Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни.
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твердой свободной воли».
Н.И. Пирогов
Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни .
Консультация творческой группы. Подготовила Васькина А.А.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сенситивном периоде восприятия нравственных норм.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка и его здоровье.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения ,воспитания и сохранения психо-эмоционального здоровья..
1. Усвоение правил культурного поведения, это
— формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.
— это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
— это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод используется во время :
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в картинную галерею;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
5. Атмосфера радости , созданная педагогами, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми :
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий и народных традиционных праздников взрослыми и детьми .
Таким образом , для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, ).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов и презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.
Планируются такие формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские посиделки);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания — достичь следующих результатов:
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры через традиционные праздники, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Творческая группа предлагает включится всем педагогам в большой проект:
» Духовно-нравственное воспитание через традиционные народные праздники , как основа психо-эмоционального здоровья.»
В проекте предлагаются праздники:
2. старый Новый год.
Творческая группа подготовит дидактический, методический материал. Познакомит с традициями и историей праздников, предложат примерные виды деятельности с детьми и родителями, примерные сценарии.
Источник
Духовное здоровье ребенка дошкольного возраста
Духовное здоровье или как воспитать в ребенке нравственный стержень.
«Одна из самых острых и наболевших проблем нашего общества — безнравственность наших детей. Каковы же причины неправильного воспитания современных детей? Почему родители не совсем понимают, что же есть хорошее воспитание и образование? И почему без осознания важности духовного здоровья ребенка и безопасности его души, нам не преуспеть в воспитании?»
«Дети плохо воспитаны». «Сейчас дети дурно воспитаны». «Какие невоспитанные дети!»
Отовсюду можно услышать подобные возгласы и стенания. Слышим мы их на скамейках у подъезда, в вагоне метро, в школьной учительской и в булочной. Почему мы, взрослые, как испорченна пластинка, только то и делаем, что повторяем эту избитую фразу? Что же такое неправильное воспитание? В какую бездну мы толкаем своих чад собственными руками? И что реально мы делаем, для исправления ситуации?
В первую очередь, плохое воспитание – это неправильно заданное направление для развития ребенка. Это неправильно заданная траектория, по которой он движется в жизни.
Как известно школа с каждым годом все дальше и дальше удаляется от воспитания. Вся ответственность полностью ложиться на родителей. Безусловно, никто и не отрицает решающую роль семьи. Но перевод слова «педагог» (ведущий ребенка) сейчас уже никто и не вспомнит.
Мы искренне не понимаем, что дать образование ребенку – это не вкачать в него неимоверное количество информации. В результате он будет знать все и ничего. Переизбыток информации отнимет у наших детей качество знаний и их глубину.
Ну как же нам достучаться до самих себя?
Мы должны понять, что дать образование – это образовать в ребенке что-то новое, необходимое и без чего ему не выстоять в жизни.
Это задать сердцу и душе юного человека правильный тон, правильное и благоразумное направление.
Одним словом – сформировать нравственный стержень.
Зачем давать образование детскому сердцу?
Образовывая детей, мы не должны оставлять без внимания их сердце. Именно на него и надо обращать все свое внимание. Безотлагательно. В первую очередь.
Только правильно образованное сердце сможет дать правильное направление мыслям человека, его желаниям, стремлениям и поступкам.
Вспомните, ведь мы в ответе за тех, кому дали жизнь!
Служение воспитателей, родителей и педагогов – это служение творческое. Недостаточно дать просто объем знаний. Нужно обучить детей применять эти знания на благо своей семьи и общества.
Как нравственность, так и полная безнравственность человека – производные от семейного воспитания. И никакие увещевания не возымеют должного эффекта, если в семье ребенок будет видеть противоположную картину. Даже не умея говорить, наши дети впитывают все модели и стереотипы поведения, которые наблюдают у нас.
Кто может возразить, что не мы породили нравственную деградацию подростков?
Кто, если не мы, взрослые, повинен в растущей подростковой и детской преступности? Разве она взялась неоткуда? А разве мамы не несут ответственности за половую распущенность малолетних дочерей? А за гибель своих не родившихся внуков?
Мы создали целое поколение «ненаказанных детей». Детей, которые не получили от нас наказ – правильное направление. Не дали наказа ни родители, ни педагоги, ни воспитатели. Откуда же детское сердце и душа могут знать, куда и как двигаться?
Как вы можете попасть из пункта А в пункт Б, если у вас нет карты и путеводителя, если вы понятия не имеете в каком направлении двигаться?
Наказ должен быть. Через правильный пример нашей собственной жизни. Его так не хватает нашим детям!
Вспомните, как часто хамящего и плюющего семечки в транспорте подростка, останавливают замечанием пассажиры. Вы думаете, он злится в ответ? Нет. Даже, если и попыхтит немного. В своем подсознании он благодарен, что на него вообще хоть кто-то обратил внимание. Ему было крайне необходимо, чтобы кто-то его остановил.
Этот минутный эпизод уже показал юному человеку некое направление.
Техника безопасности для детской души
Ничто так не формирует личность ребенка, как впечатления извне. Только дети и подростки обладают способностью так сильно впитывать информацию. Но вот только эту способность можно использовать по-разному.
Нам родителям и педагогам надо крайне осторожно и осмотрительно пользоваться ею. Нельзя тратить эту способность понапрасну.
Вот, к примеру, СМИ это прекрасно знают и «не тратят» понапрасну. И нам ничего не остается, как вступать в священную войну, за души наших детей, за их жизнь и безопасность.
Потоки неимоверной визуальной мути, так и льются в сердце и душу ребенка с телевизионного экрана и компьютера.
И здесь мы имеет все права для наказа!
Он будет заключаться в добрых детских фильмах и передачах, которые мы не поленимся специально и очень тщательно отбирать для детей. Заметьте, только так можно создать правильный поток информации, которая будет формировать у юного зрителя правильные понятия о дружбе, любви, уважения к взрослым и семейных ценностях.
Более того, предотвратить агрессию с экранов мы можем, только обрезав к ней доступ. Полностью. И безжалостно. Да, родители обязаны полностью наложить запрет на телепередачи, несущие грязь, пропагандирующие разврат, ложь, убивающие любовь к ближнему, просвещающие детей в вопросах несвойственных их возрасту.
О, да! Сейчас самое время проснуться «защитникам» прав детей. Вполне можно ожидать, что такое поведение родителей будет трактоваться, как ущемление свободы ребенка.
Однако, только такое решение родителей и есть правильное. Настоящая свобода – это свобода от ложных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми. Это свобода от навязанных и уродующих детскую душу стереотипов.
Вместе с тем духовное здоровье ребенка зависит и от рисунков и изображений, которые он видит вокруг. Рисунки должны быть правильными. Ведь рассматривая их, дети подвергаются очень сильному воздействию на свое подсознание.
Например, современные обложки глянца и газет. Чем юная и чувствительная детская душа может впечатлиться от таких свободных воображений авторов?
В целом, техника безопасности детской души и заключается в осторожном и разборчивом подходе к выбору источников информации.
Безусловно, произошла коварная подмена понятий. Зло стало нормой и преподносится, как добро. А вечные ценности и добродетели оказались поруганными и втоптанными в грязь.
Чем раньше мы привьем детям вкус к хорошей музыке, искусству, правильной высоконравственной литературе, тем скорей у них сформируется «противоядие» к пошлости, льющейся грязными потоками в душу.
Только личный пример родителей ребенка и педагогов играет ключевую и решающую роль в формировании и становлении внутреннего нравственного стержня ребенка. Только самые близкие взрослые являются для ребенка эталоном. И в основном их модель поведения будет в точности скопирована и воплощена в жизнь.
Помните, как часто в народе говорят, что дочь повторяет судьбу матери? А мужчина, который поднимет руку на жену? Не трудно догадаться, где он видел такую модель поведения. А преходящие по «наследству» такие пороки, как пьянство, воровство и склонность к суицидам? Они тоже из семьи.
Вот и народная мудрость подтверждает: «Яблоко от яблони не далеко падает».
Поэтому твердость нравственного стержня ребенка прямо пропорциональна нравственности самих родителей и тех жизненных ориентиров, которые они заложат.
Всего вам доброго, крепости духа и чудесных плодов воспитания!
Источник