Духовно-нравственный фактор как основа здоровья человека
Духовно-нравственный фактор как основа здоровья человека
17 сен 2011, 18:03
Как следует из преамбулы Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Традиционно душевное благополучие связывают с душой, духовным состоянием и психикой человека.
К основным факторам, влияющим на здоровье человека, относят следующие группы:
1) духовно-нравственные факторы – духовность, вера, мораль (этика), религия, духовная музыка, молитва, духовная информация, четвёртое и пятое поколение прав человека;
2) биологические факторы – пол, возраст, конституция, генетика и наследственность;
3) природные (экологические) факторы – качество окружающей среды, климатические, гелиогеофизические показатели, антропогенное загрязнение и пр.;
4) социальные (социально-экономические) факторы – образ жизни (питание, физические нагрузки, распорядок сна, режим труда и отдыха, жилищно-бытовые условия), законодательство, политика, здравоохранение, миграционные процессы, система образования и культуры, спорт, первое-третье поколение прав человека и т.д.;
5) информационный фактор – знания, информация, СМИ, Интернет, реклама и т.д.
Вышеперечисленные факторы влияют не только на физическое, но и на духовное, нравственное здоровье человека. Западная и российская наука значимое место в формировании здоровья отводит социальным факторам, улучшение которых напрямую повышает уровень общественного здоровья. Такое отношение к социальным факторам связано с тем, что современная западная цивилизация, на которую равняется наша наука, базируется на материалистических ценностях, которые составляют основу первого-третьего поколения прав человека. Первое-третье поколение прав человека является «изобретением» Запада и США в ходе буржуазных революций (конец XVIII-XX вв.), а не России [1,с.38-40].
В отличие от современной науки, Платон в своё время придавал духовным факторам решающее значение в излечении физических недомоганий. С этим нельзя не согласиться.
В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира» [2,с.39]. Некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами. Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно. Христианские и мусульманские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития. Например, А.И.Солженицын в одной из передач на общественном телерадиовещании «Узел», которая состоялась 11.12.1998г., сказал: «Религия – это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, когда вырождается духовно [2,с.87].
В.Д.Попов в своих работах указывает, что вера выступает субстратом энергоинформационного выражения силы духа нации (эгрегором) [3,с.9,78]. Материя не может существовать без духа. При этом в науке имеет место парадигма тождества материи и духа [6,с.32].
Религия, провозглашая духовные и нравственные ценности, выступает против половой распущенности, нравственных пороков, аморального образа жизни, которые ведут к нравственному разложению общества и болезням (венерические заболевания, алкоголизм, наркомания и т.д.). Верно указывает Г.Н.Манов, что «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечёт за собой нравственную деградацию общества …, ибо в конечном счёте и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» [7,с.128].
Например, во время молитвы человек находится в изменённом состоянии сознания
(четвёртое состояние мозга — молитвенное), которое благотворно влияет на душевное и физическое здоровье. Аналогичным эффектом обладает и духовное песнопение, которое используется в психотерапии.
В целом можно сказать, что религия обеспечивает духовное и нравственное здоровье человека. По нашему мнению, духовно-нравственное здоровье составляет фундамент физического здоровья человека.
Восточная медицина к основным факторам, составляющим здоровье человека и нации, относит образ мыслей, образ жизни и образ питания. Под образом мыслей понимается правильное мировоззрение, чистые и положительные мысли. Как пишет В.И.Кудашов, «образ мысли – это та точка опоры, с помощью которой можно коренным образом влиять на состояние общественного психического здоровья» [4,с.25-28].
В России в конце XX-начале XXI вв. были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [8,с.47-49;9,с.199-203]. Указанные новые поколения прав человека обращают внимание современной науки на то, что духовно-нравственные факторы, влияющие на здоровье человека, имеют место и их нельзя игнорировать.
Не менее важным фактором, влияющим на здоровье населения, является информационный фактор. Передаваемая информация может по-разному влиять на человека. Передача отрицательных образов (информации) негативно воздействует на человека, приводит к появлению различных заболеваний и даже к смерти. Обратным эффектом обладает положительная информация или образ. Примером может служить действие молитвы и икон. По указанным выше причинам система образования и воспитания, а также средства передачи информации (книга, кино, средства массовой информации и т.д.) имеют важное значение в формировании личности [5,с.196-198]. Социальная пропаганда здорового образа жизни способствует укреплению здоровья населения, а реклама негативной информации, например, алкогольных напитков, табака, использование презервативов, приводит к увеличению лиц, ведущих беспорядочную половую и нездоровый образ жизни.
Таким образом, из вышеизложенного видно, что существенную роль в формировании здоровья человека и нации играют духовно-нравственные факторы.
1. Ивентьев С.И.Казань как Духовно-правовой центр России//Вопросы развития современной науки в России: Сборник научных статей. – Бугульма: НО «ФӘН-НАУКА», 2011. — С.38-40.
2.Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга первая: Система полевой саморегуляции. – СПб.: АО СФЕРА, 1993. — С.39.
3.Попов В.Д. Духовно-информационная сила эгрегора. –М.: Изд-во РАГС, 2010. –С.9,78.
4.Кудашов В.И.Медицинский взгляд на философию//Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 4: фундаментальное и прикладное: сборник материалов 4-й ежегодной научно-практической конференции. –М.: Изд-во «Принтберри», 2010г.- С.25-28.
5.Ивентьев С.И. Права человека. Реклама// Инновации. Интеллект. Культура: материалы XVIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых учёных и студентов «Инновации. Интеллект. Культура» (Тобольск, 15 октября 2010г.). — Тюмень: Библиотечно-издательский комплекс ТюмГНГУ, 2010. — С.196-198.
6.Югай Г.А.Голография Вселенной и новая универсальная философия. Возрождение метафизики и революция в философии.Общая метафизика: учеб.пособие с хрестоматией/Г.А.Югай. – М.: Крафт+, 2007. — С.32.
7.Манов Г.Н. Теория права и государства. – М.: Изд-во БЕК, 1995.- С.128.
8.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. – Караганда: Издательство КарГУ. 2010. -С.47-49.
9.Ивентьев С.И. Классификация прав человека и гражданина//Казанская наука. — Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. N 3. 2010.- С.199-203.
Ивентьев Сергей Иванович
- Похожие темы Ответы Просмотры Последнее сообщение
- Факторы здоровья человека
mekhagylo · 03 июл 2019, 22:32 · Общение на разные темы 1 148 Svetochka19
05 июл 2019, 18:25 - Факторы разрушающие здоровья человека
edprakkjoni · 28 авг 2019, 21:37 · Общение на разные темы 0 156 edprakkjoni
28 авг 2019, 21:37 - Основа наращивания зубов
АнгелинаZ · 10 фев 2017, 08:12 · Здоровье и красота 2 316 Энрика
11 фев 2017, 14:07 - Состояние здоровья на
lilltrangh · 06 июл 2019, 00:58 · Общение на разные темы 0 140 lilltrangh
06 июл 2019, 00:58 - Бег — залог здоровья
Ольга · 11 июн 2013, 16:57 · Креативы 8 4391 Christina77
22 сен 2017, 17:54
Кто сейчас онлайн
Сейчас этот раздел просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Источник
Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твердой свободной воли».
Н.И. Пирогов
Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни .
Консультация творческой группы. Подготовила Васькина А.А.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сенситивном периоде восприятия нравственных норм.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка и его здоровье.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения ,воспитания и сохранения психо-эмоционального здоровья..
1. Усвоение правил культурного поведения, это
— формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.
— это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
— это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод используется во время :
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в картинную галерею;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
5. Атмосфера радости , созданная педагогами, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми :
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий и народных традиционных праздников взрослыми и детьми .
Таким образом , для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, ).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов и презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.
Планируются такие формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские посиделки);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания — достичь следующих результатов:
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры через традиционные праздники, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Творческая группа предлагает включится всем педагогам в большой проект:
» Духовно-нравственное воспитание через традиционные народные праздники , как основа психо-эмоционального здоровья.»
В проекте предлагаются праздники:
2. старый Новый год.
Творческая группа подготовит дидактический, методический материал. Познакомит с традициями и историей праздников, предложат примерные виды деятельности с детьми и родителями, примерные сценарии.
Источник