Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью
286. Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность находится в зависимости от событий и обстоятельств своей жизни, — это:
• стихийно-обыденный
287. Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность пассивно относится к времени своей жизни, — это:
• созерцательно-пролонгированный
288. Тип поведения в зрелом возрасте, когда личность пролонгированно осуществляет организацию времени, — это:
• созидательно-преобразующий
289. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, когда имеет место стремление к самообеспеченности, отказ от помощи, прямолинейность в суждениях и поступках, — это отношение .
• оборонительное
290. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, когда старый человек адекватно воспринимает новую социальную ситуацию, — это отношение .
• конструктивное
291. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, который означает неактивность, чувство одиночества и ненужности, ожидание смерти как избавления от страданий, — это отношение .
• самовраждебности
292. Тип приспособления к старости, по Д. Бромлей, который предполагает агрессивность, подозрительность, взрывчатость стариков, приписывание своих неудач другим, — это отношение .
• враждебное
293. Тип старика, по Ф. Гизе, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости, — это:
• старик-негативист
294. Тип старика, по Ф. Гизе, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, — это:
• старик-экстравертированный
295. Тип старости, по И. Кону, когда моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, — это:
• «мужской» тип старения
296. Тип старости, по И. Кону, когда приложение сил старика находится в семье, в домашней работе, — это:
• «женский» тип старения
297. Тип старости, по И. Кону, когда человек продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д., — это:
• активная, творческая старость
298. Тип старости, по И. Кону, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни, — это:
• старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью
299. Тип стрика, по Ф. Гизе, остро переживающий процесс постарения, — это:
• старик-интровертированный
300. То, каким субъект желал бы стать, если бы оказалось возможным, — это:
• фантастическое Я
Источник
Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью
Но, есть и отрицательные типы развития в старости
Например, к таковым могут отнесены ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями.
Другой вариант негативного проявления старости — разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. Психологическая неудовлетворённость своим положением нередко влечёт за собой быстрое наступление физического одряхления, сопровождающегося иногда психическим расстройством. Как правило, одинокие старики живут в худших экономических и бытовых условиях, чем семейные.
И у мужчин, и у женщин достаточно высок социальный риск в случае утраты одного из супругов или другого родственника. Перенести смерть близкого человека, пережить её — самый мощный стрессовый фактор жизни.
Семья становится основным фактором, в ней должно строиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста. Характерно, что пожилые люди склонны очень высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой ими от семьи. Необходимо, однако, иметь в виду, что сам по себе уход со стороны близких людей вызывает естественную благодарность у беспомощного человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением.
Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это — стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором никогда не следует забывать.
Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой. Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта.
Подводя итог, можно выделить следующее:
1. Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60 -65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.
2. Старость — явление в большей степени социального, чем физического порядка, психологическое развитие продолжается и в старости.
3. Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.
4. На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком, так как она приводит к сенсибилизации включённых в неё функций и тем самым способствует их сохранности.
5. Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным “вымыванием” возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
6. После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимости социальной поддержки старости.
7. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера: ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надёжности.
8. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.
9. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).
Народная мудрость утверждает, что “старость — не радость”. Категоричность афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления.
Это скорее мнение, и как таковому ему может быть противопоставлено иное мнение. Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности. Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта. Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых людей есть одно, которого нет и не может быть у других.
Это — мудрость жизни, знаний, ценностей.
[Встроенная картинка не переводится] . в начало
Источник
Тема 4.6 Старение и старость /2ч./.
Период старости наступает при пересечении человеком условной границы в 60-65 лет, но процент людей этого возраста, не считающих себя стариками, в мире с каждым годом нарастает в связи с общим прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни. Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет).
Старость — явление в большей степени социального, чем физиологического порядка, психологически развитие продолжается и в старости. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.
На работу психических функций в старости влияет трудовая деятельность, осуществляемая или продолжаемая человеком так как она приводит к сенсибилизации включенных в нее функций и тем самым способствует их сохранности.
Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлеченностью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимой социальной поддержки старости. У людей преклонного возраста постепенно перестраивается мотивационная сфера, ведущими потребностями становятся телесные потребности, потребность в безопасности и надежности. Как правило, старики не строят долгосрочных планов — это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Психологическое время меняется в старости, и большее значение теперь имеет жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее. «Вечно молодыми» хотят остаться только нереализовавшиеся и незрелые пожилые люди, с неустоявшейся самооценкой, депривированные и фрустрированные жизнью, а для большинства стариков более ценным оказывается чувство «реализованности» возраста. Особое значение имеют осуществление пожилыми людьми творческой деятельности, вспышки новых способностей (особенно творческого плана).
1. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2011
2. Петровский, А. В. Психология [Текст]: [учебник для вузов] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 8-е изд., стер. — М.: Академия, 2008.
3. Сидоренков, А.В., Захарченко, Н.А., Ситдикова, С.Н. Методики изучения доверия детей к незнакомым взрослым: учебно-методическое пособие/ А. В. Сидоренков, Н.А. Зхарченко, С.Н. Ситдикова. – Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012. – 70с.
1. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.П. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
3. Психология развития: Учебник для с туд. Высш. Психол.учеб. заведений/ Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 568 с.
4. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
5. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349с.
6. Дарвиш О.Б. Возрастная психология – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 (эл. ресурс)
7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия: для сткдентов высш. пед. учеб. заведений/ сост. И.В. Дубровина, А.М. прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. М.: академия, 2008. – 367с.
8. Гурова, Е.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : тесты: учеб. Пособие для вузов/ Е.В. Гурова. – М.: аспект Пресс, 2005. – 174 с.
9. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций – Москва: А- Приор, 2010. (электронный ресурс)
10. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов – Москва: ВЛАДОС, 2008 (эл. ресурс)
11. Куттер П., Мюллер Т. Психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – М.: Когито-Центр, 2011 (эл. ресурс)
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов – М: ЮРАЙТ, 2011 (Эл. Ресурс)
13. Поляков А.М. психология развития: учебное пособие для студентов психологических и педагогических специальностей учерждений, обеспечивающих получение высшего образования, 2-е издание. – Минск: ТетраСистемс, 2009. (Эл. ресурс)
14. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]: учеб. Пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта; Рос. акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – 4-е изд., испр. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 2005. – 320с.
15. Психология личности [Текст]: хрестоматия. Т. 1 / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2006. — 512 с. Бачинин, В. А.
Психология [Текст]: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 272 с. — Библиогр.: с. 266
16. Хьелл, Л. Теории личности [Текст] = Personality theories: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2007. — 607 с.
17. Диалог в контексте возрастной психологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа — http://elibrary.ru/item.asp?id=12535439
18. Проблемы возратсной и педагогической психологии в древнее время и средние века (по материалам Ирана и Азербайджана [Электронный ресурс]/ Режим доступа — http://elibrary.ru/item.asp?id=16753432
Порхачева, Л.В., Джус К.Я. Основные направления развития личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс]/ Режим доступа — — http://elibrary.ru/item.asp?id=13979159
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник