Меню

Экономическое здоровье российских регионов

Опубликован обзор «Экономическое здоровье российских регионов: ковидные осложнения»

Москва, 1 июня 2021 г.

Коронакризис 2020 года, обвал цен на нефть и снижение объемов добычи в результате соглашения ОПЕК+ негативно отразились на экономическом здоровье регионов. Позитивный эффект 2019 года и сформировавшийся за последние два года положительный тренд по динамике показателей сошли на нет. Однако своевременные антикризисные меры, принятые как на федеральном, так и на региональных уровнях позволили регионам пройти кризисный год без катастрофических потерь: всего 6 регионов перешли в более низкую категорию экономического здоровья.

Интегральная оценка текущего уровня экономического здоровья показала, что дифференциация уровня экономического здоровья регионов усилилась. Пропасть между значениями ключевых метрик (благосостояние население, состояние бизнеса и консолидированного бюджета) регионов с высоким и низким текущими уровнями развития сохраняется. Как и в прошлые годы, независимо от влияния кризисных явлений, наиболее экономически стабильными и здоровыми остаются регионы с сырьевой рентой и с очень высоким уровнем ресурсной базы. К экономически здоровым относятся города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область, входящая в тройку лидеров по объему ВРП.

Шоковые события ушедшего года отрицательно повлияли на экономическое здоровье населения. Одним из негативных итогов прошедшего года стало рекордное сокращение численности населения страны — почти на 600 тыс. человек или на 0,4%. Основное влияние на демографические процессы оказала пандемия коронавируса, которая привела к приросту смертности и существенному ослаблению миграционных потоков из-за введенных ограничений.

Экономическое здоровье регионального бизнеса оказалось более устойчивым, чем экономическое здоровье населения. Проведенный анализ показал, что у 27 регионов сложилась положительная динамика. Но есть и такие регионы, у которых все показатели показали снижение (таких субъектов 6).

Благодаря федеральной финансовой поддержке регионов – увеличению в 1,5 раза трансфертов, выдаче полугодовых бюджетных кредитов в конце 2020 года на 224 млрд рублей, освобождению регионов от уплаты бюджетных кредитов в 2020 году и т. д. – экономическое здоровье консолидированных бюджетов регионов пострадало гораздо меньше экономического здоровья населения и регионального бизнеса. Положительная динамика к уровню 2019 года сложилась в 38 регионах, в трех она осталась на уровне 2019 года. Рост расходов консолидированных бюджетов вынудил регионы занимать. Совокупный долг консолидированного бюджета субъектов вырос почти на 400 млрд рублей.

В 2021 году экономическое здоровье регионов начнет укрепляться несмотря на то, что коронавирус еще не побежден. Ситуация с ним уже становится более управляемой. Среднегодовой уровень безработицы снизится до 5,2%. Федеральный центр продолжит поддерживать регионы, уровень поддержки составит не менее 85-90% от уровня пандемийного года. Кроме того, рост цен на нефть, ослабление ограничений нефтедобычи в рамках сделки ОПЕК+ и реализация национальных проектов, которая не была свернута на фоне потрясений, окажут положительное влияние на доходы регионов (рост налоговых и неналоговых доходов составит, по оценке агентства, 3,5-4%), что позитивно отразится на здоровье регионов в текущем году.

Источник

«Эксперт РА» и Фонд Росконгресс оценили экономическое здоровье российских регионов

Москва, 10 марта 2020 г.

Фонд Росконгресс и рейтинговое агентство «Эксперт РА» публикуют исследование «Экономическое здоровье российских регионов: прогноз позитивный», в котором с помощью интегральной оценки рассмотрены текущий уровень и динамика экономического развития российских регионов в 2019 году. Проект реализуется в рамках экспертно-аналитического сотрудничества Фонда Росконгресс и «Эксперт РА».

Впервые подобное исследование было представлено в прошлом году на Российском инвестиционном форуме в Сочи, где «Эксперт РА» выступило интеллектуальным партнером Кейс-зоны Росконгресса.

«Усилия Фонда Росконгресс во многом направлены на продвижение социально-экономического потенциала российских регионов. В этом плане настоящее исследование представляется очень важным как для региональных властей, так и для бизнеса – всех, кто заинтересован в развитии деловой активности в России. Оно позволяет детально и объективно оценить текущий уровень и динамику региональных экономик», – отметил председатель правления, директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев.

Субъекты Федерации оценивались по трем группам показателей: экономическое здоровье населения, регионального бизнеса и консолидированного бюджета регионов.

Читайте также:  Массажер для ног платформа здоровья png fm70

Аналитики «Эксперт РА» отметили позитивные факторы, которые позволили регионам улучшить состояние своего экономического здоровья в 2019 году. Так, на финансовое благополучие населения повлияли низкая инфляция и умеренный рост зарплат. Благодаря увеличению количества свободных денег россияне смогли приобретать товары и услуги сверх необходимых потребностей. В отстающих регионах барьерами, однако, выступают: высокий индекс потребительских цен и уровень безработицы, низкая покупательная способность среднедушевых денежных доходов.

При оценке текущего уровня экономического здоровья регионального бизнеса лидирующие позиции занимают регионы с высокой интенсивностью инвестиционных процессов, большим количеством эффективных компаний и относительно развитым малым бизнесом. Ведущие регионы также характеризует высокий уровень ввода жилья. Это свидетельствует о наличии платежеспособного спроса (в том числе за счет привлечения жителей соседних регионов) и соответствующей инфраструктуры – строительной, энергетической, финансовой и т. д.

По данным агентства «Эксперт РА», экономическое здоровье консолидированного бюджета второй год подряд демонстрирует позитивный тренд. Налоговая база наращивается, хотя и не такими быстрыми темпами, как годом ранее, при этом расходы на обслуживание долга сокращаются. Регионы воспользовались циклом снижения ставок и улучшили диверсификацию кредитного портфеля.

«Интегральная оценка позволяет говорить о позитивном тренде в оценке экономического здоровья регионов. Соотношение лидирующих и отстающих регионов по сравнению с прошлым годом улучшилось, несмотря на сохраняющуюся высокую степень дифференциации по экономическому развитию и уровню жизни», – отметила старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиева.

Первая десятка регионов осталась почти без изменений, но с точечными переменами мест. В число лидеров вошли: Москва, Сахалинская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий АО и Ханты-Мансийский АО – Югра, Санкт-Петербург.

Второй год подряд почти все регионы-лидеры продемонстрировали положительную динамику показателей. Важным моментом является то, что позитивный тренд прослеживается и у отстающих регионов. В сравнении с исследованием прошлого года были дополнительно выделены регионы с умеренно высоким и умеренно низким уровнями экономического здоровья.

Индекс экономического здоровья регионов используется для оценки текущего уровня развития российских регионов (карта состояний) и для оценки изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики наглядно демонстрирует, в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а где идет ухудшение показателей.

Источник

Экономическое здоровье российских регионов: текущий уровень и динамика изменений

Содержание

Индекс экономического «здоровья» регионов: краткая методология

Индекс экономического «здоровья» регионов используется для оценки текущего уровня развития российских регионов (карта состояний) и для оценки изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.

Целесообразность разработки данного индекса обусловлена несколькими причинами. Во-первых, существует значительный лаг (более полутора лет), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу Федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем публикуют достаточно оперативно, с небольшими временными лагами. Использование, по крайней мере, части этих массивов данных в виде интегральных показателей, позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического «здоровья» региона, так и направление его изменения.

В качестве источников информации выступают оперативные данные ФНС РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка РФ и Росстата. При расчете большинства используемых показателей используется данные за последние 12 месяцев (принцип «скользящего окна»), а значения балансовых показателей – на последнюю доступную дату.

Показатели для оценки текущего уровня развития региона

Экономическое здоровье населения региона
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Оборот розничной торговли на душу населения
Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физ. лицам
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вводы жилья на душу населения
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
ННД Консолидированного бюджета на душу населения
Читайте также:  Кальян вреден для здоровья или нет мнение врачей

КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; Прямой долг – сумма долга Субъекта по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.

Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики

Изменение экономического здоровья населения региона
Динамика реальных денежных доходов населения
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах
Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
Динамика уровня просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физ. лицам
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах
Динамика вводов жилья
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
Прирост ННД Консолидированного бюджета на душу населения

С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения указанных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе, в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического «здоровья» региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

Карта состояний: дифференциация текущего уровня развития российских регионов

Источник: расчеты Эксперт РА
Интегральная оценка по состоянию на начало января 2019 г.

Карта 2. Дифференциация региональной динамики

Источник: расчеты Эксперт РА
Интегральная оценка по состоянию на начало января 2019 г.

Индекс экономического «здоровья» регионов: основные выводы

Текущий уровень развития регионов России характеризуется высокой степенью дифференциации (таблицы 1, 2). Продолжает существовать пропасть между значениями ключевых метрик (благосостояние население, состояние бизнеса и консолидированного бюджета региона) регионов с высоким и низким текущими уровнями развития. У 12 регионов текущий уровень развития оценивается как высокий, у 20 регионов – как выше среднего, у 19 регионов – как средний. Текущий уровень развития 20 и 14 регионов оцениваются как ниже среднего и низкий соответственно.

В 2018 году значения индекса улучшились у подавляющего числа российских регионов (таблица 1, 2). Так, показатели 29 регионов продемонстрировали позитивную динамику (т.е. значимое улучшение показателей), 36 регионов продемонстрировали умеренно-позитивную динамику. Нейтральную динамику показателей зафиксировали у 14 регионов. Умеренно негативную динамику отметили у 6 регионов. По итогам текущего года не выявлены регионы, у которых ключевые показатели интегрально продемонстрировали существенную негативную динамику.

Портрет успешного региона: наличие сырьевой или институциональной ренты, в отдельных случаях дополненный высокодиверсифицированным обрабатывающим сектором (в том числе обрабатывающим добываемое в регионе сырье). Ведущие регионы растут, в том числе благодаря действию «положительной обратной связи»: наличие ресурсов (природных, производственных, платежеспособного населения) способствует высокой экономической и инвестиционной активности, что повышает уровень развития региона и его привлекательность для инвесторов.

Портрет отстающего региона: отсутствие сырьевой ренты и зачатки корпоративного сектора, зависимость региональной экономики от бюджетного финансирования, отток населения в более развитые регионы. Такие регионы могут показывать заметную положительную динамику благодаря небольшому импульсу и эффекту низкой базы. Но чтобы догнать ведущие регионы, им нужно улучшать свои метрики с опережающими темпами, и разовых импульсов для этого недостаточно.

В средне- и долгосрочной перспективе проактивная позиция региональных властей и их системные действия оказывают существенное влияние на уровень и динамику развития региональной экономики, благосостояния населения и эффективности бизнеса.

Читайте также:  Состояние окружающей среды факторы ухудшающие здоровье

Таблица 1. Распределение российских регионов по матрице экономического «здоровья» (по состоянию на январь 2019 г.)

Статика

Динамика Низкий текущий уровень Ниже среднего Средний текущий уровень Выше среднего Высокий текущий уровень Позитивная динамика 4 региона
2,3 млн чел 5 регионов
7,9 млн чел 7 регионов
13,5 млн чел 7 регионов
11,5 млн чел 6 регионов
17,3 млн чел. Умеренно-позитивная динамика 3 региона
1,3 млн чел 13 регионов
18,2 млн чел 8 регионов
18,6 млн чел 10 регионов
23,2 млн чел 2 региона
13,0 млн чел Нейтральная динамика 4 региона
2,7 млн чел 2 региона
2,2 млн чел 3 региона
5,2 млн чел 2 региона
0,9 млн чел 3 региона
5,8 млн чел. Умеренно-негативная динамика 3 региона
2,2 млн чел —- 1 регион
0,6 млн чел 1 регион
0,3 млн чел 1 регион
1 См. Приложение 1 – пояснения по расчету отдельных показателей

Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.

Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.

Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного письменного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.

Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.

Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.

Агентство не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками любого характера, связанными с содержанием сайта и с использованием материалов и информации, представленных на сайте, в том числе прямо или косвенно связанных с рейтинговой оценкой, независимо от того, что именно привело к потерям или убыткам.

Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.

На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.

Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.

Источник

Adblock
detector