Меню

Духовность творчество психологическая культура как факторы здоровья личности

Культура духовно-психологического здоровья

Игорь Иванович Баранецкий, руководитель Детского Образовательного Центра «Благовест» с. Ягодное

Для раскрытия темы исследования вопроса необходимо дать определения понятийного аппарата ключевых слов названия темы. Именно эти понятия позволят понять, определить, воспринять и развить психологию культуры, духовности в контексте культуры.

Первоочередным понятием моего доклада служит приоритетное определение понятия ЗДОРОВЬЕ:

— культура здоровья [12. С. 238-251

— духовное здоровье [5, С. 116];

— психология здоровья.[2, 114-118]

Культура здоровья – важнейшая составляющая общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, которая разрабатывает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека [4]

Здоровье – самая большая ценность и для человека, и для государства. На здоровье человека влияет множество факторов, это и состояние окружающей среды, и образ жизни, и двигательная активность, и социальный статус, и качество питания [8, С. 56].

Сохранение и укрепление духовного и психологического здоровья обучающихся, профилактика душевного благополучия и психологического комфорта с учетом возрастных и физиологических особенностей организма. Вот основная цель культуры духовно-психологического здоровья [10].

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— овладение основами научных знаний о правилах культуры здорового образа жизни;

— развитие здоровьесберегающего мышления, познавательных способностей;

— развитие общих способностей и культурных интересов, потребностей в реализации норм здорового образа жизни;

— формирование мотивации к саморазвитию, в том числе и на основе самонаблюдений за состоянием своего здоровья.

Во все века люди высоко ценили духовно-психологическое здоровье. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Подрастающего поколения Поволжья [13, С.1870-1874]. В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности [9].

Проблемы духовно-психологического оздоровления связаны с некоторыми положениями [17, С.5-17.]:

— наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

— в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;

— само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-психологического здоровья, духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д.Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [20, С. 327-322.];

— вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствия данного поступка для окружающих людей.

-В наше не простое время политических, экономических, социальных, психологических и прочих нестабильностей, деятельность родителей по воспитанию детей сводится к одеванию и кормлению ребенка. А деятельность педагогов – к изучению грамоте, таблице умножения и знаний законов физических, химических и других явлений природы.

Мы зачастую забываем, что образование подразумевает под собой формирование цельного духовно-душевно-физического и нравственного здоровья человека. Поэтому мы и говорим о духовно-душевном (психологическом), нравственном здоровье ребенка, устойчивом к внешним нестабильностям в разных проявлениях социума.

Читайте также:  Йога для спины здоровье красота

Образовательный процесс в ДОЦ «Благовест» строится в соответствие с СОТ (современными образовательными технологиями):

— наши учащиеся занимаются проектной деятельность – собирают информацию, разрабатывают ее;

— учащиеся на базе начальной школы (1-2 классы) создают презентации (например, «Дети войны») совместно с родителями, бабушками и прабабушками, а затем идет защита семейных проектов на основе проектной деятельности через презентацию.

Учащиеся 3-4 классов разрабатывают свои проекты и создают презентации самостоятельно.

В таких мероприятиях мы осуществляем несколько педагогических технологий. Например:

— технология проектной деятельности – разработка проекта;

— информационные технологии – создание презентации;

— социально-педагогические технологии — посещение музеев (Музей космонавтики в г Самара, Музей животных и др.) — фоторепортаж; «Творческая мастерская» (рукоделие: вышивка, вязание, бумагопластика, оригами, рисунок – выставка работ), «Православная ярмарка» (тематическая выставка детских работ на Масленичной неделе); «Дети войны» — подготовка ко Дню Победы (презентация семьи и семейная защита презентации (чтение стихов, исполнение песен, семейный фотоальбом); «День воинской славы» — дата дня «Ледовая битва» (выставка рисунков на тему); «Тропинка здоровья» — для нас это самый значимый момент – здоровьесбережение детей: укрепление режима дня, культура здорового питания, здоровый образ жизни – в этой связи мы готовим и расклеиваем их для наглядности в формате – ПЛАКАТ для обучающихся и их родителей; «Только после Вас» — неделя вежливости (плакат с вежливыми словами по дням недели. Например, понедельник – вежливые слова; вторник – вежливые поступки; среда — вежливое поведение: четверг — вежливое общение; пятница – тестирование «Только после Вас» — оценка и награждение победителей); классный час – праздник Благовещения – беседы по классам (конкурс рисунков «Благая Весть»). Все виды работ собраны в разные источники: альбомы, выставки, публикации, презентации.

Заявленные принципы, методы и формы работы – это не новая панацея – это традиционная и эмпирически обоснованная форма. Так, каждый комплекс работ обусловлен пояснительной запиской: зачем эти работы созданы, на кого они ориентированы, что дают эти работы детям и их родителям (законным представителям).

В первую очередь духовно-психологическое здоровье базируется на семейных ценностях, общинном укладе – это не когда все общее, а когда частная проблема перестает быть частной, а частная радость становится общей радостью «разделенное горе – пол — горя, разделенная радость – двойная радость».

Таким образом, культура духовно-психологического здоровья в своем становлении продолжает намеченный гуманистической психологией принципиально новый путь к созданию новой науки «психология с человеческим и человечным лицом». Именно гуманистическая психология разрабатывает целостный подход к здоровью: психологическому здоровью, духовному здоровью, культуре здоровья, в котором физическое и психическое здоровье представляется связанным с высшими ценностями, целями и потребностями человека. Жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько изучением высот, которых каждый индивид способен достичь.

Для построения индивидуальной стратегии достижения здоровья необходимо развивать психологическую компетентность в отношении здоровья и, возможно, радикально изменить качество собственной жизни – интегрального показателя психологического, физического и эмоционального благополучия в субъектном восприятии.

Важным показателем качества жизни являются индивидуальные переживания человека относительно социальной обстановки вокруг него, поэтому качество жизни выступает некоей глобальной системой, включающей в себя качество культуры, качество экологии, качество образования, качество социальной, экономической и политической организации общества, качество человека. При исследовании качества жизни как интегративной характеристики объективных и субъективных показателей условий жизни человека выявляется особая значимость для здоровьесбережения именно субъективной оценки качества жизни.

Читайте также:  Мастер класс рецепты здоровья

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

В процессе воспитания культуры духовно-психологического здоровья, происходит закладка стереотипов здорового образа жизни: рациональное питание, духовно-психологическое здоровье, двигательная активность, психологическая грамотность (или здоровое мышление).

Здоровое мышление как динамический процесс формируется под влиянием естественного хода повседневной жизнедеятельности, взаимодействия обучающихся с окружающими людьми и в результате педагогического влияния. В этом отношении наибольшую эффективность имеет применение в процессе воспитания культуры здоровья школьников современных активных, интерактивных форм и методов (игровые, исследовательские формы, автоматизированное обучение, методы проектов, дискуссий, мозгового штурма, критических ситуаций и пр.).

Вместе с тем акцент необходимо сделать на проблеме здоровья целостной личности – с точки зрения единства физического, психического, духовно-нравственного и социального развития. Этому будет способствовать созданная общими усилиями психологически комфортная образовательная среда (атмосфера позитивного, уважительного, доброжелательного отношения к каждому обучающемуся), обеспечивающая безболезненную адаптацию к образовательной среде, защищённость от психологического насилия, а также эффективность воспитания культуры здоровья школьников и успешность реализации подрастающего поколения в социуме во взрослой жизни.

Все вышесказанное позволило нам наметить пути реализации культуры духовно-психологического здоровья. Составляющими данного пути могут являться:

Знания о духовном здоровье

Система мышления человека и отношение к окружающему миру.

Источник

Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 1092 раза

Библиографическое описание:

Дымова, А. В. Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе / А. В. Дымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35954/ (дата обращения: 08.06.2021).

Abstract: Psychological culture of personality is the result of the development, training and education of the individual in the information society since childhood. Therefore, in the context of its consideration included the mental and psychological health of a person, as well as the psychological formation of identity in the information society, which, subject to certain conditions, provide in its unity, cooperation and interdependence sustainable health of the individual in the information society and create conditions for the education of psychological culture.

Keywords: mental health, psychological cultures, psychological literacy, information society.

Психическое здоровье — это комплексный многоаспектный феномен, включающий в себя психологическое, педагогическое, социальное, медицинское и другие аспекты. Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году. Основу психического здоровья составляет психологическая культура человека на всех этапах его жизни.

Современное общество под влиянием деятельности психологической службы стала рассматривать как приоритетную проблему психологического здоровья в информационном обществе и искать пути её решения. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности общества.

Читайте также:  Что будет за средний вред здоровью при дтп

В настоящее время становится всё более актуальным и очевидным тот факт, что психологическая культура и психическое здоровье личности в информационном обществе, не может остаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры в информационном обществе. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие психологической культуры в информационном обществе. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие психологического здоровья, создают условия, при которых ребёнок уже с момента рождения попадает в «зону риска» [7 с.109].

Уровень психологической культуры личности в информационном обществе можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развитии» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важнейших задач психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Б. Быков) [1].

Психологическая культура личности в информационном обществе является частью общей культуры. Крупнейшие отечественные психологи, философы, культурологи, педагоги (Бердяев Н. А., Бахтин М. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лосев А. Ф., Лихачев Д. С., Ушинский К. Д. и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что «психика человека имеет культурно–исторический характер», что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её.

Следует сказать, что к настоящему времени социологами и психологами проведено значительное число эмпирических исследований, затрагивающих отдельные аспекты влияния информатизации на личность, причём количество накопленного эмпирического материала возрастает год от года (Королева, 2004; Карпова Д. Н., 2013; Белинская 2013).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности психологической культуры в современном обществе, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке (Климов Е. А.) [4с.183]. Способность человека к сопереживанию, переживанию, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно составляют основу психологической культуры и психического здоровья личности в информационном обществе.

Психологическая культура в информационном обществе не только проявляется во взаимодействии общества, но и служит регулятором этого взаимодействия, она предполагает реализацию психологических знаний в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережливого отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека [4]. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (реклама, средства массовой информации, пиар, различные предсказатели, мошенники и др.)

Психологическая культура личности является результатом психического здоровья личности, а также обучения и воспитания растущего поколения в информационном обществе.

  1. Введение в систему общего среднего образования психологии как учебного предмета // Московский и Омский эксперимент «Психология и школа», 2008, № 2.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
  3. Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе. — М., 2009
  4. Климов Е. А. введение в психологию труда. — М., 2014
  5. Лотман Ю. М. Воспитание души. — СПб, 2011
  6. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании. — СПб, 2008
  7. Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж 2004

Источник

Adblock
detector