Конспект занятия «Окружающая среда и здоровье человека»
план-конспект занятия по зож (4 класс) на тему
Занятие «Окружающая среда и здоровье человека» рассчитано на обучающихся 10-11 лет, направлено на формирование представления о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека. Знакомит обучающихся с химическими, биологическими и физическими загрязнениями, их влиянием на человека. Занятие содержит всё необходимое оборудование (информационные листы, проверочную карточку, шкалу силы звука и т.д.) и может быть проведено как проект (в конце занятия ребята создают продукт — памятку «Как обезопасить себя от химического (биологического, физического) загрязнения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchaya_sreda_i_zdorove_cheloveka_zanyatie.doc | 232.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово
Окружающая среда и здоровье человека
занятие по экологии для учащихся четвёртого года обучения
Катохина Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования МБОУ ДО
«ЦДОД им. В. Волошиной»
Цель: формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.
- Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.
- Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.
- Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.
Методы и приемы:
- проблемный метод;
- наглядные методы;
- беседы с демонстрацией;
- работа с информационным листом;
- работа в группах;
- сравнение;
- самостоятельная работа по карточкам.
Оборудование: плакат «Виды загрязнений окружающей среды», информационные листы по видам загрязнений, листы с вопросами для составления сообщений, шкала силы звука, проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека», таблица «Загрязнения», плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека», памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
- Сообщение темы и цели занятия.
- Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».
- Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».
- Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
- Подведение итогов занятия.
- Сообщение темы и цели занятия.
Природа для человека является средой жизни. Разум выделил человека из животного мира и дал ему огромное могущество. Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Только впоследствии люди стали понимать, что окружающая среда и здоровье человека взаимосвязаны. Нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение среды представляет опасность для здоровья людей. Мало того, что люди болеть стали чаще, болезни теперь труднее излечиваются, появляются новые, ранее неизвестные — ситуация ухудшается катастрофически [1].
— Как же сохранить природу и своё здоровье? Сегодня, ребята, мы попробуем ответить на этот вопрос. Запишите тему занятия «Окружающая среда и здоровье человека».
- Работа в группах «Виды загрязнений окружающей среды».
— Итак, что же такое загрязнение?
— Под загрязнением понимают любые изменения воздуха, вод, почв или пищевых продуктов, оказывающие нежелательное воздействие на здоровье, выживаемость или деятельность человека.
— Существует несколько видов загрязнений окружающей среды. Познакомимся с химическими, биологическими и физическими загрязнениями. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждая группа приготовит небольшое сообщение о своём виде загрязнения. Для этого я раздам каждой группе информационный лист (см. Приложение 1), в котором изложена информация о виде загрязнения, и лист с наводящими вопросами (см. Приложение 2). Ответы на эти вопросы и будут вашим кратким сообщением. Первая группа приготовит сообщение о химических загрязнениях окружающей среды, вторая группа – о биологических загрязнениях, третья группа – о физических загрязнениях [8].
— Давайте обсудим полученные сообщения (при обсуждении физических загрязнений участникам всех групп педагог раздаёт шкалу силы звука (см. Приложение 3)).
Смотрим шкалу интенсивности шума. Уровень звукового давления измеряется в децибелах. Шум в 20-30 децибелов (дБ) – практически безвреден. Допустимые нормы шума: для жилых помещений днем – до 40 дБ, ночью – до 30 дБ, для рабочих мест – до 80 дБ. Превышение показателей неблагоприятно сказывается на здоровье. Звук в 130 дБ может вызывать различные болевые ощущения, звук в 150 дБ – непереносимый для человека.
Врачи утверждают, что при регулярном шуме происходит нарушение сна, снижение работоспособности, быстрая утомляемость человека.
Шум негативно влияет на органы слуха, в первую очередь воспринимающие звуковые колебания и прежде всего, поражается при действии шума. Это объясняется поражением внутреннего уха.
Основные проявления воздействия шума – головная боль, чувство тяжести в голове, повышенная раздражительность, усиление агрессивности, снижение памяти, внимания, умственной активности, Шум обладает свойством суммироваться, то есть звуковые раздражения, накапливаясь в организме, все сильнее угнетают нервную систему.
— Ребята, теперь вы знаете о химических, биологических и физических загрязнениях окружающей среды. Посмотрите на плакат «Виды загрязнений окружающей среды» и сравните свои ответы. Какой можно сделать вывод? (окружающая среда сильно загрязнена, это очень опасно для здоровья человека).
- Проверочная карточка «Окружающая среда и здоровье человека».
— Ребята, предлагаю вам проверить свои знания о видах загрязнения окружающей среды с помощью проверочной карточки. Вклейте таблицу «Загрязнения» в тетрадь. Прочитайте предложения. Запишите в каждую колонку соответствующий номер предложения (см. Приложение 4).
- Памятка «Как спастись от вредного влияния окружающей среды».
— Каким образом загрязнённая среда влияет на здоровье человека, нам поможет узнать плакат «Влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека». Мы можем увидеть, что ухудшение состояния воздуха, воды и почвы вызывает различные заболевания.
— Как же спастись от вредного влияния окружающей среды?
— Предлагаю вам, ребята, снова разделиться на 3 группы и составить памятку «Как обезопасить себя от химического загрязнения» (для первой группы), «Как обезопасить себя от биологического загрязнения» (для второй группы), «Как обезопасить себя от физического загрязнения» (для третьей группы).
— Обсудим результаты вашей работы (представители всех групп по очереди зачитывают предложения) (см. Приложение 5).
- Подведение итогов занятия.
— Сегодня на занятии мы узнали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Но чтобы спастись от вредного влияния окружающей среды, продлить долгую и счастливую жизнь, нужно, прежде всего, научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.
Список использованных источников
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
- Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. 12-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 602 с.
- Мансурова О.Ю. Здоровье человека и окружающая среда. — М.: Издательство Электив, 2007. – 112 с.
- Новиков Ю. В.Экология, окружающая среда и человек. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство: ФАИР-ПРЕСС , 2005. — 736 с.
- Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
- Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -М.: Академия, 1998.
- Экология. Под ред. Тягунова Г.В., Ярошенко Ю.Г. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Логос, 2005. — 504 с.
- Виды и масштабы негативного воздействия человека и промышленности на природную среду // Природопользование: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – М., 2008. – С.80-87.
Источник
Конспект урока по теме «Экология и здоровье человека»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Тема: «Экология и здоровье человека»
Цель: Используя здоровьесберегающие технологии, изучить влияние различных факторов среды на человека.
· Продолжить формирование навыков разрабатывать проекты
· Развивать творческие способности учащихся посредством создания презентаций.
· Убедить в необходимости бережного отношения к здоровью, а также к природе и окружающей среде в целом.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Мероприятие проводится в рамках экологической декады.
Учащиеся изучают материал по данной тематике, используя различные источники, включая интернет. Проводят анкетирование и опрос учащихся по своей теме, готовят презентации. Перед проведением мероприятия учитель вместе с ребятами просматривает подготовленный материал и даёт рекомендации.
Учитель. Сегодня только ленивый не говорит об экологии (синоним загрязнение окружающей среды). Научно-технический прогресс принёс не только положительные результаты, но и повлёк за собой химическое, биологическое, физическое (шумовое, радиоволновое излучение сотовых телефонов) загрязнения, которые губительны не только для растений и животных, но оказывают значительное влияние на здоровье человека. Например, изучение влияния радиоволн на человека начали вскоре после появления первых мощных радиопередатчиков и особенно после создания радиолокаторов. Тогда же был зафиксирован первый трагический случай: по ошибке техник оказался возле антенны мощного радиолокатора, непосредственно в поле его излучения, и хотя он ощутил лишь «слабое дуновение ветра» спасти его не удалось.
Дело в том, что даже смертельные уровни радиоизлучения человеком практически не ощущаются. К моменту создания сотовых телефонов Госкомсанэпиднадзор России разработал нормативы от неионизирующего излучения.
Согласно гигиеническим нормам, утверждённым Россанэпиднадзором РФ «О временно допустимых уровнях воздействия электромагнитного излучения создаваемых систем сотовой связи» величина плотности потока электромагнитной энергии в районе головы пользователя не должна превышать 100 мкВт/см. Воздействие сотовых телефонов исследовалось на моделях человека, которые имитировали строение человека, его скелета и мягких тканей. Тепло- и электрофизические параметры( теплоёмкость, электро- и теплопроводность, диэлектрическую проницаемость и т.д.)
По мнению учёных Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что излучение влияет на головной мозг по нарастающей.
Можно долго говорить об этой проблематике, но не стоить умолять и достоинства: например, вызов скорой помощи.
А теперь посмотрим как влияет шумовое загрязнение на организм человека(приложение 1)
Кроме физического загрязнения существуют различные виды и других загрязнений, например, биологические.
Учащиеся 9 класса представят вашему вниманию презентации на темы:
Влияние ГМО на здоровье человека (приложение 2)
Влияние Е-добавок на здоровье (приложение 3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_i_zdorove_cheloveka.rar | 13.66 КБ |
issledovatelskaya_rabota_geneticheski_modifitsirovannye_produkty.rar | 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экология и здоровье человека»
Цель: Используя здоровьесберегающие технологии, изучить влияние различных факторов среды на человека.
- Продолжить формирование навыков разрабатывать проекты
- Развивать творческие способности учащихся посредством создания презентаций.
- Убедить в необходимости бережного отношения к здоровью, а также к природе и окружающей среде в целом.
Оборудование: Компьютер, проектор.
Мероприятие проводится в рамках экологической декады.
Учащиеся изучают материал по данной тематике, используя различные источники, включая интернет. Проводят анкетирование и опрос учащихся по своей теме, готовят презентации. Перед проведением мероприятия учитель вместе с ребятами просматривает подготовленный материал и даёт рекомендации.
Учитель. Сегодня только ленивый не говорит об экологии (синоним загрязнение окружающей среды). Научно-технический прогресс принёс не только положительные результаты, но и повлёк за собой химическое, биологическое, физическое (шумовое, радиоволновое излучение сотовых телефонов) загрязнения, которые губительны не только для растений и животных, но оказывают значительное влияние на здоровье человека. Например, изучение влияния радиоволн на человека начали вскоре после появления первых мощных радиопередатчиков и особенно после создания радиолокаторов. Тогда же был зафиксирован первый трагический случай: по ошибке техник оказался возле антенны мощного радиолокатора, непосредственно в поле его излучения, и хотя он ощутил лишь «слабое дуновение ветра» спасти его не удалось.
Дело в том, что даже смертельные уровни радиоизлучения человеком практически не ощущаются. К моменту создания сотовых телефонов Госкомсанэпиднадзор России разработал нормативы от неионизирующего излучения.
Согласно гигиеническим нормам, утверждённым Россанэпиднадзором РФ «О временно допустимых уровнях воздействия электромагнитного излучения создаваемых систем сотовой связи» величина плотности потока электромагнитной энергии в районе головы пользователя не должна превышать 100 мкВт/см. Воздействие сотовых телефонов исследовалось на моделях человека, которые имитировали строение человека, его скелета и мягких тканей. Тепло- и электрофизические параметры( теплоёмкость, электро- и теплопроводность, диэлектрическую проницаемость и т.д.)
По мнению учёных Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что излучение влияет на головной мозг по нарастающей.
Можно долго говорить об этой проблематике, но не стоить умолять и достоинства: например, вызов скорой помощи.
А теперь посмотрим как влияет шумовое загрязнение на организм человека(приложение 1)
Кроме физического загрязнения существуют различные виды и других загрязнений, например, биологические.
Учащиеся 9 класса представят вашему вниманию презентации на темы:
- Влияние ГМО на здоровье человека (приложение 2)
- Влияние Е-добавок на здоровье (приложение 3)
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме «Спорт и здоровье».
Когда и с какой целью человек использует проценты в своей жизни.
В материале содержится информация для проведения лабораторной работы «Составление пищевого рациона подростка».
В основной части урока описаны наиболее значимые упражнения для сохранения здоровья при вылнении упражнений.
Данный план-конспект содержит материал по теме «Экология», рассматривает разные экологические проблемы, содержит различные формы работы с учащимися.Урок является обобщающим.
Это обобщающее занятие по теме, на котором предполагается закрепление лексико-грамматического материала. Тип урока – комбинированный, так как содержание урока включает в себя отработ.
Ребята, давайте вспомним с вами, что такое энергия, что она для нас делает, откуда она берется, и как сделать так чтобы сберечь энергию и не тратить ее в пустую? (дети высказ.
Источник