Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.
методическая разработка (7 класс) по теме
Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema._effektivnye_kommunikacii_kak_faktor_umensheniya_konfliktogennosti_shkolnogo_sociuma_i_ukrepleniya_psihicheskogo_zdorovya_detey.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.
Работая с литературой, я пришла к выводу, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Для укрепления психического здоровья детей необходимо свести к минимуму школьные конфликты. Научить учащихся их решать.
В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы:
1. Конфликты между учителем и учеником.
2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).
3. Конфликты между детьми.
4. Внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.
Для развития и совершенствования конфликтогенности учащегося в педагогических целях необходимо предусмотреть:
• в интеллектуальной сфере: развитие таких качеств ума, как сообразительность, гибкость; формирование познавательных умений (увидеть противоречие интересов, сформулировать проблему, обозначить объект конфликта ); развитие восприятия, внимания для адекватной оценки природы конфликтной ситуации; формирование навыков анализа конфликтных ситуаций; усвоение знаний по философии, психологии, теории и практике конфликта; овладение умениями саногенного мышления и преодоление привычек патогенного мышления;
• в мотивационной сфере: формирование системы общечеловеческих ценностей и нравственных мотивов поведения; воспитание позитивного отношения к деловым конфликтам и неприятия эмоциональных конфликтов; формирование конструктивной мотивации конфликта, мотивов достижения и общения; воспитание у учащихся стремления формулировать и отстаивать свою точку зрения;
• в эмоциональной сфере: обучение пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих; формирование у учащихся необходимых навыков управления и проявления конфликтных эмоциональных состояний (отрицательных, коммуникативных и альтруистических эмоций).
• в волевой сфере: развитие инициативы, настойчивости, умения преодолевать трудности; формирование умения вести себя в сложных жизненных ситуациях;
• в сфере саморегуляции: развитие у школьников способности совершать свободный выбор и нести за него ответственность; обучение умениям критически осмысливать свое поведение, соотносить его с целями и действиями других людей и быть уверенным в себе; развивать навыки регуляции своих психических состояний; формирование умений уменьшать у себя психическое напряжение; формирование навыков психической релаксации, навыков, помогающих снять внутреннюю депрессию, утомление и плохое настроение; развитие умений ролевой децентрации;
• в предметно-практической сфере: развитие способности выбирать адекватную стратегию в конфликтной деятельности и оптимальные стили поведения в ситуациях разногласия; создание каталога эффективных способов и приемов предупреждения и разрешения конфликтов ( накопление банка вероятных педагогических задач по управлению конфликтными ситуациями).
Эти педагогические цели можно осуществлять как в процессе обучения, так и на факультативных занятиях.
Для уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей в своей работе классному руководителю необходимо использовать:
Снятие эмоционального напряжения, через использование игровых технологий.
Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
Занятия, тренинги, консультации психологов и логопедов,
Создание системы, комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
Учить детей секрету доброты. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. Можно назвать это «добрым началом», можно говорить об «идее добра», которая должна пронизывать все свершения. И «доброжелательность», и «добродушие», и «добросердечность» — все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро». Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным «учащимся», а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Сашам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
I. Основная литература
Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. — Казань, 2000.
Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике. — Сергиев Посад, 2004.
Белов В.И. Психология здоровья. – М.: КПС; Спб.: Респекс, 2000.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа.- М.: Моск. психолого-социальный институт, 2004.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПБ.: Изд. Питер, 2000.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – М., «ВАКО», 2004.
Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., Московский психолого-социальный институт. Издательство «Флинта», 2003.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. /под общ. Ред. Сократова Н.В. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
Талызина Н.Ф. Диагностика развивающего эффекта использования здоровьесеберегающей деятельностной технологии усвоения. – М., 2003. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980.
Школа и психическое здоровье учащихся. //Под ред. С.М.Громбаха. — М., 2002.
Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: Антиква, 2006.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. И нем. /Общ. Ред. Л.Я. Гозман Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. – М. Прогресс 2000.
II. Дополнительная литература
Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников. Актуальные проблемы адаптации человека. Выпуск № 2. – Сургут, 2002.
Амосов Н.И. Раздумья о здоровье. 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 2003.
Бондарева С.К., Колесов Д.В. Выживание. Факторы и механизмы. – М. – Воронеж, 2005.
Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок щкольников. – М.: Просвещение, 2001.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. Для учителя и родителей. – М.: Просвещение 2002.
Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие. – М.: АПКиПРО, 2005..
Кулева С.В. Проблемы создания школы здоровья в условиях инновационного лечебного заведения. //Завуч. –2001. № 3.
Ксензова Г. Ю Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.
Лоранский Д.Н., Лукьянова В.Г. Азбука здоровья. — М., 2004.
Наумова Н.Ю. О некоторых способах устранения перегрузок обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания образования в Московской области: из опыта работы. Выпуск 2. //Сборник статей. Отв. Ред. Олиференко Л.Я. — М.: ИПК и ПРНО МО.-2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация раскрывает понятие «психическое здоровье», факторы влияющие на психическое здоровье, распространённость и типы психических расстройств, признаки поведения ребёнка на которые необходимо обр.
План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло.
Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятель.
В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности с целью психофизической разгрузки.
Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые.
Источник
Основы эффективного общения для детей
Десять веселых и интересных способов обучить детей разного возраста эффективной коммуникации
«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично», Книга Притчей Соломоновых 25:11.
Коммуникативные навыки имеют жизненно важное значение, особенно в наш век, когда роль информации колоссальна. Исследования показывают, что искусные собеседники счастливее, лучше учатся в школе, более успешны и зарабатывают больше, чем их менее красноречивые сверстники. Итак, как научить детей умению выражать себя?
Лучший способ научить детей чему-либо – делать это интересно, весело и, по возможности, вовлекать все пять чувств малышей. Далее представлен список из десяти игр и упражнений, которые будут способствовать развитию эффективных коммуникативных навыков ваших детей.
1. Играйте в «автоответчик»/«телефон». Чем чаще, тем веселее. Эта старая игра для начальной школы – восхитительно интересный и веселый способ развивать навыки аудирования вашего ребенка. Игра идеально подходит для любого возраста. Начните с простых сообщений, играя с детьми младшего возраста, и постепенно увеличивайте размер и сложность сообщений по мере взросления детей.
2. Маршрут удовольствий. Попросите вашего ребенка старшего возраста письменно проложить маршрут от вашего дома в какое-либо забавное место, например, в кафе-мороженое. Отдайте эти указания кому-либо, кто не знаком с районом, и попросите его точно следовать написанному. Удалось пройти по маршруту? Если так, получи мороженое! Если нет, обсудите, что пошло не так. Что следует изменить, чтобы в следующий раз точно прийти к цели? Это прекрасное упражнение, чтобы помочь детям научиться давать точные указания. Также это отличный урок общения. Ведь для того чтобы эффективно передавать информацию о том, чего вы хотите, вы должны научиться ясно формулировать то, что имеете в виду, чтобы другие люди могли в полной мере понять вас.
3. Одежда для успеха. Отправьтесь в магазин или любое другое публичное место, одевшись в лучший воскресный наряд. Обратите внимание, как к вам при этом относятся. Затем посетите тот же магазин или то же общественное место, одевшись бедно или несоответственно ситуации. Отметьте для себя разницу в отношении к вам в первой и во второй ситуации. Это показывает, что невербальное общение имеет определенные последствия. Укажите ребенку на странно одетого человека, идущего по улице, и прочитайте небольшую лекцию, которая его впечатлит. Опишите ему картину последствий той информации, которая посылается окружающим посредством бедной одежды или одежды, в которую одеваются хулиганы. Объясните ребенку, какой посыл несет его выбор одежды обычному человеку. потенциальному работодателю (в будущем). Представьте факты того, как это повлияет на его жизнь через год, два, десять лет. Расскажите об опасных ситуациях, которые могут случиться, если кто-то сделает нелицеприятные выводы, основанные на одежде, в которую одет ребенок.
4. Говори и слушай. Попросите ребенка спеть народную песню, в то время как другой человек будет петь романс. Проследите, как долго они смогут продержаться. Если у вашего ребенка это получается легко, то пусть тогда каждый читает разные книги. Затем попросите их соблюдать очередь при чтении, читая по одному отрывку. Это помогает проиллюстрировать старую поговорку, что Бог дал нам два уха и один рот для того, чтобы мы слушали вдвое больше, чем говорили.
5. Конкурс «Ну!». Пусть ваш ребенок выступит с небольшим монологом на знакомую тему. Любую тему, какую захочет. Например, о его любимом занятии или книге. Проследите за тем, как долго он сможет продержаться, чтобы не вставлять «гм», «э-э», «ну», «типа» или «ну, ты понял». Это развивает уверенность ребенка в себе, а также его красноречие. Устранение подобных «слов-паразитов» заставит ребенка сосредоточиться на отчетливом произношении и поработать над увеличением своего словарного запаса.
6. «Накорми меня тортом». Завяжите глаза одному человеку и попросите его накормить тортом другого человека с завязанными глазами. Пусть третий человек, у которого глаза не завязаны, дает инструкции первым двум. Это учит более эффективно давать указания.
Примечание. Это неопрятная игра! Веселая, но неопрятная! Убедитесь в том, что на детях не лучшая одежда, а также в том, что веселье происходит на голом полу, а не на ковре.
7. Представление. Попросите ребенка дать маленькое представление в местном доме престарелых. Оно может включать демонстрацию поделок, игру на пианино в форме короткого концерта, пение или чтение стихотворений. Это научит ребенка представлять самого себя. При этом такое занятие доступно для детей всех возрастов. Чем раньше вы научите ребенка комфортно и свободно выступать на публике, тем лучше. Это станет его второй натурой, и он сможет избежать самого распространенного страха – страха публичных выступлений. Исследования показывают, что люди, которым нравится выступать на публике, более успешны, чем те, кому это не нравится. Так что выводите детей на публику, и пусть они демонстрируют таланты, которыми так замечательно наделены!
8. Что происходит на картине? Это способ хорош для самых маленьких. Попросите ребенка рассказать вам о том, что он видит на картине. Пусть он опишет пейзаж, людей, цвета. все, что видит. Дети старшего возраста пусть обсудят то, что, по их мнению, предшествовало сюжету картины и что произойдет позже. Это возможность попрактиковаться в изложении мыслей в логической последовательности, которую легко поймут другие люди.
9. Заверши историю, рассказ. Этот способ тоже очень хорош для детей различных возрастных групп. Дети любят истории! Вы начинайте историю, а ваш ребенок пусть ее закончит. Для очень маленьких детей вы можете рассказать стишок и попросить их придумать другой финал или добавить в историю что-то свое. Это упражнение отлично подходит для обучения основам навыков устного общения.
10. Придумай выступление. Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, которая нравится вашему ребенку или с которой он хорошо знаком, и попросите его выступить в течение примерно двух минут. Через некоторое время пусть ребенок переходит к выступлению на более сложные темы и на более длительный период времени, за который ему необходимо будет изложить ключевые моменты выбранной тематики. Вы можете помочь ему начать, обсуждая его любимые фильмы и, в конечном итоге, подвести к более спорным вопросам.
«У вас могут быть блестящие идеи, но если вы не умеете четко излагать их, они ни к чему вас не приведут» (Ли Якокка).
Чем больше ваши дети практикуют коммуникативные навыки, тем более эффективными они будут при передаче своих идей и потребностей. Чем более веселым вы сделаете этот процесс, тем больше увлечете их и пробудите огромное желание практиковать эти необходимые навыки.
Источник