Меню

Духовно нравственные факторы здоровья

Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни.
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx 22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,

наконец, постепенное образование твердой свободной воли».
Н.И. Пирогов

Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни .

Консультация творческой группы. Подготовила Васькина А.А.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.

Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сенситивном периоде восприятия нравственных норм.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка и его здоровье.

Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения ,воспитания и сохранения психо-эмоционального здоровья..

1. Усвоение правил культурного поведения, это

— формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.

— это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.

— это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.

Методы духовно-нравственного воспитания:

Наглядный метод используется во время :

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в картинную галерею;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Средства духовно-нравственного воспитания:

1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.

2. многообразие окружающего мира, природа.

3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

5. Атмосфера радости , созданная педагогами, в которой живет ребенок.

Формы работы с детьми :

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий и народных традиционных праздников взрослыми и детьми .

Таким образом , для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:

1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, ).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов и презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.

Планируются такие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские посиделки);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • визиты домой;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Целью духовно-нравственного воспитания — достичь следующих результатов:

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры через традиционные праздники, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Творческая группа предлагает включится всем педагогам в большой проект:

» Духовно-нравственное воспитание через традиционные народные праздники , как основа психо-эмоционального здоровья.»

В проекте предлагаются праздники:

2. старый Новый год.

Творческая группа подготовит дидактический, методический материал. Познакомит с традициями и историей праздников, предложат примерные виды деятельности с детьми и родителями, примерные сценарии.

Источник

Духовно-нравственное здоровье подрастающего поколения России

22 мая 2007 года в РИА Новости прошла онлайн конференция с иеромонахом Киприаном Ященко, ректором Института экспертизы образовательных программы и государственно-конфессиональных отношений, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, кандидатом педагогических наук. Отец Киприан ответил на вопросы пользователей Интернета.

— Вы руководите «целевой комплексной Программой Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Что это за программа, каков ее масштаб (федеральная, окружная, региональная)? Это официальная программа? Где можно почитать о программе подробнее? Спаси Господи!

Иеромонах Киприан (Ященко) : Программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» благословлена святейшим Патриархом Алексием, поддержана Администрацией Президента, СФ, ГД, рядом профессиональных творческих союзов. Это официальная программа, с которой Русская Православная Церковь предлагает установить социальное партнерство с госучреждениями, общественными организациями и частными лицами. Цель программы — противодействие духовно-нравственной деградации, создание государственно -общественного механизма, приобщения подрастающего поколения к духовно-нравственным традициям. В Программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» входят блоки:

— учебный, позволяющий получить духовное образование или повысить квалификацию;
— научно-образовательный, позволяет создать новое направление в образовательной сфере духовно-нравственного образования;
— проекты в области культуры — создание духовно-нравственного кино, одухотворение творчества и других видов искусств. Одухотворение искусства;
— 4-й блок — социальные проекты: военно-патриотические и паломнические сборы;
— 5-й блок — издательские проекты: издание комплектов литературы для комплектования государственных и частных библиотек;
— 6-й блок направлен на создание информационно-просветительских передач и проектов в области духовной культуры в СМИ.
Программа находится в развитии, и, возможно, в нее добавятся другие направления.

Как Русская Православная Церковь оценивает нынешнее духовное состояние современной молодежи? Каким образом Вы намерены «восстановить в молодежной среде традиционные духовно-нравственные ценности»?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Реально. Если ссылаться на недавнее социологическое исследование, которое охватывает 7 федеральных округов и молодежь в возрасте 15-30 лет, то среди опрошенных: 8% — воцерковленные православные молодые люди, которые соблюдают все церковные обряды; 55% молодежи — невоцерковленные православные, т.е, те, кто носят кресты, называют себя православными, идентифицируют себя с РПЦ, бывают в храме на Пасху, редко каются и стремятся направить духовные поиски на обретение христианских ценностей; 33% — не являются крещеными, или называют себя инославными; 4% — отрицательно относятся к РПЦ. Эти данные дают повод сделать вывод, что 96% молодежи доверяют РПЦ. Никакому институту власти на сегодня нет такого доверия. Поэтому восстановить традиционные ценности среди молодежи возможно, включив молодежь в интересные для них досуговые, образовательные, культурные проекты, которые их возвышают и дают ответы на их вопросы их духовного искания. Например, в рамках нашей программы 3 года проходят сборы на Куликовом поле, на Кавказе, проводятся учебно-исследовательские экспедиции, паломнические поездки, создается молодежное кино, проводятся кинофестивали.

Планируете ли Вы какие-нибудь просветительские проекты для молодежи в интернете?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Да, планируем. С просветительскими проектами для молодежи можно ознакомиться на нашем сайте, в рамках которого есть раздел «обучение онлайн».

Россия — многонациональное государство, с православной религией, ислам и др. Приоритет отдается русской нации, умаляя остальные, почему?

Иеромонах Киприан (Ященко) : В России никогда не было религиозных войн. В настоящее время лидеры традиционных религий России имеют дружеские отношения и понимание по всем основным проблемам нашего Отечества. Но наибольший вклад, как говорится в преамбуле Конституции России, в созидание государственности в России внесла Русская Православная Церковь, при этом Россия всегда была примером веротерпимости для представителей других религий. Николай II, например, сам строил мечети.

Не кажется ли вам, что церковь сегодня, берет на себя слишком важные темы для обсуждения, к примеру такие, как демография. Ведь ее кризис не из-за веры, а финансового положения в стране?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Среди главных причин демографического кризиса не только бедность и социальные проблемы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечает, что демографическая катастрофа вызвана отходом от идеалов святости семейной жизни и чистоты отношений между мужчиной и женщиной. В Евангелии от Луки, 12.15 говорится, — » жизнь человека не зависит от изобилия его имения». Наиболее развитые страны с полным достатком имеют самую низкую рождаемость. Во многих православных семьях нет таких проблем, они многодетны, как в Индонезии.

Отец Киприан, каковы, на Ваш взгляд, уже достигнутые результаты Программы, и каковы Ваши планы?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Разработана концепция и основное содержание предмета «Православная Культура». По заказу Министерства образования обобщен лучший опыт преподавания этого предмета. Осуществляется мониторинг духовно-нравственного состояния молодежи. Ежегодно проводится фестиваль «Лучезарный Ангел», который стимулирует создание духовно-нравственного кино для молодежи. Подготовлено около 5000 преподавателей Основ православной культуры с выдачей сертификатов государственного образца. На наших богословских курсах при Московской Духовной Академии обучаются несколько сот слушателей, которые получают второе высшее богословское образование. Уже несколько лет на Куликовом поле проводятся военно-патриотические сборы. Есть результаты и у множества других проектов, связанных с книгоизданием и просветительством.

— Отец Киприан, расскажите, пожалуйста, о разработчиках Программы.

Иеромонах Киприан (Ященко) : Основные разработчики — сотрудники Института Экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений.

Батюшка, как Вы сами пришли к вере?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Крестился в зрелом возрасте, будучи научным сотрудником Академии Наук СССР. Но с юношества меня мучил вопрос — есть ли вечные ценности? Если есть, то как их можно сформулировать. Когда я познакомился с Евангелием, то получил ответы на все вопросы моей молодости. А дальше попал в надежные руки под духовное руководство отца Сергия (Романова) и архимандрита Кирилла (Павлова) — духовника Троице-Сергиевой Лавры. Так до сих пор и пребываю в Троице-Сергиевой Лавре под покровом преподобного Сергия Радонежского, несу преподавательское послушание в Московской Духовной Академии.

Кто занимается в нашей стране вопросами духовного здоровья — церковь, государство?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Богу — Богову, а кесарю — кесарево. Духовное здоровье народов России, прежде всего, — это дело Церкви. Обязанность Церкви подготовить людей к жизни в раю, обязанность государства — сделать все, чтоб жизнь на земле не превращалась в ад.

— Поддерживает ли Вас и Вашу программу государство? Почему о программе ничего не слышно в СМИ?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Программу поддерживают все ветви власти, министерство культуры, ряд государственных организаций и государственных образовательных учреждений. О проектах программы, о фестивале «Лучезарный ангел» в СМИ было несколько сот публикаций. Проекты информационно поддержал ряд СМИ. Тем не менее, мы были бы благодарны всем СМИ, которые поддержали бы наши проекты сегодня и в будущем.

Кто будет преподавать основы православной культуры в школах: священники или школьные учителя? Если второе, то будут ли они проходить какую-нибудь переподготовку, и если да, то как?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Да, преподавать будут школьные учителя, священники — выполнять роль консультантов. Кстати, сейчас идет набор слушателей на курсы преподавания ОПК, которые начнутся 22 июня 2007 года в Московской Духовной Академии. После окончания курсов будут выданы сертификаты с правом преподавания Основ Православной культуры. Телефон курсов (496) 547-26-98.

Считаете ли вы необходимым ввести в средних школах предметы по религиозному воспитанию? Должны ли это быть обязательные предметы или факультативы?

Иеромонах Киприан (Ященко) : В школах необходимо ввести не религиозное, а духовно-нравственное воспитание, чтобы подготовить детей к свободному выбору религии, иметь четкий мировоззренческий стержень, без которого невозможна серьезная духовная жизнь. Это можно осуществлять и через обязательные предметы и через факультатив.

Видно разделение молодежи на вполне вменяемых и явно безбашенных. Вина за последних лежит на перестройщиках (тоже безбашенных). Это такая проблема, о которой только болит душа, но решать которую можно только в рамках государства. А вот среди вполне нормальных (хотя часто и проблемных) заметна тяга к формам общения в рамках сектантских сообществ. Говорят, что в них все более понятно, без формализма, обращение «прямо ко мне». А в православии непонятно все — сама служба, ритуалы, большое число «бабок» (пожилых женщин), цепляющих по любому поводу. Вот что-то надо делать в этом направлении.

иеромонах Киприан (Ященко) : Во многих православных храмах, по нашему наблюдению, в воскресные дни молодежи больше, чем пожилых людей. В настоящее время существуют молодежные клубы, множество проектов, студенческие православные ассоциации, множество молодежных духовных инициатив. Любой молодой человек может жить очень интересной духовной и активной творческой жизнью.

Входит ли в Вашу программу создание приютов для детей-сирот?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Предполагается создание приютов в рамках Центра духовно-нравственной культуры, основной рабочей единицы программы. В качестве примера могу назвать такой центр при храме в Одинцово Московской области.

Что может ваша программа конкретно дать России? В чем ее уникальность? Сегодня многие говорят о духовном здоровье и почти у всех говорящих свои собственные программы.

Иеромонах Киприан (Ященко) : Уникальность программы состоит в том, что впервые государство, Церковь, бизнес, общественность России объединяют свои усилия для защиты молодежи и передачи подрастающему поколению отечественных неповторимых духовности и культуры. Создается эффективный механизм для решения и профилактики таких проблем как беспризорность, наркомания, алкоголизм, детская преступность, распад молодой семьи, бездетные браки.

— Отец Киприан, как молодому человеку или девушке прийти к Вам в программу? Где работают ваши пункты? Как стать частью программы?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Можно обратиться к нам по телефону — (495) 625-93-20.

Отец Киприан, В последнее время представители Церкви активизировали свое присутствие в СМИ. Чем вы можете это объяснить?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Это можно объяснить тем, что СМИ активизировали свое внимание к Церкви.

Что плохого в состоянии молодежи? Все стремятся работать, создать свой дом, обеспечить свою семью. Ответственности в людях стало больше.

Иеромонах Киприан (Ященко) : Плохо не то, что молодежь создает дом, стремится заработать, обеспечить семью, а плохо то, что этим часто движет эгоизм, отсутствие любви к своей родине, стремление к примитивным земным удовольствиям.
Есть притча про философа, который, подойдя к строящемуся зданию, спросил у работника — что тот делает? Тот с возмущением ответил — ты что, не видишь? Деньги зарабатываю. Другой работник ответил — я камень обтачиваю. Лишь третий работник на вопрос философа вознес взгляд к небу и сказал: «Я строю храм».

Отец Киприан, здравствуйте! Я не знакома с программой, но факт, что ее инициировала и проводит Церковь вселяет уверенность, что она — благо для людей. Но хватит ли сил одной Церкви справиться с такой задачей. Общество деградировало, система ценностей разрушена, народ поднимает руку на священников. По силам ли сегодня возродить нравственность в людях? С уважением, Ольга

Иеромонах Киприан (Ященко) : Слава Богу, в России еще много здравых сил и еще много людей, которые хотели бы жить нравственно и духовно. Ради этих людей Господь и терпит все безумия, творящиеся вокруг. Давайте мы все объединимся для того, чтобы сделать пусть немногое, но посильное для нас. Начать надо с себя. Серафим Саровский говорил: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Человек, живущий высокодуховной жизнью, все вокруг освещает светом святости.

Отец Киприан, что лежит в основе программы? Какова научно-методическая проработка? На что вы опираетесь?

Иеромонах Киприан (Ященко) : В основе программы лежит целевой комплексный подход и методология православной цивилизации, о которой можно подробней узнать в книге Тростникова Виктора «Православная цивилизация».

— Отец Киприан! Как и где можно получить православное образование? Платное ли оно?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Образование можно получить в духовных школах Русской Православной Церкви. В основном, это образование бесплатное или за небольшое пожертвование. В настоящее время существует около 100 школ, различного уровня. Подробнее можно узнать в соответствующих справочниках.

— Отец Киприан, как бы Вы охарактеризовали основные цели Программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Основные задачи программы:
— разработка методологии и практики духовно-нравственной культуры, главным образом — в досуговой сфере.
— формирование и реализация культурно-образовательных, социальных общероссийских проектов в области духовно-нравственной культуры.
— разработка современной системы социологического и психолого-педагогического мониторинга состояния духовного здоровья подрастающего поколения и отслеживание результатов реализации проектов программы.
— содействие развитию системы непрерывного образования,
— проведения массовых мероприятий на региональном и федеральном уровнях.
— осуществление экспертно-аналитической работы по комплектации массовых библиотек литературой духовно-нравственного содержания.
— организация на постоянной основе кинофестивалей для детей, юношества и семейного просмотра.
— разработка форм и методов работы с современной молодежью в области духовно-нравственной культуры.
— создание системы общественно-государственной поддержки культурно-просветительной, краеведческой духовно-нравственной работы молодежных и семейных центров духовно-нравственной культуры.

-Отец Киприан, из информации в интернете видно, что Вы являетесь руководителем Института экспертизы, деканом ПСТГУ, главным редактором нескольких православных изданий, постоянно участвуете в различных конференциях и круглых столах в России и за рубежом. Как Вам удается все это совмещать?

Иеромонах Киприан (Ященко) : У Аввы Дорофея дается такое наставление, чтоб мы каждый день недели или месяца посвящали какому-то одному делу и не отвлекались на другие. Таким образом, можно сделать многое. Например, в понедельник преподавать, во вторник – заниматься издательскими делами, в среду — административными вопросами, в четверг — планировать и проводить встречи, пятница — день остановки, чтоб подумать.

Как вы считаете, необходимо ли теологическое образование современному человеку?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Безусловно. В Европе теологические факультеты присутствуют во всех серьезных университетах. В нашей стране открыто более 30 факультетов. Такое образование помогает получить систематические знания, и ответить на главные вопросы существования, как земной жизни, так и будущей.

Исходя из названия, Ваша программа ориентирована на детей и молодежь. Но ведь без поддержки родителей и семьи подрастающему поколению будет тяжело привить «новые» ценности. Будет ли каким-либо образом проходить работа с людьми старшего возраста?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Эта работа уже проходит, главным образом на всероссийских сборах по созданию нового духовно-ориентированного кино, современной духовной литературы, информационно-познавательных, творческих программ.

Отец Киприан, вы только что рассказали о переподготовке школьных учителей в Московской духовной академии. Учителям, например, из других регионов в Москву при нынешнем финансировании образовании выбраться на обучение в Москву нереально, да и возможностей у МДА принять всех желающих пройти переподготовку, наверное, нет. Планируются подобные курсы в регионах?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Если вам выбраться на обучение в Москву нереально, а образование для вас крайне необходимо, то вы напишите нам, пожалуйста, заявку, и мы вместе попытаемся найти благотворителей для вашего обучения. Если вас много, то можно прислать нам большую групповую заявку, и мы попытаемся организовать обучение в вашем городе.

Доброго дня, о. Киприан! Вы один из немногих служителей Церкви, кто принимает участие в онлайн-конференциях. Как Вы оцениваете потенциал, возможности Интернета?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Потенциал и возможности Интернета Русской Православной Церковью оцениваются высоко. Сейчас большинство епархий, храмов имеют свои сайты. Думается, что в ближайшее время многие служители Церкви смогут принимать участие в подобных конференциях.

О. Киприан, с какими сложностями Вам приходится сталкиваться при реализации Программы?

Иеромонах Киприан (Ященко) : С отсутствием квалифицированных и надежных помощников. Есть дефицит материальных средств, отсутствие подходящего помещения в Москве для создания общероссийского Центра духовно-нравственной культуры.

Отец Киприан, благословите! Слушала выступление о Вашей программе на чтениях Кирилла и Мефодия в Ханты-Мансийске. Спасибо за то, что взялись за такой большой труд! Как можно связаться с Вами и принять участие в программе? Спаси Вас Господи за все, что Вы делаете.

Иеромонах Киприан (Ященко) : Пожалуйста, звоните, связывайтесь по телефону в Москве (495)625-93-20.

Я слышал, что Царство Божие начинается на земле. Здесь понятно — строить в душе мир, не осуждать, не отчаиваться, молиться и причащаться, наверное. это духовные цели. А что позволительно ставить себе в материальные цели на жизненном пути? Ведь бедный — не всегда глубоко верующий… Хотя сейчас и квартира — целое состояние… 2. вопрос — обязательно ли жениться и быть социально востребованным человеком или можно жить одному, заботясь лишь о своей душе, помогая людям в обычном порядке(милостыней, добрыми делами и т.д.)?

Иеромонах Киприан (Ященко) : Нехорошо быть человеку одному, сказал Господь, и создал Адаму помощницу Еву. Семья — это наиболее устойчивый и Богом благословленный способ спасения своей души. Но есть категория людей, которая избрала еще более благую участь — путь монашества. Здесь человек устремлен к будущей жизни с Богом , поэтому стремиться ублажать не супруга и детей, а ублажать Бога, для исполнения Божьих заповедей. В семейной жизни человек тоже может достигать высокой духовной жизни, если он научится никого не осуждать и всех почитать. Каждому человеку Господь создает идеальные условия для спасения его души. Если бы нам открылась эта истина, то вся наша жизнь изменилась бы к лучшему. Мы перестали бы отчаиваться, унывать, осуждать. Помоги Вам Господь уже в этой жизни подготовиться к жизни в Царствии Небесном.

Юнг в своей работе «Стадии жизни» высоко оценил роль ВЕРЫ в душевном здоровье пожилых людей. А ведь целое поколение, рожденных в 40-50 годах, выросли без Бога, целые покаления не каялись и не причащались. Что бы вы могли посоветовать пожилым людям, как им обрести Веру. Спасибо

Иеромонах Киприан (Ященко) : В пожилом возрасте человеку, как правило, некуда больше спешить. Он отделяется от своей работы, детей, иногда его здоровье не позволяет вести активный образ жизни. Все это предрасполагает к тому, чтобы подготовиться к вечности. Хорошо бы оглянуться на всю свою прошлую жизнь, честно, по совести ответить на главные вопросы: что я, с точки зрения заповедей Божьих, нарушал? В чем главные грехи? В чем несовершенства, которые не позволят мне войти в Царствие Небесное? Но нет ни одного греха, который бы Господь не простил. Хорошо бы покаяться, причаститься, пособороваться перед тем, как закончить свое земное существование. Это великая тайна, когда это произойдет, поэтому лучше не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Из опыта могу констатировать, те люди, которые в детстве были крещены, ходили в церковь на причастие, исповедовались, им в последние минуты жизни покаяться намного легче. Тем не менее, для тех, кто большую часть жизни боролся с Богом, отрицал, путь покаяния все равно не закрыт. Но для этого надо честно и по совести заглянуть в глубины своего сердца.

Завершающее слово:
Иеромонах Киприан (Ященко) : Хотелось бы поблагодарить всех участников онлайн-конференции. Некоторые вопросы заставили по-новому осмыслить все, что мы делаем. Большинство ваших вопросов содержит конструктивную поддержку программы. Это вдохновляет. Думается, тот разговор, который состоялся сегодня, даст возможность помочь в реализации программы. Если вы специалист в одной из областей, в которых реализуются наши программы, если у вас имеются средства и возможности, то данная программа позволяет вашему капиталу работать на вас не только в этой жизни, но и в будущей. Мы молимся за всех благотворителей.
Всех, кто мог бы помолиться о тружениках и успешной реализации проектов программы, мы просим о молитвах.
Всех с праздником Великого Святителя Николая! Спаси всех Господи!

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Читайте также:  Расписка ответственность за свое здоровье при тренировках
Adblock
detector