Экспериментально-психологическое исследование
Экспериментально-психологическое исследование (сокращенно ЭПИ), предполагает применение тестов для исследования психической деятельности человека. Оно помогает лучше понять специфику определенной личности, ее познавательной деятельности, эмоциональной сферы, внутреннего мира.
Такое исследование позволяет найти источник проблем в жизни, дисгармонии, разладов в психологическом плане, и т.д. У детей данная диагностика определяет развитие психики, и насколько ее уровень соответствует возрасту. Если ребенок отстает от сверстников в развитии, то ЭПИ подскажет, что стало причиной этого: издержки воспитания или все дело в природной незрелости центральной нервной системы.
Благодаря экспериментально-психологическому исследованию можно вовремя провести коррекцию личности подростков. В этот период важно на ранних стадиях выявить дисгармонию в ее формировании, нарушения в психосексуальном становлении.
По результатам ЭПИ специалисты разрабатывают реабилитационную программу, которая дает положительные результаты в короткие сроки.
Методы исследования
Тестовые методики при этом используются разные:
•стандартизированные, т.е. опросники разного типа, психометрическое тестирование;
•нестандартизированные – оценивающие деятельный процесс пробы, а не сам результат
•нейропсихологические, диагностирующие местные поражения головного мозга
•проективные, отражающие внутренний мир индивидуума – цветовые, рисунки и другие тесты.
Психолог подбирает набор методов исследования индивидуально для определенного испытуемого, и обязательно находит общий язык с испытуемым, чтобы тесты проходили в форме живого, доверительного общения, во взаимодействии.
Исследование длится для взрослых не более двух часов, причем, вряд ли процесс можно назвать утомительным для пациента, так как все методики совсем не скучные и, как правило, вызывают интерес.
Дети проходят ЭПИ 30-45 минут. Их заинтересовывают тем, что все происходит в форме игры.
ЭПИ психосексуальной сферы уделяется особое внимание при обследовании пациентов сексолога.
Проводить ЭПИ психосексуальной сферы может только медицинский психолог, который имеет специальную подготовку в данной области. Состоит оно из двух составляющих: общего исследования и психосексуальной сферы. Общего протокола для первого исследования не существует – все зависит от особенностей пациента.
Экспериментально-психологического исследование психосексуальной сферы имеет цель составление картины индивидуальных особенностей человека в плане полового самосознания, направленности сексуального влечения, установок в области половых отношений, а также постановку диагноза.
Обязательными компонентами такого исследования является наблюдение за пациентом и беседа с ним. В качестве методик применяются такие:
•цветовой тест отношений
•маскулинность и фемининность (МиФ)
•тест «руки»
•кодирование
•рисуночные
•возрастная модификация
•фигура-поза-одежда.
Это лишь минимальный набор методик, который может быть расширен.
Заключение ЭПИ психосексуальной сферы
По результатам исследования составляется стандартное заключение, начинающееся с введения. В нем указывается характеристика пациента и описывается его поведения в ходе исследования, особенности мышления и эмоциональных реакций.
Вторая часть – основная. В ней описываются конкретные результаты, которые показало ЭПИ, то есть дается характеристика личности в плане полового самосознания по следующим пунктам:
1.Идентичность половой роли.
2.Сексуальные предпочтения.
3.Собственное представление о поведениях женщины и мужчины и об их функциях, принятых в обществе.
4.Установки пациента по отношению к представителям противоположного пола, их эмоциональное восприятие.
5.Стандартное поведение индивида в соответствии с его возрастом и полом.
6.Особенности усвоения половой роли.
Далее идет резюме, подводящее черту и делающее обобщения-выводы из всего вышесказанного.
Источник
Проект-исследование «Ребенок и его психологическое здоровье»
Цель проекта-исследования: выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник, обоснование и экспериментальная проверка их влияния на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В файле содержится проект-исследование,реализуемый в течение 3 лет. | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ребенок и его психологическое здоровье»
Под психологическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Предоставить ребенку достаточно внимания, доброжелательное отношение и эмоциональное благополучие могут только те педагоги и родители, которые умеют принимать взвешенные решения, преодолевать раздражительность, отчаяние, сдерживать вспышки гнева, а также управлять собственными эмоциями и понимать эмоции окружающих, а особенно детей.
Это в идеале. Однако практика и мои наблюдения показывают, что человек может лишь сдерживать внешнее проявление эмоции, но не устранять ее. А подавленная эмоция в итоге может преобразоваться во что угодно, например, в гнев, раздражение на ребенка или окружающих и даже на себя самого. Длительное переживание одной и той же эмоции вызывает хронический эмоциональный стресс, у родителей — к жестокому или невротическому отношению к ребенку.
Исходя из этого, в рамках муниципальной экспериментальной площадки по проблеме «Проектирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития ребенка» есть необходимость в разработке проекта-исследования «Ребенок и его психологическое здоровье», основой которого являются результаты реализации проекта «Защити меня».
Данные результаты свидетельствуют о снижении психологического здоровья детей и окружающих их взрослых. У педагогов и родителей по результатам диагностики в 2009-2010 году были выявлены следующие признаки: повышенная утомляемость, нервозность, раздражительность, агрессия, высокий уровень тревожности, страхов и мнительности. У родителей — нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. У педагогов — склонность к «Синдрому профессионального выгорания» или «Синдрому хронической усталости». Как следствие, у детей повысился уровень невротизации, страхов, агрессивности и тревожности, снизились защитные функции организма и появились значительные трудности в развитии самосознания. А так же процесс адаптации в социуме осложнился высоким психоэмоциональным напряжением и неумением переключаться. Такое положение психологического здоровья приводит к снижению произвольности в целом и к трудностям усвоения не только своих прав и обязанностей, но и общей социализации.
Анализ специальной литературы и опыта работы современных педагогов-психологов показал, что проблема психологического здоровья является достаточно актуальной и рассматривается с разных сторон, однако не имеет системы.
Сам термин «психологическое здоровье» впервые был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной, понимающей под этим аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Необходимо различать понятия «психическое» и «психологическое» здоровье — норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психического здоровья – это болезнь. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отнюдь не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Более глубже и аргументированней тема психологического здоровья, на мой взгляд, рассмотрена в исследованиях таких психологов, как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева и И.М. Первушина. «Ключевым» словом для описания психологического здоровья они выделили — слово гармония, или баланс. Прежде всего, это гармония между различными сторонами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п., но также это и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом, где сама гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс жизнедеятельности.
Под психологическим здоровьем, в общем , понимается умение человека адаптироваться в различных социальных условиях, способность справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе; умение контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты.
Под психологическим здоровьем ребенка — особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.
В психологии принято выделять 3 группы психологического здоровья у детей:
первая (высокий уровень) – это креативная группа психологического здоровья ; к ней относятся дети, имеющие устойчивую адаптацию к среде, высокий уровень готовности к ДОУ, резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;
вторая (средний уровень) – это адаптивная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, в целом адаптированные к социуму, но проявляющие лишь отдельные признаки дезадаптации, несколько повышенную тревожность, высокий индекс страхов, небольшие трудности в развитии коммуникативных умений и навыков, компонентов самосознания, имеют средний уровень готовности к поступлению в ДОУ;
третья (низкий уровень) — это ассимилятивно-аккомодативная группа психологического здоровья; к ней относятся дети, имеющие нарушения баланса процессов ассимиляции и аккомодации и использующие для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо аккомодативные средства. Они проявляют много признаков дезадаптации, сильно повышенную тревожность и критический индекс страхов.
Исходя из этого, основными критериями диагностики психологического здоровья детей являются:
— уровень адаптированности к нормальным социальным условиям;
— общее эмоциональное благополучие и умение дифференцировать эмоциональные состояния;
— особенности развития самосознания;
— особенности взаимодействия со сверстниками;
— ситуация общения в семье;
— наличие или отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта.
Основываясь на этих критериях, был разработан диагностический комплекс (приложение 1)
Существует огромное количество психолого-педагогических методов, приемов и техник работы по психологическому здоровью. Однако их не все можно использовать с детьми дошкольного возраста и по отношению к педагогам и родителям, но для выделения необходимых нам методов и техник нужно исходить из знания структуры психологического здоровья.
Согласно научным данным и исследованиям О.В. Хухлаевой, И.В. Дубровиной, А. Маслоу, С.И. Семенака психологическое здоровье можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.
Таким образом, выделенные компоненты психологического здоровья определяют основные направления работы, которые являются основой для подбора методов, приемов и арттерапевтических техник сопровождения, поддержки и профилактики нарушений в психологическом здоровье детей и окружающих их взрослых.
Теоретико-методологической основой проекта являются положения И.В.Дубровиной о психологическом здоровье как цели и критерии успешности психологической помощи, Л.С. Выготского — о зоне ближайшего развития и об амплификации развития ребенка и О.В. Хухлаевой — о понимании психологического здоровья как гармоничного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Поддержка и сопровождение психологического здоровья детей и окружающих их взрослых строятся с учетом следующих принципов:
1. Личностно ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи, обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителями-логопедами, воспитателями, инструктором по физической культуре, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Принцип психолого-педагогической деонтологии — под ним подразумевается совокупность исторически сложившихся ожиданий и требований, предъявляемых обществом к профессиональным, личностным и общекультурным качествам воспитателя, учителя, руководителя педагогического коллектива.
6. Принцип соблюдения профессиональной тайны , которую доверили педагогу- психологу ребёнок или его родители, а также сохранение сведений, ставших известных педагогу-психологу в ходе изучения психического развития ребенка и детско-родительских отношений.
А так же принципы системности, последовательности, доступности, научности, единства диагностики и коррекции, единства требований в семье и ДОУ.
Цель проекта-исследования: выявление наиболее эффективных методов, форм и арттерапевтических техник, обоснование и экспериментальная проверка их влияния на развитие психологического здоровья дошкольников и окружающих их взрослых.
Участники проекта: воспитатели, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, родители, дети, заведующая ДОУ, инструктор по физической культуре. Педагог-психолог — координатор проекта, и его деятельность осуществляется по трем направлениям: диагностика ( приложение 1 ), психокоррекция и психопрофилактика.
На основе анализа теоретических источников выявить факторы, способствующие возникновению дистрессовых невротических состояний, основные компоненты психологического здоровья личности, критерии оценки психологического здоровья дошкольников и взрослых.
Подобрать и адаптировать методики диагностики, соответствующие возрасту детей и критериям оценки.
Определить группу психологического здоровья дошкольника и взаимодействующих с ним взрослых на основе экспресс-диагностики.
Выявить причину нарушения в развитии психологического здоровья детей и окружающих их взрослых 2-3-ей группы психологического здоровья на основе углубленной диагностики.
Выявить психолого-педагогические условия, формы и методы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья дошкольников с их частичным внедрением в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Определить степень влияния внедренных условий, форм и методов на развитие и коррекцию психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Определить содержание сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Установить взаимосвязь наличия той или иной группы психологического здоровья у ребенка и взаимодействующих с ним взрослых.
Обобщить, оформить полученные результаты исследования и на их основе разработать программу психолого-педагогического сопровождения, поддержки, развития и коррекции психологического здоровья детей 2-7 лет и окружающих их взрослых.
Гипотеза проекта: гармонизация и развитие психологического здоровья дошкольника возможна при:
тщательном отборе форм, методов и содержания работы;
четком структурировании психологического здоровья как основы самоактуализации личности;
создании определенных условий сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья;
осуществлении сопровождения, поддержки и коррекции психологического здоровья не только ребенка, но и окружающих его взрослых;
своевременном обращении родителей и других взрослых к педагогу-психологу и выявлении им причин психологической дисгармонии ребенка;
обучении взрослых приемам регуляции эмоциональных состояний;
определении четкой концепции и методологической основы сопровождения, поддержки и развития психологического здоровья детей и окружающих их взрослых.
Источник