Социально-педагогический проект «Экологическая тропа здоровья»
проект на тему
Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека — это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства. Помочь в этом может экологическая «тропа здоровья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_tropa.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическая тропа здоровья»
Экология и здоровье неразрывно связаны между собой. Основа здоровья человека — это экологическое мышление, от которого зависит образ его жизни, взаимодействие с окружающим миром. Основы экологического сознания и навыки здорового образа жизни должны закладываться с детства. Помочь в этом может экологическая «тропа здоровья».
«Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме.
Цель проекта. Формирование у детей интереса и привычки к здоровому образу жизни посредством природных факторов: солнце, воздух, вода. Укрепление здоровья детей при взаимодействии с окружающей средой.
Основные задачи организации «Тропы здоровья»:
- Приобщать детей к здоровому образу жизни.
- Повышать сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
- Воспитывать у детей элементы экологического сознания.
- Формировать представление о единстве человека и природы.
- Улучшать эмоционально – психическое состояние детей.
- Повышать компетентность родителей в области здоровьесбережения.
Участники проекта: руководитель физического воспитания, воспитатели, заведующий, родители, дети.
Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.
Для реализации проекта запланировано:
На первом этапе
1. Создание рабочей группы по реализации проекта.
2. Разработка проектной документации по «Тропе здоровья»: план-схема тропы, перечень оборудования, смета.
3. Подготовка методических рекомендаций по оздоровлению детей с помощью «Тропы здоровья».
4. Подготовка инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на «Тропе здоровья».
На втором этапе
5. Привлечение родителей и общественности для участия в проекте: материального обеспечения, организации работ по оборудованию тропы.
6. Организация практической деятельности по созданию Тропы: подготовка площадки, изготовление и установка оборудования, разбивка цветника.
На заключительном этапе реализации проекта планируется:
1. Проведение праздника по открытию «Тропы здоровья».
2 Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию объектов тропы в работе с детьми.
3 Выпуск журнала для родителей.
Что такое тропа здоровья в детском саду? Это один из новых здоровьесберегающих методов, применяемых сегодня в детском воспитательном процессе.
Это – красиво и позитивно оформленная зона
Как правило, это территория, имеющая определенную протяженность, оформляется таким образом, чтобы привлекать внимание ребенка. Ее оформление приглашает к движению, занятиям спортом, оно должно обязательно вызывать положительные эмоции. На «Тропе здоровья» можно использовать различное оборудование: игровое (домик, цветы, различные сказочные персонажи) и спортивное (бревно, пеньки, ребристая доска, мостик, тоннель для лазания, дуги). Для игр и упражнений можно применять нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов.
Это – зона закаливания и оздоровления
Эта тропинка-дорожка оборудуется таким образом, чтобы дети босиком могли пройтись по разным на ощупь поверхностям. Проходя по разным участкам тропы, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на подошвенной части стопы. Эти зоны связаны с иммунной системой организма и помогают стимулировать и укреплять защитные силы организма, снять стресс и улучшить общее психоэмоциональное состояние. Дети проходят по тропе босиком, выполняя дыхательные упражнения. «Тропа здоровья» пролегает в основном в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев летом дети могут играть в одних плавках, получая световоздушные ванны, которые являются мягкой закаливающей процедурой.
Это – зона экологического воспитания
«Тропа здоровья» делится на участки, которые имеют разные покрытия из натурального и экологически чистого материала:
-травяной покров;-песчаную поверхность;- поверхность с галькой. -деревянные пеньки;
-тонкие брёвнышки;-шишки; -каштаны;-вода.
Вдоль тропы высажены специально подобранные кустарники, цветы и травы, обогащающие воздух фитонцидами (мята, мелисса, календула, бархатцы, лекарственная ромашка, лук и другие.) Это позволяет детям познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма.
«Тропа здоровья» располагается в небольшой посадке деревьев, где можно наблюдать за ветром, деревьями, птицами, проводить опыты и сбор природного материала, беседы о природе с использованием художественного слова и разных вопросов к детям, выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверят, насекомых).
Работа с родителями
Родителей необходимо знакомить с маршрутами здоровья детей соответственно возрасту, проводить циклы семинаров-практикумов с показом практической работы педагогов.
«Тропа здоровья» может использоваться и в вечернее время, когда родители приходят за детьми. На информационном стенде, расположенном в «Зоне отдыха», размещаются полезные материалы для взрослых. Родители могут проводят вечерние часы на «Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
-посидеть на скамейке 2–3 мин с закрытыми глазами;
-сделать несколько дыхательных упражнений;
-походить босиком по песку, траве;
-покатать желуди, шишки ступнями ног;
-полюбоваться красотой цветущих растений.
Таким образом, использование «тропы здоровья» объединяющей оздоровительные и экологические факторы позволит добиться следующих результатов:
Двигательная активность и закаливание обеспечивают здоровье, энергию, снижение риска заболеваемости детей простудными заболеваниями. Общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Работа с родителями – повышение их компетентности в области здоровьесбережения.
Источник
Экологическая тропа – как средство укрепления здоровья детей в детском саду
статья по теме
Статья была опубликована в сборнике материалов «Педагогический калейдоскоп» , выпуск 12, 2014 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.rar | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая тропа – как средство укрепления здоровья детей в детском саду
Аксенова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детского сада №14 «Колобок», г.Урай, ХМАО-Югра.
…В общении с живой природой особо нуждаются дети и старики.
Людям на склоне лет природа поддерживает силы, ребенку природа
дает запасы здоровья, будит в нем любопытство, преподает уроки мудрости, красоты. Важно иметь для детей этот мир, еще важнее умело объяснить детям, как этот мир уязвим и как его надо беречь.
Формирование здоровья детей и полноценное развитие их организма является одной из основных проблем современного общества. В наши дни ряд инфекционных болезней ликвидированы, распространенность других резко уменьшилась. Однако организм ребенка особо чувствителен к тепловому дискомфорту. Дети одинаково легко переохлаждаются и перегреваются, и то и другое ведет к нарушению теплового баланса и, следовательно, к заболеванию.
Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Поэтому понятно, сколь важно научить организм быстро приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды, переносить без вреда для здоровья резкие колебания – перепады температуры и влажности окружающего воздуха, изменения атмосферного давления, сильную жару и холод.
В условиях сохранения тенденции ухудшения здоровья подрастающего поколения, одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Общеизвестно, что оптимальная двигательная активность благотворно влияет на растущий организм, удовлетворяет биологическую потребность в движении, способствует улучшению состояния здоровья и гармоничному развитию ребенка.
К сожалению, в настоящее время наблюдается снижение правильной физической активности детей ( имеется ввиду физическая активность, не организованная педагогами ). Одной из причин является недостаточное или нецелесообразное использование участков дошкольных учреждений.
Эффективность физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-пространственной среды, от наличия необходимых пособий и оборудования, стимулирующих детей к увеличению двигательной активности.
Одной из задач нашей работы стало создание условий здоровьесбережения воспитанников через изучение эколого-оздоровительной среды на территории детского сада и за его пределами, которая способствует решению задач, как двигательной активности, так и всестороннего развития и формирования личности ребенка.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей, а также рационального использования пространственно-природного окружения в течение многих лет были разработаны экологические тропы (на территории детского сада и за его пределами – в лесопарковой зоне).
С целью подготовки детей к длинным эколого-оздоровительным тропам, на территории детского сада создали эколого – оздоровительную дорожку для детей 4-5 лет «Здоровинка».
Специфика этой дорожки в том, что её общая протяженность небольшая – 500 метров и основная часть объектов создается специально, что позволяет учитывать возрастные возможности детей этого возраста.
На экологической тропе выделены три зоны: экспериментальная, физкультурно-оздоровительная, зона нетронутой природы.
Озеленение территории детского сада позволяет вести познавательно-поисковую деятельность, что делает её более наглядной, эмоционально окрашенной, более доступной и понятной. Значение благоприятного природно-пространственного окружения имеет большое значение и для двигательной деятельности (используется оборудование для формирования разных способов ходьбы, бега, прыжков и других видов основных движений, а так же для развития равновесия, координации, скоростных — силовых и других двигательных качеств).
На экологической тропе используются наглядные сигнальные средства: карта-схема, модели-схемы, отражающие выполнение основных видов движений. К ним подобраны игры, словесные средства (загадки, речевки, стихи). На дорожке используются модули, составляются различные полосы препятствий, направленные на развитие определенных физических качеств и двигательных способностей.
В летнее время используется «дорожка здоровья» — ходьба по разным грунтам босиком, выполнение упражнений на коррекцию стоп, хождение по бровкам, бревну.
Можно утверждать, что такой путь совместного обучения движений и экологии, ведет к эффективному развитию координационных способностей, что благотворно влияет не только на физическое развитие, но и на развитие творчества, воображения, нравственного и духовного воспитания.
Дальнейшим этапом развития выносливости является продолжение в старшей группе эколого-оздоровительной тропы по маршруту «Детский сад – школа №2», протяженностью 1 км., проводится 1 раз в месяц.
Наряду с оздоровлением на этой тропе дети знакомятся с городом, ближайшим окружением, учатся бережно относиться к родному городу, учатся применять правила дорожного движения на практике. Дети учатся ходить в разных темпах.
Около школы № 2 использую асфальтированную дорожку для бега, площадку для подвижных игр, проведения эстафет. Дети приглашаются к выполнению движений в естественных условиях: ходьба, бег по разным грунтам, перепрыгивание через препятствия, метание естественных предметов. Дети учатся сохранять равновесие при ходьбе и беге по уменьшенной опоре (передвижение по бровкам).
Подготовив детей в средней и старшей группах на укороченных тропах, в подготовительной группе переходим к проведению удаленного похода на эколого-оздоровительную тропу «Детский сад — Орбита», протяженностью 2 км., 1 раз в месяц.
Во время таких походов решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, повышается их двигательная активность, укрепляется здоровье, но и параллельно воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе.
Дети знакомятся с природой родного края. Ходьба по эколого-оздоровительной тропе в разный период времени позволяет наблюдать сезонные изменениями в природе.
Во время привалов с детьми проводится дыхательная гимнастика, упражнения на расслабление мышц.
В подготовке экологической тропы используется ситуация игры в путешествие, которая как нельзя лучше подходит для решения различных физкультурно-оздоровительных задач в игровой форме. Все занятия строятся как сюжет единой игры, которая предлагается детям; инструктор по физической культуре берет на себя роль руководителя туристической группы, дети – роли туристов-путешественников.
Для повышения эмоционального восприятия такого занятия проводится подготовительная наглядная работа. Совместно с инструктором по физическому воспитанию были изготовлены карточки-задания с изображением физических упражнений, ранее изученных на занятиях. Дети преодолевали «препятствия» (перешагивали кочки, оббегали деревья, шли по узкому мостику, подлезали под упавшими деревьями и др.). В конце пути детей ждет сюрпризный момент (детей встречали герои: Хантейка, Два мороза и др.). Герои проводили подвижные игры, соревнования, угощали детей чаем, проводили простейшие опыты, наблюдения. На одной из экологических троп с детьми разговаривала сосна. Завершающим моментом такого похода обычно бывает природоохранная акция: зимой – кормление птиц, сгребания снега к деревьям; летом – уборка мусора, посадка цветов и т.п. Традиционно дети в начале и в конце экологической тропы, похода прощаются и здороваются с детским садом. Такой же ритуал проводится, когда дети приходят в лес и уходят из него.
С походов дети приносят природный материал, который используется на занятиях по творчеству, по развитию мелкой моторики рук, развитию тактильных ощущений и т.п.
Необходимо отметить, что проведение зимних и летних походов, экологических троп конечно отличаются в подготовке. Это и разница в длительности мероприятия, в физической нагрузке, экипировке. В то же время это и системность: дети наблюдают один и тот же объект в разные периоды (муравейник зимой и летом, лиственные деревья).
Можно утверждать что, такие походы не только развивают двигательные умения, но и воспитывает правильное поведение в природе, творческое воображение, взаимоотношения участников похода.
Отдельно хотелось бы отметить участие родителей, законных представителей в организации и проведении экологических троп. Еще несколько лет назад родители были просто наблюдатели, сопровождающие детей в поход, к тому же их было минимум (2-3 родителя). Сейчас ситуация меняется в корне. Родители стали законными участниками педагогического процесса, и б о льшая часть по подготовке экологической тропы ложиться на их плечи. Педагоги вместе с родителями предварительно проходят маршрут, помогают детям изготовить карту-схему тропы, подбирают информацию о растениях и животных края, о правилах поведения в лесу, продумывают экипировку детей. С уверенностью могу сказать, что есть семьи, которые адаптируют опыт детского сада по организации семейных экологических походов.
В помощь родителям по организации домашних экологических походов в детском саду была выпущена экологическая газета с рекомендациями и советами ( Приложение 1 ).
И в завершении хочется отметить, что данная форма работы ни как не противоречит принципам по которым разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, это и поддержка разнообразия детства; и сохранение уникальности и самоценности детства; это и личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; и уважение личности ребенка; а так же реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Источник