Меню

Двигательная активность школьников как основа зож

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте
статья по физкультуре на тему

Развитие двигательной активности, как средство формирования практических навыков здорового образа жизни в школьном возрасте.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti_kak_sredstvo_formirovaniya_prakticheskikh_navykov_zdorovogo_obraza_zhizni_v_shkolnom_vozraste.docx 21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание является порождением потребностей человеческого общества. Эта потребность состоит в том, что старшее поколение людей готовит к жизни младшее, то есть воспитывает его.
По мере усложнения в обществе социальных отношений видоизменялась и функция физического воспитания. Постепенно развивался процесс его внедрения в сферу материального производства и духовной жизни людей. Сегодня нужно говорить о формировании нового типа человека, способного на протяжении своей жизни активно использовать собственные физические качества. В.М.Выдрин выделил наиболее важные качества современного человека: во-первых, всестороннее развитие его индивидуальных задатков, склонностей и дарований для воплощения в творческие способности ко всем видам деятельности, которые необходимы в обществе. Во-вторых, освоение каждым человеком достижений науки и культуры, формирование научного мировоззрения, и в результате перемещение жизненного интереса из сферы материального потребления в сферу удовлетворения духовных запросов. В-третьих, гармоничное развитие духовных и физических качеств человека, духовной и физической его красоты.
Физическое воспитание на современном уровне развития нашего общества должно отражать новую ступень в формировании личности. Поэтому отношение к физическому воспитанию как необходимой стороне гармоничного развития людей приобретает качества целенаправленного воздействия на конкретного человека согласно его потребностям. Главная цель физического воспитания — содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея работы в школе – формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе нужно создавать благоприятную среду, способствующую искоренению вредных привычек обучающихся.
Для здорового образа жизни особенно нужны жизнерадостность и бодрость, здоровый спорт — гимнастика, плавание, экскурсии, физические упражнения всякого рода. Основными задачами пропаганды здорового образа жизни является:
• Привитие правильных умений и навыков по физической культуре.
• Воспитание с раннего возраста устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой.
• Повышение уровня физической культуры.
• Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
• Формирование прочных основ здорового образа жизни.

Понятие двигательной активности и ее роль для здоровья человека

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р. Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е. деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и в быту. Наиболее адекватным выражением количества произведенной мышечной работы является величина энергозатрат. Минимальная величина суточных энергозатрат, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, составляет 12—16 МДж (в. зависимости от возраста, пола и массы тела), что соответствует 2880 — 3840 ккал.
Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической
активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.
Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности: 1) по данным хронометража, выполненного за сутки работы; 2) по показателям энергозатрат на основе непрямой калориметрии; 3) путем подсчета энергетического баланса. Поскольку ЧСС довольно точно отражает степень нагрузки на сердечнососудистую систему во время мышечной деятельности и находится в прямой зависимости от потребления кислорода, поэтому величина ЧСС во время мышечной работы может служить количественным показателем физической активности, проверяемой во время проведения различных тестов.
В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350—500 ккал в сутки (или 2000—3000 ккал в неделю). По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста, таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии.
При этом оно потребляет определённое количество питательных веществ и с определённой скоростью изнашивается (как и организм в целом). У человека совершенно не тренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений, также больше потребляет питательных веществ и, конечно же, быстрее стареет. Всё иначе у хорошо тренированных людей. Количество ударов в минуту может равняться 50, 40 и менее. Экономичность сердечной мышцы существенно выше обычного.

Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё — начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается. Повседневные нагрузки на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений, и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности, в том числе умственные, физические.
При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (притом, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях, проведённых на человеке, показано, что физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Кроме перечисленного, происходит улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в 1,5 — 2 раза, выносливость — в несколько раз, сила в 1,5 — 3 раза, минутный объём крови во время работы в 2 — 3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту во время работы — в 1,5 — 2 раза и т. д.
Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов. Например, таких как пониженное атмосферное давление, перегревание, некоторые яды, радиация и др. В специальных опытах на животных было показано, что крысы, которых ежедневно по 1 — 2 часа тренировали плаванием, бегом или висением на тонком шесте, после облучения рентгеновскими лучами выживали в большем проценте случаев. При повторном облучении малыми дозами 15% нетренированных крыс погибало уже после суммарной дозы 600 рентген, а тот же процент тренированных — после дозы 2400 рентген. Физические упражнения повышают стойкость организма мышей после пересадки им раковых опухолей.
Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции, наоборот, способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием.
От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки, окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся.
Как видим, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Это и понятно. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.
Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
Уроки физической культуры — основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению умственной и физической работоспособности школьников, формированию у детей правильной осанки.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном и в воспитательном процессе позволяет снижать утомляемость, улучшать эмоциональный настрой и повышать работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя.

Источник

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Сегодня остро стоит вопрос поиска новых форм и средств улучшения состояния здоровья школьников младших классов и повышения их мотивации к здоровому и активному образу жизни, как важнейшей составляющей профилактики заболеваемости школьников

Цель исследования — изучение влияния двигательной активности на уровень заболеваемости и успеваемость обучающихся младших классов.

В ходе работы определены приоритетные формы двигательной активности для обучающихся младших классов, влияние занятий физической культурой на успеваемость обучающихся младших классов.

Скачать:

Вложение Размер
kotova_mariya_rabota.docx 68.89 КБ

Предварительный просмотр:

Научное общество учащихся «Эврика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Приокского района г.Н.Новгорода

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Выполнила: Котова Мария,

ученица 10 класса

Оринчук Алла Николаевна,

учитель физической культуры

Глава 1. Двигательная активность учащихся младших классов

как необходимое условие здорового образа жизни . ………. 5 стр.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Организация и методы исследования . …. 9 стр.

Выводы по главе 2.

Глава 3. Влияние двигательной активности на состояние здоровья и успеваемость учащихся младших классов …………………. …. ……. 10 стр.

Выводы по главе 3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………. ……..… 16 стр.

Состояние здоровья обучающихся находится сегодня на достаточно низком уровне. Так по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ количество здоровых учащихся в школе составляет 12-15% от общего количества школьников. На сегодня наблюдается еще одна негативная тенденция: учащиеся 1 классов, приходя в школу уже имеют значительные проблемы со здоровьем. Так данные мониторинга состояния здоровья учащихся МБОУ Комаровской средней общеобразовательной школы за последние годы показывают, что количество первоклассников, имеющих 3-5 группы здоровья, выше среднегрупповых показателей по школе (16-18%) и постоянно увеличиваются. Так в 2012-2013 учебном году количество первоклассников с 3-5 группой здоровья составило 25% от общего количества первоклассников, а в 20-13-2014 учебном году уже 34%.

Актуальность исследования . Сегодня остро стоит вопрос поиска новых форм и средств улучшения состояния здоровья школьников младших классов и повышения их мотивации к здоровому и активному образу жизни, как важнейшей составляющей профилактики заболеваемости школьников.

Гипотеза исследования. Применение различных форм и средств физического воспитания и увеличение двигательной активности детей младших классов позволит улучшить их состояние здоровья и повысить успеваемость в учебной деятельности.

Цель исследования — изучение влияния двигательной активности на уровень заболеваемости и успеваемость учащихся младших классов.

1. Определить приоритетные формы двигательной активности для учащихся младших классов.

2. Оценить эффективность занятий физической культурой и спортом на уровень заболеваемости учащихся младших классов по показателям количество пропущенных дней и уроков по причине болезни.

3. Определить влияние занятий физической культурой на успеваемость учащихся младших классов.

Ценность исследования состоит в том, что в работе определены основные формы двигательной активности, которым отдают преимущество учащиеся младших классов сельской школы, а также сделан анализ влияния занятий физической культурой и спортом на уровень заболеваемости учащихся младших классов и их успеваемость. Также определены основные мотивы, побуждающие учащихся младших классов систематически заниматься физической культурой или наоборот игнорировать эти занятия.

РАЗДЕЛ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок входит в учебную деятельность, овладевает новыми видами учебных действий. Это период активного развития и становления ребенка как личности. В младшем школьном возрасте у школьников формируется определенное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, формируется потребность в активных занятиях физической культурой и спортом.

Двигательная активность учащихся может быть ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической (игры на улице, участие в соревнованиях и т.д.). В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.

Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке.

Задача учителей и родителей учащихся — по возможности защитить физическое и психическое здоровье ребенка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно.

Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке, что в целом положительно сказывается на успеваемости учащихся.

Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте — все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Синдром гиподинамии (недостаток движения) является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более младших школьников. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать малую подвижность и в то же время не приводить к их переутомлению.

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.

Очень важное место в привлечении детей к занятиям физической культурой и спортом имеет формирование мотивации к этому виду деятельности. Мотивы занятий физической культурой условно делят на несколько групп. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно — ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

  • Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).
  • Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.)
  • Подготовка себя к труду и службе в армии.
  • Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос родителей в различных регионах страны показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%.

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя, сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев или сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и старшими в семье, или необходимо просто присутствие старших.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Таким образом, у учащихся младших классов необходимо формировать потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым. Все виды двигательной деятельности положительно влияют на физическое и психическое здоровье ребенка.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследовательская работа проводилась на базе Комаровской школы на протяжении 6 месяцев с сентября 2013 по февраль 2014 года и состояла из трех этапов. В исследовании принимали участие школьники 2-4 классов. Учащиеся 1 классов в исследовании не были задействованы, т.к. в период 1-2 четверти у них происходит адаптация к новым условиям обучения, что могло повлиять на результаты исследования.

Первый этап, поисковый, был посвящен изучению понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «двигательная активность», возможности применения различных форм и средств физического воспитания для сохранения и улучшения состояния учащихся младших классов. Результаты этой работы позволили уточнить цель и задачи исследования.

Второй этап — исследовательский. На этом этапе был проведен опрос учащихся младших классов МБОУ Комаровской СОШ, целью которого стало определить какие формы двигательной активности используются учащимися для своего физического развития. В течение полугода проводилось наблюдение за состоянием здоровья и успеваемостью обучающихся младших классов. Для этого собирались данные о количестве дней и уроков пропущенных учащимися младших классов по причине болезни (простуда, ОРЗ, грипп и др.) и данные об успеваемости учащихся 2-4 классов за 1 и 2 четверти 2013-2014 учебного года.

Третий этап — аналитический. В ходе его проводилось математическая обработка, анализ и обобщение результатов исследования, оформление исследовательской работы.

В ходе проведения работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, педагогическое наблюдение и опрос, изучение и обобщение педагогического опыта, методы математической статистики.

РАЗДЕЛ 3. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

В начале исследования был проведен опрос учащихся 2-4 классов (всего 6 классов, 102 ученика) Комаровской школы с целью определения какими формами двигательной активности занимаются учащиеся. Опрос показал, что ученики используют различные формы двигательной активности, среди которых преобладают:

  • утренняя зарядка;
  • вечерние занятия физическими упражнениями;
  • занятия с родителями (преимущественно по выходным);
  • занятия в спортивных секциях (2-4 раза в неделю).

Отдельная группа учащихся не занимается физкультурой и спортом или делает это эпизодически.

После математической обработки результатов опроса были сформированы следующие группы учащихся (рис. 1):

1 группа — учащиеся которые по различным причинам не занимаются физкультурой или занимаются редко. В группу вошло 33 человека, что составило 32,3%.

2 группа — учащиеся которые занимаются физкультурой систематически (более 3-4 раз в неделю) в форме утренней зарядки или вечерних занятий (самостоятельно или с родителями). В группу вошло 39 человек, что составило 38,2%.

3 группа — учащиеся которые посещают спортивные секции (регулярно, 2-4 раза в неделю). Среди секций учащиеся выбрали: футбол, спортивные танцы, единоборства. В группу вошло 30 человек, что составило 29,5%.

Рис. 1. Выбор форм двигательной активности учащимися 2-4 классов МБОУ Комаровской СОШ.

Далее в течение 6 месяцев с сентября 2013 года по февраль 2014 года проводилось наблюдение за учащимися младших классов. Наблюдение проводилось по таким показателям:

  • количество дней/уроков, пропущенных учащимися по причине болезни (грипп, ОРЗ, ОРВИ, простуда и др.);
  • успеваемость учащихся по итогам 1 и 2 четвертей (средний бал по сумме всех предметов).

Помощь в проведении наблюдений была оказана классными руководителями. По данным классных руководителей фиксировалось количество заболеваний учащихся 2-4 классов и количество уроков, которые пропущены учениками по причине болезни (рис. 2, 3).

Рис 2. Количество дней пропущенных по болезни учащимися 2-4 классов

Рис 3. Количество уроков пропущенных по болезни учащимися 2-4 классов

Результаты исследования показали, что учащиеся 1 групп (не занимаются физической культурой) болеют чаще других учащихся и пропустили за период исследования в среднем 2,4 дня / 40,8 уроков по причине болезни. Учащиеся, которые были отнесены ко 2 группе (занимаются ФК утром и вечером) пропустили в среднем 1,8 дней / 29,6 уроков по причине болезни. Учащиеся 3 группы (занимаются в спортивных секциях) имели наименьшее количество пропусков в среднем 1,1 дней / 18,4 уроков за весь период.

Данные результатов болезни учащихся показывают, что школьники занимающиеся активно физической культурой и спортом менее подвержены простудным заболеваниям и имеют более сильный иммунитет по сравнению с учащимися, которые не занимаются физической культурой и спортом.

Также в ходе исследования была определена успеваемость учащихся 2-4 классов в 1 и 2 четверти (рис. 4).

Рис 4. Успеваемость учащихся 2-4 классов в 1-2 четверти 2013-2014 уч. года

Результаты успеваемости учащихся 2-4 классов определялись по средним показателям оценок за 1 и 2 четверти. Анализ результатов успеваемости показал, что наивысший уровень успеваемости имеют учащиеся 2 группы (занимаются ФК утром или вечером) — 4,1 балла, немного ниже уровень успеваемости учащихся 3 группы (занимаются в спортивной секции) — 3,95 баллов. И самый низкий уровень успеваемости у учащихся 1 группы (не занимаются ФК) — 3,7 баллов.

Результаты исследования показали, что занятия физической культурой и спортом позволяют учащимся младших классов укрепить свой иммунитет и соответственно меньше болеть, что в последствии сказывается и на их успеваемости. Из бесед с классными руководителями было определено, что учащиеся которые занимаются систематически физкультурой и спортом более дисциплинированы, что сказывается в их умении распределять свое время на выполнение различных учебных заданий. Также данные учащиеся более ответственно подходят к выполнению различных поручений.

Более низкий уровень успеваемости учащихся 3 группы (занимаются в спортивной секции) в сравнении с учениками 2 группы (занимаются ФК утром или вечером), по мнению классных руководителей, определяется тем, что ученики младших классов еще не в полной мере могут переносить дополнительные нагрузки и дополнительная утомляемость после тренировок сказывается на их успеваемости.

В ходе опроса учащихся были выявлены основные мотивы, которые побуждают учащихся заниматься физической культурой и спортом:

  • хочу стать известным спортсменом (футболистом, каратистом и т.д.) — 36%;
  • хочу стать сильным / красивой — 21%;
  • нравится заниматься — 17 %;
  • в этой секции занимаются мои одноклассники — 15%;
  • ФК занимаются родители / беру пример с родителей — 11%.

Среди причин, по которым учащиеся не занимаются физической культурой были названы такие:

  • не нравится заниматься — 47%;
  • больше люблю компьютерные игры — 38%;
  • родители не занимаются ФК — 15%.

Таким образом, проведенное исследование показало, что регулярные занятия физической культурой и спортом (в любой форме) позволяют снизить заболеваемость учащихся с одной стороны, и положительно влияют на уровень их успеваемости с другой стороны. Опрос учащихся показал, что большую роль в привлечении к школьников к регулярным занятиям физической культурой имеет положительное отношение родителей к физкультуре и их личный пример.

Основными формами двигательной активности для учащихся младших классов являются следующие:

  • утренняя зарядка;
  • вечерние занятия физическими упражнениями;
  • занятия с родителями (преимущественно по выходным);
  • занятия в спортивных секциях (2-4 раза в неделю).

Основными мотивами, которые побуждают учащихся младших классов заниматься физической культурой и спортом являются:

  • хочу стать известным спортсменом (футболистом, каратистом и т.д.) — 36%;
  • хочу стать сильным / красивой — 21%;
  • нравится заниматься — 17 %.

Занятия физической культурой и спортом положительно влияют на состояние здоровья учащихся младших классов и позволяют снизить более чем в 2 раза количество пропусков дней/уроков по причине болезни:

  • за 6 месяцев исследования пропущено в среднем 2,4 дня / 40,8 уроков по причине болезни учащимися, которые не занимаются ФК и пропущено в среднем 1,1 дней / 18,4 уроков учащимися, которые занимаются в спортивных секциях.

Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на дисциплинированность и ответственность учащихся младших классов, что в целом сказывается на уровне их успеваемости:

  • 4,1 балла — успеваемость учащихся, занимающихся физкультурой утром или вечером, 3,95 баллов — успеваемость учащихся занимающихся в спортивных секциях и самый низкий уровень успеваемости у учащихся которые не занимаются ФК — 3,7 баллов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гладышева О.С. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство. – Н.Новгород: НИРО, 2008. – 203 с.
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М.: Аркти, 2004. – 176 с.
  3. Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении / сост. М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.
  4. Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. – М.:Аркти, 2007. – 128 с.
  5. Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2010. – 311 с.
  6. Чичикин В.Т. Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении: монография / В.Т.Чичикин, П.В.Игнатьев, Е.Е.Конюхов. – Н.Новгород: НГЦ, 2007.
  7. Чичикин В.Т. Физическая культура в 1-4 классах общеобразовательного учреждения: проектирование учебного процесса: методическое пособие / В.Т.Чичикин, П.В. Игнатьев. — Н.Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2006. — 163 с.

Источник

Читайте также:  Средства туризма для формирования зож
Adblock
detector