Альянс
Медицинская экспертиза после ДТП
экспертиза при ДТП может дать ответы на следующие вопросы:
- определить, какие телесные повреждения были причинены в результате ДТП;
- связь между телесными повреждениями и ДТП;
- тяжесть причинения вреда жизни и здоровья в ДТП;
- возможно ли обострение имеющихся болезней от полученной травмы при ДТП;
- имеется ли связь между полученными телесными повреждениями в ДТП и смертью;
- какая степень утраты общей трудоспособности в результате происшествия;
- какой срок расстройства здоровья в результате происшествия;
- могли ли обнаруженные повреждения образоваться в результате ДТП;
- посмертная экспертиза после ДТП;
- анализ состояния здоровья потерпевшего до аварии и после нее.
Медицинская экспертиза после ДТП
При авариях на дорогах случаи телесных повреждений неизбежны. Очень редко побывавший в происшествии человек обходится без единой царапинки. О таких говорят: «родился в рубашке». Остальные, к сожалению, не столь везучие, получают разного рода травмы, влияющие впоследствии на состояние здоровья.
Установить, как повлияли последствия аварии на самочувствие человека, тяжесть нанесенного здоровью вреда, поможет медицинская экспертиза при ДТП. Обследование состояния здоровья после несчастного случая требуется как пострадавшим, так и виновнику происшествия.
экпертиза после ДТП также предоставляет объективную информацию для квалификации степени ответственности виновного в происшествии. Тяжесть полученных при аварии повреждений повлияет на избрание установленной законом меры ответственности, а также определение компенсации ущерба пострадавшему.
Как назначается медэкспертиза после ДТП
Объективное определение вреда здоровью при ДТП важно для судебного процесса. Только в заключении эксперта будут ответы на вопросы, квалифицирующие степень вреда и впоследствии влияющие на судебное решение.
Когда участники аварии получили повреждения, то судья или следователь назначает медицинскую экспертизу. Зачастую она выполняется только после курса лечения травмированных. Обусловлено это необходимостью объективного изучения всей медицинской документации: медкарты, анамнеза, результатов ренгентоскопии, других диагностических анализов.
В особых обстоятельствах, с согласия эксперта возможно освидетельствование также в ходе лечения, если шансы на выздоровление потерпевшего неопределенны.
Судебная медэкспертиза трупов после ДТП возможна на основании всех оформленных медицинских документов.
Поскольку в процессе освидетельствования лица эксперту может дополнительно понадобиться выполнение продолжительных исследований, то законодательно сроки проведения экспертизы не обусловлены.
В независимых экспертных компаниях определение вреда здоровью при ДТП занимает всего несколько дней. В государственном бюро судмедэкспертизы такие исследования могут длиться даже несколько месяцев. Обычно медицинская экспертиза при ДТП продолжается 20–30 дней.
Рассмотрение судебного дела на время экспертного освидетельствования приостанавливают. Поэтому конечные сроки экспертизы оговариваются в постановлении органа, назначившего ее. Если объем исследовательских мероприятий требует большего срока, чем предусмотрено в постановлении, то эксперт извещает об этом назначившего обследование.
Где заказать медицинскую экспертизу ДТП
После назначения судом (следствием) освидетельствования, заказчик вправе выбрать частную негосударственную экспертизу.
На судмедэксперта возлагается ответственность за объективность приведенных в заключении выводов. Заключение медэксперта — это веский доказательный аргумент для судебных процессов. Если в ходе судебного разбирательства всплыли новые ведомости по делу, то для выяснения их сущности назначаются дополнительные экспертные процедуры. Также привлекается повторная экспертиза, когда по результатам предыдущей у суда остались нераскрытые обстоятельства.
Независимая медицинская экспертиза при ДТП удовлетворит ваши требования в короткие сроки. Благодаря ее объективности судебный процесс завершиться справедливым приговором для виновного, а также достойной денежной компенсацией для потерпевших при ДТП.
Судебная мед экспертиза после ДТП необходима, когда нанесены телесные увечья либо при летальном исходе лиц, участвующих в аварии. Грамотная экспертиза воссоздает картину происшедшего события на дороге, определяет причины летального исхода, тяжесть полученных увечий, способствует установлению виновности подозреваемого.
Пребывая в шоковом состоянии, потерпевшие после аварии могут отказаться от обследования врача и освидетельствования. Нанесенные травмы кажутся легкими и не опасными. Опытные медэксперты советуют хорошенько подумать, прежде чем принять столь важное решение. Ведь увечья могут визуально не проявляться, а неизвестно каковы будут их последствия.
Медицинская экспертиза после ДТП устанавливает следующие обстоятельства:
- определение связей между аварией и последствиями: является ли полученная травма, повреждение результатом произошедшего наезда, или была произведена при иных, не связанных с ДТП обстоятельствах;
- какова тяжесть нанесенного вреда здоровью при ДТП, совместимы ли полученные травмы с жизнью, влияние их последствий на работоспособность;
- тяжесть ущерба здоровью для правовой квалификации деяния виновника, совершившего ДТП.
Акцентируем, что судмедэкспертиза отличается от освидетельствования. Экспертизу выполняют исключительно по постановлению государственных органов. А для освидетельствования достаточно пострадавшему обратиться в лицензированное бюро.
Задача судмедэксперта в ходе освидетельствования участников ДТП:
- определить наличие/отсутствие повреждений на теле;
- подтвердить/исключить наличие на момент аварии алкоголя (наркотических либо токсических веществ) в крови лиц, управляющих транспортными средствами.
Тогда как задачи, решаемые судмедэкспертизой в случаях серьезных увечий у пострадавшего или летального исхода, более обширны.
Вопросы для судмедэкспертизы
Судмедэксперту необходимо дать ответы на вопросы и установить:
- присутствие увечий на теле участвующих в аварии;
- множество и местоположение повреждений;
- механизмы нанесения травм;
- тяжесть нарушения самочувствия после полученных при ДТП травм;
- местоположение потерпевшего на момент нанесения увечий при аварии;
- какой частью транспортного средства причинены травмы;
- последовательность образования повреждений;
- причину смерти участвующего в ДТП, является ли летальных исход последствием полученных повреждений;
- присутствовали ль лекарственные препараты, наркотики, алкоголь, прочие факторы на момент столкновения в организме участвующих в ДТП.
Если пострадали в ДТП пешеходы, то дополнительно необходимо решать вопросы:
- взаиморасположение при ДТП пешехода и автомобиля;
- характер наезда;
- какое транспортное средство причинило обнаруженные на теле увечья.
Наши преимущества
- Оперативные сроки выполнения
- Современные лаборатории для проведения качественной экспертной диагностики.
- Точное и объективное определение вреда здоровью при ДТП.
- Эксперты нашего Центра профессионально ответственны за представленные выводы, и не подвержены субъективному влиянию.
- Невысокая стоимость судмедэкспертизы. Ценим каждого клиента и всегда предложим оптимальные в его обстоятельствах решения.
- Цена судебной медицинской экспертизы — от 15 000 рублей.
- Работаем по Москве и по всей Московской области.
Звоните! Поможем избежать субъективности, неточности, ложности в оценках доказательств.
Источник
Назначение автотехнической экспертизы для определения обстоятельств ДТП и «установления» виновности в аварии
Что такое автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие – сложное событие, которому предшествуют и на которое влияют многочисленные и разнообразные факторы. Для установления всех обстоятельств ДТП крайне важно выявить эти факторы, определить степень влияния каждого на возникновение и развитие происшествия, а также соотнести все это с действиями участников аварии. Это дает получение ясной, объективной, реальной картины произошедшего, что является основной целью расследований и судебных разбирательств по делам о дорожных авариях.
Несмотря на то, что в современных условиях большое значение имеют средства видеофиксации, они не в силах помочь установить абсолютно все причины, механизм и последствия ДТП. Иначе обстоит дело с автотехнической экспертизой – это всестороннее исследование обстоятельств дорожной аварии, которое позволяет выявлять неочевидные факты и явления, устранять противоречия и разрешать спорные ситуации, делая категоричное заключение.
Назначение автотехнической экспертизы обязательно по всем уголовным делам о ДТП. В гражданских делах назначение судебной автотехнической экспертизы судом , в том числе по ходатайству участника процесса, также считается обязательным для установления всех обстоятельств ДТП, но прежде всего неясных и спорных. Для этого, в частности, проводятся следующие исследования:
- экспертиза механизма ДТП ;
- экспертиза действий участников аварии;
- экспертиза нарушений ПДД .
Необходимо особо обратить внимание на то, что автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП не определяет виновных в аварии – это делает следствие и суд на основе всей совокупности доказательств. Поэтому в названии статьи «установление» виновности взято в кавычки. Но автотехническое исследование позволяет установить, какие нарушения ПДД и кем именно были допущены, как они повлияли на возникновение и ход происшествия, а также наступление тех или иных последствий.
Проблемы и ошибки при назначении экспертизы
Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.
Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.
Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.
И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:
Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.
Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы . Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому вопросы при назначении автотехнической экспертизы определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.
Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.
Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.
Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы
Экспертизы назначаются и производятся по следующей схеме:
- Изучение, в том числе повторное, обстоятельств и материалов дела. Определение целей и задач производства экспертизы.
- Постановка вопросов для эксперта.
- Определения перечня и содержания материалов, которые будут предоставлены для производства экспертизы. Проверка отобранных материалов на предмет их достоверности, законности получения и достаточности для исследования и дачи заключения в соответствии с поставленными вопросами.
- Подготовка ходатайства в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы (если инициатор исследования – участник процесса или его представитель).
- Вынесение определения суда (постановления следователя) о назначении автотехнической экспертизы .
- Ознакомление участников процесса с определением/постановлением о назначении автотехнической экспертизы , в рамках которого можно заявлять ходатайства, возражения на ходатайство другой стороны, делать иного рода заявления по существу вопроса. Здесь также допустимо ставить свои вопросы перед экспертом, дополняя перечень, сформулированный судом или следствием.
- Если следователь/суд сочтет возможным удовлетворить ходатайства сторон, заявленные при ознакомлении с постановлением/определением о назначении экспертизы, в него вносятся необходимые изменения/дополнения.
- Передача постановления/определения и материалов на экспертизу.
- Производство экспертизы.
- Ознакомление участников процесса с заключением эксперта, если необходимо – заявление ходатайств по результатам ознакомления. Возможна постановка вопроса о производстве повторной экспертизы.
В принципе, порядок действий практически идентичен процедуре назначения экспертиз другого вида. Поэтому остановимся на важных специфических деталях.
Анализируем ситуацию, определяем вопросы для эксперта
Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.
Мы рекомендуем занимать активную позицию, и вот почему:
- Для суда и следствия экспертиза – конечно, важное доказательство, но не такое, как для вас. Поэтому с назначением экспертизы могут тянуть, а в итоге – поставить не те вопросы или не так, как нужно было бы в ваших интересах.
- Пока вы медлите, дело в свои руки может взять вторая сторона. И тогда не вы, а ваш, по сути, соперник, будет определять, как и для чего проводить экспертизу. Соответственно, и заключение, вполне вероятно, будет в его интересах. По гражданским делам критически важно взять инициативу в свои руки. В уголовном процессе многое зависит от опыта, квалификации, порядочности следователя, но если ходатайство заявит другая сторона, она явно постарается включить в перечень вопросов такие, ответы на которые будут доказывать ее правоту.
- Исследования делают относительно долго, эксперт может быть загружен, поэтому быстрое назначение экспертизы – залог быстрого получения заключения, которое способно снять с вас обвинение, послужить окончательным доводом для разрешения спора и выигрыша дела. Любой процесс, будь то уголовный или гражданский, сказывается и на нервах, и на расходах – не забываем об этом.
Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.
Как правило, базовые вопросы автотехнической экспертизы после ДТП берутся из типовых, которые соответствуют авариям, имеющим схожие обстоятельства. Например, есть типовые вопросы автотехнической экспертизы при наезде на пешехода , столкновении двух транспортных средств и по другим категориям ДТП. Но такие вопросы нужно брать из научной, методической литературы, но никак не с форумов и соцсетей. И в любом случае необходимо внимательно смотреть, подходят ли типовые вопросы к вашей ситуации, все ли они требуются, нужно ли их редактировать или дополнять другими вопросами исходя из специфики вашего дела.
Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:
- Соответствуют ли объяснения водителей А. и Б. развитию дорожно-транспортной ситуации?
- Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водители А. и Б.?
- Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители А. и Б.?
- Какие пункты правил дорожного движения нарушили водители А. и Б.?
- Имели ли водители А. и Б. техническую возможность избежать столкновения/наезда?
Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.
При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.
Подготовка материалов для экспертизы
Зачастую стороны процесса, суд и следствие не усложняют себе задачу – присылают на экспертизу все материалы уголовного или гражданского дела. Это не является ошибкой, но нужно исходить из разумности и целесообразности.
В рамках анализа определяется:
- Какие материалы есть в деле, какие из них соответствуют предмету экспертизы, позволят дать заключение и ответить на поставленные вопросы.
- Будут ли предоставляемые материалы достаточны для исследования и выводов либо нужно позаботиться о получении дополнительных материалов и доказательств.
Эксперт не вправе сам собирать материалы, образцы для исследований. Поэтому будет проводить исследование на основании того, что представлено. Вместе с тем, эксперт вправе затребовать дополнительные материалы, только делают это далеко не все, не проявляя заинтересованности в качестве заключения.
Представленные материалы должны:
- иметь отношение к предмету исследования;
- как можно более подробно, детально и достоверно описывать обстоятельства ДТП, фиксировать их;
- быть достаточными, чтобы дать ответы на все поставленные вопросы в категоричной форме.
Целесообразно проанализировать и исключить из материалов такие доказательства, которые высоковероятно могут быть поставлены под сомнение. Иногда протоколы и другие документы «грешат» процессуальными нарушениями. Признание этих доказательств недопустимыми поставит под сомнение и экспертизу.
Назначение экспертизы
Окончательное решение о назначение автотехнической экспертизы принимает следователь или суд. Но стороны процесса, их представители вправе и должны настаивать на производстве экспертизы, если считают ее необходимой.
Стороны, их адвокаты (юристы) могут:
- Подготовить ходатайство в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы . При этом необходимо обосновать свою просьбу и крайне желательно сразу перечислить вопросы, а также указать эксперта (экспертную организацию), которому следует поручить производство исследования. Кроме того, можно указать экспертов (организации), производство экспертизы у которых нежелательно.
- Подготовить возражение на ходатайство о проведении автотехнической экспертизы , если вы не согласны с вопросами, экспертной организацией (экспертами) или другими заявлениями. Помимо обоснования возражений, если вы не против самой экспертизы, целесообразно указать свой перечень вопросов и определиться с экспертом (экспертной организацией).
- Обжаловать частичный или полный отказ в удовлетворении ходатайства о производстве экспертизы.
Постановление (определение) о назначении экспертизы
Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.
Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:
- является основанием для производства экспертизы;
- готовится в соответствии с процессуальными требованиями (УПК, ГПК);
- должно четко и полно отражать установленные к текущему моменту обстоятельства дела, содержать обоснование назначения экспертизы;
- должно определять предмет исследования, представляемые материалы и вопросы для экспертизы;
- направляется эксперту вместе с материалами для исследования.
С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.
Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)
Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.
Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.
При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.
Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы . Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.
Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.
В ДТП лучше не попадать, но, увы, это самые распространенные происшествия. Если уж так случилось, что вы оказались возможным виновником аварии или потерпевшим, главное – не опускать руки, готовить план действий и всеми законными средствами добиваться справедливости. Автотехническая экспертиза – очень весомое доказательство, которое используется чуть ли не в каждом деле о ДТП с причинением вреда здоровью, серьезным материальным вредом или со смертельным исходом. Чем весомее доказательство, тем ответственнее нужно подходить к его получению. Задействуйте хорошего юриста (адвоката), совместно с ним, привлекая для консультаций экспертов-автотехников, подготовьтесь к назначению экспертизы и внимательно, шаг за шагом выполните указанные выше рекомендации. Это не так сложно, как кажется. А если у вас есть какие-то вопросы, которые мы не смогли рассмотреть, вы всегда можете задать их и получить профессиональные ответы от наших экспертов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник