Меню

Духовно нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ

Дата публикации: 09.12.2017 2017-12-09

Статья просмотрена: 1543 раза

Библиографическое описание:

Петракова, Г. М. Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ / Г. М. Петракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 398-399. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47095/ (дата обращения: 08.06.2021).

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника.

В. А. Сухомлинский

Современный национальный воспитательный идеал — это творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Именно поэтому, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся — это первостепенная задача современной школы.

В нашем обществе одной из главных проблем, возникших на рубеже веков, стала проблема духовного и нравственного выгорания подрастающего поколения.

Именно поэтому одной из важнейших в современном обществе проблем, стала проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Все больше стали утрачиваться исконно народные традиции, стало проявляться небрежное отношение к памятникам исторической культуре, варварское отношение к природе, в результате наша многонациональная страна в последнее десятилетие оказалась на грани нравственной катастрофы. Что, естественно, оказывает негативное влияние на процесс формирования личности ребенка.

Эпоха крайних противоречий, именно так можно назвать настоящее время. Во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с одной стороны, с другой же– успехи оборачиваются бедствием. И самое страшное сегодня — это потеря нравственно-духовных устоев ребенка: его отношение к труду, его мышление, вера, совесть, этика и эстетика.

Ни для кого не секрет, что большинство родителей заботится о материальной стороне, в первую очередь, что естественно отодвигает на задний план проблемы духовные. Такие понятия, как гражданственность и патриотизм, утратили свою приоритетность, поэтому вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся падает на педагогов.

Об этом же говорит и федеральный государственный стандарт, который призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся, а также к формированию их гражданской идентичности, как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 14 декабря 2014 года). Мы все чаще стали сталкиваться с фактами подмены понятий и ценностей у молодежи.

Процветание страны невозможно без культурного развития общества и его духовно-нравственного становления, вот к какому понимаю приходит на современном этапе развития наше общество. В связи с этим ребенку с ОВЗ необходимо создавать условия, в которых он мог бы участвовать в экономической, культурной и политической жизни страны, то есть чувствовать себя полноправным членом общества.

Поиску путей, оптимизирующих процесс решения проблем духовно-нравственного воспитания, уделяется сегодня все больше внимания.

По словам учёного В. И. Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

– нравственных чувств — долга, совести, веры, гражданственности, ответственности, патриотизма;

– нравственного облика — терпения, кротости, милосердия, незлобивости;

– нравственной позиции — способности к проявлению самоотверженной любви, различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;

– нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, послушания, доброй воли, проявления духовной рассудительности,

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно актуален этот процесс, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в связи со слабостью усвоения ими общих закономерностей и понятий, со свойственной им неразвитостью мышления, сравнительно поздно начинают разбираться в понятиях нравственности и морали,в вопросах общественного устройства. Довольно поверхностный характер носят их представления о том, что хорошо и что плохо.

Узнавая правила морали от родителей, от учителей, из книг, они не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами, и не всегда могут воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Такие дети из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия, как правило по неразумению, или по неустойчивости нравственных понятий. Сформировать у детей с ОВЗ позитивное мировоззрение и сделать его достаточно устойчивым, возможно при нравственном воспитании и обучении в благоприятных социальных условиях.

Убеждения ребенка должны соответствовать основным нормам морали (по содержанию), несмотря на некоторую, неизбежную на первых порах, ограниченность, вот чего должен добиваться педагог, в духовно-нравственном воспитании.

Читайте также:  Судмедэкспертиза средний вред здоровью

Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали. Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.

Нравственный мир ребенка с ОВЗ сложен и изменчив, находится в развитии. Задача воспитателя состоит в том, чтобы постоянно следить за духовно-нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения, как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Миф 5: 15)

  1. Колесникова, И. А. Идея духовного ученичества педагога в системе воспитания для работы с человеком / И. А. Колесникова // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. трудов / под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2004. — С. 32–33.
  2. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: дис. … доктора пед. наук: 13.00.01 / Соловцова Ирина Афанасьевна. — Волгоград, 2006. — 330 с.
  3. Шеняк, Л. Г. Духовное развитие студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Шеняк Людмила Гурьевна. — Ростов н/Д, 2000. — С. 66.

Источник

Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
материал на тему

Духовно-нравтсвенное воспитание детей с ОВЗ

Скачать:

Вложение Размер
doklad_duhovno-nravstvennoe_vospitanie_ddetey_s_ovz.docx 29.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема: Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание», его роль в формировании личности ребенка

2. Методы изучения и выявления нравственной воспитанности учащихся

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них — абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Бороться с этим пагубным влиянием необходимо всем просвещенным членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение — учителям, психологам, воспитателям. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью.. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. У них отсутствует заинтересованное отношение к миру, они испытывают трудности адаптации в социокультурном пространстве. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.

1. Сущность понятия «духовно-нравственное воспитание», его роль

в формировании личности ребенка

Воспитание нравственности и духовности во все времена являлось одной из основных педагогических проблем, занимающей умы великих педагогов, писателей, государственных деятелей, таких как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский и др.

Духовность , по мнению Л.П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.

Классическая педагогика рассматривала духовность как некую внутреннюю нравственную сущность человека . «Назначение первичного воспитания в том, чтобы вовремя разжечь божественные огоньки, таящиеся под телесной оболочкой» — писал Я.А. Каменский.

Человек, по учению духовных отцов Православной церкви, представляет собой триединство духа , души и тела . С этим утверждением соглашался К.Д. Ушинский, который при этом говорил о том, что тело «инертно», оно стремится сохранить себя — «быть», душа «активна», она стремится «жить», она жаждет деятельности, удовольствий более высоких, чем телесные. Дух же человека устремлен к высшим, духовным ценностям, это отражение изначальной божественной сущности человека. Тело умирает, душа и дух вечны. Но в то же время при всей слабости тела и потенциальном всесилии духа очень часто человек всю свою жизнь посвящает удовлетворению своих телесных потребностей и желаний, пренебрегая духовными ценностями. Таким образом, по Ушинскому, сущность духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы научить душу человека господствовать над телом, усилием воли преодолевать его инерцию, стремление к получению примитивного удовольствия.

Значительную роль в воспитании духовности классическая педагогика отводит религии. Я.А. Каменский считал, что стремление к всеобщей гармонии добродетелей возможно, если сердца будут насыщаться «божественной любовью». И только ту школу можно назвать «истинной мастерской людей», в которой «дети уже на земле приучались бы жить небесною жизнию».

К.Д. Ушинский называл религию «неисчерпаемым источником нравственного и умственного развития». Он подчеркивал: «Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, — это идеал, представляемый нам христианством».

Классики советской педагогики стержнем духовных поисков человека считают его идеалы . Идеал как высшее порождение духа интегрирует в себе самое существенное, генеральные моменты самосознания человека. В идеале выражается цель и смысл жизни, той жизни, которая достойна называться подлинно человеческой. Идеалы рождаются в процессе многосложного освоения мира. Идеалы как духовные стремления побуждают человека к деятельности, к активному преобразованию мира. «Идеал — это духовная сердцевина личности», — утверждал В.А. Сухомлинский. Идеалы в советской педагогике тесно переплетались с активной деятельностью на благо государства и общества.

Таким образом, основные идеи классиков отечественной педагогики относительно духовно-нравственного воспитания можно сформулировать следующим образом.

Человек становится человеком, когда пробуждается его душа. Воспитание человека — это прежде всего воспитание его души.

Развитие духа идет во взаимодействии с миром. Смыслом этого взаимодействия является самосознание, самоопределения личности.

Человек живет в реальном мире, среди людей. Воспитание должно помочь человеку осознать свою связь с миром, с другими людьми и найти свое место в мире.

Духовные способности человека раскрываются в процессе свободной творческой деятельности.

Итак, духовность развивается в процессе нравственно-эстетического освоения мира и проявляется в поведении человека в соответствии с общечеловеческими моральными ценностями, а также в созидательном творческом труде на благо общества.

Недостатки и просчеты нравственного воспитания в наше время обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Понятие « нравственное воспитание» Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали .

Основные задачи нравственного воспитания :

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

« Нравственное сознание — активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.

« Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива…»

Уровень нравственной воспитанности — это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

2. Методы изучения и выявления нравственной воспитанности

«Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии» — пишет советский педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное воспитание школьников: вопросы теории».

Особенность духовно-нравственного воспитания в том, что его «результат», как таковой, очень сложно зафиксировать. В самом деле, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного развития учащегося. Представление о духовном уровне человека может сформироваться путем живого общения с ним, причем продолжительного, охватывающего разные этапы его жизни и развития, а также с помощью комплексного применения самых различных методов изучения, проективных и диагностических методик.

Еще одна проблема — то, что духовно-нравственное воспитание — процесс динамический, непрерывный, не прекращающийся на протяжении всей жизни человека. Соответственно, о конечном его результате судить практически невозможно, так же как и зафиксировать таковой.

Однако существует несколько методик, применяемых в современной психолого-педагогической диагностике для фиксирования некоторых отдельных качеств личности, систем ценностей учащихся, которые, вкупе с различными психологическими методами (наблюдения, изучения продуктов деятельности и т.п.) позволяют получить примерное представление о стадии духовно-нравственного развития учащегося на данный момент. Это необходимо педагогам для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.

Ниже приведены несколько методик, которые в практике психолого-педагогической диагностики принято применять комплексно, т. к. одна методика дополняет другую. Подобные методики базируются на различных критериях оценки уровня нравственности, которые в большинстве своем перекликаются и, в свою очередь, основаны на одних и тех же категориях.

У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба. В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху — «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, выделяется 11 основных базовых категорий нравственного сознания. Очень тесно связана с ними методика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся .

Источник

Adblock
detector