Духовное здоровье наших детей
ФИЛОСОФИЯ\ Социальная философия
ê. ôèë. íàóê Áàëàíäèíà Å.À.
ÃÎÓÂÏÎ «Àëòàéñêàÿ ãîñóäàðñòâåííàÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ àêàäåìèÿ», ã.Áàðíàóë
Духовное здоровье детей как основа преодоления нравственного кризиса общества
Духовный и нравственный кризис, переживаемый нашим обществом, особенно остро затрагивает детей и подростков. Именно поэтому вопрос о духовном здоровье молодежи становится сегодня наиболее актуальным. Без решения духовно-нравственных проблем невозможно совершенствовать систему образования, развивать науку и культуру в обществе.
В формировании личности молодого человека участвуют не только семья и школа. Зачастую решающее влияние на него оказывают средства массовой информации. Трудно переоценить роль, которую играют СМИ в современном обществе. Обладая огромным влиянием на аудиторию, они несут величайшую ответственность за воспитание детей и молодежи.
Сегодня, в век информационных войн и технологий, манипулировать поведением людей стало особенно легко. Многим молодым людям стало сложно отличать свои собственные желания и взгляды от тех, что навязаны извне.
Современные СМИ – не просто коммерческие поставщики информационных услуг. Последствия их деятельности накладывают печать на разум и психику людей, прежде всего детей. Честность и объективность СМИ не должна пониматься как равнодушие ко злу. Популяризация и прославление порока не могут быть оправданы никакими соображениями коммерческого характера, особенно при подготовке телепрограмм и выпуске печатных изданий, адресованных детям.
Ситуация с детьми особенно тяжелая:
• критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения; фиксируется оторванность подрастающего поколения от традиций и ценностей культуры своего народа и разрушение его национально-культурной идентичности;
• крайне высок процент сексуально распущенных несовершеннолетних;
• катастрофически высокий уровень употребления несовершеннолетними наркотиков; средний возраст начала употребления наркотиков за последнее десятилетие снизился с 18 до 14 лет; Россия сегодня занимает одно из первых мест по уровню потребления несовершеннолетними наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков;
• в России чрезвычайно высокий уровень употребления несовершеннолетними алкогольных напитков, пива, табачной продукции; за последнее десятилетие средний возраст начала употребления алкоголя снизился с 16 до 13 лет; табака с 15 – до 11 лет; на январь 2006 года были официально признаны алкоголиками около 60 тыс. детей;
• высокий уровень детской и подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних; фиксируется устойчивый рост количества насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
• среди молодежи около 55 %, то есть большинство, как показывают социологические опросы, готовы преступить через моральные нормы для того, чтобы добиться личного успеха;
• Угрожающие масштабы приобрело распространение детской порнографии, детской и подростковой проституции.
• Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов.
Сегодня очень многие ученые, специалисты размышляют о проблемах здоровья детей, но что такое здоровье и почему не смотря на все усилия общества, оно стремительно падает? — вопрос остается открытым.
Часто под здоровьем понимается физическое состояние человека, в лучшем случае мы слышим о психической составляющей, духовный компонент, как правило, игнорируется. К сожалению, современный человек не осознает тот факт, что духовность – это основа психического (душевного) и физического здоровья. Современная система образования заботится о том, чтобы выдать ребенку (будь то дошкольник или школьник) необходимый набор знаний, умений и навыков. (Этому способствует и переход многих образовательных учреждений в режим автономии, которая предполагает продажу родителям детей определенный пакет образовательных услуг). Однако стоит отметить, что личность, напичканная противоречивыми разнообразными знаниями, становится разрозненной и развивающей свои наименее уникальные качества (склонность к «душевной депрессии», потере смысла жизни).
Все тенденции, складывающиеся в современной системе образовании, сегодня подтверждают факт исключения из нее духовной составляющей. В высших учебных заведениях сокращается количество лекционных часов, вводятся компьютерные технологии, где студент продолжает накапливать разрозненные знания, не получая целостное представление о мире из уст первоисточника-педагога. В школах все меньше уделяется внимание решению воспитательных задач. У учителей на это просто не остается времени, им нужно успеть подготовить детей к успешной сдаче ЕГЕ. В детских садах общение с воспитателем — первым в жизни ребенка учителем, заменяется уходом-присмотром «лишь бы не искалечили друг друга».
Важно осознавать, что главное руководящие место в сохранении духовного здоровья современного ребенка принадлежит учителю — духовному наставнику, который призван направить, помочь в становлении молодой личности как духовной сущности. Современный человек должен быть здоров в физическом и духовном плане. Ведь здоровье предпологает не только благоприятное физическое состояние человека.
Всемирной Организацией здравоохранения было сформулировано определение здоровья в преамбуле Устава в конце 40-х годов: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
Под физическим здоровьем – обычно понимается отсутствие болезни, наличие у человека достаточного количества жизненных сил и энергии для выполнения своих повседневных задач.
Социальное здоровье – способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды, наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.
Душевное (психическое) здоровье – отсутствие разного рода психических расстройств, способность человека решать насущные жизненные задачи, осуществлять социальные контакты, не испытывая при этом проблем умственного, эмоционального или поведенческого порядка.
В настоящее время существуют критерии, по которым специалисты могут определить состояние трех выше представленных компонентов здоровья ребенка. Возникает вопрос, что такое духовное здоровье и как его можно измерить?
Духовность – это внутреннее состояние личности, которое меняется в зависимости от ее воли, разума, мировоззрения. Это конечная цель жизни, к которой человек стремится постоянно. Жизнь личности, общества народа определяется его духовным состоянием.
Таким образом, понимание здоровья зависит от уровня притязаний человека к нему, которые закладываются и формируются семьей, детским садом, школой и т.д.
Одних устраивает, чтобы не болело, чтобы хватило сил на простую, обычную жизнь. Другим необходимо сил на большее напряжение для больших свершений, а третьим необходимо титаническое напряжение для свершения великих поступков во имя человечества. Почему столь разные жизненные позиции у современных людей, с тенденцией упрощения своей жизни во имя материальных благ? Причина в упадке внимание к духовной составляющей воспитания детей и подростков.
Работа с ребенком на духовном уровне чрезвычайно сложна и не может опираться на отдельные техники оздоровления и методики обучения. В духовной работе необходимо участие всех социальных институтов (от семьи до школы) [1]. Только объединив усилия, взрослые смогут создать механизмы естественного вовлечения детей в этот процесс. Современному российскому обществу необходим некий духовный стержень, вокруг которого естественным образом, без насилия, будет происходит духовное совершенствование детей и восстановление их нравственного здоровья. В этом случае, под духовностью, духовными свойствами человека следует понимать совершенствование таких общеизвестных качеств, как: доброта, честность, справедливость, отзывчивость, щедрость, искренность, жалость, смелость, мужество, трудолюбие, благородство, целеустремленность.
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Удачливость и состояние счастья каждого ребенка зависит в конечном итоге от объема духовной силы, которую закладывают педагоги и родители.
Специалисты выделяют несколько уровней существования современного человека:
Уровень 1 (Низший) – бесцельное, растительное существование;
Уровень 2 – служение мирским эгоистическим интересам;
Уровень 3 – жизнь ради чего-то или кого-то;
Уровень 4 – жизнь ради совершенства;
Уровень5 (высший) – духовное самосовершенствование для помощи и спасения других.
Ребенку с дошкольного возраста необходимо закладывать идеи о том, что пассивная жизнь, движение по течению, потакание лени ослабляет жизненную силу, в результате чего и возникают болезни. И напротив, каждое действие, в которое вкладывается сверхусилие, направленное на духовные цели развивает в человеке такую силу, что он может при невыносимых условиях оставаться живым и здоровым (Примером может быть выживание российского народа в период второй мировой войны в тылу и на фронте).
Задача приобщения детей к духовно-нравственным принципам, актуальным для всех времен и восходящим к вечности выходит сегодня на первый план. Для ее решения требуется сотрудничество родителей, учителей, общественных объединений, органов государственной власти, религиозных организаций, союзов деятелей культуры [2].
Современному российскому обществу необходимо:
— обеспечить защиту семьи, так как ее сохранение как социального института, духовной ценности является будущим в нашей истории. Главными действующими лицами этого будущего должны стать ни массы потребителей, ни одиночки в скорлупках эгоизма, а семьи, созданные любящими друг друга супругами, дарящими эту любовь детям;
—современная индустрия развлечений построена на эксплуатации низменных инстинктов, потворстве порокам и страстям, что выводит людей (начиная с дошкольного возраста) из душевного равновесия, лишает их возможности полноценного отдыха как состояния физического и психического покоя, обеспечивающего отдых от трудов.
Общество не может оставаться равнодушным к попыткам представить в СМИ норму патологией, а патологию нормой. Средства массовой информации не должны превращаться в средства массовой лжи. Климат медийного пространства следует подчинить общественному мнению, а не интересам и пристрастиям продюсеров.
— сохранить лучшие традиции российской системы образования. Остановить процесс отчуждения учителя от ученика. Так как, не имея духовного наставника невозможно сформировать полноценную в духовном, социальном, психическом и физическом смысле личность.
Решение трех сформулированных выше задач позволит привить ребенку с детства ответственность перед собой и обществом, оторвать молодого человека от состояния инфантилизма, вывести его на высший уровень бытия полноценной личности и гражданина, который живет по принципам:
— обретения смысла жизни (люди, не имеющие смысла в жизни не добиваются успехов, они несчастны, могут представлять опасность для окружающих);
— самосовершенствования (именно этот процесс приводит к здоровому долголетию);
— сохранения оптимизма и эмоционального равновесия (ребенок должен иметь адекватную самооценку, добиваясь правильного воспитания собственного «Я»);
— укрепления позитивных социальных контактов (семейное воспитание, правильное половое воспитание, ограждение детей от просмотра телепередач, содержащих сцены насилия);
— повышение социального статуса (увеличивает продолжительность жизни, прививает чувство удовлетворенности жизнью);
— совершения добрых дел (стремление совершать хорошие поступки);
— разумности желаний (правильное формирование потребностей ребенка – залог его здоровья).
Мы должны помнить, что воспитываем поколение, от которого через 10-15 лет будет зависеть, какая судьба ожидает нашу страну в будущем. Чтобы занять достойное место в мире, Россия нуждается не только в развитии инновационных технологий, но и в нравственном обновлении общества. Поколению современных детей предстоит решать эти задачи одновременно. Задача взрослых сегодня – обеспечить им не только материальную, но и духовную поддержку. Лишь достигнув духовной гармонии между общенациональными, личными и семейными идеалами, дети смогут войти в историю как новое поколение взрослых людей, духовно-целостных личностей, победителей, с которых станут брать пример, и на которых будут равняться потомки.
1.Ãîí÷àðîâà Å.Þ. Îðãàíèçàöèÿ ó÷åáíîãî ïðîöåññà â èííîâàöèîííîé øêîëå // Òóëüñêàÿ øêîëà. – 1996, ¹2, ñ. 12-13.
2.Êîñîíîæêèí È.È. Ê èñòî÷íèêàì ìóäðîñòè íàðîäíîé // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå, — 1991 ¹6 ñ. 43-45.
3.Ïàðñîíñ Ã. Ë. ×åëîâåê â ñîâðåìåííîì ìèðå. Ì., 1998
4. Ðóáèíøòåéí Ñ.Ë. ×åëîâåê è ìèð. Ì, 2003.
5. Ñåðæàíòîâ Â.Ô. Ïðèðîäà ÷åëîâåêà è åãî ñóäüáà. Ôèëîñîôñêàÿ àíòðîïîëîãèÿ. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã, 1994.
Источник
«Семья- как основа духовного здоровья ребёнка».
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
о семейном воспитании | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы для родителей
«Семья- как основа духовного здоровья ребёнка».
Духовное здоровье человека — это система его мышления и отношение к окружающему миру.
Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми
способности анализировать обстановку, прогнозировать развитие различных ситуаций и в соответствии с этим строить модели своего поведения.
Что же такое образ жизни человека? Из чего он складывается? Как формируется? От чего зависит?
Именно духовно-нравственная культура имеет непосредственное отношение к формированию здорового образа жизни. ”Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится”. “Питание духа” не менее важно для здоровья, чем питание тела.
Моральные нормы, даже, несмотря на их видимую чуждость индивидуальным склонностям и потребностям человека, не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Они являются внебиологическим “кодом”. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они — необходимое условие не только социального практического существования человека, но и его жизни.
Каждый человек в обществе – воспитатель. Он воспитывает других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями.
Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия родителей и педагога на духовно-нравственную сферу учащегося. Духовно-нравственные ценности, прежде всего, прививаются ребенку родителями, и поддерживаются и развиваются школьными педагогами.
Как отмечает Ш.А. Амонашвили: “Теплая, задушевная атмосфера в семье, эмоционально насыщенная жизнь в школе играют огромную роль в воспитании ребенка, создают предпосылки для развития его интеллекта, служат условием гармонизации его душевных сил – чувств, ума и воли”, то есть являются основой психического и физического здоровья школьников.
Поэтому создание условий для благоприятного развития личности в целом, с учетом психологических, физиологических и социально-нравственных особенностей выдвигается на один из первых планов.
Сложившаяся ситуация в современном обществе поставила перед государством задачу вывести семью, как основу государства, на первое место.
И сейчас особенно актуально возродить духовность, нравственные ценности, которые были потеряны в последние годы после многих событий, отрицательно сказавшихся как на уровне жизни, так и на моральных устоях общества.
Семья является основой общества. Семейное воспитание – это сложный процесс, именно в семье начинается формирование человека как личности. На семью поэтому возлагается первоначальная и первостепенная ответственность в том, каким гражданином, патриотом и просто человеком будет их ребенок.
А. С. Макаренко выступал против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании. «Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное и т. д. Также отделять учебу, досуг. Все должно идти в единстве».
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручения, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуальный с учетом конкретных ситуативных условий.
И особенно актуально это в наше время, когда доступ к информации стал больше, жизнь стала сложной, в борьбе за выживание люди начинают терять свою порядочность, постепенно обедняются духовно.
Сейчас не в чести благородство, честь, моральные принципы. И в такой ситуации у родителей очень трудная задача – не допустить омертвления детских душ. Если дома грубость, пьянство, неуважение к старшим, то уже можно не думать ни о каком воспитании: дети уже воспитываются, и воспитываются плохо, и тут уже не помогут никакие советы и методы. Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Серьезность, простота и искренность – в этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни. Самое малое прибавление лживости, наигранности, зубоскальства, легкомыслия – и все труды пройдут насмарку.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.
Задачи, которые ставит современное общество перед семьей:
- создание максимальных условий для роста и развития ребенка;
- обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;
- передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»;
Какие задачи определил Макаренко для семейного воспитания?
- родительское требование к себе как к личности, контроль за своим поведением;
- родительское уважение к своей семье;
- простота и искренность в общение с ребенком и между собой;
- чувство меры в любви и строгости;
- участие в жизни ребенка;
- создание условий для разнообразного окружения и увлечений ребенка;
- организация своей семьи, личной жизни и жизни ребенка.
А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроя в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер. И хочется отметить, что взгляды А. С. Макаренко по вопросам воспитания в семье остаются актуальными и значимыми и в наши дни, когда, наконец, на первое место выходит вопрос о воспитании разностороннее развитой личности, ориентированной на моральные и духовные ценности, основы которых заключаются в семье. Тогда как задачи современной педагогики направлены в основном на выполнение родительских обязанностей. Таким образом, семья становится фундаментом для построения нового более гуманного общества, а приемы и методы А. С Макаренко могут служить основой для воспитания вообще и в семье в частности – вчера, сегодня, завтра.
Идеальные дети и идеальные родители.
(беседа для родителей)
Так какая она, семья 21 века? Какой она может стать? Что она представляет собой сегодня с точки зрения детей и родителей? Совпадает ли мнение взрослых и детей в оценке сегодняшних ситуаций? Какого ребенка можно назвать идеальным ребенком? С точки зрения современных родителей идеальный ребенок – это ребенок, который:
- Слушается во всем своих родителей;
- Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
- Помогает старшим братьям и сестрам и взрослым, не обижает младших;
- Умеет отвечать за свои поступки;
- Самостоятелен и активен;
- Имеет друзей и дорожит ими;
- В любой ситуации говорит правду;
- Дорожит своей семьей, родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;
- Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
- Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;
- Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет чего он хочет в жизни.
С точки зрения детей идеальные родители – это родители, которые:
- Понимают своих детей;
- Любят своих детей;
- Помогают решать проблемы;
- Не кричат на своих детей;
- Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей;
- Не читают нотации;
- Не пьют.
Эти данные показывают, что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании детей. Все это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, что сказывается на их взаимоотношении в семье. Одной из главных проблем для детей является проблема взаимопонимания. Но и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и понимали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребёнок — индикатор семейных отношений. От того, какие отношения складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с окружающими людьми, личностные особенности.
Данная презентация предназначена для детей начальной школы . Направлена на формирование мотивации ведения здорового образа жизни у ребёнка, роль семьи в образовательном процессе.
Красочная презентация с подсказками для родителей .
Проблема: повышенная заболеваемость среди учеников и родителей нашей школы.Цель:1. Пропаганда здорового образа жизни.2. Развитие потребности ребенка.
1. Психолого-педагогические основы воспитания здорового ребёнка в семье. 2. Обобщение опыта взаимодействия семьи и образовательных учреждений в процессе физического .
материал по основным направлениям воспитательной работы с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания.
Источник