Меню

Духовное здоровье семьи обж

Духовное воспитание в семье как основа здорового образа жизни

Кайдалова Светлана Викторовна
учитель географии МОУ «Отрадненская ООШ»,
Россия, Белгородская область Белгородский район
E-mail: kaidalova.sveta1975@yandex.ru

В статье раскрывается значение влияния семьи на эмоциональное состояние, на духовное здоровье ребёнка, предлагаются советы, которые могут использовать не только родители, но и педагоги.

Ключевые слова: семья, духовное здоровье, «хороший человек», нравственность.

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», — писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт. С этими строчками может согласиться, пожалуй, любой человек.Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Они являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентиры и стандарты поведения.

Дом для ребёнка – это как путёвка в жизнь. В доме должны царить справедливость, любовь, сочувствие, взаимопонимание, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание и развитие этих качеств у ребёнка требует поддержки со стороны родителей – не только словом, но и их примером. Своими поступками родители должны подавать пример детям. Они должны объяснить своему ребёнку «что такое хорошо, а что такое плохо», они должны воспитать доброго человека.

Понятие «хороший человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Хорошим можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, кпожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности.[2,101]

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, чтобы воспитать своего ребёнка, они должны проанализировать самих себя, свои поступки.[2, 65]

Если в семье царит любовь и взаимопонимание не только по отношению к детям, но в отношениях родителей, если в семье всё делают сообща: трудятся, проводят свободное время вместе, готовы прийти на помощь друг другу в разных ситуациях, то и дети всегда будут учиться вести себя так. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. В такой семье и болезней будет меньше, ведь благополучие сказывается и на здоровье всех членов семьи. [2, 66]

Наблюдая за детьми из семей, где родители находятся в алкогольной зависимости, мы стали замечать периодические изменения в их поведении.Когда родители не принимают алкоголь, больше времени проводят с детьми, интересуются их жизнью, то и дети в школе ведут себя спокойно, выполняют домашние задания, не грубят учителям и сверстникам. Но как только родители начинают опять принимать алкоголь, дети становятся агрессивными, могут не посещать занятия, больше времени проводят на улице, часто блуждая бесцельно. Этот пример ещё раз доказывает, что отношения в семье, поведение родителей накладывает свой отпечаток на ребёнка, на его поведение, здоровье.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения даётся определение здоровья: «Здоровье это состояние полного духовного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Духовное здоровье – это способность познавать окружающий мир и себя, анализировать происходящие события и явления, прогнозировать развитие ситуаций, оказывающих влияние на жизнь, формировать модель (программу) поведения, направленную на решение возникающих задач, защиту своих интересов, жизни и здоровья в реальной окружающей среде. Чем выше интеллект, тем достоверней прогноз событий, тем точнее модель поведения, тем устойчивее психика, тем выше уровень духовного здоровья.

Достигается это здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, прогнозировать и моделировать события, составлять на этой основе программу своих действий.

Реально оценить сложившуюся обстановку, сделать правильный выбор, не драматизировать неудачи, жить с собой и другими людьми в согласии и управлять своими эмоциями, уметь радоваться успехам других людей может только нравственный и духовно здоровый человек.

Читайте также:  Статья про день здоровья 7 апреля

Для ребёнка родители пример для подражания. Дети должны видеть, как мы, родители, на практике проявляем любовь, сочувствие, внимание, терпимость к ближнему, как мы можем поступать в разных жизненных ситуациях. Мы все взрослые люди и каждый из нас по-своему воспитывает своих детей. У каждого существуют свои негласные правила, кто-то использует советы близких, друзей, но все мы должны помнить, если:

ребёнка постоянно критикуют, он учиться ненавидеть;

ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

ребёнка поддерживают, он учиться ценить себя;

ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;

ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. [1,16]

Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности человек получает в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться в семье.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. – М.: Вербум-М, 2003. – 80 с.

Родительские собрания: 5 класс / Авт.-сост. О.В. Дюкина. – М.: ВАКО, 2008. — 256 с.

Источник

Духовное воспитание в семье как основа здорового образа жизни

Понятие и характеристика основных составляющих здорового образа жизни. Анализ современных проблем формирования здоровья и правильного образа жизни у детей. Оценка роли семьи в укреплении и сохранение здоровья детей. Влияние духовного воспитания на ЗОЖ.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 25.01.2013
Размер файла 18,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

федеральное государственное автономно образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

Филиал в г. Северодвинске Архангельской области

по дисциплине: «Физическая культура»

на тему: «Духовное воспитание в семье как основа здорового образа жизни»

Выполнила: студентка 2 курса

очной формы обучения

профиль: «Управление человеческими ресурсами»

Наумова Наталья Александровна

1. Понятие здорового образа жизни

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.

К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие. Они хотят видеть своих детей здоровыми, жизнерадостными, активными, выносливыми, сильными и умными.

1. Понятие здорового образа жизни

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

— оптимальный двигательный режим;

духовность воспитание здоровье дети семья

2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни у детей

Вот уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ в современный период 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями; 63 % — имеют нарушения осанки; 18 % старшеклассников — повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования, около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония. Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 — 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни.

Читайте также:  Молитва для здоровья ребенка по татарский

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья у детей становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы и ДОУ, стратегическая цель которых — воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны — далеко не у всех благополучные социально-экономические условия, ухудшается экологическая обстановка, растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением жизни. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его. И как ни был бы велик физический потенциал здоровья человека, но поведение, разрушающее здоровье (употребление алкоголя, наркотиков, неумеренность в еде, малоподвижный образ жизни и т.д.), способно значительно снизить его. И наоборот, каждому из нас известны случаи, когда благодаря упорству и мужеству люди самостоятельно побеждали серьезные болезни.

3. Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей

Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия. При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца и матери, укладу жизни семьи.

Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Организуя духовное воспитание, помните:

— если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе,

— если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить,

— если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде,

— если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья.

Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Читайте также:  Комплексная модель школа здоровья

Мощным источником формирования здорового образа жизни детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность. Для вовлечения детей в занятия физической культурой используются разнообразные приемы, о которых говорилось выше.

Важная задача, которую родители должны решить, осуществляя духовное воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Не менее важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, формировать умение выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Духовное воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения.

Здоровый образ жизни — основа профилактики заболеваний. Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики — первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека.

Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это — рациональный режим; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливания; правильное питание; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.

Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому, чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения. И роль семьи здесь неоспоримо высока.

1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «школа-вуз»: Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000.

2. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. — Ставрополь: изд-во СГУ, 1998.

3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. — М.: Просвещение, 1986.

4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003, №1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Факторы здорового образа жизни. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников. Основные условия для укрепления здоровья. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни школьников.

дипломная работа [68,0 K], добавлен 22.10.2007

Малоподвижный образ жизни. Теоретические основы формирования здорового образа жизни посредством физического воспитания. Двигательная активность как важнейший фактор взаимосвязи здорового образа жизни и физической культуры. Оптимальный двигательный режим.

курсовая работа [30,3 K], добавлен 24.11.2008

Особенности формирования здоровья и здорового образа жизни старшеклассников как педагогическая проблема, влияние подвижных и спортивных игр их на его формирование. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у старшеклассников на сегодня.

курсовая работа [232,2 K], добавлен 28.10.2013

Определение феномена здоровья, рассмотрение его основных составляющих. Содержание понятия здорового образа жизни. Описание пользы активного образа жизни, закаливания, занятий физкультурой и спортом, соблюдение режимов работы, отдыха, правильного питания.

реферат [187,2 K], добавлен 06.09.2015

Определение здорового образа жизни и его роли в обеспечении здоровья студентов. Возрастание значения физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов, основные формы и методы реализации этой программы на базе обучения в ВУЗе.

реферат [36,2 K], добавлен 12.11.2011

Содержательные характеристики здорового образа жизни, их значение в укреплении здоровья человека. Формы двигательной активности школьников в общеобразовательной школе. Влияние физкультминуток, гимнастики до занятий на укрепление здоровья детей.

дипломная работа [79,1 K], добавлен 20.02.2011

Понятие и роль основных компонентов здорового образа в формировании жизненно важных качеств учащихся 1–4 классов. Исследование и оценка уровня влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа.

дипломная работа [129,4 K], добавлен 07.07.2015

Источник

Adblock
detector