Меню

Духовное здоровье детей это

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО ФОРМИРОВАНИИ

Сегодня проблема обеспечения безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности в социально-экономической, политической, духовно-нравственной, информационной сферах с одной стороны, создают качественно новые возможности выбора жизненного пути, с другой — оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению духовного здоровья общества.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года к числу угроз национальной безопасности относит «засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев». Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной сфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания [1].

Духовное здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме — на наш взгляд, это самые актуальные проблемы, решение которых приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.

Никогда не стоит забывать, что дети это не только наше будущее, но и наше настоящее, поэтому для решения данной проблемы стоит задействовать все институты гражданского общества, в области культуры, этноса и религии. Отсутствие духовного развития приводит к моральному разложению общества.

Если обратиться к истории России, то мы увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Она является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Православные устои и традиции национальности всегда ярко отражались в культуре России. Термин духовное здоровье вышло из употребления в постреволюционный период России, где в воспитании подрастающего поколения на первый план ставилось развитие патриотизма к родине и преданность идеям социализма. В данный момент наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности превосходят над духовными, а из этого можно сделать вывод, что у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Для того чтобы вернуться к основам духовно-нравственного воспитания, необходимо создать условия для развития духовного здоровья.

Духовно-нравственное воспитание — это комплексная проблема и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс как взрослых, так и детей.

Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

Читайте также:  Интерактивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

— помощь учащимся в развитии интеллектуальных, физических и духовных задатков; разработка личных нравственных убеждений;

— научить понимать, пи работать в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

— создавать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

— сосредоточить внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие.

И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию:

1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Где в работе идет обращаться к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.

2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.

3. Способности испытывать добрые чувства, ценить их. Нужно помнить, что мир духовных ценностей навязывать ребенку нельзя, в процессе воспитания, нравственные знания становятся прочувственным опытом, в ходе чего формируется полноценная личность.

4. Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.

5. Способности к нравственным поступкам[2].

Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме, на наш взгляд, решение данных приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранения их здоровья. Так в стандарте описан следующий портрет выпускника основной школы: «выпускник —

-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

-социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».

Решение данных задач, в частности, возможно и в процессе образования в области безопасности жизнедеятельности (таблица 1).

Возможности курса ОБЖ в обеспечении духовно-нравственной безопасности общества

Задачи духовно-нравственной безопасности общества

Содержание курса ОБЖ

Воспитание у подрастающего поколения патриотизма

Основы обороны государства и воинская обязанность

Формирование у детей культуры здоровья (в том числе профилактика употребления психоактивных веществ и других аддикций)

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Развитие гуманизма (в том числе профилактика агрессии и насилия)

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Формирование у детей культуры безопасности (в том числе противодействие идеологии экстремизма и терроризма)

Чрезвычайные ситуации социального характера: терроризм — угроза обществу

Формирование у детей информационной культуры (в том числе противодействие манипуляции сознанием)

Чрезвычайные ситуации социального характера: безопасность в сети Интернет

Формирование духовного здоровья учащихся должно осуществляться как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать учащихся не подвергаться провокациям экстремистов и религиозных фанатиков, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т.д.

Список литературы:

1. Кисляков П.А. От нравственного здоровья личности к духовно-нравственной безопасности общества // Образование и здоровье: Материалы Всероссийской научной школы здоровья с международным участием (19-21 марта). — Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013 — С. 89-92.

Источник

Духовное здоровье детей это

Духовное здоровье или как воспитать в ребенке нравственный стержень.

«Одна из самых острых и наболевших проблем нашего общества — безнравственность наших детей. Каковы же причины неправильного воспитания современных детей? Почему родители не совсем понимают, что же есть хорошее воспитание и образование? И почему без осознания важности духовного здоровья ребенка и безопасности его души, нам не преуспеть в воспитании?»

«Дети плохо воспитаны». «Сейчас дети дурно воспитаны». «Какие невоспитанные дети!»

Отовсюду можно услышать подобные возгласы и стенания. Слышим мы их на скамейках у подъезда, в вагоне метро, в школьной учительской и в булочной. Почему мы, взрослые, как испорченна пластинка, только то и делаем, что повторяем эту избитую фразу? Что же такое неправильное воспитание? В какую бездну мы толкаем своих чад собственными руками? И что реально мы делаем, для исправления ситуации?

Читайте также:  Характеристика здоровья духовное физическое социальное

В первую очередь, плохое воспитание – это неправильно заданное направление для развития ребенка. Это неправильно заданная траектория, по которой он движется в жизни.

Как известно школа с каждым годом все дальше и дальше удаляется от воспитания. Вся ответственность полностью ложиться на родителей. Безусловно, никто и не отрицает решающую роль семьи. Но перевод слова «педагог» (ведущий ребенка) сейчас уже никто и не вспомнит.

Мы искренне не понимаем, что дать образование ребенку – это не вкачать в него неимоверное количество информации. В результате он будет знать все и ничего. Переизбыток информации отнимет у наших детей качество знаний и их глубину.

Ну как же нам достучаться до самих себя?

Мы должны понять, что дать образование – это образовать в ребенке что-то новое, необходимое и без чего ему не выстоять в жизни.

Это задать сердцу и душе юного человека правильный тон, правильное и благоразумное направление.

Одним словом – сформировать нравственный стержень.

Зачем давать образование детскому сердцу?

Образовывая детей, мы не должны оставлять без внимания их сердце. Именно на него и надо обращать все свое внимание. Безотлагательно. В первую очередь.

Только правильно образованное сердце сможет дать правильное направление мыслям человека, его желаниям, стремлениям и поступкам.

Вспомните, ведь мы в ответе за тех, кому дали жизнь!

Служение воспитателей, родителей и педагогов – это служение творческое. Недостаточно дать просто объем знаний. Нужно обучить детей применять эти знания на благо своей семьи и общества.

Как нравственность, так и полная безнравственность человека – производные от семейного воспитания. И никакие увещевания не возымеют должного эффекта, если в семье ребенок будет видеть противоположную картину. Даже не умея говорить, наши дети впитывают все модели и стереотипы поведения, которые наблюдают у нас.

Кто может возразить, что не мы породили нравственную деградацию подростков?

Кто, если не мы, взрослые, повинен в растущей подростковой и детской преступности? Разве она взялась неоткуда? А разве мамы не несут ответственности за половую распущенность малолетних дочерей? А за гибель своих не родившихся внуков?

Мы создали целое поколение «ненаказанных детей». Детей, которые не получили от нас наказ – правильное направление. Не дали наказа ни родители, ни педагоги, ни воспитатели. Откуда же детское сердце и душа могут знать, куда и как двигаться?

Как вы можете попасть из пункта А в пункт Б, если у вас нет карты и путеводителя, если вы понятия не имеете в каком направлении двигаться?

Наказ должен быть. Через правильный пример нашей собственной жизни. Его так не хватает нашим детям!

Вспомните, как часто хамящего и плюющего семечки в транспорте подростка, останавливают замечанием пассажиры. Вы думаете, он злится в ответ? Нет. Даже, если и попыхтит немного. В своем подсознании он благодарен, что на него вообще хоть кто-то обратил внимание. Ему было крайне необходимо, чтобы кто-то его остановил.

Читайте также:  День здоровья глазами ребенка

Этот минутный эпизод уже показал юному человеку некое направление.

Техника безопасности для детской души

Ничто так не формирует личность ребенка, как впечатления извне. Только дети и подростки обладают способностью так сильно впитывать информацию. Но вот только эту способность можно использовать по-разному.

Нам родителям и педагогам надо крайне осторожно и осмотрительно пользоваться ею. Нельзя тратить эту способность понапрасну.

Вот, к примеру, СМИ это прекрасно знают и «не тратят» понапрасну. И нам ничего не остается, как вступать в священную войну, за души наших детей, за их жизнь и безопасность.

Потоки неимоверной визуальной мути, так и льются в сердце и душу ребенка с телевизионного экрана и компьютера.

И здесь мы имеет все права для наказа!

Он будет заключаться в добрых детских фильмах и передачах, которые мы не поленимся специально и очень тщательно отбирать для детей. Заметьте, только так можно создать правильный поток информации, которая будет формировать у юного зрителя правильные понятия о дружбе, любви, уважения к взрослым и семейных ценностях.

Более того, предотвратить агрессию с экранов мы можем, только обрезав к ней доступ. Полностью. И безжалостно. Да, родители обязаны полностью наложить запрет на телепередачи, несущие грязь, пропагандирующие разврат, ложь, убивающие любовь к ближнему, просвещающие детей в вопросах несвойственных их возрасту.

О, да! Сейчас самое время проснуться «защитникам» прав детей. Вполне можно ожидать, что такое поведение родителей будет трактоваться, как ущемление свободы ребенка.

Однако, только такое решение родителей и есть правильное. Настоящая свобода – это свобода от ложных представлений об окружающем мире и взаимоотношениях между людьми. Это свобода от навязанных и уродующих детскую душу стереотипов.

Вместе с тем духовное здоровье ребенка зависит и от рисунков и изображений, которые он видит вокруг. Рисунки должны быть правильными. Ведь рассматривая их, дети подвергаются очень сильному воздействию на свое подсознание.

Например, современные обложки глянца и газет. Чем юная и чувствительная детская душа может впечатлиться от таких свободных воображений авторов?

В целом, техника безопасности детской души и заключается в осторожном и разборчивом подходе к выбору источников информации.

Безусловно, произошла коварная подмена понятий. Зло стало нормой и преподносится, как добро. А вечные ценности и добродетели оказались поруганными и втоптанными в грязь.

Чем раньше мы привьем детям вкус к хорошей музыке, искусству, правильной высоконравственной литературе, тем скорей у них сформируется «противоядие» к пошлости, льющейся грязными потоками в душу.

Только личный пример родителей ребенка и педагогов играет ключевую и решающую роль в формировании и становлении внутреннего нравственного стержня ребенка. Только самые близкие взрослые являются для ребенка эталоном. И в основном их модель поведения будет в точности скопирована и воплощена в жизнь.

Помните, как часто в народе говорят, что дочь повторяет судьбу матери? А мужчина, который поднимет руку на жену? Не трудно догадаться, где он видел такую модель поведения. А преходящие по «наследству» такие пороки, как пьянство, воровство и склонность к суицидам? Они тоже из семьи.

Вот и народная мудрость подтверждает: «Яблоко от яблони не далеко падает».

Поэтому твердость нравственного стержня ребенка прямо пропорциональна нравственности самих родителей и тех жизненных ориентиров, которые они заложат.

Всего вам доброго, крепости духа и чудесных плодов воспитания!

Источник

Adblock
detector