Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников
Шашкина Вера Павловна
Двигательная активность, как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников
Двигательная активность как фактор сохранения и укрепления здоровья школьников.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует, бегает – пусть он находится в постоянном движении.»
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья школьников.
Слайд 2 Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие и терпение при необходимости действовать в соответствии с предусмотренными нормами поведения. Здоровье – это важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия.
Поэтому здоровый человек – это, как правило, образованный человек,усвоивший одну простую истину: «чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым». Поэтому очень важно, сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-технического прогресса. Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.
В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов.
К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечнососудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Движение – это жизнь. Движение – естественная потребность человека, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности
Важность и высокую значимость физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие.
Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.
Работами известного отечественного физиолога профессора И. А. Аршавского и его учеников установлено, что, двигаясь, организм не только расходует энергию, но и с лихвой восполняет израсходованное. При этом он старается накопить энергию с некоторым избытком, запасом на будущее. И вот такой запас является базой, необходимым условием дальнейшего развития. За счет этого растет и развивается детский организм.
Поэтому чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма. На сегодняшний день сохранение здоровья подрастающего поколения – задача государственной важности. Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.
СЛАЙД 3 Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни. Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она оказывает положительное влияние на состояние здоровья, стимулирует деятельность нервной и эндокринной систем организма, повышает его устойчивость к неблагоприятному воздействию фактов риска, снимает психическое и эмоциональное напряжение, укрепляет нервно-мышечный аппарат, повышает умственную и физическую работоспособность.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
СЛАЙД 4 Поэтому главная задача нашего лицея – организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание обучающихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью.
В нашей работе мы используем различные формы и методы двигательной активности, СЛАЙД 5 в первую очередь рекомендуем родителям выполнять вместе с детьми утреннюю зарядку, чтобы это вошло в привычку.
СЛАЙД 6 Далее: педагоги нашего лицея проводят физкультминутки на уроках и подвижные игры на переменах, что способствует смене двигательной активности.
СЛАЙД 7 Большое количество обучающихся нашего лицея занимаются в кружках и спортивных секциях дополнительного образования вне и внутри образовательного учреждения.
СЛАЙД 8 Также широко используем занятия и прогулки на свежем воздухе, массовые, культурные спортивно-оздоровительные мероприятия.
СЛАЙД 9 Традиционно стало проведение мини-футбола на «Кубок Автобакса» среди 4-х школ (СШ №5, СШ №16, СШ №22, Лицей №11). Совместно с РДШ запланировали расширить программу, включить такие виды спорта как волейбол и баскетбол. Также принимаем активное участие в сдаче норм ГТО, СЛАЙД 10 Президентских играх и Президентских состязаниях, где ребята нашего лицея были не однократно победителями городского и областного, участниками российского уровней.
СЛАЙД 11 Налажено сотрудничество с дошкольным учреждением. Проводятся соревнования между воспитанниками.
СЛАЙД 12 Два раза в год в начале и в конце проводятся традиционно Дни здоровья с выездом на природу.
СЛАЙД 13 Принимаем активноеучастие во Всероссийских спортивных мероприятиях как: Кросс Нации, Азимут, лыжня России.
В лицее проводятся спортивные мероприятия с участием родителей и их детей.
СЛАЙД 14 Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Взрослые ошибочно считают, что для ребенка самое важное – это хорошо учиться.Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать, заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т. д. но практическиочень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!». Лицей и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Слайд 15-23 Каждый год традиционно проводится праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные мероприятия, проводимые в рамках обороно-массовой работы, школьные спартакиады, зарядка с сотрудниками правопорядка, турнир по мини-футболу, пионерболу, волейболу, баскетболу, бадминтону, соревнования по шашкам, шахматам, а в 1-х классах проводился квест по пожарной безопасности. Помимо практической двигательной активности у нас в лицее проводятся конкурсы и праздники, где дети соревнуются в теоретических знаниях по физической культуре и спорту.
Необходимо донести до сознания каждого школьника, чтобы здоровый образ жизни был для него не капризом взрослого, а условием для успешного саморазвития.
СЛАЙД 24 Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа в лицее является основой рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, становится средством сохранения и укрепления здоровья школьников. Осуществляя комплексный подход, учитель добивается максимальной заинтересованности обучающихся, высокой активности, а также оптимального уровня допустимых нагрузок при выполнении упражнений, постоянно контролируя состояние здоровья детей.
История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т. п., развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т. п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
Здоровый образ жизни-основа сохранения и укрепления здоровья ребенка Всем известна крылатая фраза: «Здоровый ребенок — здоровая семья — здоровое общество». Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению.
Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Формы взаимодействия ДОУ и семьи с целью сохранения и укрепления здоровья детей Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание.
Консультация «Закаливание как способ укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ» Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования,.
Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения укрепления здоровья дошкольников» Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников» Подготовила воспитатель.
Двигательная активность как фактор укрепления и развития дошкольников Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА).
Подвижная игра для сохранения и укрепления здоровья детей Дидактическая игра «Полезное – не полезное». (5-6 лет) Цель: закреплять знания детей о полезных продуктах питания и о продуктах, которые.
Проект «Подготовка обучающихся к сдаче норм ГТО как средство сохранения и укрепления здоровья» 1. Актуальность проекта. Здоровье и здоровый образ жизни. К сожалению, эти понятия пока не занимают первые места в иерархии потребностей.
Семинар «Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей» Семинар «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ» Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования.
Организация взаимодействия с семьёй по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей «Организация взаимодействия с семьей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей» Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих.
Источник
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Сегодня остро стоит вопрос поиска новых форм и средств улучшения состояния здоровья школьников младших классов и повышения их мотивации к здоровому и активному образу жизни, как важнейшей составляющей профилактики заболеваемости школьников
Цель исследования — изучение влияния двигательной активности на уровень заболеваемости и успеваемость обучающихся младших классов.
В ходе работы определены приоритетные формы двигательной активности для обучающихся младших классов, влияние занятий физической культурой на успеваемость обучающихся младших классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kotova_mariya_rabota.docx | 68.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Научное общество учащихся «Эврика»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приокского района г.Н.Новгорода
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Выполнила: Котова Мария,
ученица 10 класса
Оринчук Алла Николаевна,
учитель физической культуры
Глава 1. Двигательная активность учащихся младших классов
как необходимое условие здорового образа жизни . ………. 5 стр.
Выводы по главе 1.
Глава 2. Организация и методы исследования . …. 9 стр.
Выводы по главе 2.
Глава 3. Влияние двигательной активности на состояние здоровья и успеваемость учащихся младших классов …………………. …. ……. 10 стр.
Выводы по главе 3.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………. ……..… 16 стр.
Состояние здоровья обучающихся находится сегодня на достаточно низком уровне. Так по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ количество здоровых учащихся в школе составляет 12-15% от общего количества школьников. На сегодня наблюдается еще одна негативная тенденция: учащиеся 1 классов, приходя в школу уже имеют значительные проблемы со здоровьем. Так данные мониторинга состояния здоровья учащихся МБОУ Комаровской средней общеобразовательной школы за последние годы показывают, что количество первоклассников, имеющих 3-5 группы здоровья, выше среднегрупповых показателей по школе (16-18%) и постоянно увеличиваются. Так в 2012-2013 учебном году количество первоклассников с 3-5 группой здоровья составило 25% от общего количества первоклассников, а в 20-13-2014 учебном году уже 34%.
Актуальность исследования . Сегодня остро стоит вопрос поиска новых форм и средств улучшения состояния здоровья школьников младших классов и повышения их мотивации к здоровому и активному образу жизни, как важнейшей составляющей профилактики заболеваемости школьников.
Гипотеза исследования. Применение различных форм и средств физического воспитания и увеличение двигательной активности детей младших классов позволит улучшить их состояние здоровья и повысить успеваемость в учебной деятельности.
Цель исследования — изучение влияния двигательной активности на уровень заболеваемости и успеваемость учащихся младших классов.
1. Определить приоритетные формы двигательной активности для учащихся младших классов.
2. Оценить эффективность занятий физической культурой и спортом на уровень заболеваемости учащихся младших классов по показателям количество пропущенных дней и уроков по причине болезни.
3. Определить влияние занятий физической культурой на успеваемость учащихся младших классов.
Ценность исследования состоит в том, что в работе определены основные формы двигательной активности, которым отдают преимущество учащиеся младших классов сельской школы, а также сделан анализ влияния занятий физической культурой и спортом на уровень заболеваемости учащихся младших классов и их успеваемость. Также определены основные мотивы, побуждающие учащихся младших классов систематически заниматься физической культурой или наоборот игнорировать эти занятия.
РАЗДЕЛ 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок входит в учебную деятельность, овладевает новыми видами учебных действий. Это период активного развития и становления ребенка как личности. В младшем школьном возрасте у школьников формируется определенное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, формируется потребность в активных занятиях физической культурой и спортом.
Двигательная активность учащихся может быть ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической (игры на улице, участие в соревнованиях и т.д.). В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке.
Задача учителей и родителей учащихся — по возможности защитить физическое и психическое здоровье ребенка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно.
Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке, что в целом положительно сказывается на успеваемости учащихся.
Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте — все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Синдром гиподинамии (недостаток движения) является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более младших школьников. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать малую подвижность и в то же время не приводить к их переутомлению.
Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.
Очень важное место в привлечении детей к занятиям физической культурой и спортом имеет формирование мотивации к этому виду деятельности. Мотивы занятий физической культурой условно делят на несколько групп. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно — ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:
- Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).
- Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.)
- Подготовка себя к труду и службе в армии.
- Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)
Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. Опрос родителей в различных регионах страны показал, что при высоком уровне понимания родителями роли физической культуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких детей оказалось только 16%.
Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя является сделать эти занятия регулярными. А это может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.
Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя, сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или старших братьев или сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и старшими в семье, или необходимо просто присутствие старших.
Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
Таким образом, у учащихся младших классов необходимо формировать потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым. Все виды двигательной деятельности положительно влияют на физическое и психическое здоровье ребенка.
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательская работа проводилась на базе Комаровской школы на протяжении 6 месяцев с сентября 2013 по февраль 2014 года и состояла из трех этапов. В исследовании принимали участие школьники 2-4 классов. Учащиеся 1 классов в исследовании не были задействованы, т.к. в период 1-2 четверти у них происходит адаптация к новым условиям обучения, что могло повлиять на результаты исследования.
Первый этап, поисковый, был посвящен изучению понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «двигательная активность», возможности применения различных форм и средств физического воспитания для сохранения и улучшения состояния учащихся младших классов. Результаты этой работы позволили уточнить цель и задачи исследования.
Второй этап — исследовательский. На этом этапе был проведен опрос учащихся младших классов МБОУ Комаровской СОШ, целью которого стало определить какие формы двигательной активности используются учащимися для своего физического развития. В течение полугода проводилось наблюдение за состоянием здоровья и успеваемостью обучающихся младших классов. Для этого собирались данные о количестве дней и уроков пропущенных учащимися младших классов по причине болезни (простуда, ОРЗ, грипп и др.) и данные об успеваемости учащихся 2-4 классов за 1 и 2 четверти 2013-2014 учебного года.
Третий этап — аналитический. В ходе его проводилось математическая обработка, анализ и обобщение результатов исследования, оформление исследовательской работы.
В ходе проведения работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников и документальных материалов, педагогическое наблюдение и опрос, изучение и обобщение педагогического опыта, методы математической статистики.
РАЗДЕЛ 3. ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УСПЕВАЕМОСЬ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В начале исследования был проведен опрос учащихся 2-4 классов (всего 6 классов, 102 ученика) Комаровской школы с целью определения какими формами двигательной активности занимаются учащиеся. Опрос показал, что ученики используют различные формы двигательной активности, среди которых преобладают:
- утренняя зарядка;
- вечерние занятия физическими упражнениями;
- занятия с родителями (преимущественно по выходным);
- занятия в спортивных секциях (2-4 раза в неделю).
Отдельная группа учащихся не занимается физкультурой и спортом или делает это эпизодически.
После математической обработки результатов опроса были сформированы следующие группы учащихся (рис. 1):
1 группа — учащиеся которые по различным причинам не занимаются физкультурой или занимаются редко. В группу вошло 33 человека, что составило 32,3%.
2 группа — учащиеся которые занимаются физкультурой систематически (более 3-4 раз в неделю) в форме утренней зарядки или вечерних занятий (самостоятельно или с родителями). В группу вошло 39 человек, что составило 38,2%.
3 группа — учащиеся которые посещают спортивные секции (регулярно, 2-4 раза в неделю). Среди секций учащиеся выбрали: футбол, спортивные танцы, единоборства. В группу вошло 30 человек, что составило 29,5%.
Рис. 1. Выбор форм двигательной активности учащимися 2-4 классов МБОУ Комаровской СОШ.
Далее в течение 6 месяцев с сентября 2013 года по февраль 2014 года проводилось наблюдение за учащимися младших классов. Наблюдение проводилось по таким показателям:
- количество дней/уроков, пропущенных учащимися по причине болезни (грипп, ОРЗ, ОРВИ, простуда и др.);
- успеваемость учащихся по итогам 1 и 2 четвертей (средний бал по сумме всех предметов).
Помощь в проведении наблюдений была оказана классными руководителями. По данным классных руководителей фиксировалось количество заболеваний учащихся 2-4 классов и количество уроков, которые пропущены учениками по причине болезни (рис. 2, 3).
Рис 2. Количество дней пропущенных по болезни учащимися 2-4 классов
Рис 3. Количество уроков пропущенных по болезни учащимися 2-4 классов
Результаты исследования показали, что учащиеся 1 групп (не занимаются физической культурой) болеют чаще других учащихся и пропустили за период исследования в среднем 2,4 дня / 40,8 уроков по причине болезни. Учащиеся, которые были отнесены ко 2 группе (занимаются ФК утром и вечером) пропустили в среднем 1,8 дней / 29,6 уроков по причине болезни. Учащиеся 3 группы (занимаются в спортивных секциях) имели наименьшее количество пропусков в среднем 1,1 дней / 18,4 уроков за весь период.
Данные результатов болезни учащихся показывают, что школьники занимающиеся активно физической культурой и спортом менее подвержены простудным заболеваниям и имеют более сильный иммунитет по сравнению с учащимися, которые не занимаются физической культурой и спортом.
Также в ходе исследования была определена успеваемость учащихся 2-4 классов в 1 и 2 четверти (рис. 4).
Рис 4. Успеваемость учащихся 2-4 классов в 1-2 четверти 2013-2014 уч. года
Результаты успеваемости учащихся 2-4 классов определялись по средним показателям оценок за 1 и 2 четверти. Анализ результатов успеваемости показал, что наивысший уровень успеваемости имеют учащиеся 2 группы (занимаются ФК утром или вечером) — 4,1 балла, немного ниже уровень успеваемости учащихся 3 группы (занимаются в спортивной секции) — 3,95 баллов. И самый низкий уровень успеваемости у учащихся 1 группы (не занимаются ФК) — 3,7 баллов.
Результаты исследования показали, что занятия физической культурой и спортом позволяют учащимся младших классов укрепить свой иммунитет и соответственно меньше болеть, что в последствии сказывается и на их успеваемости. Из бесед с классными руководителями было определено, что учащиеся которые занимаются систематически физкультурой и спортом более дисциплинированы, что сказывается в их умении распределять свое время на выполнение различных учебных заданий. Также данные учащиеся более ответственно подходят к выполнению различных поручений.
Более низкий уровень успеваемости учащихся 3 группы (занимаются в спортивной секции) в сравнении с учениками 2 группы (занимаются ФК утром или вечером), по мнению классных руководителей, определяется тем, что ученики младших классов еще не в полной мере могут переносить дополнительные нагрузки и дополнительная утомляемость после тренировок сказывается на их успеваемости.
В ходе опроса учащихся были выявлены основные мотивы, которые побуждают учащихся заниматься физической культурой и спортом:
- хочу стать известным спортсменом (футболистом, каратистом и т.д.) — 36%;
- хочу стать сильным / красивой — 21%;
- нравится заниматься — 17 %;
- в этой секции занимаются мои одноклассники — 15%;
- ФК занимаются родители / беру пример с родителей — 11%.
Среди причин, по которым учащиеся не занимаются физической культурой были названы такие:
- не нравится заниматься — 47%;
- больше люблю компьютерные игры — 38%;
- родители не занимаются ФК — 15%.
Таким образом, проведенное исследование показало, что регулярные занятия физической культурой и спортом (в любой форме) позволяют снизить заболеваемость учащихся с одной стороны, и положительно влияют на уровень их успеваемости с другой стороны. Опрос учащихся показал, что большую роль в привлечении к школьников к регулярным занятиям физической культурой имеет положительное отношение родителей к физкультуре и их личный пример.
Основными формами двигательной активности для учащихся младших классов являются следующие:
- утренняя зарядка;
- вечерние занятия физическими упражнениями;
- занятия с родителями (преимущественно по выходным);
- занятия в спортивных секциях (2-4 раза в неделю).
Основными мотивами, которые побуждают учащихся младших классов заниматься физической культурой и спортом являются:
- хочу стать известным спортсменом (футболистом, каратистом и т.д.) — 36%;
- хочу стать сильным / красивой — 21%;
- нравится заниматься — 17 %.
Занятия физической культурой и спортом положительно влияют на состояние здоровья учащихся младших классов и позволяют снизить более чем в 2 раза количество пропусков дней/уроков по причине болезни:
- за 6 месяцев исследования пропущено в среднем 2,4 дня / 40,8 уроков по причине болезни учащимися, которые не занимаются ФК и пропущено в среднем 1,1 дней / 18,4 уроков учащимися, которые занимаются в спортивных секциях.
Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на дисциплинированность и ответственность учащихся младших классов, что в целом сказывается на уровне их успеваемости:
- 4,1 балла — успеваемость учащихся, занимающихся физкультурой утром или вечером, 3,95 баллов — успеваемость учащихся занимающихся в спортивных секциях и самый низкий уровень успеваемости у учащихся которые не занимаются ФК — 3,7 баллов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гладышева О.С. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство. – Н.Новгород: НИРО, 2008. – 203 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. М.: Аркти, 2004. – 176 с.
- Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении / сост. М. А. Павлова, О. С. Гришанова, Е. В. Гусева – Волгоград: Учитель, 2010. – 248 с.
- Чайцев В.Г., Пронина И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. – М.:Аркти, 2007. – 128 с.
- Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического воспитания учащихся в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования. – 2010. – 311 с.
- Чичикин В.Т. Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в общеобразовательном учреждении: монография / В.Т.Чичикин, П.В.Игнатьев, Е.Е.Конюхов. – Н.Новгород: НГЦ, 2007.
- Чичикин В.Т. Физическая культура в 1-4 классах общеобразовательного учреждения: проектирование учебного процесса: методическое пособие / В.Т.Чичикин, П.В. Игнатьев. — Н.Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2006. — 163 с.
Источник