Меню

Экспресс диагностика уровня психологического здоровья

Тест психологического здоровья

Название теста

Краткое название

Предназначение

Этот тест предназначен как для профессионального, так и для любительского использования. Он не содержит шкалу лжи, поэтому в случае необходимости его можно дополнить методиками на искренность или содержащую в себе шкалу лжи.

Состоит из 46 пар суждений. В каждом случае испытуемый должен выбрать один и только один вариант.

Примерное время выполнения теста: 15 минут

Оцениваемые качества

Возрастная категория

Порядок проведения

Испытуемому выдается список пар суждений и бланк ответов. Время ограничивать не следует. Следует обратить внимание на то, что необходимо сделать выбор в каждой паре суждений.

Инструкция

Вам предлагается 46 пар суждений. Внимательно прочитайте каждую пару. Выберите суждение, которое в большей степени относится к вам, к вашей жизни в последний месяц. Старайтесь не делать пропусков, желательно, чтобы в каждой паре вы сделали свой выбор.

Задания

Из двух фраз выберите ту, которая, на ваш взгляд, ближе к истине.

1) Темп моей речи обычно нормальный

2) Часто бывает, что моя речь заторможена или наоборот ускорена

1

1) Я не могу сказать, что сильно волнуюсь, выступая публично

2) Выступая перед публикой я очень сильно волнуюсь

2

1) Часто в своей речи я делаю оговорки

2) Я редко допускаю оговорки

3

1) Мне очень сложно говорить связно

2) Мне легко говорить осмысленными, полными фразами

4

1) Я не заикаюсь

2) Я заикаюсь

5

1) Если надо, я могу писать очень быстро

2) Я пишу медленно, быстро не получается

6

1) Занимаясь какими-то делами, я чувствую заторможенность

2) Занимаясь делами, я ощущаю собранность и деловитость

7

1) Меня редко посещают мысли о моей неполноценности

2) Иногда или часто я испытываю чувство неполноценности

8

1) Обычно, занимаясь какими-то делами, я испытываю неуверенность в себе

2) Мне легко преодолеть собственную нерешительность и неуверенность

9

1) Я довольно легко завожу новые связи, у меня много друзей

2) Мне трудно заводить отношения с людьми, поддерживать контакты

10

1) В присутствии человека, от которого я завишу, испытываю заторможенность

2) Мне не доставляет большого труда вести себя в присутствии людей, от которых завишу, свободно

11

1) Мне нравится быть в центре жизни коллектива, участвовать в общих делах

2) В коллективе я часто испытываю заторможенность, не могу «держать руку на пульсе событий»

12

1) В любовных делаях я скорее смел, чем робок

2) В любовных делах я очень робок

13

1) В присутствии человека, которого я люблю, испытываю сильную скованность

2) В присутствии человека, которого я люблю, веду себя свободно

14

1) Я знаю цену себе и своим возможностям, мнение других людей мне не очень важно

2) Мои успехи недооцениваются окружающими, я сильно переживаю из-за этого

15

1) Я испытываю отсутствие энергии

2) Обычно я полон сил

16

1) Мне сложно даются любые решения, касающиеся моей жизни

2) Я могу логично и рационально решить любые сложные жизненные вопросы

17

1) Я не одинок, я не переживаю из-за одиночества

2) Я переживаю из-за собственного одиночества

18

1) У меня много друзей

2) У меня мало или почти нет друзей

19

1) Очень часто меня посещает печальное настроение

2) В печали я нахожусь не так уж часто

20

1) Часто и подолгу меня не покидает чувство вины

2) Свое чувство вины я стараюсь побыстрее искупить или же позабыть про него

21

1) Я не переживаю из-за того, что могу внезапно умереть

2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что могу внезапно умереть

22

1) Я не переживаю из-за того, что кто-то близкий может внезапно умереть

2) Иногда я переживаю из-за мыслей, что кто-то мне близкий может внезапно умереть

23

1) Не так уж сильно я боюсь заболеть неизлечимой болезнью

2) Я очень боюсь заболеть неизлечимой болезнью

24

1) Меня постоянно тревожит, что на людях я могу внезапно покраснеть

2) Меня не тревожит, что я могу внезапно покраснеть на людях

25

1) Не так уж часто меня охватывает состояние беспричинного страха

2) Иногда меня охватывает состояние беспричинного страха

26

1) Я не боюсь остаться в полном одиночестве

2) Я очень боюсь остаться совсем в одиночестве

27

1) Темнота не пугает меня

2) Темнота пугает меня

28

1) Гроза меня не тревожит, особенно если я нахожусь в безопасном помещении

2) Я очень сильно боюсь грозы, было бы хорошо, если их совсем не было

29

1) Иногда мне кажется, что на улице кто-то преследует меня

2) На улице меня никто не преследует

30

1) Я не испытываю в закрытых помещениях страх

2) В любом закрытом помещении я испытываю страх

31

1) Мне находиться на улице обычно совсем не страшно

2) Я стараюсь пореже выходить на улицу, потому что там мне страшно

32

1) Езда в транспорте вызывает во мне сильный страх

2) Езда в транспорте не вызывает во мне сильного страха

1) Из-за своей забывчивости я часто попадаю в неловкие ситуации

2) Если я и попадаю в неловкие ситуации из-за своей забывчивости, то редко

33

1) Если надо, я могу легко сосредоточиться на деле

2) Мне сложно сконцентрироваться на деле, я постоянно отвлекаюсь

35

1) Частенько я ловлю себя на том, что занимаюсь бесплодными мечтаниями

2) Я не могу сказать, что часто погружен в бесплодные мечтания

36

1) Я во всем сомневаюсь

2) У меня нет такой привычки сомневаться во всем

37

1) Если я стараюсь, то у меня выходит именно так, как я это планировал

2) Я постоянно пытаюсь все делать «как надо», но у меня ничего не получается

38

1) У меня нет привычки контролировать каждый свой шаг

2) Я слишком требователен к себе, мне это мешает

39

1) У меня нет проблем с навязчивыми мыслями

2) Если какая-то навязчивая мысль посещает меня, то от нее невозможно избавиться

40

1) Неприятные картины редко посещают мое воображение, мне легко от них избавиться

2) Часто мое воображение посещают неприятные картины, от которых хочется избавиться, но не получается

41

1) Обычно я всегда могу остановить выполнение любого дела

2) Иногда я начинаю что-то делать, а остановиться не могу

42

1) В общем я вполне полноправный член общества

2) Я — чужой среди людей

43

1) Если какой-то человек начинает меня раздражать, то я не могу скрыть раздражения

2) Если надо, я могу скрывать свои негативные эмоции, в том числе раздражение

44

1) Иногда какие-то предметы мне кажутся такими чужими, что от них поскорее хочется избавиться

2) У меня не бывает таких ситуаций, когда предметы кажутся такими чужими, что хочется избавиться от них

45

1) Иногда мне кажется, что я чужой сам себе

2) Мне не кажется, что я чужой сам себе

46

Обработка результатов

Для обработки результатов тестирования воспользуйтесь ключом, представленным ниже.

Шкала «Психологическое здоровье»

1) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

2) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

3) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

4) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

5) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

6) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

7) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

8) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

9) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

10) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

11) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

12) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

13) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

14) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

15) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

16) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

17) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

18) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

19) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

20) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

21) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

22) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

23) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

24) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

25) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

26) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

27) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

28) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

29) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

30) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

31) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

32) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

33) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

34) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

35) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

36) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

37) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

38) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

39) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

40) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

41) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

42) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

43) Если 2, то -1. Если 1, то +1.

44) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

45) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

46) Если 2, то +1. Если 1, то -1.

Шкала «Уход от тестирования»

По каждому вопросу: Если нет ответа, то +1.

Анализ результатов

[-46,-34] Психологически нездоров, очень сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста и полный пересмотр образа жизни.

[-33,-15] Психологически нездоров, сильная дезадаптация, необходима помощь специалиста.

[-14,15] Психологически нездоров, умеренная дезадаптация, необходимо последовательное решение психологических проблем, начиная с самых легких.

[16,34] Психологически здоров, но имеется ряд проблем, которые надо решить.

[35,46] Полное психологическое здоровье.

Уход от тестирования

[0,6] Испытуемый ответил охотно на все вопросы, результат достоверен.

[7,46] Слишком много вопросов проигнорировано, результат недостоверен.

Источник

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы

Теоретическое обоснование. Исследователи относят ПЭН к классу эмоциональных явлений. Как и все эмоциональные явления (аффекты, эмоции, чувства), ПЭН является формой представленности в сознании личностного смысла происходящих в жизни человека событий и отражает степень удовлетворенности его потребностей.
Всякое эмоциональное явление характеризуется тем или иным субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По своему субъективному качеству ПЭН и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, являются отрицательными эмоциональными переживаниями.

Испытуемые: взрослые люди

В опросник «Ваше самочувствие» (ВС) входят методы экспресс-диагностики ПЭН и связанных с ним факторов:

  1. самооценка здоровья;
  2. шкала психосоциального стресса Л. Ридера;
  3. шкала удовлетворенности жизнью в целом О.С. Копиной;
  4. шкала удовлетворенности условиями жизни О.С. Копиной;
  5. шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной;
  6. основные социально-демографические показатели (пол, возраст, уровень образования, социальная группа, семейное положение).

Цель. Комплексное исследование уровня ПЭН человека и измерение его различных аспектов.
Инструкция. Опросник ВС рассчитан на самостоятельные ответы испытуемых. Время психологического обследования одного человека с помощью опросника ВС составляет в среднем 20—30 минут. Возможно одновременное обследование нескольких испытуемых.
Участнику опроса предлагают заполнить бланки для ответов (см. табл. 27—30).
Тестовый материал. Опросник «Ваше самочувствие»

  1. Как вы оцениваете состояние своего здоровья? Ответ: 1 — очень плохое, 2 — плохое, 3 — удовлетворительное, 4 — хорошее,5—очень хорошее.
  2. Оцените, насколько вы согласны с каждым из перечисленных ниже утверждений (см. табл. 28).

Скорее не согласен

1. Пожалуй, я человек нервный.

2. Я очень беспокоюсь о своей работе.

3. Я часто ощущаю нервное напряжение.

4. Моя повседневная деятельность вызывает большое напряжение.

5. Общаясь с людьми, я часто ощущаю нервное напряжение.

6. К концу дня я совершенно истощен физически и психически.

7. В моей семье часто возникают напряженные отношения.

3. Как вы чувствуете себя в последнее время?

Скорее не согласен

1. Я доволен тем, как прошел этот год моей жизни.

2. Мое душевное состояние, настроение стали хуже.

3. В целом моя жизнь складывается удачно.

4. Мое благополучие расстроилось.

5. Я чувствую себя счастливым человеком.

6. В моей жизни произошли перемены к худшему.

7. В моей жизни есть источник радости и поддержки.

8. У меня есть проблемы, которые очень портят мне настроение.

9. Моя жизнь стала лучше.

10. Многое не удается.

4. Ниже перечислены условия, которые могут влиять на ваше самочувствие (см. табл. 30). Оцените условия своей жизни по 5-балльной системе: 1 балл — очень плохие, 2 балла —плохие, 3 балла — удовлетворительные, 4 балла — хорошие, 5 баллов — очень хорошие.

Оценка в баллах

1. Ваши жилищные условия.

2. Бытовые условия в районе проживания (магазины, услуги, транспорт и т. п.).

3. Экологические условия в районе проживания (чистота воздуха, воды, почвы и т. п.).

4. Условия вашего труда.

6. Возможности использования денег.

7. Медицинское обслуживание.

8. Возможности получения информации (радио, телевидение, печать и т. п.).

9. Досуг: спорт, развлечения.

10. Возможности общения с искусством (кино, музеи, книги и т. п.).

11. Политическая ситуация в регионе проживания.

12. Социальная и правовая защищенность (чувство безопасности).

13. Свобода вероисповедания, политической активности.

5. Ниже перечислены стороны жизни, от которых может зависеть самочувствие людей (см. табл. 31). Оцените, насколько вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Используйте 5-балльную систему: 1 балл — «совершенно не удовлетворен», 2 балла — «не удовлетворен», 3 балла — «в какой-то мере удовлетворен», 4 балла — «пожалуй, удовлетворен», 5 баллов — «полностью удовлетворен».

Оценка в баллах

1. Работа (характер труда, отношение к работе, возможности и т. п.).

2. Отношения в семье.

3. Дети: их здоровье и благополучие.

6. Материальное благополучие.

7. Общение с друзьями, с людьми, близкими по интересам.

8. Положение в обществе.

9. Жизненные перспективы.

10. Любовь, сексуальные чувства.

11. Любимое занятие, возможность выразить себя в чем-либо.

Условия жизни
  1. Ваш пол: 1 — М, 2 — Ж.
  2. Возраст:___лет.
  3. Образование: 1 — начальное, 2 — неполное среднее, 3 — среднее общее, 4 — среднее специальное, 5 — незаконченное высшее, 6 —высшее.
  4. Общественная группа, к которой вы относитесь: 1 — рабочий, 2 — служащий, 3 — пенсионер по возрасту, 4 — пенсионер по инвалидности, 5 — учащийся, студент, 6 — домохозяйка, 7 — безработный, 8 — предприниматель, 9 — крестьянин, 10 — другое.
  5. Семейное положение: 1 — женат (замужем), 2 — никогда не был
    женат (замужем), 3 — разведен (а), живу отдельно, 4 — вдовец (вдова).
  6. Место проживания_____________________ наименование населенного пункта, района, области

Обработка и интерпретация результатов.
Пункт 1. Измеряет самооценку здоровья. Низкая самооценка здоровья, по данным исследователей, связана- с повышенным уровнем стресса, низкими показателями удовлетворенности жизнью.
Пункт 2. Представляет собой шкалу психосоциального стресса Л. Ридера. При обработке данных, полученных с помощью этой шкалы, подсчитывается сумма баллов по всем 7 пунктам, которая затем делится на 7. Этот средний балл вычитается из 4. В результате определяется показатель психосоциального стресса, который может варьироваться от 0 до 3 баллов. В зависимости от этого показателя испытуемого относят к группе с высоким, средним или низким уровнем психосоциального стресса (см. табл. 32).
Таблица 32
Нормы уровней психосоциального стресса у мужчин и женщин

Испытуемые с высоким уровнем психосоциального стресса относятся к группе лиц, нуждающихся в психологической помощи.
Пункт 3. Представляет собой шкалу удовлетворенности жизнью в целом. Данная шкала оценивает субъективное состояние удовлетворенности—неудовлетворенности.
Для подсчета показателей по данной шкале необходимо из суммы баллов, набранных по подпунктам 1, 3, 5, 7 и 9, вычесть сумму баллов, набранных по подпунктам 2, 4, б, 8 и 10. Показатели удовлетворенности жизнью в целом могут варьировать от -15 до +15 баллов.
Результат от -15 до -5 баллов является показателем низкого уровня удовлетворенности жизнью в целом, т. е. свидетельствует о состоянии неудовлетворенности, стресса о пессимистическом настроении, о потребности в получении психологической помощи.
Результат от -4 до +4 баллов свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности жизнью в целом.
Результат от +5 до +15 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнью в целом, о психологическом благополучии и оптимистическом мироощущении.
Пункт 4. Представляет собой шкалу удовлетворенности условиями жизни. Для получения показателя по данной шкале необходимо подсчитать сумму баллов по всем 13 подпунктам.
Результат ниже 32 баллов свидетельствует о низком уровне удовлетворенности условиями жизни, о низком качестве жизни и о потребности в получении психологической помощи.
При результате от 33 до 46 баллов условия жизни оцениваются испытуемым как удовлетворительные.
Результат выше 47 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности условиями жизни и является показателем высокого качества жизни.
Если по какому-либо из 13 подпунктов испытуемый набирает 1 или 2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни может рассматриваться как источник стресса, переживаемого испытуемым. Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4 или 5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся для него поддержкой.
Пункт 5. Представляет собой шкалу удовлетворенности основных жизненных потребностей. При обработке результатов подсчитывается сумма баллов по всем 11 подпунктам шкалы.
При заполнении подпунктов 1, 2 и 3 у испытуемых могут возникнуть вопросы. Пояснение по подпункту 1: «Если вы в данный момент не работаете, оцените ваше отношение к этому факту». Пояснение по подпункту 2: «Если вы живете один (одна), оцените, насколько вы удовлетворены своим семейным положением». Пояснение по подпункту 3: «Если у вас нет детей, оцените ваше отношение к данному факту».
Необходимо, чтобы испытуемый заполнил все подпункты.
Если испытуемый набирает менее 30 баллов, это свидетельствует о низком уровне удовлетворенности его основных жизненных потребностей, о стрессе и о потребности в получении психологической помощи.

Показатель от 31 до 41 балла свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности основных жизненных потребностей.
Показатель выше 42 баллов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности потребностей, о психологическом благополучии.
Если по какому-либо из 11 подпунктов данной шкалы испытуемый набирает 1 или 2 балла, то представленная в данном подпункте сторона жизни (потребность) может рассматриваться как причина чувства неудовлетворенности, состояния стресса, переживаемых испытуемым.
Подпункты шкалы, по которым испытуемый набирает 4 или 5 баллов, следует рассматривать как стороны жизни, в наибольшей степени удовлетворяющие испытуемого и являющиеся для него поддержкой.
Пункты 6—11. Предназначены для регистрации основных социально-демографических данных испытуемых: пола, возраста, уровня образования, социального и семейного положения, места жительства.

Главное меню

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Источник

Читайте также:  Универсальные способы укрепления здоровья

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector