Меню

Духовно нравственное благополучие здоровье

Духовность — источник здоровья.

Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.

Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.

Скачать:

Вложение Размер
duhovnost_-_istochnik_zdorovya.docx 25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Духовность — источник здоровья

Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.

Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.

Во все времена здоровье считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека.

В условиях рыночной экономики выживает прежде всего активный, адаптированный человек. Как же достичь высокого уровня здоровья? Почему мы не здоровы? По мнению психологов здоровье только на 10-15% зависит от развития медицины и на 50-55% от условий и образа жизни людей. Только сознательные усилия каждого человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. Известный враг-хирург Н.М.Амосов пишет: Чтобы стать здоровым, нужны . усилия постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.

В здоровом теле — здоровый дух — так всегда в народе соединяли духовное, нравственное и физическое, телесное.

Я акцентирую внимание на духовном, психическом здоровье, так как считаю, что здоровый дух имеет ведущее значение, только духовная чистота приведут к здоровью, спокойствию, внутренней гармонии и равновесию.

Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни, без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой, деградация, появляются болезни.

В настоящее время под здоровьем понимается возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе духовно- социальной и биологической сущности человека.

Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:

1)внутренняя и внешняя гармония,

3)устремление к жизни, непрерывному развитию.

Человеческий дух производит и воспроизводит как внутреннее и внешнее соответствие — здоровье, так и его дезинтеграцию — болезнь.

Духовный настрой организует и сплачивает воедино общую систему нашей жизнедеятельности. Мы болеем в условиях вялой, размазанной жизни, мы устаем, когда у нас нет крупной цели. Когда же такая появляется человек живет, говорит и обретает смысл жизни.

Здоровье духа — это интеллектуально- чувственно-волевое выражение закономерности жизни. Триединая основа духовного здоровья — истина, красота, свобода и их высший синтез- любовь. Здоровье духа, духовность и культура- синонимы. А именно поэтому культура духа есть фундаментальный принцип здоровья и панацея от болезни.

Бурные темпы жизни, нарастающий поток информации, жесткий дефицит времени заставляют вплотную подойти к проблеме сохранения и укрепления психического здоровья, повысить устойчивость к различным вредоносным факторам.

Задача психогигиены: очертить неправильные, но так же и правильные формы общения, т.е. такие, которые благоприятно влияют на духовную жизнь человека и психологический климат учебной группы или трудового коллектива. Доброжелательность, вежливость и тактичность должны присущи всем.

Не следует забывать, что благодарность, доброе слово сказанное вовремя продлевает жизнь. Все это подметил поэт В.Боков:

Друзья мои. Внушайте людям веру

И чаще говорите Добрый день!

И следуйте хорошему примеру-

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Показателем гармоничности отношений и здоровья участников образовательного процесса является удовлетворенность этим процессом. Самочувствие преподавателей и учащихся зависит не столько от учебной нагрузки, сколько от ощущения эмоционального благополучия. Процесс обучения — это большая нагрузка на организм и как важно сохранить на уроке такое энергетическое поле, когда познание доставляет радость и удовлетворение, а положительные эмоции служат улучшению самочувствия.

Только в единстве духовного, нравственного, нервно-психического и физического возможно гармоническое развитие личности, только в единстве здорового духа в здоровом теле наш организм приобретает гармонию здоровья, новую жизнь и сделает наше пребывание на Земле прекрасным.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)

На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.

Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.

У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно — легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.

Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.

В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо.

Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, — как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.

Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.

Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло.

Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.

Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.

Проводимые в школе факультативы этики и эстетики, позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.

Необходимо учащимся знать, что прийдя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила.

1.Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.

2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.

3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4.Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.

5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.

Всё это и многое другое формирует детский характер.

Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Источник

Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни.
консультация на тему

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx 22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и,

наконец, постепенное образование твердой свободной воли».
Н.И. Пирогов

Духовно -нравственное здоровье, как основа здорового образа жизни .

Консультация творческой группы. Подготовила Васькина А.А.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Особой актуальностью обладает проблема духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста. В центре внимания проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста оказываются следующие вопросы: психические механизмы становления и развития духовно-нравственных чувств, качеств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольника; психолого-педагогические условия и средства, способствующие формированию нравственных норм детей.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становления и развития духовно-нравственной сферы ребенка.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение в личности определенного набора духовно-нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев будет наблюдаться у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. Формирование духовно-нравственных качеств – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно духовно-нравственные качества и чувства человека, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются в дошкольные годы. Под воздействием окружающей социально-культурной среды у детей дошкольного возраста формируются основы гуманистического отношения к окружающим, природе, вещам, появляются первые представления о номах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. И от того, как понимается духовность, нравственность и какое отношение вырабатывается к ним в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его нравственная позиция.

Негативные тенденции характерные для современного российского общества, оказывают отрицательное влияние на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него формируется антигуманное отношение ко всему, что его окружает, т.е. происходят явные нарушения в духовно-нравственной сфере подрастающего поколения. Это значит формирование духовно-нравственных качеств личности детей необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, как в самом сенситивном периоде восприятия нравственных норм.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения качеств личности. В это время закладывается модель личности. Психолог-педагог учитывает период сензитивности к восприятию нравственных норм в этом возрасте. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть ключевым направлением в работе образовательного учреждения, заботящегося о гармоничном развитии ребенка и его здоровье.

Отечественной психолого-педагогической теорией и практикой доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей духовно-нравственных качеств личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. В. Зосимовский, В. С. Мухина.). По мнению В. С. Мухиной, нравственное развитие ребенка зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами. Она утверждает, что в практике воспитания существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с этическими эталонами. Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения ,воспитания и сохранения психо-эмоционального здоровья..

1. Усвоение правил культурного поведения, это

— формирование культурно гигиенических навыков. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не имеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культурно-гигиенические навыки прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе в ходе игр, таких как «Утро начинается», «Оденем куклу Машу на прогулку» «Каждой вещи свое место» и др.

— это, формирование культуры деятельности. Формировать культуру деятельности у ребенка – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.

— это, воспитание культуры общения, которое предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а так же вежливое поведение в общественных местах и в быту. Для решения этой задачи, необходимо использовать этические беседы, такие как «Соя семья», «Мои товарищи», «Мы в гостях», «Идем в театр» и др.

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных представлений, своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителями к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует. Путь к сердцу ребенка, к его чувствам, и через них – к его мыслям, лежит через игру, через сказку, через яркую эмоцию, через яркий словесный, живописный и поэтический образ. Этим определяется выбор методов и средств нравственного воспитания дошкольников.

Методы духовно-нравственного воспитания:

Наглядный метод используется во время :

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в картинную галерею;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе духовно – нравственного развития дошкольников:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Средства духовно-нравственного воспитания:

1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.

2. многообразие окружающего мира, природа.

3. собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

5. Атмосфера радости , созданная педагогами, в которой живет ребенок.

Формы работы с детьми :

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий и народных традиционных праздников взрослыми и детьми .

Таким образом , для духовно – нравственного развития детей прослеживается несколько направлений работы:

1.Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, ).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр мультфильмов и презентаций).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в духовно – нравственном развитии, уделяется работе с семьей.

Планируются такие формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские посиделки);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • визиты домой;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Целью духовно-нравственного воспитания — достичь следующих результатов:

  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры через традиционные праздники, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Творческая группа предлагает включится всем педагогам в большой проект:

» Духовно-нравственное воспитание через традиционные народные праздники , как основа психо-эмоционального здоровья.»

В проекте предлагаются праздники:

2. старый Новый год.

Творческая группа подготовит дидактический, методический материал. Познакомит с традициями и историей праздников, предложат примерные виды деятельности с детьми и родителями, примерные сценарии.

Источник

Читайте также:  Всемирный день здоровья 7 апреля ответы
Adblock
detector