Меню

Двигательная активность как фактор здоровья ребенка

Двигательная активность, здоровье и развитие ребёнка

Ольга Голубева
Двигательная активность, здоровье и развитие ребёнка

Двигательная активность, здоровье и развитие ребёнка.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной.

Начинать решать эту важную проблему необходимо ещё задолго до рождения ребёнка и особенно в первые, самые ответственные его годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека (И. А. Аршавский, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Что же такое здоровье ребёнка?

Известный физиолог А. Г. Сухарев рассматривает здоровье ребёнка как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов.

Из данного определения следует, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять.

Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования.

Содержанием двигательной активностиявляются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движение являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной, костно- мышечной. Под влиянием движений улучшается обмен веществ.

Двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера малыша.

Исследования Н. М. Щелованова и М. Ю.Кистяковской показывают: чем разнообразнее движения, которые выполняет ребёнок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг, что способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Разнообразные движения, особенно если они связаны с работой рук, оказывают положительное влияние на развитие речи. (М. Кольцова).

Во время ходьбы, лазанья, бега и других движений ребёнок сталкивается с целым рядом предметов, познаёт их свойства (тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, длинный, короткий и т. п.). малыш учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как «далеко», «близко», «высоко», «низко» и т. д.

У малыша появляются такие важные качества, как самостоятельность, активность, инициативность, формируется смелость и разумная осторожность. Дети приобретают а процессе двигательной деятельности навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. У детей с пониженной двигательной активностью увеличивается в два раза заболеваемость, формируется малоподвижный образ жизни, что в конечном итоге ведёт к заболеванию сердечнососудистой системы.

Избыток движений также вреден для растущего организма. В этом случае ребёнок расходует много нервной энергии. Повышается режим работы сердечнососудистой, дыхательной систем. Нарушается гармоничность физического развития, часто наблюдается недостаточный вес тела. Избыточная двигательная активность может привести к повышению заболеваемости.

Читайте также:  Модель обусловленности общественного здоровья это

Сколько же должен двигаться ребёнок в течение дня, какова интенсивность его движений?

Дети 2 – 3 лет за сутки преодолевают примерно 2,5 – 3 км, в то время как дети 6 – 7 лет – в два — три раза больше. Разовая продолжительность движений у детей раннего возраста в связи с их быстрой утомляемости небольшая. Например, ребёнок второго года жизни может двигаться одновременно от нескольких секунд до 1,5 – 2 минут, затем меняет позу или вид движения.

Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки, хотя разница эта в раннем возрасте незначительная. Мальчики предпочитают движения, требующие большей затраты энергии (бег, лазанье, прыжки, девочки – более плавные движения.

Летом потребность в движениях у детей больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ, который в зимнее время понижается.

Меняется потребность в движениях и в течении суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую – с 17 до 19 часов.

Родители должны это учитывать и создавать условия для двигательной деятельности именно в эти часы. Двигательная активность должна занимать 50 – 60% времени всего периода бодрствования ребёнка.

По уровню подвижности можно выделить три группы: дети средней, большой и малой подвижности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, умеренной подвижностью в течении дня.

Дети большой подвижностью много двигаются в течении дня, охотно откликаются на предложение взрослого выполнять двигательное задание, поиграть в подвижную игру.

Но есть дети с чрезмерно высокой интенсивностью движений. Они отличаются неуравновешенным поведением, плохо регулируют свою двигательную деятельность. Они быстро утомляются. Такое поведение приводит к истощению нервной системы. Нельзя резко прекращать двигательную деятельность, переключать на спокойные игры. Делать это надо постепенно.

Есть дети, которые мало двигаются. Они отличаются пассивностью поведения, чаще всего выбирают спокойные виды деятельности, предпочитают наблюдать за играми других. Движения у таких детей мало сформированы. Таких детей нельзя насильно включать в двигательную деятельность. Важно заинтересовать их, вселить уверенность, помочь, подстраховать, постепенно обогащая двигательный опыт.

Важно в семье создавать условия для полного удовлетворения ребёнка в движении с учётом возрастных, индивидуальных особенностей, уровня его развития.

При правильной организации двигательной активности в семье ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Н. П. Кочетова «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», 2005г. Москва.

Читайте также:  Укрепление здоровья детей с опфр

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В настоящее время.

Источник

Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников

рыжкова светлана николаевна
Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников

1. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, является двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости к заболеваниям. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Двигательная активность дошкольников является важным показателем физической готовности детей к обучению в школе. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

• формирование моральных качеств (выносливости, силы воли);

• развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

профилактика простудных заболеваний;

профилактическая работа, направленная на предупреждение отклонений в физическом развитии;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализации их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Формы организации физкультурно-оздоровительной работы:

двигательно-оздоровительные физкультминутки;

• закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

• дни здоровья;;

• физкультурные досуги, праздники, развлечения

• самостоятельная двигательная активность;

• работа с родителями.

Основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей происходит в непосредственно образовательной деятельности.

Дети, регулярно занимающиеся физкультурой,имеют преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Необходимо формирование активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получении удовольствий от игр, упражнений, танцев. Надо сделать так, чтобы ребенок хотел быть здоровым, ловким, сильным, смелым. Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, проявлять волевые усилия, преодолевать трудности физического и психологического характера.

Очень важен и активный отдых:

Читайте также:  Лекарство для здоровья саундтрек

— неделя здоровья;

— физкультурно-спортивные праздники на воздухе ;

— упражнения с элементами спортивных игр;

Правильно организованная двигательная активность детей является важным условием их всестороннего развития и воспитания. Ее основная задача – улучшение здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную так и самостоятельную.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развития физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Физкультурные занятия проводятся в игровой, занимательной форме

Признаки утомления у детей появляются через7-9 минут. Поэтому физминутки должны быть необходимой составляющей любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются задачи двигательной активности. Дети отчетливо видят цель игры. У всех детей развивается воображение, но у каждого ребенка оно проявляется по-разному, индивидуально. Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Способствует плавному переходу от сна к бодрствованию ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА Основное содержание гимнастики после дневного сна общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

То есть, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняют друг друга и обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

«Закаливание — фактор укрепления и сохранения здоровья детей». Младшая группа. Фотоотчёт Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, — здоровье. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем.

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека — здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении — охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры: Развивать глазомер, меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.

Источник

Adblock
detector