Презентация «Духовно-нравственное здоровье школьника»
презентация к уроку на тему
В докладе перечисляются аспекты,влияющих на развитие духовно-нравственного здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1.pptx | 73.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Духовно-нравственное здоровье школьника Выполнила Козлова О.Н. у читель нач. классов МБОУ СОШ № 4 г.Льгов
Понятие «здоровье» следует рассматривать как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырех компонентов: − здоровья физического; − здоровья социального; − здоровья психического; − здоровья духовно-нравственного.
Духовно-нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. В качестве показателей духовно-нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни ,надежды человека, его желание жить, его убеждения. Ф ормирование духовно-нравственного здоровья отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности ,приобщением к общечеловеческим ценностям.
Аспекты, влияющие на развитие духовно-нравственного здоровья человека (учащегося): 1) Семья. 2) Взаимоотношения в школьном коллективе. 3) Отношение учащихся со сверстниками во внеурочное время. 4) Понятие здорового образа жизни (вредные привычки). 5) Средства массовой информации.
Семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Нравственный эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью, а также между родителями и детьми. Влияние на детей уклада семейной жизни, традиций семьи, религиозных убеждений, духовно – нравственных ценностей дает преимущество семейного воспитания перед любым другим воспитанием.
Взаимоотношения в школьном коллективе. Администрация и педагогический коллектив обязаны обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе. Взаимоотношения с классным коллективом способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.
Отношениеучащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т.д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе ; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. Но здесь важно наличие базовых нравственных понятий такого уровня, при котором у ребенка или подростка не возникнет желание совершать безнравственные поступки. И главное – научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.
Важным аспектом в нравственном здоровье – является понятие здорового образа жизни. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого. Понятие здорового образа жизни в большей мере связано с физическим здоровьем (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни, и т. д.). Мы коснемся одного фактора этого понятия «Вредные привычки». Под воздействием вредных привычек полностью разрушаются нравственные понятия и устои. Человек уничтожает себя как личность, активно укорачивает свою жизнь, а порой становится на путь преступления. В настоящее время проблема «вредных привычек» в нашей стране стала поистине глобальной. Детский и подростковый возраст, с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью – наиболее удобное время приобщения к вредным привычкам. Негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью, как нравственному, так и физическому.
Средства массовой информации . Жить в современном обществе, игнорируя такие явления как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Но детское и подростковое самосознание не сформировано, поэтому именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны СМИ. Нередко явные агрессивные действия того или иного героя сериала, кино или компьютерной игры оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающими. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана стирается . А ведь именно средства массовой информации являются мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема этого влияния занимает одно из важнейших мест при формировании и развитии нравственного здоровья учащихся. Поэтому возникает необходимость развивать традиции культурного наследия наших народов (литература, живопись, архитектура, религия и т.д.). Моральные нормы не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем и организуем нашу жизнь.
Главный принцип духовно-нравственного здоровья состоит не только в том, чтобы иметь крепкое здоровье , но и в умении реализовать с помощью здоровья свою миссию человека. Духовно-нравственные качества формируются на основе общественно значимых ценностей, которые становятся жизненными « маяками» человека посредством формирования ценностных знаний, ценностных ориентаций , ценностных отношений. Человек находится в состоянии совершенно полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические, духовные, нравственные и эмоциональные составляющие его жизни.
Источник
«Здоровье школьников» (Нравственное здоровье)
Заместитель директора по ЭР
Существует более трехсот определений понятия « здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Если рассматривать здоровье человека (учащегося) в целом, то деление факторов влияющих на общее здоровье определяются как, внешние и внутренние.
Наследственность (или генетические факторы), экология (или состояние окружающей среды), а так же медицинское обеспечение – это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия и образ жизни – субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой.
Духовно – нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно – нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. По определению духовно – нравственное здоровье это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в детстве. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты. В качестве показателей духовно – нравственного здоровья рассматриваются наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Оно характеризуется способностью человека (учащегося) к творчеству, начиная от идей до их реализации, воплощения в материальной форме. Также, характерна сформированность в структуре личности внутренней картины здоровья человека, где сформулирована определенная целевая установка, доминирующие представления о будущем, в процессе образования и воспитания. Итак: формирование духовно – нравственного здоровья, как правило, отождествляется с воспитанием нравственных качеств личности, приобщением к общечеловеческим ценностям.
Какие же основные аспекты влияют на развитие нравственного здоровья человека (учащегося).
· Считается, что главным гарантом духовно – нравственного здоровья человека является семья. Живой пример родителей – это специфическая форма передачи нравственного опыта старшего поколения младшему. Ориентация детей на поведение родителей как на пример и прообраз собственных действий – это одновременно и реализация воспитательного потенциала семьи. Нравственный эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью, а также между родителями и детьми. Влияние на детей уклада семейной жизни, традиций семьи, религиозных убеждений, духовно – нравственных ценностей дает преимущество семейного воспитания перед любым другим воспитанием.
· Одним из важных аспектов, влияющих на нравственное здоровье, являются взаимоотношения в школьном коллективе. Администрация и педагогический коллектив обязаны обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе. Осуществление данной задачи зависит от следующих приоритетов учебно – образовательного процесса: организация учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация деятельности учащихся и создание комфортных условий для них; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Взаимоотношения с классным коллективом способствует лучшему осознанию учащимся самого себя, своих достоинств, недостатков, возможностей; обучает контролю над негативными проявлениями (агрессией, гневом, тревогой); создает предпосылки для личностного роста; развивает ощущение принадлежности к коллективу, развивает чувство ответственности за других людей, альтруистические тенденции, эмпатию, искренность и уважение к товарищам; дает возможность развить навыки социально приемлемого поведения.
· Большое внимание необходимо уделить отношению учащихся со сверстниками во внеурочное время. Это могут быть занятия в секциях, кружках, в учреждениях дополнительного образования; пребывание в различных группах по интересам, молодежных движениях и т. д. Данный вид отношений способствует самораскрытию, повышению уверенности в себе; снижает барьеры деструктивной психологической защиты; облегчает выражение эмоций, обучат навыкам преодоления депрессий, уменьшения стресса. Но здесь важно наличие базовых нравственных понятий такого уровня, при котором у ребенка или подростка не возникнет желание совершать безнравственные поступки. И главное – научить себя любить таким, какой он есть; любя исправлять в себе все негативные качества, которые мешают жить и быть счастливыми, не делая при этом несчастными окружающих.
· Важным аспектом в нравственном здоровье – является понятие здорового образа жизни. Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого. Понятие здорового образа жизни в большей мере связано с физическим здоровьем (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, нерациональный режим жизни, психо – эмоциональное напряжение и т. д.). Мы коснемся одного фактора этого понятия «Вредные привычки». Под воздействием вредных привычек полностью разрушаются нравственные понятия и устои. Человек уничтожает себя как личность, активно укорачивает свою жизнь, а порой становится на путь преступления. В настоящее время проблема «вредных привычек» в нашей стране стала поистине глобальной. Детский и подростковый возраст, с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью – наиболее удобное время приобщения к вредным привычкам. Негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью, как нравственному, так и физическому.
· И еще, один из самых важных на сегодняшний день, аспектов, влияющих на формирования нравственного здоровья – это СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Влияние СМИ на формирование духовно – нравственных ценностей на учащихся трудно переоценить. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Но детское и подростковое самосознание не сформировано, поэтому именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны СМИ. Нередко явные агрессивные действия того или иного героя сериала, кино или компьютерной игры оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающими. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляется в устойчивое представление, которое, в, последствии, бывает весьма сложно, а порой и невозможно исправить. Пагубное воздействие агрессивных главных героев кино и сериалов, низкопробных передач, безталлантливых певцов и певичек, информационных новостей, пестрящих грамматическими ошибками, ощущают на себе наши дети, нуждающиеся в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, распущенности и растления, которые свободно транслируются через средства массовой информации. А ведь именно средства массовой информации являются мощным средством коммуникации по охвату населения и возможности воздействовать на сознание людей. Проблема этого влияния занимает одно из важнейших мест при формировании и развитии нравственного здоровья учащихся. Поэтому возникает необходимость развивать традиции культурного наследия наших народов (литература, живопись, архитектура, религия и т. д.). Моральные нормы не случайно квалифицируются в обществе как культурные ценности. Посредством моральных норм мы понимаем, оцениваем и организуем нашу жизнь. Абсолютная мера их ценности задана тем, что они необходимое условие для сохранения здоровья человека, а значит и его жизни.
Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Главный секрет, который лежит в основе идеального здоровья, заключается в том, что человек должен сам стремиться к нему. Человек может быть здоровым лишь настолько, насколько сам считает это возможным. Сознание оказывает сильнейшее влияние на тело, и освобождение от болезни зависит от того, войдет ли человек в контакт с собственным сознанием, приведет ли его в равновесие, а затем сообщит это равновесие своему телу. Знание обладает организующей силой. Через психофизиологическую связь знание влияет на тело и обеспечивает крепкое здоровье. Знание в буквальном смысле может исцелить, это самый великий лекарь из всех. Давайте учить и учиться сами.
Аспекты, влияющие на нравственное здоровье
Источник
Формирование и развитие духовно-нравственного здоровья школьников средствами культурно-ориентированных предметов
Чтобы обеспечить условия здоровой и полноценной жизни, необходимо оказание соответствующей помощи со стороны окружающих ребенка взрослых. Важно научить противостоять стрессовым ситуациям, не поддаваться неудачам; воспитывать желание быть бодрым и оптимистичным; развивать волевые качества, способность не бояться трудностей; умение общаться со сверстниками и взрослыми; ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья ребёнка.
В школе существуют различные пути сбережения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста — это оптимальная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями ребёнка, выбор адекватных методик обучения и воспитания, рациональный режим ведения урока, укрепление физического здоровья, использование технологий сохранения здоровья, воспитания культуры здоровья. В решении данного вопроса актуальным является разработка и внедрение таких технологий использование которых идёт на пользу здоровья учащихся, так как значительную часть своего времени они находятся в школе.
Психологическое здоровье — необходимое условие полноценного функционирования и развития человеком в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье связано с духовностью, с ориентацией на абсолютные ценности: Истину, Добро, Красоту. Если у человека нет этой этической базы, то невозможно говорить о его полноценном психологическом здоровье. Ключевыми словами психологического здоровья являются гармония и баланс, которые должны быть между различными сторонами: эмоциональными, интеллектуальными, телесными, психическими, нравственными, духовными; также между самим человеком и окружающими его людьми, природой. Академик В.М.Бехтерев писал, что одной из направленностей здоровой личности является нравственное воспитание: «:как для правильного развития тела необходимо правильное питание, так и для умственного развития личности требуется представление ей пищи духовной». Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания — один из центральных в сфере образования. В совершенствовании нравственных чувств отечественных психолог И.А.Сикорский видел залог нравственного здоровья общества, особую роль отводил содержанию школьных дисциплин.
Духовная музыка — одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, заключенных в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки пробуждает ту устремленность к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребенка и может стать источником нравственности и гармонии личности. Открытость, искренний интерес детей к религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощенность, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием; чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах. Предмет «Духовная музыка» является важной составной частью предметов человековедческого цикла в школе, цель которых формирование и развитие психологического здоровья.
Духовная музыка помогает снятию скованности и эмоционального напряжения; побуждает к гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность; развивает способности к творческому воображению, раскрепощению; формирует эстетические потребностей; настраивает на позитивные чувства, мысли, поступки, желания.
Все темы имеют общечеловеческое значение, они значительны и серьезны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы — Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек, нравственные ценности, наполняющие истинным смыслом го жизнь. Очень важно воспитать в ребенке способность видеть красоту окружающего мира, ощущать себя в гармонии с этим миром. Темы программы общие для разного возраста детей, но разрабатываются в содержании занятий с учетом их особенностей развития, возможностями конкретного класса. Они углубляются по содержанию, совершенствуются, чтобы раскрыть полнее богатство духовного и образно-чувственного мира ребенка, реализовать его душевно-духовные качества.
Урок для ребенка — это частица его жизни и педагогу надо умело пользоваться голосом, жестами, мимикой, чтобы вместе проживать этот урок. Результат — это отношение детей, интерес, который они проявляют к содержанию предмета. Дети ощущают себя на занятиях комфортно, у них появляется желание поделиться своим состоянием, чувствами, высказать свои мысли, то есть существует личная востребованность в таких занятиях. Учителю дают большую информацию о внутренней жизни детей рисунки, высказывания, составления молитв, которые иногда даже вскрывают серьезные, глубоко скрытые личностные проблемы ребенка.
Практическая значимость программы состоит в том, что она делает педагогический процесс более личностно-ориентированным на уроке, может быть использована в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, с разным уровнем развития, включая соответствующие возрасту способы и приемы обучения и воспитания; сам учитель не является наблюдателем со стороны, он тоже вместе с детьми проходит этапы духовного развития, проявляет свои личностные качества, становится мудрым наставником. Содержание программы ориентирует учителя на освоение современных знаний наук о человеке и их реализацию в духовном развитии детей в предметах музыкально-эстетического цикла.
Как один из видимых результатов — это благодарность детей за урок, желание снова прийти и встретиться с педагогом. Дети приносят книги на библейские сюжеты, детские молитвословы, подаренные им иконы, песни, духовную музыку для слушания (иногда уникальные записи, например, хор монахов Валаамского монастыря). Для детей посещение церкви — всегда серьезное востребованное событие, которого они ждут с нетерпением в начале учебного года, в канун Рожества, в Пасхальную неделю. Трогательная чувствительность, эмоции тихой радости испытывает каждый ребенок при встрече с духовными образами и еще длительное время делится своими впечатлениями, душевными открытиями со сверстниками и родителями. Детей нашей школы служащие церкви выделяют по «особому» поведению, умению вести себя в храме, заинтересованности к его внутреннему содержанию. На выставке иконописного искусства в музее даже первоклассники удивили экскурсовода своей любознательностью, знаниями, дополнениями к ее рассказу. Во время уроков школьники создавали творческие работы на темы: «Моя церковь», «Мой внутренний колокольчик», «Во что я верю», «Что может душа, тело», «Рождественские впечатления» и др. Исходя из учебных возможностей школы, психологического портрета класса занятия проводятся один раз в неделю с учащимися начальных классов. Иногда, следуя запросам классных руководителей, это занятие интегрируется с предметом «Человековедение» и приобретает название «Час духовного развития» и проводится в группах продленного дня.
В ходе занятия отслеживается эмоциональное состояние детей, которое они сами выражают в цвете, графической зарисовке в начале и в конце работы, также используется опросник эмоционального состояния. После занятий дети менее напряжены, эмоционально уравновешены, спокойны и чувствуют себя отдохнувшими, проявляют чувство радости. Общение с духовно-нравственных содержанием искусства входит в эмоционально-чувственную сферу ребенка, гармонизирует его психическое состояние, а значит приносит ему на данном этапе ощущение внутренней радости от того, что душа трудилась, удовлетворение собой. Таким образом, содержание предметов культурно-ориентированной направленности создает условия формирования гармоничного внутреннего мира ребенка, сохранение и развитие духовно-нравственного здоровья, его творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
- Зеньковский В.В. Вопросы христианской антропологии.
- Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования.
- Розин В. Психологическая практика. Эзотерический опыт.
- Штайнер Р. Антропологический путь познания.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека — М., 1998.
- Маслоу А. Самоактуализация психология личности — М., 1992.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004. — 296 с.
- М. М. Безруких Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. — М: Триада — фарм, 2002.
- Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. -384с.
Источник