Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни.
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,
наконец, постепенное образование твердой свободной воли».
Н.И. Пирогов
Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни .
Консультация творческой группы. Подготовила Васькина А.А.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.
Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.
Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.
Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сенситивном периоде восприятия нравственных норм.
Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка и его здоровье.
Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения ,воспитания и сохранения психо-эмоционального здоровья..
1. Усвоение правил культурного поведения, это
— формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.
— это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
— это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.
Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.
Методы духовно-нравственного воспитания:
Наглядный метод используется во время :
- чтения педагогом рассказов;
- экскурсий в картинную галерею;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию семян для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Средства духовно-нравственного воспитания:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.
2. многообразие окружающего мира, природа.
3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.
5. Атмосфера радости , созданная педагогами, в которой живет ребенок.
Формы работы с детьми :
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий и народных традиционных праздников взрослыми и детьми .
Таким образом , для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:
1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, ).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов и презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.
Планируются такие формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские посиделки);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- визиты домой;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Целью духовно-нравственного воспитания — достичь следующих результатов:
- Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
- Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
- Приобщение к опыту православной культуры через традиционные праздники, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.
Творческая группа предлагает включится всем педагогам в большой проект:
» Духовно-нравственное воспитание через традиционные народные праздники , как основа психо-эмоционального здоровья.»
В проекте предлагаются праздники:
2. старый Новый год.
Творческая группа подготовит дидактический, методический материал. Познакомит с традициями и историей праздников, предложат примерные виды деятельности с детьми и родителями, примерные сценарии.
Источник
Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования
Аверкиева Ирина Ивановна
Духовно-нравственное здоровье дошкольников в современных условиях качества образования
Существует более трехсот определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Если рассматривать здоровье человека в целом, то деление факторов, влияющих на общее здоровье определяются как внешние и внутренние.
Наследственность (или генетические факторы, экология (или состояние окружающей среды, а так же медицинское обеспечение – это объективные факторы риска, не зависящие от самого человека, а условия, образ жизни, образование – субъективные факторы, которые напрямую зависят от человека и на которые можно и нужно влиять. Именно к субъективным факторам мы относим и нравственное, физическое, психологическое и социальное здоровье, которые неразрывно связаны между собой.
Понятие «здоровье» следует рассматривать как многоаспектную категорию,состоящую из комплекса четырех компонентов: здоровья физического; здоровья социального; здоровья психического; здоровья духовно-нравственного.
Духовно-нравственное здоровье – наиболее трудная для определения составляющая. Вместе с тем духовно-нравственное здоровье является главной предпосылкой, позволяющей человеку справиться с социальными, психологическими и физическими трудностями. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Итак: формирование духовно-нравственного здоровья, как правило, отождествляется с нравственным воспитанием качеств личности.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Какие же качества ребёнка формируются в процессе нравственного воспитания?
Во-первых, воспитывается ответственность. Под ответственностью подразумевается понимание ребёнком последствий за собственные поступки или бездействие. Ответственность – это качество личности, которое определяется чувствами ребёнка к общественным нормам и собственным обязанностям. С точки зрения воспитания, ответственность считается очень сложным явлением, которое очень тесно граничит с воспитанием самостоятельности. А самостоятельность, как известно, формируется с трёх лет. Значит, и целенаправленным воспитанием ответственности заниматься с трёх лет. До этого периода воспитательное воздействие, скорее всего, будет бессмысленно.
Во-вторых, воспитывается патриотизм. Это сложное качество личности, которое выражается в любви к Отечеству. Многие патриотизм сводят только к любви к Родине, но это качество включает в себя и любовь к семье, родителям, к дому, к родному городу, к родному краю, к стране, к планете и т. д. В рамках патриотического воспитания решаются задачи и трудового, и умственного и эстетического и даже физического воспитания. Основу патриотического воспитания составляет сформированный познавательный интерес к семейным традициям, к народным традициям, к истории родного края, к настоящему времени, стремление сделать лучше. Патриотизм включает в себя и воспитание чувства национального достоинства, гордость за страну, за достижения людей, живущих в нашей стране.
В-третьих, воспитывается гуманизм. Под гуманизмом понимается уважительное отношение к человеческой личности, внимательное и заботливое отношение к близким, человеколюбие. Ребёнка важно научить сопереживать людям, нуждающимся в этом. Воспитывая гуманизм, нужно учить ребёнка ставить себя на место другого человека. И конечно, именно воспитывая гуманные чувства, учат оценивать хорошие и плохие поступки. Очень хорошим средством воспитания гуманизма является детская литература, собственный пример поведения, рассматривание картинок, дидактические игры по нравственному воспитанию.
В-четвёртых, воспитывается дисциплинированность и культура поведения. Под этими понятиями подразумевается умение подчинять своё поведение установленным в обществе нормам. Без дисциплинированности не возможна ни одна деятельность, особенно в детском коллективе. Главное, чтобы у малыша выработалось положительное отношение к общественным нормам и уважение к окружающим людям. Считается, что дисциплинированность равнозначно результату хорошего воспитания.
В-пятых, воспитывается чувство коллективизма. Под коллективизмом понимают качество личности, которое проявляется в осознании принадлежности к сообществу сверстников, уважении перед членами коллектива и умении ставить общественные интересы выше, чем личные. Детский коллектив особенный. Им всегда руководит взрослый. Воспитывается чувство коллективизма исключительно в совместной деятельности. В младшем дошкольном возрасте об этом понятии говорить очень трудно. Полноценный детский коллектив может сложиться только к концу дошкольного возраста. О сформированности чувства коллективизма говорят такие качества как сотрудничество, взаимопомощь и контроль.
В-шестых, воспитывается уважительное отношение к старшим. Можно сказать, что это часть воспитания гуманности. Важно начинать воспитывать это качество как можно раньше. Одним из средств воспитания уважения к старшим является личный пример. Нельзя избегать общения с дедушками и бабушками. Необходимо радоваться их приезду, интересоваться их здоровьем и т. д. Учить здороваться со взрослыми при встрече. Формировать желание ребёнка помогать по хозяйству. Хорошим средством в этом будут сказки.
В-седьмых, воспитывается бережное отношение к животным и растениям. Это качество можно отнести к части ответственности. Лучший способ воспитать бережное отношение к животным и растениям – заботиться о них. Поэтому, если есть возможность завести живой уголок, нужно это сделать. И, конечно же, показывать личным примером свою заботу об окружающем мире.
Существуют различные методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Методы формирования нравственного сознания:
Убеждение в форме разъяснения – воздействие на сознание, чувства, волю ребенка с целью формирования положительных нравственных качеств (осуществляется в форме разъяснения).
Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).
Этическая беседа – беседа на нравственные темы.
Чтение художественной литературы
Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).
Методы стимулирования чувств и отношений
Пример – воздействие поступков на чувства, сознание и поведение воспитуемого (пример воспитателя, родителей, героев художественного произведения).
Методы формирования нравственного поведения.
Наблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают).
Основы нравственности закладываются прежде всего в семье. Именно в семье дети приобретают первые знания и понятия о жизни, людях, их взаимоотношениях друг с другом. В семье ребёнок получает информацию о событиях, происходящих в окружающем мире и их оценку из уст родителей и старших.
Одной из важных задач детского сада по сохранению духовно – нравственного здоровья детей является установление тесной связи с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которое не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.
Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: — познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.
Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.
Источник