Меню

Экология человека психологическое здоровье

Экология человека психологическое здоровье

Здоровье человека не исчерпывается физическим здоровьем. Причиной ухудшения здоровья могут служить негативные факторы социальной среды, личностно значимые ситуации, стресс на которые реагирует психика человека.

Экология человека (как научная дисциплина), по В.П. Казначееву, являясь частью социальной экологии, изучает закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, сохранение его здоровья и развития психических возможностей.

Б.Г. Ананьев (1969 г.) в системе человекознания выделял четыре основных понятия: биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. На каждую из этих сущностей человека оказывает специфическое воздействие физическая и социальная среда.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила здоровье человека рассматривать по трем компонентам: физическому (соматическому), психическому и социальному. Обратим внимание на два последних.

1. Психическое (ментальное) здоровье, согласно определению ВОЗ, рассматривается как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться с жизненными стрессами, продуктивно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Содержание этого понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем всегда отражены общественные и групповые нормы, регламентирующие духовную жизнь человека.

В медицине и в психологии разные подходы к проблеме психического здоровья. Традиционная медицинская (психиатрическая) модель рассматривает психическое здоровье как меру вероятности развития психической болезни («негативное» определение здоровья как отсутствия болезни). Здесь здоровье рассматривается с позиций психических нарушений и аномалий личности как отклонений от нормы (Б.Д. Карвасарский и др.). Считается, что психическое здоровье не может быть сведено к комфортности самочувствия (состоянию душевного благополучия), рассматриваемого клиницистами в качестве субъективной самооценки. Необходимо отметить, что понятие «норма», используемое в медицинской модели, не может быть полноценным критерием психического здоровья уже потому, что всякие нормы являются следствием культуры и традиций определенного общества, характерных для определенного исторического периода. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным.

В предложенной психологами в 60-е годы XX века концепции «позитивного психического здоровья» в центр поставлен анализ здорового функционирования личности как позитивного процесса, обладающего самостоятельной ценностью и содержательно описываемого через понятия самореализации, самоактуализации (К. Гольдштейн, А. Маслоу, Ш. Бюллер), полноценного человеческого функционирования (К. Роджерс), аутентичности (Дж. Бюдженталь), стремления к смыслу (В. Франкл).

В качестве основных критериев психического здоровья психологи обычно называют следующие:

1) соответствие субъективно отражаемых образов объектам действительности и характера реакция – внешним раздражителям, а также значению жизненных событий;

2) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

3) адаптивность в микросоциальных отношениях (с ближайшим окружением человека – в семье, с близкими, друзьями, коллегами);

4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижения и др. (см., например, Головин С.Ю. Словарь психолога практика).

Отметим, что перечисленные характеристики в большей степени свидетельствуют о степени совершенства и зрелости личности, нежели о психическом здоровье. Кроме того, перечни черт, характерные для модели позитивного здоровья, не позволяют ответить на практический вопрос о механизмах поддержания и восстановления психического здоровья при его нарушениях.

С точки зрения возможности диагностирования психического здоровья психологическими методами нам импонирует позиция И.Л. Левиной, которая под психическим здоровьем понимает «максимальную степень проявления индивидуальности личности при адекватном уровне ее адаптации к внешней среде и отсутствии психических расстройств» [7, с. 181]. При этом индивидуальность рассматривается исследователем как «комплексное понятие, включающее адекватные возрасту: эмоциональность – способность адекватно выражать чувства и эмоции в различных жизненных ситуациях; интеллектуальность – процесс извлечения, усвоения информации, умения перерабатывать и применять ее в соответствии с полученными знаниями; личностные характеристики – процесс осознания себя как личности, которой присуще самоощущение, самооценка, самопознание и самореализация» [там же].

Уровень психического здоровья человека в каждый момент его жизни определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами. Ухудшение психического здоровье связано с быстрыми социальными изменениями, стрессовыми условиями на работе, социальным отчуждением, рисками психического и физического насилия и т.д.

2. Социальный компонент здоровья рассматривается как состояние благополучия, удовлетворенности социальными отношениями, адекватное восприятие социальной действительности, принятие и выполнение социальных норм общества [10]. Социальное здоровье определяется моральными требованиями и нравственными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека [3]. Это значит, что человек, здоровый физически и психически, но пренебрегающий принципами нравственности и морали, является нравственно неполноценным, нездоровым [6]. Обратим внимание на необходимость различать рассматриваемое в данной статье социальное здоровье (Social Health) – как социальный компонент здоровья отдельного человека и общественное здоровье (Public health), под которым понимается здоровье популяции, общества в целом, являющееся предметом здравоохранения как науки.

Соотнесем критерии психического и социального здоровья (наиболее часто приводимые в литературе по психологии здоровья) с основными группами психических явлений – процессами, состояниями и свойствами.

Психические процессы: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом; дисциплина ума.

Психические состояния: эмоциональная устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту; совладание с негативными эмоциями; свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Свойства личности: оптимизм; сосредоточенность (отсутствие суетливости); уравновешенность; нравственность; адекватный уровень притязаний; чувство долга; уверенность в себе; умение освобождаться от затаенных обид; отсутствие склонности к лени; независимость; естественность; чувство юмора; доброжелательность; самоуважение; адекватная самооценка; самоконтроль; воля; энергичность, активность; целеустремленность.

Можно заметить смысловую близость психологических критериев психического и социального здоровья: по сути, и в том, и в другом случаях приводятся психологические характеристики полноценной, здоровой личности.

В психологической литературе были попытки введения понятия психологического здоровья (И.В. Дубровина, 1998 г.). Психологическое здоровье рассматривается как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, гармонию человека и общества, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Приводятся критерии психологического здоровья:

1) способность к саморегуляции (внутренней и внешней);

2) наличие позитивного образа «Я» и «Другого»;

3) владение рефлексией;

4) потребность в саморазвитии [9].

Нам близка позиция В.А Ананьева, который считал использование термина «психологическое здоровье» не удачным. Исследователь обращает внимание, что по исходному смыслу и термин «психология» («психо» и «логос») не может описывать здоровье, а содержание понятия «психологическое здоровье» отражает качества здоровой, зрелой личности. Поэтому правильнее говорить «здоровая личность», или «личностное здоровье» [1].

Читайте также:  Фгос для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривает

Есть и положительный опыт использования этих понятий в научных исследованиях. О.М. Бландинская выделяет личностный компонент здоровья, который определяется как «наличие психологических качеств, характерных для полноценной гармонично развитой, стремящейся к всестороннему совершенствованию личности» [2].

Использование понятия «здоровье личности» естественным образом выводят на проблематику экологии личности, а также гигиены личности.

В нашем понимании, экология личности (как научное направление) должна быть ориентирована на изучение закономерностей и возможности сохранения здоровья личности в условиях социальной и информационной среды, создания условий для полного раскрытия потенциальных сил и возможностей личности, восстановления нарушенное равновесие в человеческой душе. При этом под информационной средой общества (Information environment) понимается мир информации вокруг человека (включая СМИ и Интернет), и мир его информационной деятельности. В информационную среду входит также совокупность социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Гигиена – это основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и укрепление здоровья населения. Соответственно, гигиену личности можно рассматривать как отрасль гигиенической науки, изучающую влияние факторов социальной среды на личность с целью оптимизации благоприятных и профилактики неблагоприятных воздействий. Гигиена личности ориентируется на два объекта изучения – факторы среды (социальной и информационной) и реакцию личности. При этом следует использовать знания, методологию и методы психологической науки и ее отраслей (общей, социальной, психологии личности, психологии труда).

В процессе трудовой деятельности человек проявляет еще одну свою социально-психологическая сущность: он предстает в качестве субъекта труда (в общем случае) или субъекта профессиональной деятельности (в частном случае). И здесь предстают психологические аспекты экологии труда и гигиены труда, связанные с изучением воздействий производственной (трудовой) среды и факторов (операциональных, когнитивных, социально-психологических) производственного процесса на личность, включая проблемы психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Профессиональное здоровье психологи определяют как «интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность» [10, с. 508]. Под профессиональной деятельностью понимается объективно сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность трудна для освоения и требует длительного периода теоретического и практического обучения [5]. Соответственно, велика «цена» подготовки профессионала. Это должно побуждать государство и общество на обеспечение возможности многолетней и плодотворной работы профессионалов. А значит – на решение задач по сохранению их профессионального здоровья и профессионального долголетия.

В качестве критерия профессионального здоровья рассматривается работоспособность. Структуру профессиональной работоспособности, по мнению исследователей, составляют три группы факторов: физический (соматический) статус, психический (психиатрический) статус и социально-психологическая характеристика личности [10]. Таким образом, психический статус и личностные характеристики являются необходимыми составляющими профессионального здоровья.

Нам представляется актуальным рассмотрение социально-психологического аспекта проблемы профессионального здоровья, в частности, психического и социального здоровья как показателей здоровья личности.

Позитивный подход в полной мере подходит к оценке личностного здоровья. К критериям личностного здоровья относятся:

а) степень адаптированности личности в социуме;

б) удовлетворенность качеством жизни, субъективное благополучие и т.д.;

в) способность человека выполнять социальные функции (включение человека в разнообразные социальные структуры).

Г.В. Оллпорт (Allport G.W.), высказывал мнение, что здоровье личности напрямую связано с ее зрелостью. Он определял зрелую личность, как личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать людей и себя [8].

И.Н. Гурвич считает, что для прикладных целей исследования в области психологии здоровья вполне достаточным оказываются так называемое «функциональное определение здоровья, основанное на подходе Т. Парсонса (Talcott Parsons, 1958 г.) и восходящее к эволюционной теории представление о дисфункции» (приводится по [4, с. 7]). Автор под здоровьем понимается способность человека полноценно функционировать в основных социальных ролях [4].

Такой подход к здоровью имеет ряд важных для практики следствий: 1) относительность здоровья, подразумевающая отсутствие «абсолютного» психического здоровья. Это значит, что нет человека, который мог бы сохранять психическое здоровье в любых социальных ролях или ситуациях;

2) ограниченность подхода социокультурными нормами общества или социальной группы;

3) функциональное понимание здоровья не подразумевает полного отсутствия симптомов психического расстройства, а только констатирует, что такая симптоматика, если она имеется, не вызывает социальной или поведенческой дисфункции.

Здоровье личности целесообразно оценивать по двум интегральным критериям:

1) успешности выполнения человеком социальных функций

Источник

Влияние окружающей среды на психическое здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

Проблема отношения человека и окружающей среды — это одна из наиболее сложных проблем общества: человек — биосоциальное существо. Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих среду.

Содержание

Введение
1. Проблемы психического здоровья человека — связь с качеством окружающей среды
2. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на психику человека
3. Влияние ландшафта на психику человека
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экология.docx

…Душа ощущает состояния природы, ибо она сама природа…» Гегель

1. Проблемы психического здоровья человека — связь с качеством окружающей среды

2. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на психику человека

3. Влияние ландшафта на психику человека

Проблема отношения человека и окружающей среды — это одна из наиболее сложных проблем общества: человек — биосоциальное существо. Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих среду. В процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы. Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Читайте также:  Куркума с перцем рецепты для здоровья

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой обычно наиболее явно выявляются два аспекта. Один из них, наиболее изученный и постоянно дополняемый, – это влияние окружающей природы на человека, на его физические и психические функции, его здоровье и благополучие. Второй аспект – это влияние человека на среду и отражение этого влияния, преображающего, окультуривающего, но порой приводящего к деградации среды в сознании человека, т. е. осознание и осмысление антропогенного воздействия. Оба эти аспекта тесно связаны с поведением человека. Для нас представляет интерес такой вопрос, какая зависимость поведения человека, его психического состояния от качества окружающей среды.
^

  1. Проблемы психического здоровья человека — связь с качеством окружающей среды

Проблема сохранения психического здоровья населения, является одной из наиболее актуальных. Признается, что наряду с генетическими факторами, большое значение в развитии тех или иных психических расстройств как длительных, так и временных, преходящих, имеют внешние факторы – психосоциальный стресс, негативные события жизни и другие факторы среды, в том числе физические и химические. Здесь мы переходим к такой проблеме, как роль ухудшения качества среды в провоцировании психических расстройств, или к проблемам экологической психиатрии.

Представления об экологической обусловленности ряда нарушений психического здоровья, являющиеся предметом рассмотрения экологической психиатрии, развивались исходя из признания и все более глубокого изучения роли внешних факторов в патогенезе психических расстройств. На X Всемирном психиатрическом конгрессе в Мадриде в 1996 г. экологически обусловленные нарушения психического здоровья были отнесены к новым проблемам психиатрии, что свидетельствует о важности этой проблематики.

Патогенез экологически обусловленных психических расстройств обоснованно связывают с концепцией стресса Г. Селье, введенной в медицину и в физиологию в 30-х годах XX века, которая рассматривает стресс как неспецифическую реакцию человеческого организма, возникающую в ответ на повышенные требования среды, и дает ей определение «адаптационный синдром». Такое определение приемлемо для стрессов, вызванных самыми различными причинами, и характеризует механизмы адаптации разнообразных живых систем. Стресс как у животных, так и у человека является неспецифической нейрогуморальной реакцией организма, осуществляемой путем мобилизации нервной и гуморальной систем для адаптации к предъявленным требованиям среды.
В связи с представлениями о стрессе большое значение приобретает трактовка такого понятия, как «экстремальность среды обитания». Среда обитания человека является источником «стрессорных» воздействий. Это прежде всего факторы воздействия физического и химического стрессов.

Факторы физического стресса связаны с нарушениями светового, акустического или вибрационного режима, а также уровня электромагнитных излучений. Как правило, отклонение от норм этих факторов характерно для городской или производственной среды, где чаще всего и в наибольшей степени нарушаются условия, к которым эволюционно адаптирован человеческий организм.

Факторы химического стресса чрезвычайно многообразны. В последние годы синтезировано более 7 тыс. различных веществ, ранее чуждых для биосферы, — ксенобиотиков (от греч. xenos — чужой и biote — жизнь). Редуценты в естественных экосистемах не справляются с таким количеством чуждых веществ, для разложения которых в природе не существует специализированных биохимических механизмов, поэтому ксенобиотики представляют собой опасный вид загрязнений. Организм человека также не справляется с этими чужеродными искусственными веществами, ибо не имеет средств их детоксикации.

Наряду с физическими и химическими факторами, определяющими степень экстремальности среды, большое значение имеют психологический и информационный факторы (осознание степени экологической опасности или безопасности). Экологическая психиатрия занимается изучением психологических и психиатрических последствий техногенных и природных катастроф, изучением природной цикличности состояния психического здоровья населения, в т.ч. распространенность аффективных расстройств, анализ влияния экологического загрязнения на психическое здоровье населения.

2.Влияние антропогенных факторов на психику человека

Бурное развитие производственных сил, сопровождается стремительным ростом отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, «биосферу», что приводит к деградации биосферы и, соответственно, на человека.

Основными антропогенными источниками опасных и вредных факторов окружающей среды являются технологическое оборудование и технологические процессы промышленных предприятий. Промышленные загрязнения составляют группу биотических факторов, которая включает физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эти факторы влияют на все элементы биосферы.

Рост промышленного производства сопровождается непрерывным ростом воздействия производственной среды на биосферу. Считается, что каждые 10-12 лет объем производства удваивается, соответственно также возрастает объем выбросов в окружающую среду: газообразных, твердых и жидких. При этом имеет место загрязнение атмосферы, водного бассейна и почвы.

О катастрофическом масштабе промышленных загрязнений свидетельствует практика. Так, от сжигания различных видов топлива в атмосферу ежегодно поступает до 150 млн.т. углекислого газа. Растущее содержание в атмосфере углекислого газа создает «парниковый эффект» и нежелательные климатические изменения, т.е. происходит потепление климата. А это, может привести к увеличению агрессивности в поведении людей.

На поведение человека, вызывающее стрессовое состояние, большое влияние оказывает шум, возникающий в окружающей среде, в результате работы производственных объектов. Громкий постоянный шум неминуемо вызывает нежелательные физиологические и психологические реакции. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку, приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. У людей довольно скоро возникают в шумной обстановке чувство утомления, душевного опустошения, разбитости. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Наиболее важным примером неблагоприятного влияния служит радиоактивное загрязнение. Иллюстрацией этого положения является тот факт, что аварии на атомных электростанциях и другие техногенные аварийные события, сопровождающиеся радиоактивным загрязнением, произошедшие в ХХ в., имели значительные психологические и медицинские последствия. Причем порой именно психологический компонент оказывался тем фактором, который определял вовлечение в стрессовую ситуацию больших контингентов населения.

Из всех перечисленных техногенных катастроф чернобыльская авария 1986г, безусловно, выделятся по масштабности событий и степени социально-психологических последствий для населения. Во многих сообщениях делается вывод, что чернобыльская авария привела у пострадавших к росту уверенности в наличии заболеваний и психологическому стрессу. Квазиэпидемиологические исследования общей популяции находят повышенный уровень дисстресса у пострадавших от аварии на ЧАЭС по сравнению с контрольной группой. Исследования выявили высокий уровень соматических жалоб, тревоги, депрессии, симптомов посттравматического стрессового расстройства у ликвидаторов аварии.

Многие специалисты отмечают, что в понятие «радиационный стресс» в качестве важнейшего компонента входит психоэмоциональный стресс, когда осознание опасности, таящейся в невоспринимаемом органами чувств воздействии радиации, становится основным повреждающим фактором у лиц, отличающихся слабой стрессоустойчивостью.

Читайте также:  Укрепление здоровья закаливание повышение работоспособности это

Еще одним из экологических загрязнителей, являются электромагнитные неионизирующие излучения. Эти воздействия не являются последствиями аварийных или катастрофических явлений, не вызывают (или значительно реже вызывают) в общественном сознании чувства страха и опасений за свое здоровье. Исходя из этого, наблюдаемые эффекты в большей степени можно рассматривать как результат биологического действия на поведение человека.

Например, у людей, проживающих в непосредственной близости от линий высоковольтных электропередач и испытывающих воздействие повышенных уровней электромагнитных полей с частотой 50-60 Hz, выявляется связь между экспозицией и степенью выраженности психической нестабильности и затруднений в решении стандартных тестов, что свидетельствует об определенном биологическом действии этих неионизирующих излучений

Каковы возможные механизмы влияния электромагнитных полей и излучений различной частоты и энергии на психологическое здоровье человека? Наиболее четкие представления о таких механизмах возможны на основе концепции о стрессовом характере воздействия электромагнитных ионизирующих и неионизирующих излучений на живые организмы (Барабой В.А., Сутковой Д.А., 1997). Согласно этой концепции, любое электромагнитное излучение, среди прочих биологических эффектов, в том числе влечет за собой активизацию свободнорадикальных окислительных процессов в липидных мембранах клеток живого организма, т.е. активизацию важнейшего внутреннего атрибута стрессового состояния, каким является перекисное окисление липидов биомембран. Сопутствующие этому явлению сдвиги в гормональном гомеостазе, возникающие после облучения, воздействуя на самые разнообразные рецепторные структуры организма, могут способствовать формированию различных предпатологических и патологических состояний.

Эти данные свидетельствуют о том, что поведение и эмоциональная сфера человека зависят от природных и техногенных факторов внешней среды. Нарушения психического здоровья имеют множество причин, начиная от генетических и кончая социально-психологическими, но в их возникновение могут вносить свой вклад качество окружающей обстановки, степень выраженности экологического стресса.

^ 3. Влияние ландшафта на психику человека

Поведение и эмоции человека существенно зависят от погоды и ландшафта. Ландшафт является одним из основных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на эмоциональное состояние человека. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Обогащенный ландшафт, например, сочетающий горы, долины, реки или берег моря, безусловно, благотворно влияет на настроение человека. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему, положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. После пребывания в городе, человек, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствует облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в целом.

Напротив, однообразный и суровый ландшафт Крайнего Севера или экваториальных пустынь оказывает угнетающее влияние на психику. Такие условия существования рассматриваются как экстремальные. Исследования показали, что необходимы меры психологической разгрузки и специальные тренировки для нормального функционирования в условиях подобных ландшафтов. Разумеется, при этом действует комплекс факторов (ландшафт, температура, скорость движения воздуха и т. д.), так что влияние одного лишь ландшафта выделить трудно.

В медицине хорошо известно благотворное воздействие на организм обогащенных ландшафтов. В «Салернском кодексе здоровья», своеобразной краткой энциклопедии здорового образа жизни, написанной в эпоху Возрождения, есть такая рекомендация: «Утром на горы свой взор обрати, а под вечер на воды». Современное учение о лечении природными факторами (натуропатия) и курортная практика широко использует влияние ландшафта и природных красот на человеческий организм и психику.

Городской ландшафт также оказывает влияние на психику человека. И поэтому он не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы).

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее качественные и благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.

В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности для обеспечения поступления свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.

Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

Проблема экологии человека является актуальной проблемой, т.к. загрязнение окружающей среды — атмосферного воздуха, рек, озер, морей, почвы и другие воздействия окружающей среды оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и психику человека.
Значительное влияние на здоровье и психику человека оказывают техногенные загрязнения окружающей среды. Они приводят к увеличению стрессовых состояний у людей. Наиболее важным из них является радиационное загрязнение среды, вызывающие серьезные нарушения в психике человека.

Также одним из воздействий, оказывающих неблагоприятное воздействие на психику человека, являются звуки и шумы большой мощности, которые поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок, стрессовые состояния.

Окружающий человека ландшафт также может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Все это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на людей. Однако мы до сих пор не осознаем всей важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии и, следовательно, человека. Не все пути к преодолению данной проблемы решены, и нам предстоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать и быть здоровым.

Список литературы
1. Розанов В.А. Экология человека (избранные разделы):Учебное пособие для студентов-психологов.- Издание 3-е, исправленное и дополненное.-Одесса:ВМВ,2013.- 208 с.
3. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология //Природа, 1989, №7,С.- 98-105.

Источник

Adblock
detector