Экология человека культура здоровья 8 класс воронина
Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А.
В пособии рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. В книгу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Окружающая среда и здоровье человека
1. Что изучает экология человека 1
§ 2. Здоровье и образ жизни 9
3. История развития представлений о здоровом образе жизни 15
§ 4. Из истории развития взаимоотношений человека с природой 18
5. Различия между людьми, прожинающими в разных природных условиях 23
§ 6. Влияние климатических факторов на здоровье 26
§ 7. Экстремальные факторы окружающей среды 2S
Глава II. Влияние факторов среды на системы органов
§ 8. Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) 32
§ 9. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы 36
§ 10. Воздействие двигательной активности на организм человека 40
§ 11. Природные и антропогенные факторы. влияющие па состав крови 48
§ 12. Иммунитет и здоровье 51
§ 13. Условия полноценного развития системы кровообращения 57
§ 14. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы 61
15. Правильное дыхание 66
§ 16. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты — важный экологический фактор 69
S 17. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний 70
§ 18. Рациональное питание и культура здоровья 79
19. Воздействие солнечных лучей на кожу 83
§ 20. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание 86
§21. Средства и способы закачивания 89
22. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы 93
§ 23. Условия нормального функционирования зрительного анализатора 96
§ 2 4. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия 99
§ 25, Стресс как негативный биосоциальный фактор L08
S 26. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности 107
§ 27. Биоритмы и причины их нарушений 111
§ 28. Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни 116
S 29. Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции 120
Глава III. Репродуктивное здоровье
S 30. Особенности развития организма юноши и летчики под действием биосоциальных факторов 122
31. Проблемы взросления и культура здоровья 125
§ 32. Факторы риска внутриутробного развития 127
§ 33. Гендерные роли 129
§ 34. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся ПОЛОВЫМ путем 131
§ 35. Ответственное поведение как социальный фактор 135
Заключение 137
Словарь терминов и понятий 139
О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «
Источник
Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012
Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012.
В пособии рассматриваются вопросы приспособления организма человека к различным экологическим условиям, а также влияния природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. В книгу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проектной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.
История развития представлений о здоровом образе жизни.
Вспомните! Здоровье, здоровый образ жизни.
Какой образ жизни вел человек 20-30 тыс. лет назад? Ответа на этот вопрос нет, так как люди каменного века не имели письменности. Археологические раскопки свидетельствуют, что физические качества древнего человека развивались и совершенствовались в борьбе за существование в процессе труда и охоты. Охота развивала силу, выносливость и умственные способности. Древние люди не делали утренней зарядки и упражнений типа «поднять руки — вдох, опустить — выдох». Но наскальная живопись свидетельствует, что первобытные люди были всегда в движении, всегда в действии (рис. 3).
Росписи на стенах древнеегипетских храмов, возраст которых превышает 5 тыс. лет, воспроизводят физические упражнения, которые мы сегодня назвали бы гимнастическими или акробатическими. Сохранилась фреска, где участник игры с разбегу хватается за рога быка (рис. 4). Бык движением головы поднимает человека в воздух, и тело смельчака опускается на спину животного.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Окружающая среда и здоровье человека
1. Что изучает экология человека 1
§ 2. Здоровье и образ жизни 9
3. История развития представлений о здоровом образе жизни 15
§ 4. Из истории развития взаимоотношений человека с природой 18
5. Различия между людьми, прожинающими в разных природных условиях 23
§ 6. Влияние климатических факторов на здоровье 26
§ 7. Экстремальные факторы окружающей среды 2S
Глава II. Влияние факторов среды на системы органов
§ 8. Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия) 32
§ 9. Условия правильного формирования опорно-двигательной системы 36
§ 10. Воздействие двигательной активности на организм человека 40
§ 11. Природные и антропогенные факторы. влияющие па состав крови 48
§ 12. Иммунитет и здоровье 51
§ 13. Условия полноценного развития системы кровообращения 57
§ 14. Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы 61
15. Правильное дыхание 66
§ 16. Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты — важный экологический фактор 69
S 17. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний 70
§ 18. Рациональное питание и культура здоровья 79
19. Воздействие солнечных лучей на кожу 83
§ 20. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание 86
§21. Средства и способы закачивания 89
22. Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы 93
§ 23. Условия нормального функционирования зрительного анализатора 96
§ 2 4. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия 99
§ 25. Стресс как негативный биосоциальный фактор L08
S 26. Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности 107
§ 27. Биоритмы и причины их нарушений 111
§ 28. Гигиенический режим сна — составляющая здорового образа жизни 116
S 29. Влияния окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции 120
Глава III. Репродуктивное здоровье
S 30. Особенности развития организма юноши и летчики под действием биосоциальных факторов 122
31. Проблемы взросления и культура здоровья 125
§ 32. Факторы риска внутриутробного развития 127
§ 33. Гендерные роли 129
§ 34. Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся ПОЛОВЫМ путем 131
§ 35. Ответственное поведение как социальный фактор 135
Заключение 137
Словарь терминов и понятий 139.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экология человека, Культура здоровья, 8 класс, Федорова М.З., Кумченко В.С., Воронина Г.А., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
ГДЗ по экологии 8 класс рабочая тетрадь Воронина Федорова
ГДЗ рабочая тетрадь Экология человека. Культура здоровья. 8 класс Г.А. Ворониной, М.З. Федоровой линии УМК Алгоритм успеха издательства Вентана-граф состоит из 1 части и имеет 64 страницы.
ГДЗ рабочая тетрадь разработана в соответствии с содержанием и тематикой учебника. В 8 классе обучение экологии основывается на знаниях, приобретенные школьниками при обучении в предыдущих классах средней школы. Учебный курс содержит два основных раздела: окружающая среда и состояние человека и влияние факторов окружающей среды на функционирование систем органов. Пособие предполагает самостоятельную работу обучающихся как на уроках в школе, так и при выполнении домашних заданий. Разнообразные типы вопросов и заданий позволяют осуществлять качественную проверку знаний школьников, систематизацию полученных ранее информации. Для получения школьниками жизненных навыков в рабочую тетрадь включены лабораторные, проектные и практические работы. В результате освоения курса осуществляется экологизация биологических знаний, воспитывается экологическая культура школьников.
Готовые домашние задания на нашем сайте ЯГДЗ представлены для облегчения усвоения материала школьниками. Наш решебник позволит в случае возникновения затруднений исправить неточности, получить необходимые знания для хорошей отметки в школе. Домашняя работа может быть интересной и познавательной, стоит только разобраться с заданиями.
Источник
Рабочая программа Экология человека. Культура здоровья. 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по экологии по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс», Москва «Вентана — Граф» 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ekologiya_cheloveka.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по экологии по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс», Москва «Вентана — Граф» 2012 год.
Рабочая программа адресована учащимся 8-х классов Михайловской средней общеобразовательной школы №1, продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс). Направлена на развитие экологического образования школьников, на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении экологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения. Курс легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, так как при его составлении учитывались уровень способностей и характер учебной мотивации учащихся.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Сроки реализации данной программы – 2014-2015 учебный год.
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».
Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.
Цели изучения курса:
— освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;
— овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
— развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
— воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
— применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов
окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
— развитие экологического мышления учащихся;
— формирование экологической культуры и мировоззрения;
— изучение многообразия природы;
— изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;
— анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;
— формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;
— продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.
Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки — биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
— выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
— выбор условий проведения наблюдения или опыта;
— оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
— поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
— использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
— подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
— корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
— оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).
Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, деловые игры, тематические вечера, проведение индивидуальных консультаций. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Система оценки достижений учащихся включает: оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования, способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценку динамики образовательных достижений обучающихся; уровневый подход к разработке планируемых результатов; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Инструментарий для оценивания результатов:
Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся:
- на воспроизведение понятий и знаний их определений;
- на выдвижение и защиту гипотезы;
- направление на описание объекта, явлений, процессов;
- на анализ биологических объектов;
- на обобщение знаний;
- на сравнение объектов или явлений;
- на вскрытие причинно – следственных связей.
Тестовые задания закрытого типа:
- задания с выбором одного правильного ответа;
- задание с выбором нескольких верных ответов;
- программированные опросы;
- задание на установление соответствия;
- задание на установление последовательности;
- на нахождение биологических ошибок.
Задания открытого типа:
- задание на подстановку пропущенных слов и фраз;
- биологические диктанты;
- задание с кратким свободным ответом;
- задание с развернутым свободным ответом.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по курсу «Экология человека. Культура здоровья»
В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:
- о воздействии экологических факторов на организм человека;
- о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
- влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
- последствия вредных привычек;
- факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;
- особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
- причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
- правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
- основные принципы лекарственной помощи;
- факторы здоровья и факторы риска болезни;
- объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
- приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
- давать оценку диетам;
- перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- выполнения основных видов физических упражнений;
- применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
- предупреждения переутомления;
- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
- уходе за больными.
Содержание тем учебного материала
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
Глава I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. История возникновения экологических проблем нашего региона.
Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.
История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.
Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.
Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье. Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.
Климатические курорты нашей страны и региона.
Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Лабораторная работа Оценка состояния физического здоровья
История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
Глава II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (19 ч)
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений. Гигиена спорта.
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.
- Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
- Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
- Влияние холода на частоту дыхательных движений.
- Воздействие шума на остроту слуха.
- О чем может рассказать упаковка продукта.
- Развитие утомления.
- Формирование навыков активного образа жизни.
- Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
- Закаливание и уход за кожей.
- Рациональное питание
- Бережное отношение к здоровью.
III. Репродуктивное здоровье (8 ч)
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Вторичные половые признаки.
Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся:
1. Подготовка рефератов и докладов.
2. Выполнение заданий письменной контрольной работы.
3. Ответы на тесты.
4. Групповые дискуссии.
5. Самостоятельная работа с учебником.
6. Устные ответы на вопросы.
7. Заполнение таблиц.
8. Подготовка к заключительному контролю знаний.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
2. Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе):
Структура экологии человека.
Здоровый образ жизни.
Загрязнение окружающей среды.
Представители разных рас, различных типов телосложения.
Приспособления человека к сезонным изменениям.
Опорно-двигательная система человека.
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.
Кровеносная система человека.
Содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.
Воздействие солнечных лучей на кожу человека.
Средства и способы закаливания.
Чередование труда и отдыха.
Причины болезней движения.
Изменения функций и работоспособности человека в течение суток.
Железы внутренней секреции.
Строение женской и мужской репродуктивной системы.
Этапы развития организма человека.
Классификация факторов риска внутриутробного развития.
Учебно- методическое обеспечение
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2013г.- 142 с.
Методическая литература для учителя
- Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. — М., 1994. — 269 с.
- Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
- Алексеев В.П. Очерки экологии человека. — М., 1998. — С. 18.
- Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.
- Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.
- Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.
- Прохоров Б.Б. Экология человека. — М.: Академия, 2007. — 320 с.
- Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.
- Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. — В 2 т.- М.: Медицина, 2002. — 448 с.
Дополнительная литература для учащихся
- Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. — М.: Медицина, 1987. — С.20-69, 134-259.
- Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. — М.: Просвещение, 1986. — С.73-78.
- Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. — М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
- Вейн А.М. Бодрствование и сон. — М.: Знание, 1991. — 236 с.
- Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. — Липецк: Изд-во ЛЗПИ, 1999. — 34 с.
- Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. — 95 с.
- Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. — 110 с.
- Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение. 1991.
- Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. — М.: Сов. спорт, 1995. — 64 с.
- Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. — М.: Медицина, 1989. — С.8-35, 138-174.
- Каневская Л.Я. Питание школьника. — М.: Медицина, 1989. — С.3-42.
- Кириллов В.Ф., Черкасов Е.Ф. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1980.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989.
- Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М.: Медицина. 1988.
- Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982.
- Стафеев В.Ф. Гигиена в вопросах и ответах. – Петрозаводск: ПГУ, 1998.- 103 с.
- Чусов Ю.А. Закаливание школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 126 с.
- Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Большая школьная энциклопедия: Для сред. шк. возраста/Авт. текста Ш. Конноли; пер. с англ. И. Горелик и др. — М.: Махаон, 2002.
- Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ. Н. Моррис. — М.: Махаон, 2002.
- Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 1995.
Источник