Меню

Двигательная активность здоровье детей подростков

Двигательная активность здоровье детей подростков

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе — ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года — это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.


Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно — сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
Читайте также:  Критерии психологического здоровья детей дошкольного возраста

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.


Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Источник

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьника.Проблема здоровья подрастающего поколения и в настоящее время очень актуальна.

Формирование мотивационных установок к деятельности начинается в детском возрасте, и на этот процесс оказывает влияние множество факторов как внешних, так и внутренних.Формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом способствует авторитет взрослых — учителей и родителей .Если проанализировать научную, учебно-методическую литературу по вопросу двигательной активности можно сказать следующее: На государственном уровне необходимо пересмотреть комплексную программу по физическому воспитанию на предмет увеличения количества обязательных уроков физической культуры в неделю. Необходимо повысить образовательный уровень родителей, потому что только усилиями школы вопрос повышения двигательной активности не решить. По возможности необходимо возобновить преподавание в школе предмета «валеология», учить детей с детства бережному отношению к собственному здоровью.Необходимо увеличить информационную значимость средств массовой информации в плане оздоровительной и воспитательной направленности, расширить объем трансляции массовых спортивных соревнований, таких как «Мама, папа, я – спортивная семья», «Делай как я, делай лучше меня», «Я чемпион» популяризировать те виды спорта, которые имеют большую оздоровительную направленность, а также двигательную активность как образ жизни.Дать возможность ученикам проверить и поверить в себя, проявить себя, почувствовать уверенность . стабильность и значимость себя, как полноценного гражданина своей страны .На ряду с квалификационными соревнованиями , проводимых для спортсменов, организовывать спортивные мероприятия с определённым набором упражнений, заданий, приемлемых для учащихся среднего и ниже среднего уровня физического развития.

Таким образом, для всех нас выражение «Здоровье детей – богатство государства» должно стать жизненной позицией.

Просмотр содержимого документа
«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Президент Республики Казахстан, Н.А.Назарбаев, не однократно отмечал, что одной из важнейших задач государства является стимулирование направленности на здоровый образ жизни. Во все времена физкультура и спорт помогали человеку любого возраста стать здоровее, красивее, сильнее. И государство в этом плане делает всё, чтобы спорт вошёл в жизнь каждого гражданина Республики.

Проблема физического развития актуальна в любом возрасте. Ещё в школьные годы, а затем в средних и высших учебных заведениях проводится систематическая работа над развитием физических способностей учащихся, укреплением их здоровья.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьника, оно определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

Читайте также:  Как использовать яблочный уксус для здоровья

Проблема здоровья подрастающего поколения и в настоящее время очень актуальна.

Всемирная организация здравоохранения провозгласила программу «Здоровье человечества», предусматривающую взаимодействие всех государств в осуществлении этой задачи.

Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе – это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательного режима и физической подготовленности школьников.

По результатам медицинских осмотров, проводимых в школах , к категории здоровых можно отнести не более 16% учащихся. Остальные страдают теми или иными отклонениями в состоянии здоровья.

Причины наблюдаемого неблагополучия связаны с различными социальными проблемами, к числу которых относятся:

социально-экономические проблемы и обусловленное ими состояние хронического стресса у большинства населения;

низкий духовный и культурный уровень общества: рост алкоголизма, наркомании, токсикомании, инфекционных заболеваний;

снижение двигательной активности, а также интереса к занятиям физической культурой и спортом;

плохие бытовые условия.

Обучение в школе значительно увеличивает нагрузку на организм ребенка, снижает двигательную активность, вызывает дефицит мышечной деятельности. А мы знаем, что успешно учиться могут только здоровые дети. И решить вопрос дефицита двигательной активности могут не только уроки физической культуры, но и спортивно-массовые мероприятия.

Перечень проводимых мероприятий в спортивно-массовой работе растёт с каждым годом. Однако вовлечение учащихся только в специально организованные спортивные секции недостаточно для охвата всего контингента систематическими занятиями физкультурой и спортом, поэтому от преподавателя физкультуры требуется поиск новых форм и методов мотивированной активизации деятельности учеников на уроках, необходимо развивать интерес к занятиям в спортивных секциях, кружках, участвовать в спортивно-массовых мероприятиях.

Так, в спортивных секциях, клубах, спортивных школах занимается малое количество учащихся, которые повышают своё мастерство, добиваются результатов, а основная масса учеников остаётся в стороне. Мы привыкли делать упор на физически крепких и развитых учащихся, которые могут принести призовые места для школы в превалирующих видах спорта. Что же делать тому, кто не столь силён и по уровню своего физического развития не может мастерски играть в баскетбол или быстро пробежать 100 метров?

Ученые и преподаватели физического воспитания многих стран мира детально изучают проблему мотивации к проявлению двигательной активности в школьном возрасте. При этом, прежде всего, выясняют вопросы:

Что побуждает детей к спортивным занятиям? Вызывает ли спорт интерес у школьников? Что нужно сделать, чтобы привлечь учащихся к регулярным занятиям спортом? Какие факторы влияют на формирование мотивации детей?

Формирование мотивационных установок к деятельности начинается в детском возрасте, и на этот процесс оказывает влияние множество факторов как внешних, так и внутренних.

Структура мотивов и факторов, влияющих на их формирование, что обусловлено социально-экономическими условиями, культурой, традициями и т.п.

На первое место у учеников выходит такая категория, как развлечение. Наименьшее значение для учащихся во время занятий спортом, оказывается, имеет его результативность. Между этими двумя мотивациями находятся все остальные, которые также имеют большое значение (оздоровление, двигательная активность, игра, дружба, лидерство, опыт, мастерство). Этот последовательный ряд мотиваций особенно важен при дальнейшем приобщении учеников к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Проявление мотивации имеет особенность в зависимости от принадлежности к тому или иному полу. Например, наибольшую значимость у мальчиков имеет мотив достижения спортивного результата, у девочек — интерес к двигательной активности.

У мальчиков в значительной степени интерес проявляется именно к спортивной направленности занятий.

Структура мотивов школьников существенно отличается от таковой взрослого контингента. Приоритетные мотивы — оздоровление, совершенствование формы тела, активный отдых, развлечение, общение с друзьями и в меньшей степени — спортивный результат .

Формирование психологических установок личности современного подростка проявляется в выдвижении им объективных и субъективных причин, которые мешают заниматься физической культурой и спортом. Преобладающее большинство указывают на отсутствие желания и времени для занятий, часть из них ссылаются на плохое здоровье, часть — на отсутствие мест, где можно заниматься, и некоторые — на запрет родителей.

Читайте также:  Кофейный напиток здоровье детям

Формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом способствует авторитет взрослых — учителей и родителей . Этот процесс тесно связан с компетентностью и соответствующей педагогической квалификацией педагогов. Их мотивация к занятиям физической культурой и спортом способствует более качественному проведению уроков, что, в свою очередь, способствует формированию необходимой мотивации и повышению активности учащихся.

Однако существенное значение имеют факторы, которые находятся вне школьного и семейного воспитания: микросреда (товарищ, «улица»), посещение соревнований. В школьный период развития еще присутствует потребность иметь идеалы и подражать им. Человек не может понять и оценить себя без сопоставления с другими людьми, поэтому самооценка подростков неотрывно связана с оценкой ими своих товарищей.

Сегодня большинство подростков предпочитает в свободное время просматривать телевизионные программы, просиживать за компьютером, но только малая часть почувствовали на себе их информационную значимость и влияние на формирование желания систематически заниматься физической культурой и спортом. Это связано с коммерциализацией большинства телеканалов, увеличением проектов, рекламы неликвидных товаров, демонстрацией зарубежных кинобоевиков, снижением образовательного и воспитательного уровня телепередач. Кроме того, сегодня наблюдается повальное увлечение детей компьютерными играми, которые, к примеру, позволяют им «играть» в баскетбол, футбол, хоккей или заниматься горным туризмом, отвлекая от участия в настоящих спортивных играх. Эта «эпидемия» широко распространяется, занимая большую часть свободного времени детей, сокращая их двигательную активность (Гуськов, Кофман, 1995).

Попытки установить ориентировочные нормы двигательной активности предпринимались неоднократно. Рекомендовался для школьников ежедневный двухчасовый объем двигательной активности, который мог бы компенсировать потребность в движении, что составляет от 1/6 до 1/3 общего учебного времени.

Даже при самых благоприятных условиях общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить необходимый объем двигательной активности, поэтому фактическая специально организованная двигательная активность ограничивается 3—4 часами в неделю у основной массы школьников, что составляет 30 % гигиенической нормы.

Если проанализировать научную, учебно-методическую литературу по вопросу двигательной активности можно сказать следующее:

На государственном уровне необходимо пересмотреть комплексную программу по физическому воспитанию на предмет увеличения количества обязательных уроков физической культуры в неделю.

Необходимо повысить образовательный уровень родителей, потому что только усилиями школы вопрос повышения двигательной активности не решить.

По возможности необходимо возобновить преподавание в школе предмета «валеология», учить детей с детства бережному отношению к собственному здоровью.

Необходимо увеличить информационную значимость средств массовой информации в плане оздоровительной и воспитательной направленности, расширить объем трансляции массовых спортивных соревнований, таких как «Мама, папа, я – спортивная семья», «Делай как я, делай лучше меня», «Я чемпион» популяризировать те виды спорта, которые имеют большую оздоровительную направленность, а также двигательную активность как образ жизни.

Дать возможность ученикам проверить и поверить в себя, проявить себя, почувствовать уверенность . стабильность и значимость себя, как полноценного гражданина своей страны .

На ряду с квалификационными соревнованиями , проводимых для спортсменов, организовывать спортивные мероприятия с определённым набором упражнений, заданий, приемлемых для учащихся среднего и ниже среднего уровня физического развития.

Таким образом, для всех нас выражение «Здоровье детей – богатство государства» должно стать жизненной позицией.

Круцевич Т.Ю. Методика физического воспитания различных групп населения. Издательство «Олимпийская литература» 2003г. 391 стр.

Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. Москва. Академия 1998г., 158стр.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. Академия, 2001 г. 478 стр.

А. Л. Сутормина, студентка 4 курса ГОУ СПО «Выборгский педагогический колледж»

Источник

Adblock
detector