Региональный аналитический центр
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Экономическое здоровье российских регионов: текущий уровень и динамика изменений
Индекс экономического «здоровья» регионов: краткая методология
Индекс экономического «здоровья» регионов используется для оценки текущего уровня развития российских регионов (карта состояний) и для оценки изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.
Целесообразность разработки данного индекса обусловлена несколькими причинами. Во-первых, существует значительный лаг (более полутора лет), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу Федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем публикуют достаточно оперативно, с небольшими временными лагами. Использование, по крайней мере, части этих массивов данных в виде интегральных показателей, позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического «здоровья» региона, так и направление его изменения.
В качестве источников информации выступают оперативные данные ФНС РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка РФ и Росстата. При расчете большинства используемых показателей используется данные за последние 12 месяцев (принцип «скользящего окна»), а значения балансовых показателей – на последнюю доступную дату.
Показатели для оценки текущего уровня развития региона
Экономическое здоровье населения региона |
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов |
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума |
Оборот розничной торговли на душу населения |
Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физ. лицам |
Экономическое здоровье регионального бизнеса |
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
Вводы жилья на душу населения |
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения |
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу |
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона |
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона |
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона |
ННД Консолидированного бюджета на душу населения |
КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; Прямой долг – сумма долга Субъекта по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.
Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики
Изменение экономического здоровья населения региона |
Динамика реальных денежных доходов населения |
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах |
Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума |
Динамика уровня просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физ. лицам |
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса |
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах |
Динамика вводов жилья |
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона |
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона |
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона |
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона |
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона |
Прирост ННД Консолидированного бюджета на душу населения |
С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения указанных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов (значения в котором определялись экспертным образом, в том числе, в зависимости от значимости показателя) получались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического «здоровья» региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.
Карта состояний: дифференциация текущего уровня развития российских регионов
Источник: расчеты Эксперт РА
Интегральная оценка по состоянию на начало января 2019 г.
Карта 2. Дифференциация региональной динамики
Источник: расчеты Эксперт РА
Интегральная оценка по состоянию на начало января 2019 г.
Индекс экономического «здоровья» регионов: основные выводы
Текущий уровень развития регионов России характеризуется высокой степенью дифференциации (таблицы 1, 2). Продолжает существовать пропасть между значениями ключевых метрик (благосостояние население, состояние бизнеса и консолидированного бюджета региона) регионов с высоким и низким текущими уровнями развития. У 12 регионов текущий уровень развития оценивается как высокий, у 20 регионов – как выше среднего, у 19 регионов – как средний. Текущий уровень развития 20 и 14 регионов оцениваются как ниже среднего и низкий соответственно.
В 2018 году значения индекса улучшились у подавляющего числа российских регионов (таблица 1, 2). Так, показатели 29 регионов продемонстрировали позитивную динамику (т.е. значимое улучшение показателей), 36 регионов продемонстрировали умеренно-позитивную динамику. Нейтральную динамику показателей зафиксировали у 14 регионов. Умеренно негативную динамику отметили у 6 регионов. По итогам текущего года не выявлены регионы, у которых ключевые показатели интегрально продемонстрировали существенную негативную динамику.
Портрет успешного региона: наличие сырьевой или институциональной ренты, в отдельных случаях дополненный высокодиверсифицированным обрабатывающим сектором (в том числе обрабатывающим добываемое в регионе сырье). Ведущие регионы растут, в том числе благодаря действию «положительной обратной связи»: наличие ресурсов (природных, производственных, платежеспособного населения) способствует высокой экономической и инвестиционной активности, что повышает уровень развития региона и его привлекательность для инвесторов.
Портрет отстающего региона: отсутствие сырьевой ренты и зачатки корпоративного сектора, зависимость региональной экономики от бюджетного финансирования, отток населения в более развитые регионы. Такие регионы могут показывать заметную положительную динамику благодаря небольшому импульсу и эффекту низкой базы. Но чтобы догнать ведущие регионы, им нужно улучшать свои метрики с опережающими темпами, и разовых импульсов для этого недостаточно.
В средне- и долгосрочной перспективе проактивная позиция региональных властей и их системные действия оказывают существенное влияние на уровень и динамику развития региональной экономики, благосостояния населения и эффективности бизнеса.
Таблица 1. Распределение российских регионов по матрице экономического «здоровья» (по состоянию на январь 2019 г.)
Источник
Журнал «Метод», № 1 • 2019 г.
Экономическое здоровье регионов — диагноз вынесен
Регионы России оценили с помощью индекса экономического здоровья
«Метод» № 3 • 2019
В январе 2018 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» представило индекс экономического здоровья регионов. Показатель в некоторый степени является альтернативой ВРП: он позволяет оценить состояние экономики субъектов РФ и ее динамику. В статье мы расскажем о самом индексе и о том, что отличает преуспевающие и отстающие территории в этом плане.
Чем он лучше ВРП?
Индекс, разработанный агентством «Эксперт РА», присваивает баллы регионам по двум осям координат: текущее состояние экономики и ее динамика. Таким образом, с помощью индекса мы можем оценить дифференциацию субъектов РФ по уровню экономического развития. Кроме того, мы видим регионы с позитивной динамикой и территории с ухудшением ситуации.
Показатели, которые мы берем за основу, представлены в таблице. Это 11 критериев для оценки региональной динамики и столько же — для оценки текущего состояния. Показатели касаются экономического здоровья региона, его бизнеса, населения и бюджета. На основании этих данных мы получаем интегральный балл.
Разнородные показатели приведены к единому баллу с помощью системы весов. Последние мы определяем экспертным способом в зависимости от значимости отдельных критериев.
Индекс позволяет получить более оперативную оценку регионального развития, чем ВРП. Оценка валового регионального продукта занимает в среднем полтора года. Мы используем данные, которые публикуются ведомствами быстрее. Это сведения от Федеральной налоговой службы, Минфина России, Центрального банка РФ и Росстата.
Кроме того, ВРП не в полной мере отражает ситуацию в регионе. Существенная часть валового регионального продукта может перераспределяться в пользу федерального центра. Поэтому высокий показатель ВРП не всегда значит хорошее экономическое здоровье населения, бизнеса и бюджета.
Общий индекс: сильная дифференциация
Мы видим сильную дифференциацию экономического здоровья в российских регионах. Существует пропасть между значениями ключевых метрик субъектов РФ с высоким и низким текущими уровнями развития. Это такие метрики, как благосостояние населения, состояние бизнеса и консолидированного бюджета региона.
Успешные субъекты обладают несколькими ключевыми чертами. Это сырьевая или институциональная рента, в отдельных случаях дополненная высоко диверсифицированным обрабатывающим сектором. Часто этот сектор обрабатывает добываемое в регионе сырье. Высокие показатели таких территорий работают на них: ресурсы (природные, производственные, платежеспособное население) помогают им привлечь инвесторов и ускорить развитие.
Таблица. Показатели для формирования интегрального индекса экономического здоровья регионов
Показатели для оценки текущего уровня развития региона
Экономическое здоровье населения региона
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума
Оборот розничной торговли на душу населения
Просроченная задолженность по кредитам, предоставленным физлицам
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вводы жилья на душу населения
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ
региона на душу населения
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона
Прямой долг консолидированного бюджета региона к налоговым и неналоговым доходам
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
ННД консолидированного бюджета на душу населения
Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики
Изменение экономического здоровья населения региона
Динамика реальных денежных доходов населения
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах
Динамика доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
Динамика уровня просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физлицам
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах
Динамика вводов жилья
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
Прирост ННД консолидированного бюджета на душу населения
Отстающие регионы, как правило, не имеют сырьевой ренты. Региональная экономика сильно зависит от бюджетного финансирования, а корпоративный сектор находится в зачаточном состоянии. Население уезжает в более развитые субъекты РФ.
Территории с низким уровнем развития могут показать заметную положительную динамику благодаря небольшому импульсу и эффекту низкой базы. Но чтобы догнать ведущие регионы, им нужно улучшать свои метрики с опережающими темпами. Разовых импульсов для этого недостаточно.
Экономическое здоровье населения: прогноз стабильный
В большинстве российских регионов экономическое здоровье населения улучшается. Мы наблюдаем такие тенденции в 61 регионе из 85. Тем не менее все группы показателей (показаны в таблице) улучшаются только в девяти регионах.
Жители регионов с хорошим уровнем развития имеют среднедушевые доходы с высокой покупательной способностью. Их доходы позволяют приобрести в среднем 2,4 фиксированного набора потребительских товаров или даже больше.
В развитых регионах мы видим небольшую долю населения с доходами меньше прожиточного уровня. Мы также видим низкий уровень просроченной задолженности по кредитам физических лиц. Исключение — Москва, где уровень просроченной задолженности по кредитам превышает уровень других регионов из топ-10, а также среднероссийский.
Регионы со слабым текущим уровнем развития отличаются низкой покупательной способностью среднедушевых доходов населения. Например, в Тыве средний доход жителя меньше стоимости фиксированного набора товаров и услуг. В Калмыкии, Карачаево-Черкесии и Ингушетии среднедушевые доходы только на 21% превышают стоимость фиксированного набора.
В таких регионах мы видим высокую долю жителей с доходами ниже прожиточного минимума. Например, в Тыве и в Ингушетии ниже прожиточного минимума живут соответственно 40,5 и 32,0% населения.
Ситуация с платежной дисциплиной по обслуживанию кредитов сильно отличается между регионами «слабой» группы. Так, в Республике Марий Эл уровень просрочки ниже среднероссийского. Это можно объяснить низким объемом задолженности на одного жителя — значит, кредиты получают более надежные заемщики. В то же время в Карачаево-Черкесии и в Ингушетии уровень просроченной задолженности по кредитам населению высокий. По состоянию на декабрь показатель составил 10,5 и 16,5% соответственно.
Экономическое здоровье бизнеса
Экономическое здоровье бизнеса также улучшилось в 61 регионе. Все четыре рассматриваемых показателя за последний год продемонстрировали положительную динамику в четырнадцати субъектах РФ.
Здесь мы тоже видим общие черты у регионов с хорошим здоровьем. Это высокая интенсивность инвестиционных процессов, высокая эффективность компаний и относительно развитый малый бизнес.
Если компании в регионе эффективны, а малый бизнес развит, это приносит относительно высокие поступления по налогу на прибыль и налогу на совокупный доход. У ведущих регионов также высокий уровень ввода жилья, что свидетельствует о наличии платежеспособного спроса (в том числе с привлечением жителей соседних регионов) и соответствующей инфраструктуры (строительная, энергетическая, финансовая и так далее).
Отметим, что у ряда регионов из топ-10 небольшая численность населения, поэтому получаются достаточно высокие удельные показатели инвестиций, поступлений по налогу на прибыль и налогов от малого бизнеса.
Здоровье бюджетов: лучший год
Для бюджетов большинства российских регионов 2018 год был лучшим за последние как минимум семь лет. Профицит консолидированных бюджетов превысил 500 миллиардов рублей. Показатели улучшились у 81 региона из 85.
Часть профицита была направлена на снижение государственного долга. Кроме того, превышение доходов над расходами в 2018 году позволит профинансировать расходы 2019 года, в том числе связанные с исполнением новых майских указов Президента РФ.
Лидирующие позиции по текущему уровню экономического здоровья консолидированных бюджетов занимают регионы, у которых отсутствует долг или его показатель крайне низкий. Как следствие, у них нет необходимости направлять часть своих налоговых и неналоговых доходов (ННД) на его обслуживание.
Низкий уровень долговой нагрузки обусловлен как высокими показателями значений ННД на душу населения, так и консервативной долговой политикой финансовых властей региона.
У отстающих регионов, напротив, высокое соотношение прямого долга и ННД. Существенная часть доходов тратится на выплату процентов. Например, такая ситуация у Мордовии, где процентные расходы составляют почти 8,8% ННД.
Наиболее сильные позитивные изменения бюджетных показателей зафиксированы у регионов с относительно низким уровнем здоровья регионального бюджета. Другими словами, реализован эффект низкой базы. Так, у Хакасии и Карелии прямой долг к ННД снизился на 36% относительно значений год назад, у Кабардино-Балкарии — на 28%. Хакасия на семь процентных пунктов снизила расходы на обслуживание долга относительно ННД.
Благодаря позитивной внешнеэкономической конъюнктуре и эффективному управлению профицитом существенно снизилась долговая нагрузка у Кемеровской области.
Мы видим сильное ухудшение только у Республики Мордовия, где увеличились долговая нагрузка (прямой долг к ННД) и расходы на обслуживание долга (относительно ННД).
Итак, индекс экономического здоровья позволяет увидеть гораздо больше, чем чисто статистический показатель — ВРП. Он позволяет увидеть состояние и прогресс по трем сегментам: население, бизнес и бюджет. По итогам 2018 года большинство регионов показали и хорошее состояние, и позитивную динамику. Сохранятся ли тенденции, мы увидим со следующим индексом.
Источник