Духовное физическое психическое здоровье их взаимосвязь
Взаимосвязь тела, психики и духа
Помните, что человек сложен, и для создания гармоничной личности с мощной психикой вы должны одинаково работать над физическим, психическим и духовным здоровьем.
Все, что относится к благополучию физического тела, нормальной работе физиологических процессов в нем, является физическим здоровьем человека.
Нормальное, гармоничное и устойчивое протекание умственных процессов в сознании человека является психическим здоровьем.
Нормально и гармонично выраженные побуждения человека говорят о его духовном здоровье.
Все три плана – физический, психический и духовный – находятся в «одном сосуде» и взаимно влияют друг на друга.
Уравновешенное сознание (духовное здоровье) вырабатывает положительные мысли, помогает чувства держать под контролем и создает приподнятое настроение (психическое здоровье). В итоге физиологические процессы идут в организме легко и ритмически – нормально и физическое здоровье человека. И наоборот, если у человека нездоровые, чрезмерно выраженные побуждения (нет гармонии и уравновешенности в духе), то психика приходит в возбужденное состояние (хаос в мыслях, человек эмоционально возбужден). Психическое состояние передается на функции физического тела – в кровь выбрасываются гормоны, возникает перераспределение кровотока, мышцы напряжены и т. п. Если такое состояние будет часто и длительно повторяться, то возникают болезни на основе неуравновешенности духа.
Если человек не хочет или не желает управлять своим психическим состоянием и идет на поводу у своих чувств, «балует» их, то, с одной стороны, это расслабляет его дух, а с другой – разрушает его физическое тело. Психика, обслуживающая чувства, в первую очередь не дает нужной сосредоточенности на главных проблемах (побуждениях). Такой человек живет одним днем и не имеет четкой жизненной цели. Удовлетворяя чувства (сладко кушая, выпивая, куря, принимая наркотики, предаваясь лени и распутству) и расходуя психическую и жизненную энергию на их удовлетворение, человек растрачивает свой психический и жизненный потенциал, зашлаковывает и разрушает физическое тело.
Если человек не желает заниматься своим физическим телом – правильно его питать, тренировать, закалять, очищать, – появляются разного рода недомогания и болезни. В таком теле становится неприятно жить. Немощь и боли отравляют психику, порождают отрицательные мысли, настроения. Человек становится психически раздражителен, зол, угрюм, плаксив, недоволен судьбой. У больного человека ослабевают, а то и вообще исчезают побуждения к улучшению своей жизни, самореализации. Остается только одно – желание поскорее выздороветь, затрачивая на это минимум своих собственных усилий.
Следует одновременно работать в духовном, психическом и физическом направлении. Только такая совместная работа позволяет сделать человека цельной, могучей и здоровой личностью.
Источник
Родительское собрание «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь».
статья (4 класс) по теме
Родительское собрание «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь» предназначено для проведения в 1-4 классах. В нем отражаются основные проблемы здоровья и пути их профилактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь».
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Сегодня мы попробуем разобраться в понятиях «физическое, психическое и духовное здоровье» и какая существует между этими понятиями взаимосвязь. Мы неоднократно заостряли внимание на подобных темах, но наша действительность, связанная с изменениями в правилах сдачи ЕГЭ и ГИА, введение в начальную, а через год и в основную школу ФГОС второго поколения, заставляет поднимать подобные вопросы снова и снова.
Сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.
Что такое «Здоровье»? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия.
Основываясь на определении, выделяют следующие компоненты здоровья:
- Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.
- Психическое здоровье — это умение управлять своими чувствами и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).
- Здоровье социальное – это умение налаживать отношения с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях: с сослуживцами, коллегами по работе, с соседями и т.д. – т.е., с теми людьми, с которыми нам приходится общаться.
- Духовно-нравственное здоровье – это наши жизненные правила, это наши нравственные ценности, то, чем мы в жизни дорожим, то, что считаем правильным. Сюда входит и наше стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить поведение без вреда для других людей.
Оказывается, быть здоровым не так уж и просто.
Исследователями были определены следующие негативные факторы здоровья:
- наши дети ведут малоподвижный образ жизни;
- учёба для них является стрессом;
- несбалансированное питание.
Сказываются и другие негативные факторы. Причинами которых являются:
- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
- несоблюдение режима дня;
- несоблюдение гигиенических требований.
По данным отечественных исследователей в целом по стране к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10% учащихся. В современной школе здоровых детей нет. Основные отклонения в физическом здоровье это:
- Нарушение осанки;
- Сколиоз;
- Кариез;
- Нарушение зрения.
Поэтому очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье. Ведь за здоровье вашего ребёнка отвечает не только школа, но в главной степени семья.
Какая же идёт работа в нашей школе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
- Оснащённость кабинетов. Большое внимание уделяется рабочей позы ребёнка. (Закуплена спецмебель, парты соответствуют росту обучающихся. Для правильного освещения были закуплены специальные лампы, которые находятся над доской в каждом рабочем кабинете)
- Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении.
- Организация динамических пауз во время уроков и перемен, которые предупреждают переутомление, повышают работоспособность ребят.
- Организация и проведение ежегодных профосмотров обучающихся. А также осмотр врачом на педикулёз, чесотку. И к вам родители большая просьба: следите, пожалуйста, за чистотой одежды и головой вашего ребёнка, чтобы не было лишних проблем.
- Организация горячего питания в школьной столовой. Осуществление ежемесячной витаминизации.
- Соблюдение гигиенических норм и требований.
- Организация работы школьных лагерей во время каникул, цель которых является укрепление физического здоровья школьников. Организация кружковой работы для учащихся 1-3 классов.
- Включение в систему работы классными руководителями и учителями проводятся лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек: проведение Дней Здоровья, тематических конкурсов.
- Всю эту работу осуществляют квалифицированные учителя и специалисты школы. Как одним из примеров работы, которые используются учителями начальных классов, методы и приёмы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Игра является одним из факторов улучшения психического, духовно-нравственного и физического здоровья. Выполняя различные упражнения с детьми развивается общая и мелкая моторика, слуховая и зрительная память, а так же другие психические процессы.
На психическое здоровье детей воздействуют:
1.Стрессогенная тактика воздействий со стороны взрослого.
Стрессогенная тактика воздействий – это систематическое использование окриков или так называемых «психических пощёчин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребёнок испытывает стресс из-за постоянной гонки. Неудач. Неудовлетворённости взрослых. Школьники, ожидая очередных упрёков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Мы стараемся к каждому ребёнку найти индивидуальный подход: проводим доверительные беседы; выслушиваем их просьбы, пожелания; просто с ними разговариваем; даём советы и т.д.
2. На психическое здоровье детей воздействует и ситуация в семье.
Семья претерпела серьёзные изменения. А ведь модель поведения ребёнком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Беспокоит то, что в благополучных семьях царят жестокость. Грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребёнком. Известный детский хирург, академик Я.Долецкий даже ввёл новый термин – синдром опасного обращения с детьми. Речь идёт о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими. Сегодня по стране до 50 тыс.ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.
3. На психическое здоровье детей воздействует и некомпетентность в вопросах физиологического развития ребёнка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учёбе, у них мало проблем со сверстниками.
Здесь вам большую помощь окажут консультации специалистов нашей школы.
- На здоровье детей воздействуют и зависимости (вредные привычки). Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего – это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребёнка, это форма неосознанного протеста. Чаще всего в курящих и пьющих семьях ребёнок тоже употребляет алкоголь, курит. В нашей школе с такими детьми проводится большая работа: проводятся беседы в присутствии соцработника, разъяснительные беседы, посещение и контроль таких семей и др.
Так, как же сохранить здоровье ребёнка
- Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Научитесь относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины»: окрики, словесное унижение.
- Сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
Уважаемые родители, учителя! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили её. Поиск её решения – процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.
Источник
Родительское собрание на тему: «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь»
Родительское собрание на тему: «Понятие физического, психического и духовного здоровья, их взаимосвязь».
-познакомить родителей обучающихся школы с понятиями физического, психического и духовного здоровья;
— дать рекомендации родителям, как же сохранить здоровье обучающихся.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы с вами уже неоднократно и вполне обоснованно обращались к проблеме сохранения и укрепления здоровья наших детей. Сегодня мы попробуем разобраться в понятиях «физическое, психическое и духовное здоровье» и какая существует между этими понятиями взаимосвязь.
Сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.
Что такое «Здоровье»? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия.
Основываясь на определении, выделяют следующие компоненты здоровья:
1. Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.
2. Психическое здоровье— это умение управлять своими чувствами и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).
3. Здоровье социальное – это умение налаживать отношения с окружающими людьми в разных жизненных ситуациях: с сослуживцами, коллегами по работе, с соседями и т. д. – т. е., с теми людьми, с которыми нам приходится общаться.
4. Духовно-нравственное здоровье – это наши жизненные правила, это наши нравственные ценности, то, чем мы в жизни дорожим, то, что считаем правильным. Сюда входит и наше стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить поведение без вреда для других людей.
Оказывается, быть здоровым не так уж и просто.
Исследователями были определены следующие
негативные факторы здоровья:
· наши дети ведут малоподвижный образ жизни;
· учёба для них является стрессом;
Сказываются и другие негативные факторы. Причинами которых являются:
· отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
· несоблюдение режима дня;
· несоблюдение гигиенических требований.
По данным отечественных исследователей в целом по стране к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. В нашей школе тоже есть дети с отклонениями в здоровье:
· Нарушение опорно-двигательного аппарата у 7 человек ( 6,5%);
· Задержка психического развития у 1 человека (0,9%);
· Нарушение зрения у 4 человек (3,7%);
· Речевая патология у 1 ребёнка (0,9 %);
· Заболевания дыхательных путей у 1 человека (0,9%).
Поэтому очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье. Ведь за здоровье вашего ребёнка отвечает не только школа, но в главной степени семья.
Какая же идёт работа в нашей школе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
1. Оснащённость кабинетов. Большое внимание уделяется рабочей позе ребёнка. В рамках реализации ФГОС была закуплена спецмебель, парты соответствуют росту обучающихся. Для правильного освещения были приобретены специальные лампы, которые находятся над доской в каждом рабочем кабинете.
2. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении. Использование правил ТБ при работе на уроках технологии, физики, химии.
3. Организация динамических пауз во время уроков и перемен, которые предупреждают переутомление, повышают работоспособность ребят.
4. Организация и проведение ежегодных профосмотров обучающихся узкими специалистами, такими как: хирург, окулист, лор, невропатолог и др. А также осмотр врачом на педикулёз, чесотку. И к вам родители большая просьба: следите, пожалуйста, за чистотой одежды и головой вашего ребёнка, чтобы не было лишних проблем.
5. Организация горячего питания в школьной столовой. Горячим питанием охвачено 100%. Осуществление ежемесячной витаминизации.
6. Соблюдение гигиенических норм и требований. С ноября 2012 г. в нашей школе открыты теплые туалет для мальчиков и девочек, оснащенные всем необходимым.
7. Организация кружковой работы в школе.
На базе нашей школы ведут работу различные кружки и секции. Ребята были объединены по возрастным особенностям и конечно же личным интересам. Это кружки: «Радуга»- руководитель , «Глиняная игрушка»- руководитель , «Акварелька»- руководитель , «Оч. умелые ручки» — руководитель , фольклорный кружок «Гусельки» — руководитель А так же спортивные секции для ребят младшего, среднего и старшего школьного возраста «Малыши крепыши» и «Олимпиец» — руководитель
Наша школа в течении многих лет ведёт тесное сотрудничество с СДК и наши ребята имеют возможность расширить круг своих интересов. В СДК ведутся занятия танцами руководители – , Малахова Екатерина (ученица 9 класса) и вокалом – руководитель
Результатом совместной и плодотворной работы детей и их руководителей стало участие в различных районных конкурсах, выставках, фестивалях. Ученики 8-11 классов занимающиеся в спортивной секции являются постоянными участниками спортивных соревнований, проводимых как в школе, так и на уровне муниципалитета. В своей копилке они уже имеют достойные результаты.(два вторых места в соревнованиях по волейболу и шахматам).
8. Включение в систему работы классными руководителями и учителями лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек: проведение Дней Здоровья, конкурсов и классных часов. Так же ребята выпускают различные тематические газеты, буклеты, рисуют рисунки.
9. На уроках в начальных классах используются методы и приёмы здоровьесберегающей технологии, ведь игра является одним из факторов улучшения психического, духовно-нравственного и физического здоровья. Выполняя упражнения, дети развивают общую и мелкую моторику, слуховую и зрительную память, а так же другие психические процессы.
Родители, которых интересуют подобные занятия могут найти их в дидактических материалах и интернет-ресурсах. Желательно, чтобы они были в каждой семье.
На психическое здоровье детей воздействуют:
1.Стрессогенная тактика воздействий со стороны взрослого.
Стрессогенная тактика воздействий – это систематическое использование окриков или так называемых «психических пощёчин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребёнок испытывает стресс из-за постоянной гонки. Неудач. Неудовлетворённости взрослых. Школьники, ожидая очередных упрёков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Мы стараемся к каждому ребёнку найти индивидуальный подход: проводим доверительные беседы; выслушиваем их просьбы, пожелания; просто с ними разговариваем; даём советы и т. д.
2. На психическое здоровье детей воздействует и ситуация в семье.
Семья претерпела серьёзные изменения. А ведь модель поведения ребёнком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Беспокоит то, что в благополучных семьях царят жестокость. Грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребёнком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввёл новый термин – синдром опасного обращения с детьми. Речь идёт о физических и психических травмах, причиняемых в семье с близкими. Сегодня по стране до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.
В нашей школе на внутришкольном учёте состоят 8 обучающихся (10,2%); в соцзащите – 2 человек (1,8%). Эти обучающиеся нуждаются в особой защите и Вашей помощи! Будьте к ним предельно внимательны и терпеливы!
3. На психическое здоровье детей воздействует и некомпетентность в вопросах физиологического развития ребёнка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учёбе, у них мало проблем со сверстниками. Здесь вам большую помощь окажут консультации специалистов нашей школы.
4. На здоровье детей воздействуют и зависимости (вредные привычки). Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего – это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребёнка, это форма неосознанного протеста. Чаще всего в курящих и пьющих семьях ребёнок тоже употребляет алкоголь, курит. В нашей школе с такими детьми проводится большая работа: проводятся беседы в присутствии соцработника, разъяснительные беседы, посещение и контроль таких семей и др.
Так, как же сохранить здоровье ребёнка
· Всегда находите время поговорить с ребёнком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
· Научитесь относиться к ребёнку как равноправному партнёру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
· Исключите из практики семейного воспитания «психологические пощёчины»: окрики, словесное унижение.
· Сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребёнком даже маленьким успехам.
· Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
· Не сравнивайте ребёнка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
Уважаемые родители, учителя! Сегодня мы лишь обозначили проблему и осмыслили её. Поиск её решения – процесс длительный и кропотливый. Давайте же объединим усилия, и будем двигаться по этому трудному пути вместе. Здоровье и счастливое будущее наших детей будет нам наградой.
Источник