Меню

Дзятковская е н здоровье

Дзятковская е н здоровье

Учёная степень: доктор биологических наук

Рейтинг: 82 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Докторская диссертация по специальности «Патологическая физиология» на тему «Коррекция организации ментальных структур как принцип профилактики и реабилитации» (1998). На примере учебной деятельности школьника описан феномен качественного информационного стресса. Показано, что когнитивные факторы могут выступать в качестве стресс-лимитирующих в патогенезе психосоматических расстройств у детей. Обоснована теория биоадекватного управления в образовании по принципу гомеостата.

Разработана методология комплексной профилактики и реабилитации психосоматических больных, включающая управление их познавательной деятельностью – способами работы с текстом, приемами выполнения заданий по математике и русскому языку, методами пространственно-временной организации учебы (1998 — 2002).

Открыта и описана методологическая единица проектирования содержания обучения, обеспечивающая формирование умений психологически безопасной работы с информацией (2004). Введено понятие информационно-психологической безопасности учебно-познавательной деятельности школьника. Автор серии «Учись учиться» для учащихся общеобразовательных школ.

Вместе со своими учениками для практики дошкольного и общего среднего образования Е.Н. Дзятковской разработаны: методика супервизорства, позволяющая снизить процент диагностических ошибок психолого-медико-педагогических комиссий (2002); методика ранней диагностики будущих учебных затруднений у дошкольников и способы их профилактики средствами музыкальных занятий (2003); методика ранней профилактики тактильной дизгнозии у детей, приводящая к незрелости у них мелкой моторики (2001); методика комплексной диагностики системы нервно-психической регуляции ребенка (2001); методики медико-психологического сопровождения и обучения детей с разными типами функциональной конституции, вегетососудистой дистонией, артериальной гипертензией (2002); методика организации учебного процесса с учетом биологического возраста ребенка (2001). Открыт и описан новый подтип функциональной конституции человека, имеющий повышенный риск развития первичной артериальной гипертензии (2003).

Автор модели межведомственного взаимодействия системы образования и практического здравоохранения по профилактике психосоматических расстройств в детской популяции, имеющей существенный экономический эффект и получившей Премию губернатора Иркутской области (2005).

На базе клиники ВСНЦ СО РАМН реализуется практика лечения и реабилитации детей с психосоматическими расстройствами без отрыва от учебного процесса, в комплексной терапии – путем регуляции их работы с учебной информацией. В разное время под руководством Е.Н. Дзятковской работало более 100 экспериментальных площадок. В настоящее время разработки внедряются в сотни школ Байкальского региона.

Ученый секретарь экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ по образованию в области экологии, здоровья и безопасности жизнедеятельности в целях устойчивого развития.

Область интересов – целостное и системное исследование педагогической действительности на основе развития комплексного учения о человеке, изучение здоровьесберегающих возможностей способов взаимодействия человека с учебной информацией. Здоровьесберегающие педагогические технологии (в отличие от гигиенических, медицинских, психологических) в понимании автора – технологии увеличения коммуникативных качеств учебной информации, ее доступности индивидуально каждому ребенку, повышения продуктивности мыслительных процессов и как результат – обеспечения информационно-психологической безопасности учебного труда (эргономика умственного труда).

Дзятковская Елена Николаевна имеет награды:

Источник

Дзятковская Елена Николаевна

Ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования , доктор биологических наук, профессор, руководитель сетевой кафедрой ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Академик Российской Экологической Академии (2015).

Докторская диссертация (1998 г.) посвящена изучению организации ментальных структур детей и влиянию школьного обучения на их созревание.

Один из основателей научной школы РАО в области теории и методики экологического образования для устойчивого развития (теория и практика «зеленых аксиом»).

Основатель российской научной школы РАМН-РАО «Экология учебной деятельности», обосновавшей адаптивно-развивающую стратегию сохранения здоровья школьников. Область интересов: дидактика транспредметности; образование с опорой на архетипические культурные концепты.

Автор более 400 научных публикаций, более 40 изданий учебной и учебно-методической литературы для школьников и учителей школ, в том числе, серии УМК «Экология учебной деятельности», рекомендованной Минобрнауки РФ (2012 г.). Автор 15 монографий и двух патентов в области педагогики.

Индекс Хирша – 14.

Зам. Председателя Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО.

Зам. главного редактора научно-методического журнала для педагогов «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы».

Диссертация

Дзятковская Е.Н. Коррекция организации ментальных структур ребенка как принцип профилактики и реабилитации. Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук / Научно-исследовательский институт педиатрии и репродукции человека. Иркутск, 1998.

Читайте также:  Здоровье полости рта для детей

Монографии:

1. Дзятковская Е.Н., Нодельман В.И., Востротина З.И. Здоровье и образование: теория, диагностика и практика реабилитации. Иркутск: ИГУ, 1998 – 320 с..
2. Dzyatkovsksaya E., Kolesnikova L. Informational environment and child’s helth. Camb. uni., 2001. – 132 p.
3. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. Новосибирск: Наука СО, 2002. – 144 с.
4. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика, или 8 лекций об образовании, здоровье и безопасности. Иркутск: ИГТУ, 2003. – 140 с.
5. Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Развитие психических функций дошкольников на музыкальных занятиях. М.: Образование и экология. 2005. – 180 с.
6. Козина Е.В., Малышев В.В., Дзятковская Е.Н., Гололобов В.Т. Роль психофизиологических и психологических факторов в патогенезе первичной открытоугольной глаукомы. Красноярск: КГУ, 2005. – 240 с.
7. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире / Под ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. – М.: МНЭПУ, 2008. – С.144-171.
8. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание школьного образования: чем полезен зарубежный опыт. М.: Образование и экология. 2008. – 120 с.
9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования в нашей новой школе // Образование и социальные вызовы XXI века: коллективная монография / под ред. М.Л. Левицкого, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. — М.: Учреждение РАО «Институт научной информации и мониторинга», 2010. – С. 81-102.
10. Дзятковская ЕН. Модели и структуры содержания общего образования в зарубежных странах // Концептуальные проблемы создания и совершенствования школьных учебников. / Под ред. А.Е. Абылкасымовой, М.В. Рыжакова. – Астана, 2011. – 280 с.
11. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования М. : Образование и экология, 2011. – 180 с.
12. Дзятковская Е.Н. // Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт : монография. Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. М. В. Рыжакова, А. А. Журина. – М.; СПб.: Нестор – История, 2012. – 360 с.
13. Дзятковская Е.Н. Учебная культура как фактор информационной безопасности жизнедеятельности. – М.: Образование и экология, 2012. – 200 с.
14. Колесникова Л.И., Дзятковская Е.Н., Долгих В.В. и др. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников. – М.: Литтерра, 2015. – 158 с.
15. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленая аксиома». Трансдисциплинарность. – М.: Образование и экология, 2015. – 328 с.
16. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Конструирование содержания экологического образования на этапе внедрения нового Госстандарта общего образования // Образование для устойчивого развития : монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. – С.38-56.
17. Дзятковская Е.Н. Дидактические лабиринты экологического образования для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития : монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. – С.57-79.

Патенты

Дзятковская Е.Н., Пуляевская О.В. Способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет. Патент на изобретение RUS 2225162 27.09.2002
Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Способ оптимизации созревания отделов головного мозга у детей. Патент на изобретение RUS 2286181. 23.05.2005

УМК:

Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для учащихся 10-го и 11-го кл. образоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. В.В. Грачева, А.Н. Захлебного. М.: Образование и экология, 2013.
Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К., Экологическое творчество: УМК для 1-4 классов начальной школы. Иркутск, 2001-2002.
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: УМК для дошкольников. Москва: Образование и экология, 2005.
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: УМК для 1-4 классов начальной школы. Москва: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е.Н. Учусь общаться: УМК для уч-ся 6-7 классов. Москва: Образование и экология, 2009.
Дзятковская Е.Н., Гуревич К.Г. Экология и здоровье в моей будущей профессии: УМК для уч-ся 9-11 классов. 2013-2014.

Экспериментальные площадки Института, курируемые Е.Н. Дзятковской:

  • ГБОУ СОШ №446 г. Москвы (с углубленным изучением экологии)
  • ГБОУ гимназия № 1507 г. Москвы
  • МОУ гимназия №55 г. Томска
Читайте также:  Анатомо физиологические особенности школьников с ослабленным здоровьем

Экспериментальные и инновационные площадки сетевой кафедры ЮНЕСКО – 28 в разных территориях РФ. Стажировочные площадки на базе муниципальных методических служб – в г.г. Рязань, Дубна, Ижевск, Томск, Челябинск, Гурьев.

Научные биография

Докторская диссертация (1998 г.) посвящена изучению организации ментальных структур детей и влиянию школьного обучения на их созревание. Один из основателей научной школы РАО в области теории и методики экологического образования для устойчивого развития (теория и практика «зеленых аксиом»).
Основатель российской научной школы РАМН-РАО «Экология учебной деятельности», обосновавшей адаптивно-развивающую стратегию сохранения здоровья школьников.

Е.Н. Дзятковская вошла в состав Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н.Н. Моисеева, созданной на основании Постановления Президиума РАН от 24.04.2018г.№84, в качестве руководителя направления по изучению педагогического наследия ученого.

Е.Н. Дзятковская вошла в состав экспертов Государственной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» в составе рабочей группы «Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики».

Область интересов

Дидактика трансдисциплинарности; образование с опорой на архетипические культурные концепты.

Научные публикации

Автор более 400 научных публикаций.

Более 40 изданий учебной и учебно-методической литературы для школьников и учителей школ, в том числе, серии УМК «Экология учебной деятельности», рекомендованной Минобрнауки РФ (2012 г.).
Автор 15 монографий и двух патентов в области педагогики.

Источник

Дзятковская Елена Николаевна

Ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики и философии образования , доктор биологических наук, профессор, руководитель сетевой кафедрой ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова при ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Академик Российской Экологической Академии (2015).

Докторская диссертация (1998 г.) посвящена изучению организации ментальных структур детей и влиянию школьного обучения на их созревание.

Один из основателей научной школы РАО в области теории и методики экологического образования для устойчивого развития (теория и практика «зеленых аксиом»).

Основатель российской научной школы РАМН-РАО «Экология учебной деятельности», обосновавшей адаптивно-развивающую стратегию сохранения здоровья школьников. Область интересов: дидактика транспредметности; образование с опорой на архетипические культурные концепты.

Автор более 400 научных публикаций, более 40 изданий учебной и учебно-методической литературы для школьников и учителей школ, в том числе, серии УМК «Экология учебной деятельности», рекомендованной Минобрнауки РФ (2012 г.). Автор 15 монографий и двух патентов в области педагогики.

Индекс Хирша – 14.

Зам. Председателя Научного совета по проблемам экологического образования при Президиуме РАО.

Зам. главного редактора научно-методического журнала для педагогов «Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы».

Диссертация

Дзятковская Е.Н. Коррекция организации ментальных структур ребенка как принцип профилактики и реабилитации. Диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук / Научно-исследовательский институт педиатрии и репродукции человека. Иркутск, 1998.

Монографии:

1. Дзятковская Е.Н., Нодельман В.И., Востротина З.И. Здоровье и образование: теория, диагностика и практика реабилитации. Иркутск: ИГУ, 1998 – 320 с..
2. Dzyatkovsksaya E., Kolesnikova L. Informational environment and child’s helth. Camb. uni., 2001. – 132 p.
3. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. Новосибирск: Наука СО, 2002. – 144 с.
4. Дзятковская Е.Н. Стрессовая педагогика, или 8 лекций об образовании, здоровье и безопасности. Иркутск: ИГТУ, 2003. – 140 с.
5. Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Развитие психических функций дошкольников на музыкальных занятиях. М.: Образование и экология. 2005. – 180 с.
6. Козина Е.В., Малышев В.В., Дзятковская Е.Н., Гололобов В.Т. Роль психофизиологических и психологических факторов в патогенезе первичной открытоугольной глаукомы. Красноярск: КГУ, 2005. – 240 с.
7. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире / Под ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. – М.: МНЭПУ, 2008. – С.144-171.
8. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание школьного образования: чем полезен зарубежный опыт. М.: Образование и экология. 2008. – 120 с.
9. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Модели содержания экологического образования в нашей новой школе // Образование и социальные вызовы XXI века: коллективная монография / под ред. М.Л. Левицкого, Г.Н. Филонова, О.В. Суходольской-Кулешовой. — М.: Учреждение РАО «Институт научной информации и мониторинга», 2010. – С. 81-102.
10. Дзятковская ЕН. Модели и структуры содержания общего образования в зарубежных странах // Концептуальные проблемы создания и совершенствования школьных учебников. / Под ред. А.Е. Абылкасымовой, М.В. Рыжакова. – Астана, 2011. – 280 с.
11. Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического образования М. : Образование и экология, 2011. – 180 с.
12. Дзятковская Е.Н. // Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт : монография. Институт содержания и методов обучения РАО / под ред. М. В. Рыжакова, А. А. Журина. – М.; СПб.: Нестор – История, 2012. – 360 с.
13. Дзятковская Е.Н. Учебная культура как фактор информационной безопасности жизнедеятельности. – М.: Образование и экология, 2012. – 200 с.
14. Колесникова Л.И., Дзятковская Е.Н., Долгих В.В. и др. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников. – М.: Литтерра, 2015. – 158 с.
15. Дзятковская Е.Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурный концепт. «Зеленая аксиома». Трансдисциплинарность. – М.: Образование и экология, 2015. – 328 с.
16. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Конструирование содержания экологического образования на этапе внедрения нового Госстандарта общего образования // Образование для устойчивого развития : монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. – С.38-56.
17. Дзятковская Е.Н. Дидактические лабиринты экологического образования для устойчивого развития // Образование для устойчивого развития : монография. – Нижний Новгород: НГУ им. Минина, 2015. – С.57-79.

Читайте также:  Здоровье если кружится голова

Патенты

Дзятковская Е.Н., Пуляевская О.В. Способ определения функциональной незрелости отделов головного мозга у детей 5-7 лет. Патент на изобретение RUS 2225162 27.09.2002
Пуляевская О.В., Дзятковская Е.Н. Способ оптимизации созревания отделов головного мозга у детей. Патент на изобретение RUS 2286181. 23.05.2005

УМК:

Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для учащихся 10-го и 11-го кл. образоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред. В.В. Грачева, А.Н. Захлебного. М.: Образование и экология, 2013.
Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К., Экологическое творчество: УМК для 1-4 классов начальной школы. Иркутск, 2001-2002.
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: УМК для дошкольников. Москва: Образование и экология, 2005.
Дзятковская Е.Н. Учусь учиться: УМК для 1-4 классов начальной школы. Москва: Образование и экология, 2008.
Дзятковская Е.Н. Учусь общаться: УМК для уч-ся 6-7 классов. Москва: Образование и экология, 2009.
Дзятковская Е.Н., Гуревич К.Г. Экология и здоровье в моей будущей профессии: УМК для уч-ся 9-11 классов. 2013-2014.

Экспериментальные площадки Института, курируемые Е.Н. Дзятковской:

  • ГБОУ СОШ №446 г. Москвы (с углубленным изучением экологии)
  • ГБОУ гимназия № 1507 г. Москвы
  • МОУ гимназия №55 г. Томска

Экспериментальные и инновационные площадки сетевой кафедры ЮНЕСКО – 28 в разных территориях РФ. Стажировочные площадки на базе муниципальных методических служб – в г.г. Рязань, Дубна, Ижевск, Томск, Челябинск, Гурьев.

Научные биография

Докторская диссертация (1998 г.) посвящена изучению организации ментальных структур детей и влиянию школьного обучения на их созревание. Один из основателей научной школы РАО в области теории и методики экологического образования для устойчивого развития (теория и практика «зеленых аксиом»).
Основатель российской научной школы РАМН-РАО «Экология учебной деятельности», обосновавшей адаптивно-развивающую стратегию сохранения здоровья школьников.

Е.Н. Дзятковская вошла в состав Комиссии РАН по изучению научного наследия академика Н.Н. Моисеева, созданной на основании Постановления Президиума РАН от 24.04.2018г.№84, в качестве руководителя направления по изучению педагогического наследия ученого.

Е.Н. Дзятковская вошла в состав экспертов Государственной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» в составе рабочей группы «Разработка базовой модели компетенций цифровой экономики».

Область интересов

Дидактика трансдисциплинарности; образование с опорой на архетипические культурные концепты.

Научные публикации

Автор более 400 научных публикаций.

Более 40 изданий учебной и учебно-методической литературы для школьников и учителей школ, в том числе, серии УМК «Экология учебной деятельности», рекомендованной Минобрнауки РФ (2012 г.).
Автор 15 монографий и двух патентов в области педагогики.

Источник

Adblock
detector