7.2. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Индивидуальное здоровье — это здоровье каждого члена общества. В понятие здоровья в настоящее время вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя дея-тельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь более высокой степени самореализации.
Отметим, что благополучие касается всех сторон жизни человека, а не только его физического состояния. Духовное благополучие соотносится с разумом человека, его интеллектом, эмоциями. Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Физическое благополучие связано с физическими возможностями человека, с совершенством его тела и продолжительностью жизни.
Таким образом, благополучие человека является определяющим понятием его здоровья. Благополучие человека зависит от его физического, духовного и социального здоровья. Нельзя получить цельного представления о здоровье человека, не принимая во внимание степень влияния на него психических, биологических и социальных процессов, происходящих в повседневной жизни, и его способности приспосабливаться к ним. Ни одна болезнь не ограничена только телом или только психикой. Человек в отличие от остального животного мира наделен творческим разумом и является существом социальным, а значит, обладает биологическим (физическим), духовным и социальным здоровьем. При этом основой здоровья все больше выступает духовная его составляющая.
Это интересно
В доказательство последней мысли обратимся к высказываниям древнеримского оратора Марка Туллия Цицерона. Вот что он написал в своем трактате «Об обязанностях»: «Прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, т. е. свое тело, избегать всего того, что кажется вредоносным, приобретать и добывать себе все необходимое для жизни: пропитание, пристанище и так далее. Общее всем живым существам стремление соединиться ради того, чтобы производить на свет потомство, и забота об этом потомстве. Но наибольшее различие между человеком и зверем состоит в том, что зверь передвигается настолько, насколько им движут его чувства, и приспосабливается только к окружающим его условиям, мало думая о прошлом и о будущем. Напротив, человек, наделенный разумом, благодаря которому он усматривает последовательность между событиями, видит их причины, причем предшествующие события и предметы не ускользают от него, он сравнивает сходные явления и с настоящим тесно связывает будущее, с легкостью видит все течение своей жизни и подготавливает себе все необходимое, чтобы прожить. Человеку свойственна прежде всего склонность изучать и исследовать истину».
Духовное, физическое и социальное здоровье — это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.
Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.
В спортивной семье растут здоровые дети
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.
Социальное здоровье — это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определенным заболеваниям или наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.
Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.
В заключение отметим, что каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определенная жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и ее сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убежденности, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.
Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.
Вопросы
- Какие составляющие определяют общее состояние здоровья человека?
- Какие основные факторы оказывают влияние на состояние здоровья человека?
- Какова роль физических факторов на здоровье человека?
- Какова роль социальных факторов на состояние здоровья человека?
- Какова роль духовных факторов на состояние здоровья человека?
Задание
Кратко сформулируйте свое понимание индивидуального здоровья человека и покажите влияние на него физических, социальных и духовных факторов.
Источник
Что такое духовное здоровье и как за него бороться?
Необходимым условием для существования, жизни и развития любого народа, является определенный уровень его духовного и физического здоровья. Если с критериями физического состояния нации, современная наука в принципе определилась, то проблема духовного здоровья и его влияния на физическую и общественную жизнь общества, находится только в стадии разработки. Между тем, оно является главенствующим фактором, определяющим развитие или деградацию с последующим ранием целых народов.
В последние годы все чаще обращают внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения и духовно-нравственного становления личности. Так на 2-м Международном конгрессе “Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке” была озвучена весьма неблагополучная статистика о состоянии здоровья нашего молодого поколения. Согласно этой статистике 60% учащихся в целом в РФ имеют ту или иную патологию. 60% детей были отнесены к категории “нервные дети”. Причем у 64,8% старшеклассников в РФ зафиксированы пограничные нервно-психические расстройства: асоциальное поведение, курение, употребление алкоголя, психоактивных веществ, рискованные формы сексуального поведения, компьютеро-зависимость. Последнее явление — новая нозологическая единица. О ее реальности говорят следующие цифры: из общего числа компьютерных клубов Москвы 23% работают круглосуточно, при этом 80% постоянных клиентов круглосуточного посещения — подростки. Педиатры проинформировали общественность о том, что 70%-ая патология беременности и родов дает 70%-ое снижение адаптационного ресурса у детей. И еще одна страшная цифра. В 2003 г. 7,8 тысяч подростков покончили жизнь самоубийством. Статистические материалы о социально-демографической характеристике населения Государственной областной думы 2004 г. свидетельствуют, что среди юношей призывного возраста самая распространенная патология — нервно-психические расстройства, которым подвержен каждый 20-й молодой человек, причем каждый 9-й из этого числа страдает алкогольной, наркотической или токсикологической зависимостью.
Но какая связь между перечисленными выше пороками человека, болезнями психическими и духовным здоровьем? Что же вообще такое духовное здоровье?
С точки зрения иеромонаха Иова (Гумерова): «Духовным здоровьем является свобода от духовных недугов – греховных страстей.» Т.е здоровье духовное определяется как свобода, не подверженность порокам, таким как алкоголизм, наркомания, игромания, беспорядочные половые связи (ведь это тоже является формой зависимости, когда человек не может себя удержать в рамках дозволенного).
С точки зрения психологии духовное здоровье – это:
— Быть устойчивым к стрессам
— Уметь управлять своими мыслями и эмоциями
— Иметь доброжелательное отношение к людям и видеть в них особенности, а не недостатки
— Быть мудрым, понимать окружающих людей и происходящее
— Быть спокойным и собранным и т.д.
При обобщении этих понятий получается – если человек старается поддерживать свое духовное состояние в норме, то он свободен от зависимостей социальных и психологических, следовательно человек умеет держать себя в обществе, имеет умиротворенное расположение души. Спокойный, уравновешенный и умный человек всегда вызывает уважение.
На одном из интернет-форумов, где обсуждались вопросы духовного здоровья было высказано мнение о том, что: «… духовного здоровья сложно достичь не имея здорового образа жизни. Разделять эти два понятия почти не возможно, важны для человека оба».
Многие говорят, что “В здоровом теле — здоровый дух”, т.е. психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности., если человек физически крепкий и здоровый, значит и с духовным миром его все в порядке. Данное выражение является искажением строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая звучит так: ”Orandum est utsit mens sana in corpore sano”, что в переводе с латинского означает: “Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух”. Очевидно, что смысл этой строки прямо противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке.
В традиции нравственной христианской, в частности, русской философии противоположная позиция. Моральные ценности и принципы Библейского Декалога (10 заповедей) — имеют абсолютное значение потому, что несоблюдение этих моральных правил приводит к разрушению психо-эмоциональной жизни, затем к потере физического здоровья и в итоге жизни в целом. Моральные нормы, даже, несмотря на их видимую чуждость индивидуальным склонностям и потребностям человека, не случайно воспринимаются в обществе как культурные ценности. Духовно-нравственные ценности ориентируют индивидуальное человеческое существование. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем, организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они — необходимое условие не только социального практического существования человека, но и его жизни.
Какое же состояние духовного здоровья русского народа на сегодняшний день?
На протяжении практически тысячи лет, русское государство формировалось под воздействием православных идеалов, христианских морально-нравственных ценностей. Вся культурно-историческая судьба русского народа неразрывно связана с православным вероисповеданием. Это нашло свое выражение и в области литературы, архитектуры, живописи, педагогике, в народном быту и даже в форме политического управления страной.
Русская Церковь стала для Руси основой ее церковного и культурного единства. Еще не сложившиеся в единое целое племена восточных славян стали объединяться через христианство и Церковь, через культуру и единый литературный язык. Христианство оказало влияние на различные стороны как государственно-правового, так и социального строя Киевской Руси. Принятие в качестве законодательной основы церковного византийского права, и в частности Номоканона, преобразовало наше гражданское, уголовное, имущественное, семейное и брачное право. Христианство перестроило семью на началах Евангельской нравственности. Православные идеалы любви, мира, терпения, сострадания все глубже и глубже входили в душу народа.
Христианство определило основу культуры нашей страны и тем связало славянский мир и Киевскую Русь с просвещенными кругами христианских народов Востока. Культура, пришедшая на Русь с принятием православия из Византии, получила новый творческий импульс и развитие на основании самобытной русской культуры. Русская душа оказалась онтологически готовой к принятию Евангельского Благовестия. Душевная чистота, искренность открытость, мужество, свободолюбие, справедливость, внутренняя устремленность к высшим идеалам бытия — делала наших предков благодарной почвой, приносящей богатые духовные плоды своему Творцу.
С течением времени христианский идеал нравственности все более и более укреплялся в душе, быту и традициях народа.
В результате октябрьского переворота 1917, произошла коренная ломка всех духовно-нравственных ценностей христианской Руси. На смену пришла идеология марксизма-ленинизма, которая в результате своей ложной духовной направленности, прервала тысячелетнюю культурно-историческую традицию, оторвала народ от живительных истоков православной веры.
Современное состояние общества
В настоящий период, в результате краха коммунистической идеологии, большая часть народа отошла от ложных идеалов, но и не вернулась к своим прежним историческим духовным ориентирам. Та проповедь оккультизма, порнографии, насилия, культа доллара, которые проводится в нашей стране, к духовности никакого отношения не имеют. Они не являются ни проявлением Божественного света, ни лучших душевных человеческих начал. То, что насаждается средствами массовой информации сегодня, является порождением самых темных сторон падшей человеческой личности. Можно с уверенностью констатировать, что в отечественной культуре происходят ныне опасные процессы, ставящие под вопрос исходные ценности русского бытия. Какой бы род познания-творчества мы не взяли, всюду увидим настойчивое — и с каждым годом все более откровенное — стремление к отходу и даже разрушению таких традиционно христианских моральных ценностей как вера в Бога, любовь к Родине, людям, идеалы самопожертвования собою ради ближних, целомудрия, чистоты, верности отеческим заветам.
Подойдите к любому книжному развалу — и вы увидите проповедь агрессии, насилия, разврата, сребролюбия, славолюбия и гордыни. Проповедь оккультизма, сектантства, ложной, особенно восточной мистики, экстрасенсорики, а то и колдовства в неприкрытом виде. Включите любой канал ТВ, особенно ближе к ночи — вы окажитесь на «балу у сатаны». Реклама — это торжество пошлости — внедряет в подсознание миллионов образ вседоступного рая. За профессиональным блудословием «спичрейтеров» и «имиджмейкеров» встает прямая угроза для души нашего народа и языка — с газетных страниц и экранов врываются в нашу культуру иноязычные, чуждые русскому сознанию мыслеобразы. Распадается самобытность, уничтожаются остатки культурно-исторической традиции нашего народа. Даже на буквы русской азбуки — создание святых Кирилла и Мефодия — ведется наступление. Латиница вытесняет их с городских улиц. Делается попытка вытеснить из богослужения церковнославянский язык — этот духовный стержень живого Великорусского языка! — современным газетным жаргоном. Новый «общечеловеческий» жаргон, гипнотизирующий наши глаза и уши, давно перерос проблемы филологии. Пороки, обозначаемые льстиво звучащими американизмами, скрывают свою разбойничью природу. Рэкетир звучит куда приятнее, чем бандит, а интердевочка — красивее, чем продажная девка.
Истинная культура происходит от культа, она начинается непосредственно в храме и пронизывает все бытие личности и народа. Культура вбирает в себя лучи, исходящие из Церкви Божией, и передает их дальше, по мере своих нравственных, умственных, эстетических и хозяйственных сил. Культура — это и литература, и музыка, и миропонимание, и устроение быта, и устроение души. По существу своему культура, как творческая, созидательная деятельность человека, предполагает стремление к свету Божественной истины, или наоборот, отказ от этого света, вплоть до сознательного союза с нечистой силой.
Небывалое количество преступлений, самоубийств, самого грязного разврата, наркомании, сокращение рождаемости и рост смертности на сегодняшний день — свидетельствуют о вырождении русской нации, которое происходит именно в результате потери верной духовной ориентации подавляющего большинства нашего народа. Разрушаются те основные компоненты, которые народ делает народом.
Как мы уже говорили, из душ большинства людей, вытравлена православная вера, разрушено и доразрушается христианское мировоззрение и мироощущение, над умами большинства людей господствуют противоречивые и часто антагонистичные идеи. Русский язык искажается, делается примитивным, блатным, теряет свою духовную, небесную направленность. Жизненная энергия нации подавляется массой негативной информации, человеческая душа подводится к бездне отчаяния, проповедью безысходности и бесперспективности грядущих событий.
По словам Гундарова, если рассматривать каждую причину ранней смертности в отдельности, то можно сделать вывод, что влияние их велико, но не является главным. Табака мы потребляем не больше чем в других странах, это же утверждение справедливо и относительно алкоголя. Количество холестерина в крови из-за избыточного питания для нас тоже не является решающим фактором, так как калорийность рациона за последние годы упала в среднем от трети до половины. Большую опасность сейчас для людей, особенно для детей, скорее представляет неполноценное питание и недоедание. Дискинезия нам пока не грозит – россияне, сплошь и рядом, трудятся в нескольких местах. Экология. Она и раньше у нас была лучше, чем в большинстве стран Западной Европы, а с падением производства и вовсе может считаться достаточно благополучной. Дальнейшие исследования ученого показали, что все перечисленные факторы и связанные с ними заболевания являются причиной преждевременной смерти лишь 25 человек из 100. Так в чем же дело, почему русские умирают в расцвете сил?
Оказывается необычайно важно для жизни такое психическое, духовно-нравственное состояние человека при котором он ощущает себя счастливым, имеет твердую надежду на завтрашний день и веру в благополучное будущее. Уровень вышеуказанных душевных составляющих и определяет так называемое «качество жизни», от которого главным образом и зависит жизнеспособность нации.
В дореволюционной России большинство людей верили в Бога, в вечную жизнь, в справедливое загробное воздаяние каждому человеку за праведно или греховно прожитую жизнь. Такая вера и благодать, даруемая свыше, давала неистощимую внутреннюю энергию народу, готовность жить, страдать, а если надо и умереть во имя высших идеалов. В послереволюционный период, когда православная вера активно вытравлялась из души русского человека, ее место стала занимать вера в «светлое коммунистическое будущее». Несколько поколений русских людей жило еще на старом, генетически заданном, христианском морально-нравственном потенциале. Суррогаты, подменившие православную веру, позволили в течение семидесяти лет поддерживать необходимый для существования народа уровень качества жизни.
Материальный уровень жизни на самом деле значит немного. Возьмите к примеру пресловутую Америку, которую нам все время подсовывают как образец для подражания. Да, страна богатая. Каковы же ее показатели? Самое большое (из числа стран с либеральной экономикой) удельное количество заключенных, неоспоримое лидерство по числу наркоманов, сумасшедших, самоубийц. Стоит ли стремится к такому счастью нашему обществу?
Пути духовного возрождения России
Сейчас много говорится о необходимости решительной борьбы с наркоманией, пьянством, проституцией. Но опускается главное. Надо бороться не столько с этими пороками общества, сколько с причинами их порождающими. Прежде всего, необходима профилактическая духовно-воспитательная работа. Нужно, чтобы человек с детства воспитывался так, чтобы при виде пороков у него возникало естественное отвращение ко всем разновидностям греха. Чтобы высокие духовные идеалы, занимали главенствующее положение в его жизни. Чтобы общественное мнение всегда поддерживало высокие моральные и нравственные требования и было непримиримо ко злу. При таком воспитании молодой человек с негодованием отвергнет предложенный ему наркотик или стакан вина, будет искать спутницу жизни, а не «путану» для развлечений.
Хорошим обнадеживающим примером является то, что немало молодых людей нашего времени, приходят к православной вере, выбирают чистоту и целомудрие, вопреки царящей вокруг и усиленно навязываемой им пошлости. Происходит это во многом благодаря православной жизни родителей, обучению в воскресной школе, домашней молитве, частой исповеди и причастию святых Христовых Тайн. Видя благочестивый пример родителей, получая ответы на недоуменные вопросы в воскресной школе, общаясь там с такими же верующими детьми, ребенок начинает понимать, что он живет правильно, а греховная жизнь царящая вокруг, далеко не является нормой. Частая исповедь и причастие порождают у ребенка ненависть ко греху, пробуждают и укрепляют совесть, способствуют укреплению навыков правильной духовной жизни. Очень важным моментом в жизни школьников является отношение к православной вере со стороны педагогов того учебного заведения, где они учатся. Если большинство учителей верующих и в школе царит духовно-нравственный климат православных отношений, а также проводятся факультативные занятия по изучению основ христианской веры, то учащиеся такой школы, разительно отличаются от своих неверующих сверстников. В таком учебном заведении, как правило, отсутствуют проблемы наркотиков, хулиганства, нецеломудренного поведения учащихся. Поведение на уроках и уровень усвояемости проходимого материала гораздо выше обычного.
Восстать, возродиться, наш народ может, только прильнув к живительному источнику православной веры, на основах которой и строилась вся жизнь нашего некогда могучего христианского государства. Православие вселяло веру в будущее, учило жертвенной любви, давало энергию для великих свершений своим носителям.
Источник