эффективные практики обучения детей с ОВЗ
статья
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст доклада | 39.5 КБ |
пезентация к докладу | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Красносельского района по теме:
«Эффективные практики обучения детей с ОВЗ»
Автор: учитель начальных классов
МКОУ «Красносельская средняя школа»
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. (Слайд №2)
Так в нашу школу вошло инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
В ходе такой организации образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
В процессе реализации права на образование детей с ОВЗ инклюзию стали подменять сегрегацией и интеграцией. (Слайд№4)
Сегрегация возникает, когда образование учеников с особенностями происходит в изолированных учреждениях .
Интеграция – это процесс, в котором людей с особенностями помещают в неадаптированную и уже существующую образовательную среду .
Инклюзия же включает процесс системного реформирования такой среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса. (Слайд№5)
Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 о бщее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций — в форме семейного образования и самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
Дети, которые ранее обучались в специальных школах идут к нам.
В моём классе обучались 2 ребёнка с умственной отсталостью, 4 ребёнка в ЗПР.
Для детей с умственной отсталостью разрабатывается специальная программа на основе программы для коррекционных школ, календарно-тематическое планирование на основе учебного плана для детей с таким диагнозом.
Для учащихся с ЗПР разрабатывается адаптированная программа с учетом коррекционной работы по предметам.
Для успешной реализации программ я разрабатывала уроки как в малокомплектной школе. Для детей с ОВЗ писала карточки с заданиями, которые они выполняли самостоятельно .Для этого предлагала и учила пользоваться карточками-опорами. Новые темы давала, когда основная группа учеников выполняла самостоятельную работу. Облегчали работу тетради с печатной основой для коррекционных школ. Они содержат много наглядного материала, есть возможность выбирать задания с разным уровнем сложности, есть упражнения на развитие способностей.
Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности внутри группы устраивала соревнование: кто быстрее, правильнее выполнит задание.
Для развития навыков контроля и самоконтроля предлагала проверить работу другого ученика, найти ошибки в своей работе.
Дети с ЗПР занимаются по учебному плану нормотипичных детей. При работе с ними важен индивидуальный подход. Для стимуляции учебно-познавательной деятельности важно создать ситуацию успеха. Для этого использовала приёмы адаптации учебного материала:( Слайд№,6,7,8,9)
1. Упрощение инструкции к заданию, включающее— разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;
— замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;
— дублирование устных инструкций письменными.
2. Индивидуализацию стимульных материалов
3. Дополнительную визуализацию, позволяющую лучше понять содержание задания
4. Минимизацию двойных требований.
5. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.
6. Упрощение содержания задания .
Важно помнить о принципах использования адаптированных учебных заданий:
1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости.
2. Степень адаптации заданий должна постепенно сводиться к минимуму. 3. Адаптация задания преимущественно распространяется на уровень сложности и/или его объем.
Если с детьми с умственной отсталостью и ЗПР мы работали и раньше, ведь не все родители соглашались на ПМПК, то сейчас в школу приходят дети с диагнозом расстройство аутистического спектра. В нашей школе уже 3 ребёнка с таким диагнозом. Этим детям необходимо реформировать среду под их особенности, в противном случае мы получим нежелательное поведение, при котором ребёнок может нанести вред как себе, так и окружающим.
В прошлом году я по приглашению фонда для аутистов «Открыть мир» , которым руководит Анна Добрецова, работала в лагере с такими детьми. Специалисты работают по американским методикам, эффективность которых признана во всём мире. В том ,что они работают я убедилась, наблюдая за девочкой, которая у нас проучилась год и за мальчиком, которому предстояло учиться.
Возможно и к вам придут дети с таким диагнозом. (Слайд№10)
В России, по словам профессора медицины А. Ю. Ржецкого, аутистов в возрасте от 2-х до 16 лет более 300000 человек.
Министр образования Д.В. Ливанов на международной конференции « Аутизм: выбор маршрута» в июне 2014 года озвучил цифру в 7,5 тыс., но это только число официально зарегистрированных случаев при том, что учет статистических данных ведут далеко не все регионы России.
Может быть и в вашем классе есть или были дети с легкой степенью РАС.(Слайд№ 11)
Я немного остановлюсь на 8 способах поддержки детей с РАС, некоторые я использовала и в работе с детьми в классе.( Слайд№12)
1. Рутины — последовательность действий, которые выполняются каждый раз одинаково. Это успокаивает людей и придаёт уверенность. Наша задача установить значимые и полезные рутины.
2. Визуальная поддержка помогает воспринимать информацию через визуальный канал, что может быть более эффективно. Её можно разделить на 3 группы:
1). Визуальные границы.
3).Визуальные подсказки.(стрелки, таймеры, календарь.)(Наглядность)
3.Функциональная коммуникация.( Слайд№,19,20,21)
4. Организация пространства. Это ограничение пространства с помощью мебели, верёвок, ковров, коробочек.(слайд№22)
5.Успокаивающие сенсорные ощущения. (Слайд№22,23) Слайд№24)
6.Подкрепления или поощрения. То , что происходит после проявленного поведения, может увеличить вероятность повторения подобного поведения.(Жетоны)
7. Частичное участие.
8. Время на обработку информации. Люди с РАС нуждаются в более длительных периодах времени на обработку информации, поступающей в нервную систему, поэтому надо остановиться и подождать.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Эффективные практики обучения детей с ОВЗ» Автор:учитель начальных классов МКОУ «Красносельская средняя школа» Шишова Е.В.
Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации Пункт 5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: 1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе об образовании в РФ 27) инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Сегрегация возникает, когда образование учеников с особенностями происходит в изолированных учреждениях . Интеграция – это процесс, в котором людей с особенностями помещают в неадаптированную и уже существующую образовательную среду . Инклюзия же включает процесс системного реформирования такой среды, превращая ее в доступную для всех участников процесса.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1015 Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций — в форме семейного образования и самообразования. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
1. Упрощение инструкции к заданию, включающее — разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; — замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать; — дублирование устных инструкций письменными.
3. Дополнительная визуализация, позволяющая лучше понять содержание задания 2. Индивидуализация стимульных материалов
5. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. 4. Минимизация двойных требований. 6. Упрощение содержания задания .
1. Адаптация заданий применяется только по мере необходимости. 2. Степень адаптации заданий должна постепенно сводиться к минимуму. 3. Адаптация задания преимущественно распространяется на уровень сложности и/или его объем. Принципы использования адаптированных учебных заданий:
В России, по словам профессора медицины А. Ю. Ржецкого, аутистов в возрасте от 2-х до 16 лет более 300000 человек. Министр образования Д.В. Ливанов на международной конференции « Аутизм: выбор маршрута» в июне 2014 года озвучил цифру в 7,5 тыс., но это только число официально зарегистрированных случаев при том, что учет статистических данных ведут далеко не все регионы России.
1. Рутины — последовательность действий, которые выполняются каждый раз одинаково. Это успокаивает людей и придаёт уверенность. Наша задача установить значимые и полезные рутины.
2. Визуальная поддержка помогает воспринимать информацию через визуальный канал, что может быть более эффективно. Её можно разделить на 3 группы: 1). Визуальные границы. 2).Визуальные расписания. 3).Визуальные подсказки (стрелки, таймеры, календарь).
4. Организация пространства. Это ограничение пространства с помощью мебели, верёвок, ковров, коробочек.
5.Успокаивающие сенсорные ощущения.
6. Подкрепления или поощрения. То , что происходит после проявленного поведения, может увеличить вероятность повторения подобного поведения. 7. Частичное участие. 8. Время на обработку информации. Люди с РАС нуждаются в более длительных периодах времени на обработку информации, поступающей в нервную систему, поэтому надо остановиться и подождать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В работе рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз.
Одной из главных целей школьного обучения является развитие познавательных процессов. Логическое мышление, внимание, память, речь, воображение — все это поддерживает интерес к обучению. И сейчас, чтоб.
Цель программы:создание условий для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни людей с аутизмом и другими расстройствами сферы коммуникации.
Дети с кохлеарной имплантацией представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом. Это дети, которые после операции и настройки программ звукового процессора приобретают принципиально иные слухо.
Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе.
Статья по теме Дистанционные образовательные технологии в практике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Согласно статистическим данным, количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих образовательные организации, с каждым годом увеличивается. Дети с ТНР обладают недостаточно уст.
Источник
Эффективные практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Котова Яна Андреевна
Организация: МОУ «Турочакская СОШ» имени Я. И. Баляева
Населенный пункт: Республика Алтай, с. Турочак
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми. Данный процесс обеспечивает доступность образования и его приспособленность для нужд различных детей, в том числе с особыми потребностями Поэтому одним из главных условий реализации инклюзивного образования является необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами, обладающими необходимыми педагогическими компетенциями сопровождения данной категории детей. Главной целью коррекционного обучения и воспитания является создание педагогических условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. В настоящее время отчётливо проявляется тенденция введения в образовательный процесс для обучения детей с умственной отсталостью наглядных средств обучения. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций, интерактивных досок целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Наглядные опоры помогают коррекции и развитию основных познавательных процессов у детей с умственной отсталостью: мышления, памяти и внимания. Информационные технологии очень эффективны для проведения коррекционной работы, поскольку выполнение практических заданий может осуществляться в индивидуальном темпе, упражнения могут быть разного уровня сложности с учетом психофизических особенностей учащихся, кроме того, презентационный экран можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала. Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме. Создание мультимедийных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, поскольку именно здесь учитель имеет возможность учесть специфику конкретного класса и учебной темы. Эта программа дает учителю неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в данном классе. Организация образования лиц с ОВЗ на основе внедрения новых информационных технологий связана с реализацией следующих основных принципов компьютерного обучения: 1. Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышение ее эффективности и качества. Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов обучения. Они позволяют создать открытую систему обучения, при которой обучающемуся предоставляется возможность выбора подходящей ему программы и технологии обучения. Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности системы обучения к индивидуальным психофизическим особенностям ребенка с ОВЗ. При такой организации учебного процесса обучение становится гибким, не связанным с жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями. 2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий. Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ. 3. Мультимедийность компьютерных систем обучения. Организация обучения лиц с ОВЗ на основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи: • изучение компьютера • коррекция психического здоровья • индивидуализация и дифференциация обучения • повышение эффективности обучения • интеграция детей в информационное общество. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе. Дневник наблюдения за воспитанником и создание электронного портфолио достижений обучающегося как инновационная форма индивидуального сопровождения ребёнка в совместной работе воспитателя и классного руководителя в коррекционной школе Развитие обучающихся с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом: физический рост, формирование психики, социально-бытовых и морально эстетических понятий. Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях должно быть направлено на формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции
В настоящее время наука и техника развиваются быстро, и компьютеры используются практически во всех отраслях производства, науке, быту и общественной жизни. Важно, чтобы человек умел грамотно владеть и управлять информацией, правильно мыслить и умело организовать свою деятельность. Основными направлениями работы по трудовому обучения: слесарному, столярному, штукатурному, швейномуделу и цветоводству, в условиях личностно-ориентированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на психологическое преодоление дефекта; социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме; удовлетворение образовательных потребностей. Также образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, что и объясняет практическую актуальность данной темы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, имеющие
- Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
- Тяжелые нарушения речи (ТНР);
- Нарушения зрения (слепые, слабовидящие);
- Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- Задержка психического развития (ЗПР);
- Умственная отсталость (УО);
- Расстройства аутистического спектра (РАС);
- Множественные нарушения (сочетание двух или более психофизических нарушений).
Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия с такими детьми ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
Главная цель инновационной деятельности — развитие педагога как творческой личности, переключение его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик, реализующего инновационные средства обучения, развития и воспитания. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.
Одна из направлений инновационной работы в ДОУ это внедрение эффективных педагогических технологий и методик.
В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:
— моделирование, эксперимент, метод проектов;
Виды здоровьесберегающих технологий:
- Медико – профuлактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников.
2. Физкультурно – оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно – развивающего воздействия с использованием дидактических игр валеологической направленности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз;
3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду.
4. Коррекционные технологии: арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии (способствует снятию нервно – психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств).
Виды и методы арт-терапии:
* игротерапия – помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства.
* изотерапия (тематическое рисование, рисование на мокрой бумаге; монотипии, рисование с использованием техники раздувания краски и др., с целью ослабления эмоционального возбуждения). В изотерапии в коррекционной работе с детьми применяем следующие методики:
— Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.
— Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.
— Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать;
* смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова);
* музыкотерапия (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей;
* сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические сказки);
* драматерапия активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие), творческие способности;
* песочная терапия — развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию дошкольников.
В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Использование арт-терапии в педагогическом процессе проходят в игровой форме.
5. Валеологического просвещения родителей.
В работе с родителями применяем разные формы работы:
— педагогические беседы с родителями (о режиме дня, адаптации в детском саду, об одежде, соответствующая сезону и др.);
— групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;
-папки – передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями. Совместные мероприятия объединяют семью, выстраивают доверительные отношения между членами семьи.
Технология дифференцированного обучения основана на различие способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различий и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, различают дифференциацию:
— по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
— по полу (мужские, женские, смешанные);
— по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
— по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания;
— по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
— по уровню здоровья (группы здоровья).
Дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности. Например, для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» применяется дифференцированный подход, детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша.
В более сильной подгруппе дети выполняют задания самостоятельно, а в слабой — с помощью воспитателя. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.
Организация системы дифференцированного подхода дает раскрыть исходный уровень возможностей каждого дошкольника и его дальнейшего развития.
Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий.
Метод проектов дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Экспериментирование является одной из форм, где организуется ситуация, провоцирующее познавательную активность, что соответствует требованиям ФГОС. В экспериментировании у ребенка развивается творческие способности, коммуникативные навыки.
Игровые технологии:
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
Игровые технологии — совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.
Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются:
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
формирование социальных навыков и социализации;
обеспечение эмоциональной разрядки.
Главным принципом достижения эффективности обучения и воспитания при использовании инновационных технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ.
Главные условия при проведении занятия с детьми с ОВЗ:
— Темп обучения должен быть замедлен.
— Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности.
— Опираться на возможности и способности ребенка.
— Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность.
Рекомендации воспитателям ДОУ, работающим с детьми с ОВЗ:
— Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз.
— Наряду с индивидуальными занятиями с детьми с ОВЗ необходимо проводить и групповые занятия, что повысит активность ребенка и умение работать в группе.
— Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий.
— Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений.
— Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в России является организация инклюзивного образования. Сегодня реализация принципа инклюзии – это не только отражение времени, но и реализация гарантированных законодательством прав, путем создания необходимых условий, при которых ребенок с особыми потребностями получит возможность реализации своих возможностей. Вопросы включения таких детей в образовательную, социальную и культурную среды стоят на повестке дня, как представителей педагогического сообщества, так и представителей других специальностей – психологии, социологии, социальной работы. Поскольку, объединение в единое социальное и образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных детей способствует формированию у них таких качеств как взаимоуважение, отзывчивость, сопереживание, взаимопомощь, терпимость, толерантность, решается целый ряд общепедагогических, социальных и гуманистических задач . Наряду с этим, научные и педагогические работы продемонстрировали, что чем раньше дети-инвалиды интегрируются в общество, тем успешнее проходит их социализация, повышается качество жизни, как самого ребенка, так и его семьи. В связи с этим инклюзивное образование нужно начинать как можно раньше, с раннего детства, с системы дошкольных учреждений, в которых закладывается фундамент социальной жизни ребенка, тем самым обучая и подготовляя как детей с особыми потребностями, так и обычных детей к их дальнейшему совместному взаимодействию в рамках нашего общества, формируя у них представление о себе, как о равноправных и равноценных участниках.
Наиболее распространённым видом государственного дошкольного образовательного учреждения является детский сад, в котором осуществляется деятельность по присмотру, уходу и оздоровлению, обучению и воспитанию детей. Друг от друга детские сады отличаются не только образовательными программами, но и основными направлениями деятельности. Так, в детских садах присмотра и оздоровления основной упор делается на формирование и поддержание физического здоровья воспитанников, на оздоровительные, профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия и процедуры. В центрах развития, оснащенных физкультурно-оздоровительными и игровыми комплексами, изостудией, компьютерным классом, бассейном, применяется комплексный подход, с акцентом на интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие и воспитание ребенка.
Компенсирующие детские сады осуществляют обучение и воспитание детей, которым требуется специализированная помощь. Это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой физического или психического развития, с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта. В данных учебных заведениях для детей созданы особые условия как для лечения и реабилитации таких детей, так и для их обучения и воспитания. Кроме этого, в данных детских садах, как правило, существуют и консультационные центры для родителей детей с особыми потребностями, в которых они могут получить профессиональную помощь и рекомендации. Первым и самым главным фактором, стал тот факт, что на базе дошкольного образовательного учреждения осуществляется интеграция детей с особыми образовательными потребностями в систему общего образования. Данные учреждения более подготовлены к реализации инклюзивных практик: оснащены специальным оборудованием, имеют необходимые средовые и организационные условия, опыт работы с данной категорией детей, в штате присутствует специалисты логопеды, дефектологи и т.д.
Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения; оно лежит в основе формирования личности ребенка, имеющего то или иное отклонение в развитии. Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ является не просто комплексное воспитание, а организация педагогического воздействия по принципу целостной системы специального обучения. При подборе содержания занятий для дошкольников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
В основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества на уроке.Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, яркие наглядные пособия, занимательность.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями являются:
— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
— релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Игра позволяет реализовывать буквально любое содержание в различных формах работы с детьми. Предлагаются доступные задания в соответствии возможностями каждого ребёнка. Решение коррекционных задач в игровой форме позволяет создать доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно — развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, дошкольной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешного обучения детей данной категории в дошкольном учреждении.
Сегодня одним из направлений реформирования системы российского образования выступает реализация в нем инклюзивных практик, предполагающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных учебных заведениях. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, закреплена сегодня законодательно. Постепенное включение особых детей в образовательное пространство позволит познакомиться поближе друг с другом всем участникам образовательного процесса, и постепенно изменить их отношение, увидев, что особые дети не мешают и не страдают от совместного образовательного процесса, родители и воспитатели смогут постепенно изменить свое отношение.
Таким образом, инновационные педагогические технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Классификация методов обучения и воспитания постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему.
Список используемой литературы:
- Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
- Волкова, Т. Вариативные формы дошкольного образования / Т. Волкова // Дошкольное образование — 1 сентября : газета. — 2012 .- №10 .- С. 30-31.
- Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 114-117.
- Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру. / Г.А. Карпюк //Старший воспитатель. — 2007 — №6.
- Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. — 2012. — №5. — С. 24–31.
- Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. — № 2. — С. 171-187.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. — М.: Сфера, 2002 — 510 с.
- Пенькова, Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
- Пермякова, М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога: [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
- Семёнова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семёнова // Дошкольная педагогика : журнал. — 2012 .- №10 .- С. 17-21.
- Серов, Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. — СПб.: Речь, 2001. — С. 64-108.
- Терновская С.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С.А. Терновская, Л.А.Теплякова // Методист. — 2005. — N4. — С. 61-65.
- Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.
- Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // Дошкольная педагогика: журнал. — 2012 .- №10 .- С. 12-16.
Источник