-19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50 и более | — | — | — |
5. Прыжки в длину с места, см, мужчины | Менее 200 | 200-209 | 210-219 | 220-229 | 230-239 | 240 и более | — | — | — |
Прыжки в длину с места, см, женщины | Менее 140 | 140-149 | 150-159 | 160-169 | 170-179 | 180 и более | — | — | — |
6. Количество простудных заболеваний в течение года, раз | Более 5 | 4-5 | 2-3 | — | — | — | — | — | — |
· супервысокий — 6 баллов и более;
· очень высокий — 5,0–4,9;
· очень низкий — 1,0–1,9;
при наличии хронических заболеваний — минус 1 балл. Сумма баллов, деленная на «6», даст средний балл, указывающий на уровень Вашего здоровья.
Оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко
Данная система оценки уровня здоровья включает простейшие показатели функций организма (таблица). Большинство из них могут быть получены самостоятельно (частота пульса в покое, время восстановления частоты пульса до исходного уровня после 20 приседаний за 30 с), другие — в кабинете доврачебного осмотра поликлиники, врачебно-физкультурном диспансере, здравпункте: длина тела (рост), масса тела, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия, уровень максимального артериального давления. Суммируя баллы, начисленные за каждый показатель, получают количественную оценку уровня здоровья. Чем выше балл, тем лучше состояние здоровья. Исследования показывают, что имеется совершенно четкая зависимость между уровнем здоровья, определенным по диагностической системе Г.Л. Апанасенко, и обычными методами.
Пол | Мужчины | Женщины | ||||||||||
Уровень здоровья | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | ||
Группа | ||||||||||||
| 501 и более | 451-500 | 450 и менее | — | — | 451 и более | 351-450 | 350 и менее | — | — | ||
баллы | -2 | -1 | — | — | -2 | -1 | — | — | ||||
| 50 и менее 0 | 51-55 1 | 56-60 2 | 61-65 4 | 66 и более 5 | 40 и менее 0 | 41-45 1 | 46-50 2 | 51-57 4 | 58 и более 5 | ||
| 60 и менее 0 | 61-65 1 | 66-70 2 | 70-80 3 | 80 и более 4 | 40 и менее 0 | 41-50 1 | 51-55 2 | 56-60 3 | 61 и более 4 | ||
| 111 и более -2 | 95-110 0 | 85-94 2 | 70-84 3 | 69 и менее 4 | 111 и более -2 | 95-110 0 | 85-94 2 | 70-84 3 | 69 и менее 4 | ||
Время вос становления (мин) ЧСС после 20 приседаний за 30с, баллы | более 3 -2 | 2-3 1 | 1.30-1.58 3 | 1.00-1.29 5 | менее 1 7 | более 3 -2 | 2-3 1 | 1.30-1.59 3 | 1.00-1.29 2 | менее 1 7 | ||
Оценка здоровья, баллы | 4 и менее | 5-9 | 10-13 | 14-16 | 17-21 | 4 и менее | 5-9 | 10-13 | 14-16 | 17-21 |
Примечание. МТ — масса тела(г); ДТ — длина тела (см); ЖЕЛ — жизненная емкость легких (мл); ДК — динамометрия кисти (кг); ЧСС — частота сердечных сокращений в покое; АДмакс — уровень максимального артериального давления в покое в мм рт.ст.
Оценка уровня здоровья по Р.М. Баевскому
Р.М. Баевский связывает уровень здоровья человека с адаптационным потенциалом системы кровообращения.
1- Адаптационный потенциал определяется по формуле АП=1,238+0,09·ЧП,
частоту пульса у пациента регистрируют на лучевой артерии за 1 минуту после 15 минут покоя, после чего рассчитывают величину адаптационного потенциала по уравнению:
где АП — адаптационный потенциал в баллах,
ЧП — частота пульса, ударов в минуту,
1,238 и 0,09 — коэффициенты уравнения,
и при значении АП менее 7,2 баллов оценивают уровень адаптации как удовлетворительный,
при АП от 7,21 до 8,24 баллов — напряжение механизмов адаптации,
при АП от 8,25 до 9,85 баллов — неудовлетворительная адаптация,
при АП более 9,86 баллов — срыв механизмов адаптации.
2-Для того, чтобы оценить свой адаптационный потенциал, нужно знать следующие показатели: пульс и артериальное давление в покое, массу и длину тела, возраст. Эти данные подставляются в формулу:
АП = 0.011(ЧП) + 0.14(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) —
— 0.009(ДТ) + 0.14(В) — 0.27
где АП — адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах ( от 0 до 4 );
ЧП — частота пульса ( уд./мин.);
САД и ДАД — систолическое ( верхнее ) и диастолическое (нижнее ) артериальное давление ( мм.рт.ст. );
ДТ — длина тела (см);
МТ — масса тела (кг);
В — возраст ( лет ).
Ученые полагают, что число прожитых человеком лет мало говорит о его настоящем возрасте. Ведь все решает совершенно другой возраст — биологический. Его часы тикают в мозгу и мускулатуре, а не определяются записью в паспорте. Насколько вы молоды, определите с помощью теста.
1. Тест. Замерьте свой пульс до выполнения упражнения. Затем присядьте 30 раз в быстром темпе. Если пульс повысился на:
0-10 единиц — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку.
10-20 единиц — 30-летнему
20-30 единиц — 40 -летнему
30-40 единиц — 50-летнему
более 40 единиц, или же вообще не смогли выполнить приседания до конца — то вам 60 лет и старше.
2. Тест на быстроту реакции. Ваш партнер держит линейку длиной 50 см на отметке «0» вертикально вниз. Вша рука находится примерно на 10 см ниже, и, как только партнер отпускает линейку, попытайтесь схватить ее большим и указательным пальцами.
Если вы схватили линейку на отметке 20 — ваш биологический возраст составляет 20 лет,
на отметке 25 см — 30 лет,
на отметке 35 см — 40 лет,
на отметке 45 см — 60 лет.
3. Тест на подвижность. Наклонитесь вперед, согнув ноги в коленях, и попытайтесь ладонями коснуться пола.
Если вам удастся положить ладони полностью на пол — ваш биологический возраст между 20 — 30 годами.
Если вы коснетесь пола только пальцами — вам около 40 лет.
Если вы руками достанете лишь до голеней — вам около 50 лет.
Если вы дотянетесь только до коленок — вам уже за 60 лет.
4. Тест на балансирование. С крепко зажмуренными глазами (важно!) встаньте на правую или левую ногу. Другую ногу поднимите примерно на 10 см от пола. Ваш партнер должен засечь время, в течение которого вы сможете устоять на ноге:
30 секунд и более — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку,
20 секунд — 40-детнему,
15 секунд — 50-летнему,
менее 10 секунд — 60-летнему и старше.
5. Тест на нажатие. На 5 секунд ущипните большим и указательным пальцами кожу на тыльной стороне кисти руки. Кожа немного побелеет. Засеките, сколько времени потребуется, чтобы кожа (белое пятно) приобрела прежний вид:
5 секунд — вам около 30 лет,
8 секунд — около 40 лет,
10 секунд — около 50 лет,
15 секунд — около 60 лет.
6. Тест. Если у вас возникает половое влечение, которое вы без проблем реализуете 6-7 раз в неделю — ваш возраст соответствует 20-летнему человеку.
Если 5-6 раз в месяц — 30-летнему
Если 3-4 раза в месяц — то 40-летнему
Если 1-2 раза в месяц — 50-летнему
Если реже, — то вам 60 лет и более
7. Тест. Закиньте обе руки за спину и попытайтесь на уровне лопаток сцепить пальцы в «замок». Если вы: С легкостью сделали это — ваш возраст 20 лет. Лишь коснулись пальцами — вам 30 лет. Если руки только приблизились, но не прикоснулись — вам 40 лет. Если вы не смогли завести руки за спину и сблизить их — вам 60 лет.
А теперь сложите все свои результаты и разделите на 7. Эта среднеарифметическая величина и будет вашим биологическим возрастом. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. В антропологии и педиатрии широко используются методы определения БВ, основанные на оценке костного возраста, зубного возраста, полового развития, общего морфо-функционального развития.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Исследование уровня физического здоровья студентов экономического факультета СФ БашГУ
педагогические науки
- Шамсутдинов Шамиль Абдуллович , кандидат наук, доцент, доцент
- Таймасова Илюза Махмутовна , бакалавр, студент
- Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
- СПОРТ
- УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ
- ОРГАНИЗМ
- ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ПОКАЗАТЕЛИ
- СТУДЕНТЫ
Похожие материалы
Одной из ключевых составляющих здоровья человека является физическое здоровье, которое характеризуется функционированием всех органов и систем человеческого организма [3]. Целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры студента как системного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры будущего специалиста, способного реализовать ее в учебной, специально-профессиональной деятельности и семье. Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач: включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности; содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов; овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанная с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры; формирование потребностей студентов в физическом самосовершенствовании и поддержания высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью; формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта; овладение основами семейно-физического воспитания, бытовой физической культуры. Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводиться на протяжении всего периода теоретического обучения [2].
Студенты относятся к той социальной группе, которая находится в стадии становления физиологической зрелости и предрасположены к высокому риску нарушений в состоянии здоровья.
В статье анализируется общее состояние физического здоровья студентов Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Приводятся результаты исследования физического развития, физической подготовленности и функционального состояния организм. В ходе исследования применялась экспресс-оценка физического здоровья по В.И. Белову.
Особенность методики В.И.Белова состоит в том, что она позволяет оценить не только физиологические показатели, но и двигательные качества: выносливость, силу, скоростно-силовые качества [3].
Студенты относятся к той социальной группе, которая находится в стадии становления физиологической зрелости и предрасположены к высокому риску нарушений в состоянии здоровья.
В исследования принимали участие студенты экономического факультета Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, которые отнесены по состоянию здоровья к основной медицинской группе по дисциплине «Физическая культура».
Содержание результатов исследований в баллах приведены в таблице 1. Необходимо отметить, что изначально полученные результаты были переведены в баллы, которые были суммированы и разделены на 5. Уровень здоровья оценивается по средней сумме баллов. При наличии хронического заболевания из окончательного результата вычитывается 1 балл [1].
Уровень здоровья определяется по следующему количеству баллов:
- сверхвысокий — 5,9 баллов
- очень высокий — 5,0-5,8 баллов;
- высокий — 4,0-4,99 баллов;
- средний — 3,0-3,99 баллов;
- низкий — 2,0-2,99 баллов;
- очень низкий — 1,0-1,99 баллов.
Таблица 1. Экспресс — оценка уровня физического здоровья (по В.И.Белову,1995).
Источник
2 семестр / Домашнее задание №2 экспресс-оценки здоровья
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №2
ОЦЕНИТЬ ЗДОРОВЬЕ ПО ЭКСПРЕСС МЕТОДИКЕ В. БЕЛОВА И Г.Л. АПАНАСЕНКО
Экспресс-оценка уровня здоровья (В. Белов, 1993)
Наименование показателей
Уровень показателей и баллы
Частота сердечных сокращений в покое, уд/мин
Артериальное давление систолическое,
Артериальное давление диастолическое,
Жизненный показатель: ЖЕЛ на массу тела, мл/кг
Стаж занятий (более 2 раз в неделю по 30 мин), кроме занятий в УГТУ-УПИ
До 1 года или менее 2 раз
Бег 2 км (общая выносливость), мин
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с, мин
Экспресс-методика Г.Л. Апанасенко
Г.Л. Апанасенко предложил оценивать уровень здоровья по 5 категориям, что позволяет определить так называемый профиль здоровья. Уровень здоровья оценивается по 5-бальной шкале.
В таблицах используются следующие сокращения: N – величина показателя; М – масса тела; F – динамометрия сильнейшей руки; ЖЕЛ – жизненная емкость легких; ЧСС – частота сердечных сокращений; АД – артериальное давление.
Оценка отдельных параметров (в баллах) покажет слабые стороны развития и поможет их ликвидировать: нормализовать вес, увеличить силу, жизненную емкость легких легких и т.д.
Кроме того, даже 1 раз в месяц в течение года проводить подобную оценку своего состояния, то можно будет выявлять и свои «зоны риска» — зоны снижения функциональных возможностей организма в годовом цикле.
Состояние тренированности своей сердечно‑сосудистой системы можно оценить по итогам выполнения нескольких простых тестов и одномоментной оценкой ЧСС после всех тестов.
Оценка уровня здоровья по комплексу показателей для мужчин (Г.Л. Апанасенко)
Источник