Общество
Начиная разговор о духовно-нравственном здоровье общества, нужно определить, что мы понимаем под этим термином. На наш взгляд, духовно-нравственное здоровье — это способность всего общества в целом и отдельных людей в частности формировать свой жизненный уклад согласно общечеловеческим (христианским) представлениям о добре и зле.
Состояние духовно-нравственного здоровья общества можно назвать удовлетворительным, когда границы между этими двумя понятиями, по крайней мере, не размываются. Если же общество не только декларирует, но и выражает резкое неприятие проявлений зла в своей среде, то можно сказать, что его духовно-нравственное здоровье улучшается.
За последние годы в нашей стране многое изменилось, общество стало более неоднородным не только в части материального расслоения, но и в мировоззренческом отношении. Многие люди обретают свои духовные корни, имеют возможность исповедовать веру в Бога, которая наполняет смыслом и дает силы для исполнения свода нравственных правил. Наряду с этим идеология эгоизма, потребления и наслаждений, прямо или косвенно предлагаемая средствами массовой информации, приводит к разрушению нравственных устоев. Эксплуатация темы половых отношений нанесла непоправимый урон нравственному здоровью нашего современного общества: кризис семьи и, как следствие, снижение рождаемости — это плоды, которые наше общество начинает пожинать уже сейчас.
Что может влиять на улучшение духовно-нравственного климата в обществе? Важнейшим фактором здесь, на наш взгляд, является общественное мнение, с которым так или иначе соотносит человек свои поступки: если что-то считается плохим, стыдным, то для многих людей это будет весомым сдерживающим фактором, чтобы не совершать негативный поступок. Однако, конечно же, общественное мнение формируется хоть и самим обществом, но при непосредственном участии СМИ.
Также важнейшим фактором в деле формирования духовно-нравственного здоровья является четко выраженная позиция государственных органов власти, которым следует обозначить свое отношение к актуальным проблемам нравственности и жизни современного общества, а также пропаганда этой позиции в СМИ.
Сознавая огромную роль средств коммуникации и массовой информации в жизни современного общества, необходимо отметить ряд негативных моментов, связанных с их деятельностью:
Интернет. Ввиду своей общедоступности Интернет дает возможность любому человеку получить любую информацию, невзирая на ее специфику. Особенно опасными являются сайты, открывающие доступ к фото-, видеопродукции, пробуждающей низменные чувства. Неприемлемым является также использование в Интернете развратных изображений для косвенных целей — что часто используется в деле привлечения внимания к рекламе различных товаров и услуг.
Телевидение. На сегодняшний день телевидение продолжает являться самым массовым источником информации и средством формирования общественного мнения. Гипертрофированное наполнение телевизионного эфира передачами о развлечениях, роскошной жизни, девиантном поведении «звезд» и т.д., помимо того, что формирует социальный протест в людских массах, создает искаженное представление о действительности (потому что действительность не такова) и фактически рекламирует роскошную, вольготную жизнь. Если же человеку она недоступна, то он готов идти на преступления, чтобы его жизненный уровень соответствовал тому, что «показывают по телевизору».
Радио. Учитывая высокое доверие населения к той информации, которую оно получает из радиоисточников, а также принимая во внимание воспитательную функцию СМИ в деле формирования стереотипов поведения у населения, считаем важным недопущение в радиоэфире похабных, жаргонных, наглых и просто грубых форм ведения монолога или диалога ведущими. Также назревшей проблемой считаем чрезмерно большое количество современных музыкальных произведений, по-простому говоря, «попсы», далекой от задач пробуждения в слушателях культурного, положительно-эмоционального и духовно-нравственного подъема. И это все при почти полном отсутствии в эфире, как и в современной культурной жизни в целом, произведений, направленных на что-либо большее, чем развлечение.
Для улучшения духовно-нравственного здоровья считаем также необходимым препятствовать использованию безнравственных образов для рекламных и других целей на страницах печатных СМИ.
Современные СМИ ввиду отсутствия государственной информационной политики, по причине необходимости выживания за счет привлечения рекламодателей, что достигается увеличением количества зрителей, что, в свою очередь, опять же осуществляется через эксплуатирование человеческих пороков и страстей, — не могут способствовать формированию у молодежи адекватных представлений о современном мире.
Не ответив конкретно на вопрос «кто виноват?», потому что виновато общество в целом, мы подходим к вопросу «что же делать?»
Несмотря на наличие в Законе о СМИ статьи № 3 «О недопустимости цензуры», статья №4 под названием «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» провозглашает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Если за исполнением большинства пунктов данной статьи государство следит строго и, не проводя предварительной цензуры, по факту появления в СМИ материалов, нарушающих статью 4, может пресечь деятельность средства массовой информации, то в отношении прочих материалов, касающихся духовно-нравственного здоровья, надо держаться такой же практики.
Считаем, что требование недопущения цензуры справедливо и должно исполняться. Однако этот пункт необходимо компенсировать реальной недопустимостью злоупотреблений свободой СМИ. Для того, чтобы был соответствующий юридический механизм, необходимо провести разработку, общественное обсуждение и принятие дополнений к статье 4 Закона о средствах массовой информации.
Также считаем, что контроль за информационными потоками на региональном уровне должны осуществлять представители департамента информационной политики администрации Тюменской области. Необходимо ввести практику аналитических обзоров и составления определенных рекомендаций к учредителям и издателям СМИ по улучшению духовно-нравственного климата в информационном пространстве.
В случае внесения изменений и дополнений в Федеральный закон о СМИ контроль за его исполнением ложится на государственные органы, осуществляющие регистрацию СМИ и контроль за исполнением законодательства в Тюменской области.
Считаем также необходимым создание на федеральном уровне общественного совета по духовно-нравственному состоянию общества — например при общественной палате.
Считаем своевременным представителям журналистского сообщества, да и деятелям культуры тоже, самим выработать своеобразный «кодекс чести», в котором были бы закреплены правила деятельности СМИ, исключающие нанесение вреда общественной морали и нравственности. Принцип «Не навреди» давно известен и входит в свод правил представителей другой важнейшей профессии — профессии врачей.
Государственной власти же необходимо прежде всего отказаться от практики самоустранения в деле влияния на духовно-нравственное здоровье граждан страны, занимать твердую нравственную позицию, отстаивать ее, не изменять ее принципы в угоду каким бы то ни было международным документам.
В заключение хотелось бы сказать, что сфера духовности и нравственности — это не та область, где можно и нужно говорить, что спрос порождает предложение. Здесь не имеют права работать «законы рынка».
священник,
председатель издательско-информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии
Источник
Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни.
статья на тему
В статье говорится о том, что нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo.odt | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное здоровье как одна из составляющих
здорового образа жизни.
Нравственное здоровье – это способ жизни человека и его развития, проявление внутренней свободы. Главный принцип нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье, но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными «маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций, ценностных отношений. Потребность в сохранении и развитии нравственного здоровья реализуется в деятельности человека, во взаимодействии с другими людьми. Нравственное здоровье целесообразнее поддерживать и укреплять посредством превентивных мер, а не после того, когда уже зафиксированы те или иные отклонения или вообще отсутствие нравственного здоровья. Об этом свидетельствуют многочисленные жизненные факты. Нравственное здоровье нуждается в постоянном обогащении нравственных чувств, в упрочении моральной позиции, совершенствовании нравственных привычек. Всем этим должна заниматься сама личность, осуществляя повседневный нравственный самоконтроль. Его суть состоит в том, что личность самостоятельно регулирует свое поведение, контролирует свои мотивы и мысли. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально. Введение особого и обязательного для всех учащихся учебного предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества и школы нецелесообразно.
Необходимо использовать в половом воспитании различные формы и методы. Это и включение соответствующих сведений в различные учебные предметы, и беседы классного руководителя и специалистов различного профиля с учащимися (школьные психологи, медики, социальные работники, работники правоохранительных органов). С учетом сложившейся в стране ситуации задачи полового воспитания должны быть сформулированы следующим образом:
- привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;
- формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
- защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;
- обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
Организационными формами могут быть:
- фрагменты уроков и отдельные уроки в рамках таких учебных предметов, как биология, литература, обществоведение, история; с этой целью необходимо вводить соответствующие изменения в учебные программы, учебники и методические пособия по названным предметам без нарушения общей логики структуры и содержания их как предметов базисного учебного плана;
- факультативные занятия: необходимы учебно-методические комплекты, отвечающие требованиям, которые предъявляются к такого рода материалам, желательно, чтобы на выбор учащихся были предложены различные варианты предметов для факультативного изучения, разработанные разными авторами и авторскими коллективами;
- семинары для родителей; тематика, содержание и организация таких семинаров должны отвечать их запросам;
- консультации, организуемые для учащихся и родителей в специальных центрах.
Педагог должен быть способен давать точные и ясные ответы на вопросы учащихся, а также обладать умением своевременно и правильно реагировать на любые конкретные моменты взаимоотношений учащихся разного пола в течение всего периода их обучения. Умелое воздействие педагогического коллектива на характер межполовых отношений непосредственно в школе — важный и необходимый элемент системы полового воспитания.
Вопросы межполовых отношений должны рассматриваться в тесной связи с вопросами здоровья. Хорошим вариантом приобщения россиян к международному опыту в сфере межполовых отношений является использование достижений личной гигиены и ухода за телом, что необходимо для сохранения и укрепления здоровья, в том числе и репродуктивного. Все это может и должно быть использовано в качестве элементов в специфически российской системы гигиенического и полового воспитания в соответствии с принципом: культура должна быть самобытной, а цивилизованность — современной. Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуальной революции». Существенную часть вопросов из сферы межполовых отношений целесообразно изучать или обсуждать не на фронтальных или групповых занятиях, а индивидуально.
Источник
Виды здоровья: физическое, психическое, психологическое, нравственное, социальное. Основы здоровья
Под понятием «здоровье» многие люди подразумевают лишь перечень конкретных физиологических особенностей человека. Такое понимание является ложным, на самом же деле его стоит рассматривать на нескольких уровнях. Только так можно дать ответ на вопрос о том, насколько здоров человек. Итак, разберем виды здоровья и остановимся подробнее на каждом из них.
Говоря о здоровье, нужно знать, что это состояние физического, психического и социального самочувствия человека и общества в целом (не только отсутствие физиологических проблем и недостатков).
Критерии здоровья человека
Сейчас, чтобы сделать вывод о состоянии людей, обращаются к пяти основным критериям:
- Наличие или отсутствие недугов, болезней.
- Нормальная работа в системе «окружающий мир – индивид».
- Благополучие в социальной жизни, умственном труде, духовной деятельности, физические способности человека.
- Умение приспособиться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.
- Возможность качественно выполнять отведенные индивиду функции в социальной жизни.
Основные разновидности здоровья
Каждого человека рассматривают как взаимосвязанную систему и при исследовании выделяют виды здоровья: нравственное, физическое, социальное, психическое, психологическое. Из этого следует, что нельзя судить о нем по одной из перечисленных сфер, не рассмотрев многогранность личности.
На данный момент ученым не удалось выделить конкретную методику для изучения состояния по всем перечисленным критериям, поэтому остается лишь судить о нем, рассматривая уровни здоровья по отдельности. Итак, приступим.
Виды здоровья. Психологическое и психическое равновесие
Среди главных условий устойчивого психосоциального прогресса личности (кроме здоровья нервной системы) выделяют дружескую и приятную обстановку.
По результатам проведенных сотрудниками ВОЗ исследований и экспериментов отклонение психического детского здоровья чаще всего зафиксировано в семьях, где царят разногласия и конфликты. Также страдают дети, которые не могут найти общий язык со сверстниками: находятся с ними в недоброжелательных отношениях или попросту не имеют друзей. Психологи объясняют такую ситуацию влиянием дискомфорта и переживаний на психическое здоровье.
Доктор наук Никифоров Г. С. выделяет следующие уровни здоровья психики: биологический, социальный и психологический.
Первый из них связан с врожденными особенностями организма, работой внутренних органов, динамическим или отклоняющимся выполнением ими основных функций, реакцией на процессы, происходящие в окружающем мире.
Второй уровень говорит о степени включенности индивида в социальную жизнь, его способности взаимодействовать с окружающими в процессе деятельности, находить к ним подход.
Третий уровень свидетельствует именно о состоянии внутреннего мира человека, а именно: собственной самооценке, веры в собственные силы, принятии или непринятии себя и своих особенностей, отношении к миру, обществу, происходящим событиям, представлении о жизни и мироздании.
Если психическое и психологическое здоровье человека не вызывает опасений, значит: его душевное состояние благополучно, у него отсутствуют какие-либо отклоняющиеся психические особенности, явления, болезненные представления, он способен адекватно оценивать происходящую действительность и регулировать свое поведение.
Отдельной проблемой психологического здоровья в 21-м веке считается стресс и депрессия. В России они выделены в отдельную болезнь с 1998 года в связи с данными ВОЗ, свидетельствующими о повышении стрессовых ситуаций в обществе. Так как культура здоровья развивается, выработаны специальные пути подавления депрессивного состояния, формирования стрессоустойчивости, терпения.
Социальное здоровье
Социальное здоровье напрямую зависит от способности личности адаптироваться в условиях окружающей среды, качеств и характеристик, позволяющих это сделать. Влияет и тяга к самовоспитанию и саморазвитию, возможность использования самообразования, реализации жизненных целей, преодоления и решения проблем, касающихся социальных отношений. Они могут быть связаны и с физическими отклонениями.
Человек, который социально здоров, ставит в качестве цели собственную реализацию, имеет стрессоустойчивость, он может спокойно и достойно преодолевать жизненные проблемы и трудности, не причиняя ущерба близким и другим окружающим людям. Этот уровень неразрывно связан и с духовностью, желанием постичь смысл жизни, ответить на вечные вопросы, найти нравственные ориентиры и ценности.
Показатели социального здоровья
При исследовании вышеперечисленных критериев используется несколько показателей, главные из них – адекватность и адаптивность действий и поступков человека в социальной среде.
Адекватностью считается прежде всего способность нормально реагировать на воздействия мира, адаптивностью – эффективно выполнять деятельность и развиваться в новых условиях, которые диктует среда и общество.
Выделяют главные критерии здоровья социального: степень адаптации в обществе, степень активности деятельности в нем и эффективность применения разных социальных ролей.
Физическое здоровье
За оценку физического состояния принимается выявление разных биологических дефектов, болезней, устойчивости к влиянию отрицательных факторов, возможности работать в сложных условиях (в том числе при изменении окружающей среды). Одним словом, за основы здоровья принимаются адаптационные успехи индивида.
С точки зрения медицины под этим понятием отражают и состояние внутренних органов, систем организма, сплоченность их работы. Основы здоровья — функциональные и морфологические резервы, благодаря которым происходят адаптации. Под внимание попадает не только отсутствие очевидных отклонений, болезней и жалоб пациента, но и диапазон приспособительных процессов, уровень возможностей организма, касающихся выполнения конкретных функций.
В педагогических материалах основа понятия «физическое здоровье человека» не трансформирована, т. е. её также характеризуют регулятивной способностью организма, равновесием физиологических процессов, адаптационными реакциями.
Духовно-нравственное здоровье
Под духовно-нравственным здоровьем подразумевают осознание человеком сущности добра и зла, способность самосовершенствоваться, проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, оказывать бескорыстную помощь, отстаивать законы морали, создавать благоприятную обстановку для ведения здорового образа жизни (понятие «культура здоровья» складывается благодаря этому критерию).
Главное условие достижения успехов на этом уровне – стремление жить в согласии с самим собой, близкими, друзьями и обществом в целом, умение грамотно ставить цели и добиваться их путем прогнозирования и моделирования событий, формулировки конкретных шагов.
Именно обеспечение развития нравственности, моральных качеств каждого – необходимая основа и условие социализации молодежи (касается всех типов современных обществ). Оно является главной целью функции воспитания социальных институтов, влияет на социализацию личности.
Нравственные качества входят в список приобретенных характеристик личности, они не могут быть присвоены человеку врожденно, и их формирование зависит от многих критериев: обстановки, социального окружения и т. п. Нравственно воспитанный человек должен обладать конкретными чертами характера (которые соответствуют общепринятым моральным нормам, обычаям и укладу в обществе).
Нравственное здоровье – перечень установок, ценностей и мотивов поступков людей в социальной среде. Оно не существует без общечеловеческих представлений о добре, любви, красоте и милосердии.
Главные критерии нравственного воспитания
- Положительное моральное направление индивида.
- Степень нравственного сознания.
- Глубина мыслей и моральных суждений.
- Характеристика реальных поступков, способность следовать важным правилам общества, выполнение главных обязанностей
Таким образом, состояние человека действительно складывается из разных, но в то же время тесно взаимосвязанных между собой сфер, которые понимают как «виды здоровья». Поэтому заключение о нем можно сделать, только рассмотрев каждую из них по отдельности и проанализировав общую картину личности.
Источник