Меню

Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья

Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников
статья

Дыхание — это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение.

От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система детей дошкольного возраста несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика.

Обучив детей простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в их здоровье.

Почему дыхательная гимнастика нужна?

Известно, что дыхательная гимнастика:

повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;

предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;

стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно — сосудистую системы, кровообращение;

насыщает организм оптимальным количеством кислорода;

способствует уравновешиванию нервных процессов

Одним из необходимых условий правильного развития и хорошего роста является умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Семь детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра- дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут. Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Очень важным аспектом является то, что з анимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений:

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Выполнять лучше до завтрака или после ужина в хорошо проветренном помещении.

При разработке комплексов надо учитывать:

эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления;

доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Универсальность дыхательной гимнастики:

не имеет противопоказаний;

повышает внимание и улучшает память;

в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;

Читайте также:  Психическое здоровье это здоровье которое зависит от состояния головного мозга

улучшает речевое дыхание и звучность речи;

устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;

лечебная и профилактическая;

оздоровительная и развивающая;

восстанавливающая силы и улучшающая настроение;

выполняется сидя, лежа, стоя;

в помещении и на улице;

выполняется как по частям, так и комплексно;

используется с раннего возраста.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
dyhatelnaya_gimnastika.odt 21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание- это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение.

От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система детей дошкольного возраста несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика.

Обучив детей простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в их здоровье.

Почему дыхательная гимнастика нужна?

Известно, что дыхательная гимнастика:

  • повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
  • предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
  • стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно — сосудистую системы, кровообращение;
  • насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
  • способствует уравновешиванию нервных процессов

Одним из необходимых условий правильного развития и хорошего роста является умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Семь детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.

Суть правильного дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.

Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра- дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут. Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.

Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Очень важным аспектом является то, что занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Техника выполнения упражнений:

— воздух набирать через нос;

— плечи не поднимать;

— выдох должен быть длительным и плавным;

— необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

Выполнять лучше до завтрака или после ужина в хорошо проветренном помещении.

При разработке комплексов надо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.

Универсальность дыхательной гимнастики:

  • не имеет противопоказаний;
  • очень результативна;
  • повышает внимание и улучшает память;
  • в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;
  • улучшает речевое дыхание и звучность речи;
  • устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;
  • лечебная и профилактическая;
  • оздоровительная и развивающая;
  • восстанавливающая силы и улучшающая настроение;
  • выполняется сидя, лежа, стоя;
  • в помещении и на улице;
  • выполняется как по частям, так и комплексно;
  • используется с раннего возраста.

Таким образом, использование дыхательной гимнастики помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ.

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно.

Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников».

Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ исп.

Мастер — класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников&raquo.

Преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами — несомненно. Это очень простой и вместе с тем эффективный способ сохранения и укрепления здоровья детей, который не требует.

Источник

Мастер – класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
методическая разработка по логопедии

Мастер — класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
006_master-klass_dlya_roditeley_dyhatelnaya_gimnastika.docx 345.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 11 «СОЗВЕЗДИЕ»

ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила учитель – логопед:

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.

  1. Познакомить родителей с дыхательной гимнастикой А. Н. Стрельниковой, способствующей укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
  2. Способствовать получению практических навыков по проведению дыхательной гимнастики в домашних условиях.
  3. Привлечь к изготовлению тренажёров для игр и упражнений на развитие дыхания детей для группы.

Оборудование и материалы : цветная бумага, картон, мультифоры, новогодний дождик, ножницы, дырокол, скотч, клей-карандаш, пенопласт, коктейльные трубочки, теннисный шарик, карандаши, канцелярские кнопки, пластиковые стаканчики с крышкой емкостью 0, 3 л.

  1. Вступительное слово.
  2. Знакомство с методом А. Н. Стрельниковой.

3. Разучивание с родителями основных упражнений дыхательной гимнастики для детей 4-5 лет, для проведения в домашних условиях.

4. Мастер-класс по изготовлению тренажёров для игр и упражнений на развитие дыхания.

Острые респираторные заболевания занимают ведущее место в структуре общей заболеваемости дошкольников. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и низким уровнем общей сопротивляемости организма ребёнка.

Исследования ученых-медиков показывают, что в развитии дыхательного аппарата детей дошкольного возраста наблюдается дисбаланс : при относительной мощности легких, просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) еще узок, дыхательные мышцы являются слабыми. В связи с этим врачи рекомендуют детей дошкольного возраста обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов, тем самым снизить уровень заболеваемости.

Дыхательная гимнастика – это отличная профилактика ОРЗ и ОРВИ. Упражнения на развитие правильного дыхания оказывают положительное воздействие на организм ребенка : помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма; формируют умение управлять собой (медленный выдох поможет ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, поможет избежать стресса) ; улучшают работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма.

Сегодня я хочу Вас познакомить с уникальным методом А. Н. Стрельниковой, который был запатентован ещё в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения респираторных заболеваний. Основа гимнастики является носовое дыхание, которое стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке. Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается, а не расширяется. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях, поэтому, необходимо проконсультироваться с участковым врачом.

Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений.

Основные правила : Максимум эмоций на вдохе. Одновременность движений и вдохов. Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше. Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.

Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трё х основных упражнений : «Ладошки» , «Погончики» , «Насос» .

Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи. Для того, чтобы этот процесс был интересен детям необходимо проводить в игровой форме : с сюжетом, в стихотворной форме, с игрушками. Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его. Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 С. Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса. Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.

А сейчас, предлагаю разучить три упражнения, с которых необходимо начинать дыхательную гимнастику с детьми 4-5 лет.

  1. «Ладошки» : Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию) . Выдох — произвольно (носом, ртом) . Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.

  1. «Погончики» : Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия) . Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.

  1. «Насос» : Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий. Очень важно, чтобы взрослый выполнял упражнения вместе с детьми.

А, сейчас, хочу Вам предложить, небольшой мастер-класс по изготовлению тренажёров для игр и упражнений с детьми дошкольного возраста на развитие дыхания, которые можно использовать в домашних условиях. Для их изготовления можно задействовать и детей.

а) «Волшебные стаканчики» . Из цветной бумаги и с помощью дырокола сделайте некоторое количество конфетти, можно ещё покрошить пенопласт. Теперь конфетти и пенопласт поместите в стаканчики, которые находятся у вас на столах. Закройте их крышками с отверстиями, в отверстия вставьте коктейльные трубочки. Теперь медленно и глубоко вдохните воздух носом и выдохните ртом через трубочки в наши тренажеры. Весело? Интересно? Уверяю, Вас, детям это тоже очень нравится.

б) «Вертушка» . Возьмите лист цветной бумаги, карандаш, клей и канцелярскую кнопку. С помощью этих предметов мы с вами сделаем игрушку-вертушку, которая также является тренажером для дыхательной гимнастики. Делаем диагональные надрезы всех четырех углов бумажной заготовки, фиксируем в центре по одной половинке каждого угла и прикрепляем на карандаш канцелярской кнопкой. Еще один тренажер готов. Попробуйте его в действии. Вот так и с детьми весело и непринужденно проводится дыхательная гимнастика.

в) «Тучка» . Возьмите картон голубого цвета, вырежете из него тучку. Затем мультифору разрежьте на узкие полоски, которые потом необходимо наклеить на тучку скотчем.

Думаю, что приготовленные дома с детьми такие тренажёры, не только повысят мотивацию ребёнка выполнять дыхательные упражнения, но создадут хорошее настроение на весь день.

Уважаемые родители! Здоровье детей в Ваших руках. И от того сможете ли Вы научить своих детей бережно относиться к своему здоровью зависит их будущее. Надеюсь, что полученная информация сегодня на семинаре-практикуме пригодится и Вам, и Вашим детям. До свидания!

Источник

Adblock
detector