Дистанционка оказалась губительной для здоровья школьников
«Туман перед глазами»
При переходе школьников на дистанционное обучение в связи с пандемией учебный процесс превратился из «живого» в виртуальный. Участие в нем стало возможным лишь с помощью компьютеров и прочих гаджетов. Между тем специалисты в области подростковой психологии предупреждают: безопасным для детей и подростков является пребывание перед дисплеями не более трех часов в день. Превышение этой дозы чревато серьезными проблемами со здоровьем. Однако уложиться в заветные три часа так и не смогла ни одна страна мира.
По данным канадских специалистов, дети школьного возраста (а канадцы причисляют к нему возрастные группы от 5 до 17 лет) должны проводить у экранов компьютеров не более 2 часов в день. Третий час добавляется на то, чтобы сделать домашнюю работу. И это — все, что может позволить себе школьник без ущерба для своего здоровья.
Между тем указанную норму, по подсчетам тех же канадцев, после перехода на дистанционку выдерживают лишь 2,5% детей, а девять из каждых десяти выходят за эти рамки даже в одном лишь личном, внеучебном использовании интернета, к которому затем плюсуется учеба. И это бесконечное сидение перед компьютером, по словам медиков, уже стало сказываться на здоровье детей и подростков школьного возраста.
Прежде всего, констатировали специалисты, пострадало зрение детей. Бесконечное смотрение в компьютер приводит к миопии (или близорукости, размытости отдаленных предметов). Глаз, постоянно сфокусированный на чем-то близком, теряет практику фокусирования на отдаленных предметах. Чтобы этого избежать, людям, проводящим за компьютерами длительное время, не реже, чем раз в 20 минут надо переводить взгляд на предметы, находящиеся на расстоянии не менее 6 метров. А как это сделать во время онлайн-урока?
Следом за зрением вылезли проблемы набора лишнего веса и нарушения осанки. За ними — сложности с чтением и даже говорением. А там и другие проблемы физического и умственного здоровья детей.
Дополнительную угрозу для здоровья представляет неподвижное сидение перед компьютером: «Студенты и школьники целый день сидят, уткнувшись в экран. Когда же они двигаются?» — задается риторическим вопросом специалист из детской больницы Исследовательского института Восточного Онтарио (Канада) Митчел Герреро. И сама же отвечает: «Никогда!» А отсюда — проблемы, возникающие с обменом веществ, а следом — повышенная вероятность избыточной полноты ребенка, диабетов, сердечных заболеваний и прочих «прелестей». Короче говоря, всего того, что врачи в США и Канаде называют метаболическим синдромом.
В США тренд увеличения времени, проводимого за компьютерами, конечно же, возник не сейчас. В 2016 году по сравнению с 2001-м оно в среднем выросло на час в день, так что же говорить про эпоху коронавируса с ее тотальной дистанционкой, сокрушаются американцы. Единственное спасение, чтобы школьники проводили разминку хотя бы раз в час, причем, желательно на улице. Вот только вписывается ли это в программу онлайн-школы? Увы, пока что не вписывается вовсе!
По данным последних исследований Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России, время на учебу и выполнение домашних заданий с переходом на дистанционное обучение у более чем половины из опрошенных 30 тысяч учащихся 5-х — 11-х классов заметно возросло. Продолжительность работы с гаджетами также увеличилось более чем у 46% школьников, уточнила «МК» завлабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков Марина Степанова: «У 77% респондентов она составляет 4 часа и более; у 68% одновременно снизилась продолжительность прогулок, а у более чем половины снизилась физическая активность».
Особенно сильную нагрузку испытало зрение учащихся, ведь «более 73% детей регулярно использовали смартфоны не кратковременно, а для поиска и скачивания информации, — подчеркнула Степанова. — Это совершенно противоречит основным принципам безопасности использования гаджетов для детского зрения и сохранения правильной осанки. В итоге самочувствие детей ухудшилось. Так, у 30% появились признаки так называемого компьютерно-зрительного синдрома (покраснение глаз, боль, туман перед глазами), которому обычно подвержены лишь профессиональные пользователи компьютеров. Еще 4% детей из-за активной работы с компьютерной мышью жаловались на избыточное напряжение кисти руки».
— Столь активное наступление различных гаджетов, — подытожила эксперт, — требует комплексного исследования влияния этого процесса на жизнь и здоровье ребенка!
Источник
В Минздраве выяснили, что дистанционное обучение подорвало здоровье 80% российских школьников
Как следует из опроса НМИЦ здоровья детей Минздрава РФ, 80% российских школьников столкнулись с проблемами с психикой после самоизоляции и дистанционного обучения, которые были введены во время распространения коронавирусной инфекции.
«У 83,8% школьников появились неблагополучные психические реакции», — говорится в опросе. Также во время вынужденной изоляции у учащихся стали появляться депрессивные и астенические состояния, пишет РБК, ссылаясь на исследователей.
70% детей школьного возраста стали реже гулять, каждый второй учащийся стал жаловаться на головные боли, а также плохой сон. 37% детей отметили появление нервных фобий, более 50% школьников жалуются на резкую смену настроения.
В опросе сообщается, что только немногим более 10% учащихся перенесли дистанционное обучение без ущерба для психики.
Ранее врач Александр Мясников сообщил, что россияне должны радоваться росту случаев коронавируса, поскольку, чем больше людей переболеют в легкой форме или бессимптомно, тем быстрее образуется стадный популяционный иммунитет. Медик также сообщил, что число положительных тестов будет только расти, так как коронавирус никуда не уйдет. Также не стоит зацикливаться на статистике, а больше внимание следует уделить тяжелым случаям и смертности, что позволяет судить о степени опасности коронавируса.
Также Мясников считает, что в России переболело ковидом около 20 миллионов жителей, в этой связи стоит надеяться, что года через два-три сформируется коллективный иммунитет.
Источник
Специфика медицинских осмотров детей
С момента рождения и до 18 лет дети регулярно проходят медицинские осмотры – профилактические, предварительные, периодические. По результатам медосмотра ребенку устанавливают группу здоровья, которая необходима для определения допустимой физической нагрузки, своевременного и эффективного лечения заболеваний.
Приоритет в работе каждой медицинской организации, которая оказывает первичную медико-санитарную помощь, – медицинские осмотры. Они в свою очередь направлены на профилактику и раннее выявление различных заболеваний.
Медицинские осмотры детей регламентируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2012 №1346н и начинаются с рождения ребенка, когда его прикрепляют к детской поликлинике. Здесь кипит работа участковых врачей-педиатров, а также других специалистов, которые и проводят эти медицинские осмотры.
Профилактические осмотры детей проводятся в поликлинике по месту прикрепления ребенка. Цель таких осмотров – понять, каково состояние ребенка, выявить заболевания на ранней стадии. Во время профосмотров устанавливают группу здоровья и дают рекомендации. Детей того или иного возраста осматривают определенные специалисты, назначают необходимые исследования. Осмотры младенцев проходят по одному алгоритму, подростков – по-другому, с учетом возрастных особенностей детей.
Также существуют предварительные осмотры. Их проводят в поликлинике по месту прикрепления перед поступлением в детский сад, школу, среднее специальное учебное заведение, вуз, при устройстве несовершеннолетнего на работу. Предварительные осмотры детей также предполагают определение группы здоровья, к которой относится ребенок, – это нужно для выбора правильной нагрузки на занятиях физкультурой.
Раз в год медицинская организация, осуществляющая медицинское сопровождение образовательного учреждения, проводит периодические осмотры детей.
Все виды осмотров существуют для того, чтобы вырабатывать тактику наблюдения за детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
Чем болеют дети?
На первом месте у детей практически любого возраста стоят болезни органов дыхания: ОРВИ и другие острые простудные заболевания.
Если мы говорим о детях до года – на втором месте после болезней органов дыхания идет патология нервной системы. На третьем месте по распространенности у детей этой группы стоят болезни пищеварения: непереносимость каких-либо веществ, аллергия на отдельные продукты питания и другие.
У детей дошкольного (3–7 лет) и младшего школьного возраста (от 6–7 до 10 лет) наряду с болезнями органов дыхания чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, а также болезни глаза и его придаточного аппарата.
Среди заболеваний детей старшего школьного возраста (15–18 лет) болезни глаза и его придаточного аппарата занимают уже первое место: самая распространенная патология подростков – близорукость. На втором месте стоят болезни костно-мышечной системы, в том числе сколиоз и нарушение осанки.
У подростков, особенно у мальчиков, отмечается травматизм, количество повреждений при этом в два раза превышает число травм у девочек. Тем не менее стоит отметить, что в последнее время девочки стали вести более активный образ жизни и чаще получать травмы, осваивая, например, роликовые коньки или скейтборды.
Группы здоровья
Профилактические медицинские осмотры детей позволяют оценить состояние здоровья ребенка и присвоить ему так называемую группу здоровья, от I до V. Критериями для выбора той или иной группы служат наличие или отсутствие функциональных нарушений, хронических заболеваний, состояние основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Группы здоровья нужны для того, чтобы понимать, к какой физкультурной группе относить ребенка, когда он поступает в дошкольное или учебное учреждение.
I группа здоровья – это здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений.
Во II группу здоровья входят дети, у которых нет хронических заболеваний, но есть некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также выздоравливающие дети, которые перенесли инфекционные заболевания тяжелой и средней степени тяжести. Также во II группу здоровья попадают несовершеннолетние с общей задержкой физического развития при отсутствии заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела. Наконец, в указанную группу включают детей, которые часто и долго болеют острыми респираторными заболеваниями, а также несовершеннолетних с физическими недостатками, последствиями травм или операций с сохранением функций органов и систем организма.
III группу здоровья составляют дети с хроническими заболеваниями (с редкими обострениями). Ребенка относят к III группе, если у него есть физические недостатки, он переживает последствия травм и операций, но функции его органов и систем организма компенсируются, позволяют работать и учиться.
В IV и V группы здоровья входят дети с хроническими и тяжелыми хроническими заболеваниями, имеющими частые обострения, несовершеннолетние с выраженными физическими недостатками. Отдельно в V группу здоровья входят дети-инвалиды.
В течение первого года жизни детей относят, как правило, к I группе здоровья. К подростковому возрасту процент здоровых детей уменьшается, и значительному числу детей присваивают уже II группу здоровья.
В целом среди детей от 0 до 18 лет около 30% относятся к I группе здоровья, 60–67% – это II группа, на III, IV и V группу приходится приблизительно 13% детей.
Группа здоровья – важный показатель для доктора, позволяющий сделать выводы о необходимости диспансерного наблюдения, дополнительных обследований, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, объеме реабилитационных мероприятий, построить индивидуальный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Если медосмотр выявляет функциональные отклонения у ребенка, ему назначают реабилитационные мероприятия – чтобы он мог перейти из одной группы здоровья в другую в сторону повышения либо остался в своей группе, но без риска прогрессирования того или иного заболевания.
К примеру, есть дети, которых отнесли к III группе здоровья, означающей стабилизацию некоторых процессов, происходящих в организме. Ребенка из III группы важно наблюдать для того, чтобы исключить возможность рецидивов, а само заболевание протекало более спокойно.
Врач-педиатр определяет, какое количество детей на его участке относятся к той или иной группе здоровья, после чего планирует и проводит необходимые мероприятия. В этом и заключается работа учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Осмотры учащихся проходят строго по графику, который согласуется руководителями медицинских и образовательных учреждений. Родителей обязательно оповещают о том, что ребенок будет проходить медицинский осмотр в определенный день.
В целях профилактики инфекционных заболеваний в юном возрасте и для предупреждения эпидемий в детских коллективах в детских поликлиниках проводится вакцинация.
Медицинские осмотры детей и профилактические прививки регламентируются разными документами. Медосмотры идут по собственному графику, и календарь прививок с ним не совпадает. Детские медицинские осмотры и вакцинация никак не связаны между собой: медицинский (врачебный) осмотр перед вакцинацией проводится в день прививки и не зависит от прохождения профилактических или периодических медицинских осмотров.
Повысить группу здоровья позволит ведение здорового образа жизни: занятия физической культурой и спортом, здоровое питание, своевременное лечение заболеваний, вакцинопрофилактика, регулярное прохождение медицинских осмотров.
Важное подспорье в деле укрепления детского здоровья – детские санатории Департамента здравоохранения Москвы, которые работают круглый год.
В санаториях проходят дни открытых дверей, которые позволяют увидеть, какие оздоровительные, образовательные, воспитательные мероприятия организуют в детских лечебно-профилактических учреждениях столицы.
Направление в детский санаторий Департамента здравоохранения Москвы можно получить в детской поликлинике.
Правовые аспекты медосмотров
Все медицинские мероприятия в поликлинике или образовательном учреждении (если образовательная организация имеет на то медицинскую лицензию) проходят после подписания информированного согласия родителями.
Ребенок, который достиг возраста 15 лет, может проходить профилактические осмотры самостоятельно. Для этого не требуется получения информированного добровольного согласия от родителей или законных представителей ребенка.
Информация о состоянии здоровья, полученная по результатам медицинского осмотра, предоставляется подростку лично врачом или другим медицинским работником, который принимал непосредственное участие в проведении медицинского осмотра. Если ребенок не достиг 15 лет, информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.
Если у ребенка обнаружили заболевание, которое вызывает тревогу врачей, законных представителей в обязательном порядке информируют об этом.
Источник