Меню

Джеймс кук витамин с

Что капитан Кук давал своим людям для борьбы с цингой?

Что капитан Кук давал своим людям для борьбы с цингой?

Эскимосы/инуиты цингой не болеют, поскольку китовый жир (ворвань) – богатый источник витамина С.

в) Кислую капусту.

г) Ром с черной смородиной.

На борту кораблей Кука никогда не водилось ни лимонов, ни лаймов. Из всего, что у него было, в качестве лекарства больше всего подошли бы кислая капуста да смесь концентрированных фруктовых соков – так называемый «роб» («rob»). Чтобы сохранить продукт в долгом морском походе, и то и другое предварительно кипятили, так что от витамина С там почти ничего не оставалось.

К тому времени, когда обязательное снабжение британских моряков лимонным соком стало стандартной практикой, Кук покоился в могиле уже двадцать лет.

Цинга была серьезной проблемой при дальних морских плаваниях. Магеллан, к примеру, лишился большей части команды при переходе через Тихий океан именно из-за цинги. Это теперь мы знаем, что цинга возникает из-за недостатка витаминов С и В, приводящего к разрушению соматических клеток организма, – но в XVIII веке отношение к ней строилось скорее на суеверии, чем на основе знаний. Многие матросы искренне верили, что достаточно им коснуться земли – и болезнь исчезнет сама собой.

Настоящим прорывом в борьбе с этой страшной болезнью стала публикация труда эдинбургского врача Джеймса Линда «Трактат о цинге» (1754), где автор настоятельно рекомендовал использовать цитрусовые и свежие овощи.

Легенда гласит, что цинга обошла стороной корабли Кука благодаря его просвещенному подходу, свободному от предрассудков и суеверий. Однако нам представляется, что Кук просто не обращал на нее внимания. Судовые журналы того времени подтверждают: цинга была нередким явлением во всех трех путешествиях капитана, хотя смертельных случаев, как ни странно, насчитывалось всего единицы.

Когда в 1795 году Адмиралтейство приказало наконец наладить снабжение кораблей цитрусовыми (по рекомендации Линда), речь шла о соке лимона, а не лайма. Эффект оказался поистине поразительным.

В середине XIX века лимон стали заменять лаймом – по экономическим соображениям (лаймы выращивались британским коммерсантом в колониях, лимоны же выращивал в Средиземноморье Джонни Иностранец). Цинга отыгралась с лихвой за подобную экономию – по иронии судьбы, лайм содержит крайне мало витамина С.

Первое официально зарегистрированное использование прозвища «lime-juicer» (позднее – «limey»[120]) применительно к англичанам (особенно к английским матросам и иммигрантам в колониях) относится к 1859 году. В чистом виде витамин С был получен лишь в 1930-х – тогда-то он и обзавелся своим нынешним названием. Химическое название витамина С – аскорбиновая кислота. «Аскорбин» означает «против цинги».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

10. Капитан Немо

10. Капитан Немо Под флагом страны Жюля Верна Страсть к морю, путешествиям проявилась у будущего романиста еще в детстве, когда Жюль решил бежать в сказочную Индию. Мальчика сняли с борта едва не отплывшего корабля…На палубе шхуны «Сен-Мишель» капитан Верн всматривается

КАПИТАН НЕМО

КАПИТАН НЕМО Юрию Бек-Софиеву И небо, небо вечно немо. Вверху, внизу, вокруг – вода. Я, капитан подводный Немо, Жду гибели всегда, всегда. И кто мои расторгнет узы? В подводной лодке я один. За люком чудятся медузы, Струятся чудища глубин. Колышется сырая глыба, Меняя зыбкие

Байки подводников 1. Пятнадцатилетний капитан

Байки подводников 1. Пятнадцатилетний капитан 11 июля 1943 года немецкая подводная лодка «U-441» вступает в Бискайском заливе в бой с тремя истребителями противника. Бой заканчивается со счётом 1:1, то есть бывает сбит один самолёт, а на субмарине из офицерского состава остаётся

2. Капитан счастливой «Щуки

2. Капитан счастливой «Щуки Ночью 7 февраля 1943 года американская субмарина «Гроулер» Говарда Гилмора из надводного положения атакует японский транспорт. Тот идёт на таран, что на лодке замечают слишком поздно. Протаранив лодку, японцы обстреливают мостик лодки из ручного

3. Людям надо доверять

3. Людям надо доверять В начале войны и у немецких, и у американских подводников дела идут отвратительно. С риском для жизни субмарина выходит на дистанцию торпедной атаки, залп – и ничего. Торпеды попадают и не взрываются. Подводники рвут на себе бороды и матерятся

5. Капитан Хара: о вреде курения

5. Капитан Хара: о вреде курения Любовь японских командиров к назидательным нравоучениям была беспредельна.Вот две истории в тему.Капитан Хара решает как-то вечерком сделать перекур. Прямо в походе.Вылезает он на палубу вверенного эсминца, окидывает окрестности

Близким людям

Близким людям Для близких людей и родственников допустимы более личные вещи, чем для друзей, коллег по работе или руководства. Близким не возбраняется дарить рубашки, галстуки, предметы быта, парфюм. подарки с ироничным или семейным подтекстом. Чем ближе отношения между

2. Никто, капитан Кораблика

2. Никто, капитан Кораблика «…Незнакомец заслуживает более подробного описания… Я не колеблясь признал основные черты характера этого человека: уверенность в себе, о чем свидетельствовали благородная посадка головы, взгляд черных глаз, исполненный холодной решимости,

ОН СВЯЗАН СО СВОИМ ПОКОЛЕНИЕМ

ОН СВЯЗАН СО СВОИМ ПОКОЛЕНИЕМ Оно узнало и признало его. Веселые девочки и мальчики, выросшие у разнообразных покровских ворот, любят своего актера. И как он мог бы потеряться, и как мы могли бы его не узнать? Все идет по плану. Он не единственный «герой нашего времени». Их

Читайте также:  Что такое ботокс витамины

Капитан Немо в России

Капитан Немо в России В России капитан Немо?! — удивитесь вы и, возможно, добавите, поразмыслив: — Ну, разве что в переносном смысле! Книга о его приключениях с давних пор популярна в нашей стране… Но мы говорим не о книге, а о ее герое. Вы будете абсолютно правы, утверждая,

Источник

Великий мореплаватель — Джеймс Кук. Часть 2.

Капитан Кук принял командование судном «Индевор». Это был 106-футовый угольщик, переоборудованный для дальнего плавания. Его экипаж состоял из 94 человек, включая группу учёных, главным из которых был Джозеф Бэнкс.

Как раз перед тем, как Кук отправился в путь, Адмиралтейство передало ему запечатанный набор секретных инструкций, которые он должен был открыть после завершения наблюдения за прохождением Венеры.

«Индевор» поднял паруса 26 августа 1768 года. Обогнув мыс Горн в Южной Америке, он вошёл в бескрайние просторы Тихого океана. В общей сложности на то, чтобы добраться до Таити, потребовалось около восьми месяцев.

Как капитан Кук помог британцам победить цингу.

Начав свою карьеру в качестве рядового моряка, Джеймс Кук особенно заботился о здоровье экипажа во время плавания.

Одним из самых больших недугов моряков в то время была цинга, болезнь, которая вызывала боль в суставах, плохой аппетит, кровоточащие десны, усталость и расшатанные зубы.

Причиной цинги, тогда неизвестной, была нехватка витамина С в рационе. В то время как диета моряка, состоящая из солёного мяса, солёной рыбы, сыра, прогорклого масла, печенья и сушёных овощей, содержала достаточное количество калорий в ней не хватало витаминов.

Кук тестировал различные анти-цинговые напитки и продукты на экипаже в сочетании с регулярными физическими упражнениями. Несмотря на ворчание, он заставлял их есть много лука и квашеной капусты, которые считались полезными.

Что еще более важно, он приказал собирать свежую местную зелень, в различных портах во время путешествия. Именно свежая зелень, которую Кук старательно запасал на протяжении трёх своих путешествий, почти полностью избавляла его экипажи от цинги.

Это было замечательное достижение, хотя Адмиралтейству потребовалось некоторое время, чтобы разработать более эффективное лечение цинги, чем свежие продукты, которые не могли храниться на борту корабля неделями. В конце концов, ежедневная порция сока лайма оказалась эффективным решением. В последствии британских моряков стали называть лаймами.

Капитан Кук и Джозеф Бэнкс наблюдают за Венерой.

«Индевор» достиг Таити 13 апреля 1769 года. В то время британцы поддерживали хорошие отношения с таитянами, несмотря на редкие случаи воровства металла. Он тогда был очень ценным товаром на островах Тихого океана.

В какой-то момент был похищен квадрант, предназначенный для наблюдения за прохождением Венеры, и поисковая группа обнаружила воров, которые демонтировали оборудование. К счастью, Джозефу Бэнксу удалось восстановить квадрант вовремя.

Бэнкс и Кук записали время и положение Венеры, когда она входила и выходила из солнечного диска 3 июня 1769 года, что впоследствии будет использовано учёными для определения солнечного параллакса. Кук записал момент перехода в своём дневнике:

Этот день был настолько благоприятен для нашей цели, насколько мы могли пожелать, не было видно ни одного облака и воздух был совершенно чистым, так что мы имели все преимущества, которые могли пожелать, наблюдая весь проход планеты Венера над диском Солнца.

Когда учёные наконец вычислили расстояние до Солнца в 1771 году, оно отличалось всего на 2-3 процента от нынешней цифры.

Когда наблюдение было завершено, Кук открыл свои запечатанные секретные приказы и узнал, почему Адмиралтейство согласилось финансировать путешествие. Они хотели, чтобы он нашёл Terra Australis Incognita.

Поиски капитаном Куком затерянного континента.

Terra Australis Incognita, что по-латыни означает «неизвестная Южная Земля», представляла собой массивный гипотетический южный континент, постулируемый Аристотелем и греческим математиком Птолемеем как южная часть суши, уравновешивающая северное полушарие.

Британское правительство было очень заинтересовано в том, чтобы быть первым, кто достигнет этой неоткрытой земли, если она существует.

Европейские державы вели ожесточённую конкуренцию друг с другом, претендуя на территорию для своих расширяющихся глобальных империй, поэтому, желая сохранить свой план в тайне от соперников, британцы рассматривали транзит Венеры как идеальное прикрытие для имперской экспедиции.

Джеймс Кук направил «Индевор» к 40 градусам южной широты и плыл на запад, пока не достиг Новой Зеландии, которая представляла особый интерес, поскольку считалась продолжением более крупной Terra Australis. Кук тщательно наметил береговые линии Новой Зеландии, часто вступая в контакт с коренными маори.

Плавая вокруг всей Новой Зеландии, Кук доказал, что Новая Зеландия не является частью какого-то большего континента.

Источник

Джеймс Кук

Краткая биография

«Морская» часть жизни началась у сына батрака Джеймса Кука (1728–1779) в тот момент, когда он поступил юнгой на корабль, перевозящий уголь. Получив со временем некоторый опыт и предложения работы, он не захотел больше плавать на торговых судах, а вместо этого записался матросом в Королевский флот.

Упорное учение, чтение книг, увлечение морскими путешествиями привели к тому, что он достаточно быстро продвигался по службе, участвовал во многих военных кампаниях, боях, но и не только это. В его обязанности входило составление карт побережья, что в конечном счете и привело к тому, что именно Джеймсу Куку доверили возглавить несколько кругосветных экспедиций, которые были организованы английским Адмиралтейством.

Читайте также:  Профилактика рахита у новорожденных витамин

На карте мира сейчас имя Д. Кука упоминается большое количество раз, и это совершенно обоснованно и заслуженно. После его нескольких экспедиций на просторах Тихого океана уже не осталось принципиально нерешенных вопросов, за исключением только загадочного южного материка, который Кук безрезультатно искал. Во время третьего кругосветного путешествия в одной из стычек с туземцами на Гавайях Кук был убит. Это произошло 14 февраля 1779 года.

В поисках Южной земли: три экспедиции и вся жизнь

Когда английское Адмиралтейство приняло решение об экспедиции в Тихий океан, Кук был уже хорошим опытным моряком, испытанным в военных кампаниях и прекрасно зарекомендовавшим себя в составлении карт. Корабль под командованием капитана Кука «Индевор» в 1768 году вышел из Плимута.

Как это ни прискорбно, большая часть английских морских исследований совершались под пиратскими и каперскими флагами, с целью завоевания не столько новых земель, сколько золотых запасов, перевозимых на кораблях противников. Бессмысленное сокрытие плаваний и открытий новых земель приводило к тому, что многие державы повторяли «открытия» своих соперников, но не двигались в своих исследованиях дальше. Каждой стране было важно «первыми открыть» какую-то часть света, или остров, или побережье, но моряки не ведали, что до них эти земли и страны уже были открыты и заселены, а настоящие открытия еще ждали впереди: еще далеко не вся акватория океанов посещалась европейцами.

Экспедиция под началом Джеймса Кука не была исключением: в ее планы входили астрономические наблюдения за положением планеты Венеры, но негласно длительное путешествие подразумевало открытие «крайней южной земли», о возможности существования которой говорили уже давно. Для быстрейшего достижения этой цели при остановках на многочисленных островах предписано было, в противоречие с традицией, не пленять и истреблять местное туземное население, а всячески пытаться вступить с ним в переговоры, пытаться завязать дружбу.

Первое путешествие Д. Кука (1768–1771)

«Индевор», корабль военно-морских сил Англии, был достаточно прочным и приспособленным для длительного путешествия. Кук, выйдя из Англии, пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и направился к Таити. При плавании капитан пытался отклониться к югу как можно больше, чтобы, возможно, увидеть хоть край искомой «южной земли», но этого не случилось (в то время самой крайней южной частью суши была Австралия, называемая тогда Новой Голландией). Самой южной землей, встреченной на пути экспедиции, были острова архипелага Новая Зеландия. Именно они считались возможной частью «неведомой южной земли», которую мечтали найти практически все мореплаватели. Но Кук обошел их на своем корабле, подтвердив, что это всего лишь острова, а не материк. В результате экспедиция произвела топографическую съемку островов Новой Зеландии, разделенных проливом, носящим теперь имя Кука, пересекла Тасманово море и отправилась вдоль берегов Австралии на север. Нужно сказать, что мало кому из мореплавателей удалось совершить так много открытий и детализировать так много побережий, создать так много карт и совершить это без особенных потерь среди экипажа (за время долгого плавания на корабле Кука практически не случалось случаев цинги – бича моряков того времени). Однако и в этом плавании было много удивительных и опасных событий.

В отличие от своих предшественников Кук решил пройти у самого восточного побережья Австралии на север, постоянно наблюдая с востока полосу опасных рифов. Это было одно из чудес природы – Большой барьерный риф, простирающийся вдоль восточных берегов континента. В конце пути расстояние между берегом и рифами настолько сблизилось, что капитану едва удалось провести корабль по безопасному пути (фарватеру). Не избежав некоторых поломок и подлатав свой корабль, Кук подтвердил, что между Новой Голландией (тогда так называли Австралию) и следующей землей (островами Новой Гвинеи) есть пролив, т. е. они нигде не соединяются. Это место было названо проливом Торреса (или Торресовым проливом), но Куку удалось пройти им даже по более южному пути, чем сам Торрес, который был первым европейцем, проложившим этот путь. Отсюда через Индийский океан «Индевор» отправился домой, в Англию. И одной этой экспедиции хватило бы, чтобы увековечить имя Кука и в истории, и на картах. Но впереди были новые морские путешествия.

«Над носовою … частью расположены платформы, где стояли воины в полном вооружении. Гребцы сидели внизу между столбами, поддерживающими платформы, по одному человеку на каждый столб. Таким образом, эти платформы были приспособлены только для боя. Суда для подвоза съестных припасов гораздо меньше и лишены платформ. На больших судах сидело по сорок человек, а на малых – по восемь». Дж. Кук о военных судах на Таити

Второе Кругосветное плавание Кука (1772–1775)

На этот раз Кук стал капитаном флотилии из двух кораблей: «Резольюшн» и «Эдвенчер». Во время этого плавания Кук отправился еще южнее и пересек все океаны (это было настоящим кругосветным путешествием) выше 40-х широт, про которые ходили недобрые истории. В обоих полушариях эти места называли «ревущие сороковые», подразумевая жестокие шторма, обрушивающиеся на корабли. Мало того, Кук дважды пересек широту Южного полярного круга. Кстати, Кук это сделал впервые в истории человечества, никто еще до него не подплывал к Южному полюсу так близко. Напомним, что лишь спустя 50 лет кораблям Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева удалось подойти к Антарктиде ближе и увидеть ее берега. Но Кук, хотя и лавировал на кораблях среди айсбергов, не встретил там никакой земли. Как сейчас можно предположить, это действительно произошло по несчастливой случайности, поскольку Антарктический полуостров Антарктиды расположен севернее полярного круга в том месте, где Кук не был, а именно напротив мыса Горн, южной оконечности Южной Америки.

Читайте также:  Витамина сенна фенхель абрикос

Не найдя южного материка, Кук направил корабли на север, к тропическим широтам Океании. Причин тому было несколько: все же не удалось избежать цинги, кроме того, в планы входило изучение акватории и островов около Новой Зеландии (в то время эти места были настоящим «белым пятном» на картах).

Достигнув Таити, капитан и команда пополнили запасы свежими продуктами и фруктами. Это оказывало всегда хорошее действие на больных, ведь тропические плоды содержали массу витаминов – это было как раз то, что нужно измученным однообразной сухой пищей организмам. Кроме свежих фруктов были закуплены и свиньи. Продолжив свое плавание, Кук посетил еще несколько островов Океании. Не везде туземцы были дружелюбны, хотя капитан придерживался самого обходительного и дружественного тона при общении с ними. Наблюдения за бытом и нравами островитян оставили у моряков разноречивые впечатления: с одной стороны, они были свидетелями даже сцен каннибализма у местных жителей, с другой, они не могли не отметить, в общем, их миролюбие. «…Я должен сказать, что хотя они, несомненно, и каннибалы, обладают от природы добрым нравом и человечностью», – писал в своих дневниках Кук. Многочисленные наблюдения за бытом местного населения, предметы обихода туземцев, зарисовки, сделанные с натуры, были впоследствии переданы в Королевское географическое общество.

«Я обязан был приложить все усилия для того, чтобы открыть новые территории на юге, следуя либо в восточном, либо в западном направлении, по моему собственному усмотрению. Нужно было при этом держаться наиболее высоких широт и плыть к южному полюсу до тех пор, пока это позволят наши запасы, состояние здоровья команды и состояние самих кораблей. При любых обстоятельствах необходимо было иметь на борту резервный запас продовольствия, достаточный для благополучного возвращения на родину в Англию». Дж.Кук

Корабли разделились. Кук остался на «Резолюшн». Но тщетно они дожидались второго корабля в намеченной бухте у островов Новой Зеландии. Впоследствии оказалось, что несколько матросов и боцман со второго корабля были убиты местными жителями. Как потом выяснил Кук, скорее всего англичане сами спровоцировали ссору и нападение.

Кук еще несколько раз пытался проникнуть в воды Южного океана в поисках земли, но успеха не добился. «… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

Третье плавание Кука (1776–1780)

Отправиться в свое последнее мореплавание Куку пришлось на уже знакомом ему «Резолюшн». Второй корабль его флотилии назывался «Дискавери». На этот раз в намерения Англии входило завладеть любой землей, встреченной экспедицией на пути. Путь этот лежал на сей раз гораздо севернее: Куку и его кораблям следовало включиться в поиски Северо-западного прохода, то есть найти путь из Тихого океана в Атлантический. Уже известным путем корабли прошли через Атлантику, обогнули Африку, пересекли Индийский океан и направились к Новой Зеландии. Дальше они сделали остановку на уже знакомом Таити и подготовились к цели своего вояжа, поискам у берегов Северной Америки. В пути они прошли Гавайи, названные Куком Сандвичевыми островами, и поднялись к северу.

Действительно, Кук побывал практически везде в Тихом океане: его путь на этот раз был направлен на север, вдоль побережья Америки, к Алеутским островам и Берингову проливу. Побывай он даже в четверти мест, его бы уже считали отличным моряком и великим путешественником. Но он шел все дальше. Пройдя Берингов пролив, он пересек на своем корабле Чукотское море. «Резолюшн», таким образом, побывал выше обоих полярных кругов: и Северного, и Южного. Стремительно уходили летние и осенние дни, и перед Куком встал вопрос зимовки. Узнав от встреченного в пути русского мореплавателя Г. Измайлова, что на Камчатке недостаточно продовольствия и оно дорого, а кроме того, не желая долгое время оставаться так далеко к северу, Кук решился на возвращение на Гавайи, где хотел остановиться надолго.

Но случилось так, что Кук остался на Гавайях навсегда. В конце октября 1779 года в случайной стычке с прежде дружелюбными островитянами капитан Джеймс Кук был убит. Ему было всего 50 лет. Тело Кука были предано морю. Люди Кука были вынуждены бежать с острова и достигли дома лишь спустя год.

Вклад в географию

Кук первым подошел достаточно близко к Антарктиде, но не увидел ее. Многократно пересек и Южный и Северный полярные круги. Открыл Большой Барьерный риф. Открыл острова Новой Зеландии и проход между ними. Открыл Гавайские острова. Нанес на карту многочисленные острова и побережья, в том числе и побережье Аляски. Дважды за свою жизнь совершил кругосветные путешествия.

Источник

Adblock
detector