От экологии природы — к экологии души
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Рыбина Ольга Петровна
Серповской филиал МБОУ Устьинская СОШ
Учитель начальных классов
Контактный телефон: 89108513425
«ОТ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ –
К ЭКОЛОГИИ ДУШИ»
Природа — матушка моя.
Природа, я иду в тебя
С душой и сердцем обнажённым.
Прими, пожалуйста, любя,
Хочу быть заново рождённой.
Природа – матушка моя,
Твои исполню повеленья.
За все грехи прости меня,
Возьми, как детку на колени.
Н а пороге XXI века все мы, кто ответственен за наших детей, думаем о том, что ещё нужно сделать для того, чтобы школа, детская литература, различные виды искусств, пробуждали в юных душах интерес к миру красоты, добра творчества. Помогали детям находить пути к снятию конфликтных противоречий современной жизни, развивали чувство ответственности за судьбу другого человека, за будущее Отечества. Объединение сил деятелей образования и культуры в единой программе гуманистической работы, в защите детства – голос времени. Учёные выступают с различными прогнозами на грядущее столетие. Один из самых приоритетных –провозглашение XXI века ВЕКОМ РЕБЁНКА
На фоне непрекращающихся воин, политических и экономических катаклизмов становится очевидной спасательная роль диалогов между народами, диалога культур разных стран, систем обучения, что может действительно сближать, связывать людей и, самое главное, — молодое поколение.
В се мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.
Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства.
Так уж получилось, что губить свою Землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо сохранить. Ряд документов Киевской Руси говорит, что уже в те далёкие времена славяне пытались как – то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже ПётрI впервые в истории России учредил лесное управление. Он специальным Указом объявил заповедные леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20.
В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы. Так начиналась российская ЭКОЛОГИЯ.
В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы несовместима без экологии души.
Ч еловек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей и тем более о внуках и правнуках.
Открыть секрет гармонии с природой у взрослых получается не всегда, а вот детям это удаётся даже очень легко. Ведь волшебство рассветов и закатов, дождя и радуги, сказочный мир растений и животных ещё на успели стать для них чем-то обычным. Поэтому мы сами можем смело утверждать, что в каждом ребёнке дремлет самый настоящий художник, т.е. ЧЕЛОВЕК , который видит жизнь необычно красивой и удивительной. Но если не помочь малышу открыть в себе способность выражать свой восторг перед красотой цветов, деревьев, грозовых туч, то со временем художник в нём может угаснуть, а природа перестанет быть ИСТОЧНИКОМ — ПИТАЮЩИМ ДУШУ .
Вспоминая годы первого учительского опыта, я думала, что если работа на уроке с книгой – воспитание любви к книге, упражнение о дереве – воспитание любви к природе. Два-три предложения о добром мальчике из рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы» — и есть надежда, что завтра все дети будут сиять от доброты и тепла не только к животным, но и к людям. И только годы работы в школе, общение с детьми, их радость и печаль, смех и слёзы убели меня в том, что воспитание души человеческой, пожалуй, самое трудное и мучительное в учительской профессии.
Хотя я сейчас много слышу, что в обязанности учителя не должно входить «теребить душу ребёнка», ведь все «от мала до велика» устали от воспитателей. Прежде всего, нужно хорошо учить считать, читать, а душа.
Ну что душа? Сама «вырастит», а не «вырастит» — ещё лучше. Легче будет жить в наше трудное время. Однако в период ломки стереотипов поведения и традиций, который переживает не только наша страна, но и всё планетарное общество. И именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему – «УЧИТЕЛЬ», основанной на этике и новом понимании места человека и задачах цивилизации, сделается лидером XXI века.
И именно сейчас нельзя забывать о том, что учитель – человек, который передаёт подрастающему поколению знания, жизненный опыт, мудрость и т. п., накопленную веками. Передать всё это без воздействия на душу ребёнка невозможно. А мне хочется вложить ребячьи ладошки в свою руку и повести их в далёкий мир познания.
Экологическому воспитанию школы в классно- урочной системе уделяется сегодня значительное внимание, но у него есть существенные недостатки:
— оторванность от жизни;
— неумение применять на практике природоведческие знания.
К тому же я, и большинство сельских учителей начальных классов испытывают серьёзные затруднения при организации практической работы в природе. Для ребёнка, оторванного от живой природы, возникает ложное представление об экологии в данной местности. Для них экологические проблемы существуют где-то там, далеко от каждого из нас. Кто-то нехороший, но не я и не мои близкие, совершают экологические проблемы. Какие-то предприятия, разрушающие среду обитания, несимпатичные люди, работающие на них. Всем от природы что-то нужно. Но только сама она, выходит, никому не нужна. И природа, где медленно, где чуть быстрее погибает. Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.
На мой взгляд, нужно чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Чтобы сохранить в ребёнке художественное восприятие мира – главное общение с природой, т. е. через туристско-краеведческую деятельность, через укрепление здоровья путём закаливания организма холодной водой, через формирование сознания.
Н епосредственные контакты с окружающим миром вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира, умение преодолевать естественные трудности и препятствия. Это делает детей более выносливыми, терпимыми к окружающим. Формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремлённость, смелость, способствует приобретению умений и навыков в общении с живой природой. Знания, приобретённые наглядным путём не только более прочны, но и помогают сформировать у детей миропредставление, включающее их в окружающий мир не как хозяев, а как участников естественного процесса его развития
«Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил».
Мать – Природа имеет универсальные знания для человека. Она источник и основа нашей жизни
У человека необходимо выработать экологическую культуру. Ведь это есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему живому миру с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. И тогда
«Не станет он искать побед,
А ждать великое начало
Его всё чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ»
/перевод В. Пастернака./
Учёные утверждают, что содержание экологического образования должно строиться на основе интегрированной научной картины природной и социальной действительности.
Наше же народное образование постоянно совершенствуется, ищет новые пути и подходы в обучении детей. Но с каждым годом убеждаешься в том, что слово ЧЕЛОВЕК – не звучит так гордо, как созидатель, хранитель, а всё больше он становится разрушителем всего и вся.
Х очется изменить поток людей. Крикнуть: «Опомнитесь, люди. »
В беседах хочется достучаться до сердец, но порой люди глухи. Наши проблемы личного характера настолько кажутся большими, что мы совсем забыли про свой другой мир – духовный.
Но во все века были проблемы, ситуации, но искорка человеческой души, любви ко всему живому в природе к людям, живущим вокруг нас – была всегда.
Стоит вспомнить наше детство и разливается тепло в душе. Ведь детство от нас не уходит, это мы стараемся спрятаться от него. Только тогда, когда человек почувствует себя ребёнком на руках Матери – Природы, а не царём её, только тогда, когда человек будет жить осознанно, только тогда, когда не пойдёт против своей совести – будет ЛЮБОВЬ на Земле ко всему живому , и только тогда, когда культура экологии, человеческой души будет на высоте. Но к этому нужно идти.
Каждый день идёшь на работу, а в душе чувствуешь, что ещё теплится искорка светлого. А сколько таких искорок у меня в классе. Ведь дети – это нераспустившийся бутон цветка. Стоит только прикоснуться к его бархатной головке нежно и бережно, как он потянется к тебе, к солнечному свету.
Но всё это праздные слова, а в действительности постоянно стоят вопросы:
- Сумею ли я, учитель войти во внутренний мир человека, который учится и взрослеет?
- Смогу ли я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?
- Смогу ли я лично эмоционально откликнуться на этот мир?
- Смогу ли я помочь ребёнку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи – чувства?
- Смогу ли я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников?
И каждый день! И завтра, и вчера…
Каким он будет день? Будет ли он днём открытий или просто обыкновенным днём зависит от нас. Но для меня он открывается словами педагога и учёного Симона Соловейчика: «…Каждое утро повторяю, как молитву, взываю к тому лучшему, что есть во мне: мне доверен ребёнок, это мой гость дорогой, я благодарна ему зато, что он есть. Он также призван к жизни, как и я, это нас объединяет – мы живые люли, он – человек и не будущий человек, а сегодняшний, и потому он другой, как и все люди, я принимаю его, я охраняю его детство, я понимаю, терплю и прощаю. Я люблю его и я благодарен ему зато, что он есть, и зато, что я могу его любить и тем самым я возвышаюсь в духе своём.
…Если бы не было этих чудесных «гостей» на нашей Земле, детей, то мир погиб бы, то мир погиб бы не от старости, ещё прежде — от бездуховности своей.»
В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания. Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно — ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ .
Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность, и новые знания, и новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее и реализовать собственную ответственность, и зависит будущее.
Источник
Проект «Экология природы — экология души»
Предлагаемая Вашему вниманию исследовательская работа посвящена теме: «Экология природы — экология души».
Мы все знаем, что 2017 год в России объявлен Годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере,.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya_prirody-ekologiya_dushi.doc | 590.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 закрытого типа г. Улан-Удэ Республики Бурятия»
Научная конференция школьников
«Экология природы- экология души»
Выполнила: ученица 10 класса
Тайшихина Людмила Федоровна ,
социальный педагог, высшей
2.Основная часть — 5 — 8
3. Результаты исследования – 9-11
4.Список литературы — 13
Предлагаемая Вашему вниманию исследовательская работа посвящена теме: «Экология природы — экология души».
Мы все знаем, что 2017 год в России объявлен Годом экологии. Президент РФ подписал соответствующий указ 5 января 2016 года. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что экология природы начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом.
Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.
Эта т ема меня очень заинтересовала, потому что об экологии природы сейчас говорят, пишут много, и даже что-то делают, это хорошо , а вот об экологии души забыли.
Я заинтересовалась, так что же такое «экология природы» и «экология души».
Актуальность.
Проблема экологии одна из важнейших проблем современности. В последнее время активная деятельность человека приводит к заметному изменению окружающей среды на Земле.
Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы, участились пожары леса. Страна в погоне за экономическим процветанием приносит в жертву окружающую среду.
А что взамен? Потребительское отношение к природе приводит к «загрязнению» души человека, падению его нравственности, нарушению экологии самого человека, то есть ухудшению его физического и морального здоровья.
Учёные доказали, что различные нарушения поведения, а также до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды.
Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающей нас природе.
Пришла пора осознать и понять, что человек не властелин природы, а её часть и выходец.
В нашей стране охрана природы является делом государственной важности. Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить! Учить любить , беречь и защищать природу нужно с детства, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
«Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитать». В. Бианки.
Цель: формировать экологическую культуру и экологическую грамотность. Привлечь внимание воспитанниц к значимости экологических проблем .
Основные задачи проекта:
- познакомить воспитанниц с материалами о загрязнении окружающей среды;
- сформировать у воспитанниц активную жизненную позицию, направленную на защиту, бережное отношение к природе;
- показать взаимосвязь экологии природы и экологии души;
- воспитывать экологически грамотное поведение в природе, показать взаимодействие всех живых объектов.
Объект исследования: воспитанницы Улан-Удэнского СУВУ
Дата исследования : Февраль 2017 года.
- Исследование научно-публицистической литературы;
- Социологический опрос, анкетирование, наблюдение, анализ литературы;
- Сбор информации;
- Обобщение полученных результатов;
- повышение экологической грамотности, развитие умственных способностей воспитанниц, которые проявляются в умении анализировать и делать выводы;
- проявление у воспитанниц желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- формирование основ экологической культуры, в котором сочетаются качества нравственности, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей;
- приходит понимание в необходимости заботливого и созидательного отношения к себе, своему здоровью и к окружающему миру.
Глава 1. Экологические проблемы вокруг нас.
1.1. Экология и мы.
Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Как о природе, так и о душе человека написано много стихов и рассказов.
Вот, что сказано в стихах Сергея Острового.
Человек — он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек — он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя — версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек — он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек — он ведь тоже природа —
Так давайте природу беречь!
Мы ― люди первой половины XXI века почти незаметно для себя оказались одновременно в роли свидетелей и виновников всех изменений, происходящих на нашей планете.
Природа-мать наградила нас всем необходимым для жизни: и воздухом, которым мы дышим, и солнцем, благодаря которому мы живем в «светлом» мире, и землею, по которой мы ходим . Она обеспечивает нас всем: древесиной, нефтью, газом, природными ископаемыми и так далее. Она заботится о человечестве, как любящая мать о своем ребенке, которая готова пожертвовать всем ради его счастья.
Давайте устроим мини-путешествие во времени. Перенесемся в глубь веков, когда не существовало на Земле ни заводов, ни фабрик, ни машин, ни компьютеров, ни высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто немыслимой.
Именно в это время люди ценили и уважали природу, с благодарностью относились к окружающему миру. Самое главное — несмотря на то, что людям приходилось частично губить природу, они все же ценили ее, молились Богам Солнца, Земли, Воды, совершали в их честь жертвоприношения.
К сожалению, в современный век нанотехнологий нам приходится видеть разрушение гармонии с природой.
Миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых человек выкачивает из недр Земли, загрязняет атмосферу, реки, моря и океаны ядовитыми выбросами. И не задумывается о последствиях, ведь все эти дары природы когда-нибудь закончатся.
Возьмем, к примеру, озеро Байкал. Это самый яркий пример человеческой халатности. Начиная с 1950-х годов антропологическое воздействие на Байкал заметно повысилось. А все из-за выбросов заводов и фабрик, городов вблизи озера.
Человек бездумно загрязняет природу: выпил баночку сока или съел шоколадку, а мусор выбрасывает себе под ноги. Более 80 процентов лесных пожаров происходит из-за людской невнимательности. Давайте подумаем. Неужели мы настолько стали черствы и безжалостны, грубы и беспощадны, что не ценим того, что даровано нам Богом?
Представьте, что в одно утро мы проснемся и не увидим яркого солнца, растений и животных. Что с нами тогда будет.
Природа и человек — единое целое, а значит, разрушая природу, человек разрушает и самого себя.
А ведь природа укрепляет нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчанье ручейка, таинственный шепот леса, с наслаждением любуемся раздолью полей, зеркальной гладью рек и озер или величественными громадами гор.
Все это нам щедро дает планета Земля, а взамен просит только одного бережного доброго отношения к сохранению природы, главное условие дальнейшего существования и развития цивилизации.
Сегодня ведутся споры о использовании ресурсов природы, Поэтому мы, должны научится не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства
По-моему, если каждый из нас будет соблюдать чистоту в среде своего обитания, мир станет намного лучше и краше. Уверена, человек опомнится и не допустит разрушения планеты, а значит, и жизни.
1.2. Охрана природы, чтоб нам жить в гармонии с природой .
Каждый человек от рождения имеет права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации. Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, человек реализует в процессе жизнедеятельности.
Экологическая политика России направлена на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы. обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.
Для решения природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создаются различные экологические фонды, организации и общества. Такие как:
— ВООП Всероссийское общество охраны природы . Основная деятельность, которой экологическое образование и воспитание населения. Пропаганда экологический знаний и здорового образа жизни.
— Международная организация «Гринпис», создана в 1967 году. Она протестует против испытаний ядерного оружия, загрязнения вод и загрязнения почв.
— Всемирный фонд по охране животных.
Также имеются организации в Бурятии, изучающие и охраняющие озеро Байкал это:
— Прибайкальский национальный парк;
— Байкальский исследовательский центр;
— Байкальская экологическая волна:
Все фонды, организации и общества по охране природы немыслимы без волонтёров .
Волонтёры — это активные люди, которые вместе с фондом добровольно и безвозмездно занимаются защитой природы.
Волонтёры не только сами помогают природе реальными делами, но и рассказывают тысячам людей о том, что можно сделать для решения экологических проблем уже сегодня, чтоб жить в гармонии человека с природой.
Мы должны помнить, что не на словах, а на деле надо заботиться об окружающей природе. Наш долг ― беречь природу и заботиться о ней, ведь это забота и о нас с Вами!
1.3 Э кология природы начинается с экологии души.
К.Зелинский писал, что «Поведение человека в природе – это зеркало его души».
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!.
Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно.
Какие же факторы влияют на формирование души: доброта, толерантность,
воспитание, любовь, дружба, культура, совершенствование души.
«Душа человека- это самый настоящий цветок»
Главные компоненты «Экологии души »:
— Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность на оказанное добро;
— Благожелательность — доброжелательность, приветливость;
— Благородство — высокое нравственное достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость.
— Благотворительность — обеспечение людей благами и услугами, оказание материальной, безвозмездной помощи нуждающимся.
— Вежливость — склонность к умению соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость.
А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».
Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил философ Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей».
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Результаты социологического опроса
Исследовательская работа проходила в несколько этапов. Мы провели исследование в форме соцопроса и анкетирования воспитанниц с целью выяснения общественного мнения по теме: «Экологии природы — экологии души», их осведомленности об экологической ситуации.
Всего в исследовании приняло участие 26 воспитанниц Улан-Удэнского СУВУ.
Анкета содержала в себе 10 вопросов и имела следующий вид:
1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения экологии?
2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?
3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?
4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?
5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?
6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?
7. Какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.
8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?
9. Какие организации Вы знаете по охране природы?
10.Ваши предложения — как можно решить проблему?
Для того, чтобы ответы давались максимально честными, анкетирование проводилось анонимно. Далее проводился подсчёт ответов и составление статистических диаграмм. Результаты сравнивались и анализировались.
Результаты социального опроса:
1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения природы в Вашем городе?
2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?
3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?
Экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека .
4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?
5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?
Да ― 50 %
Нет ― 25 %
6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?
Чистота души — 61 %
Чистота природы – 27 %
Чистота души и природы – 12 %
7. Знаете ли Вы, какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.
8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?
9. Какие организации Вы знаете по охране природы?
Общества по охране животных;
Организация по охране природы;
Фонд дикой природы;
10.Ваши предложения — как можно решить проблему?
- не загрязнять природу- 50 %
- экологическое воспитание детей – 38,5 %
- изменение законов по экологии природы – 11,5 %
2.2. Участия воспитанниц в экологическом воспитании .
В нашем учреждении проводится большая работа по экологическому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.
Каждый день начинается с зарядки, а летом на свежем воздухе. Все мы принимаем активное участие в уборке территории, субботниках. С удовольствием работаем на огороде, выращиваем овощи, собираем урожай, радуемся результатам нашего труда.
Выезжая на отдых на Байкал, мы принимаем активное участие в акции «Чистый берег».
Вывод по главе 2.
Анализ, осуществленный на основе соцопроса, анкетирования, наблюдения показал, что, 85 % воспитанниц положительно относится к решению проблем по охране природы.
Знают, что такое экология природы и экология души, но к сожалению не все понимают об их взаимосвязи, около 15 % воспитанниц пока еще равнодушно относятся к данным проблемам, не осознавая возможных последствий. Отношение воспитанниц к проблеме экологии души не у всех ещё не сложилось, они не уверены в своих знаниях о глубине проблемы.
Сложнее всего воспитанницам было ответить на вопросы, актуальна ли проблема экологии души и как её можно решить. Исходя из этого, можно сделать предположение о недостаточной осведомлённости о проблеме, её сути и о том, что часть воспитанниц просто никогда о ней не задумывались. Скорее всего, это воспитанницы, которые прибыли в учреждение недавно, и только сейчас познают азы экологии.
Данный анализ проекта натолкнул нас на мысль о создании цикла творческих работ, проведение выставки литературы в библиотеке, проведение в дальнейшем занятий по данным проблемам.
Из вышесказанного, следует, что затронутая нами проблема особенно актуальна среди молодежи в современном обществе
Данный проект дал возможность привлечь внимание всех воспитанниц. Реализация проекта «Экология природы — экология души» позволила: расширить у них область экологических знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях.
На мой взгляд, было интересно узнать, что мы взаимодействуем с природой, прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в природе, а природа нуждается в нас, в активной деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей.
В результате проведенных исследований я пришла к следующим выводам: моя гипотеза полностью подтвердилась: Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить!
Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать его и любить всем сердцем. И мы все должны приложить совместные усилия, чтобы сохранить его. Данный проект изменил мое мировоззрение. Сейчас мне 17 лет. Пока я просто ученица 10 класса. Я ещё не знаю, какую профессию я выберу. Но я знаю точно, что не хочу быть равнодушна к проблемам экологии природы — экологии души. Я постараюсь делать свои добрые поступки, активно участвовать в актуальных проектах, конкурсах, акциях, направленных убедить людей ценить нашу природу, и беречь наше здоровье.
Я готова изменить свой характер, свои принципы. Ведь никто не должен оставаться равнодушным к природе. Если хотим красивой природы вокруг себя, то сначала нужно начать с себя.
Я поняла главное, что любовь к природе – это великое чувство Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.
И тогда мы все вместе сможем спасти нашу планету. Я искренне верю в это и считаю, что многие меня поддержат в этом решении!
1..Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы: учеб. для ССУЗ / — М. : Высш. шк., 1986 — 256 с.
2. Охрана природы: справочник / К.П. Митрошкин и др.; Под ред. К.П. Митрошкина — М.: Агропромиздат, 1987 — 269 с.
3. Денисова, Л. А Экологическая культура и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А Денисова // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. — СПб. : Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.
4. Кленин, П. В.Образовательно-воспитательные начала в системе Российского образования XXΙ века / П. В. Кленин // Аксиология массовой культуры: материалы XXΙ международной конференции «Ребёнок в современном мире. Детство и массовая культура 2.- СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. — С. 485-488.
5. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Изд-во ВЛАДОС , 2003, — С. 18-21.
6. Дотто Л. Планета Земля в опасности. Изд-во «Мир» 1998 С- 43-45
7. Городецкая Н.А. Природе — заботу молодых Изд-во Лесная промышленность 1993
Источник