Духовность — источник здоровья.
Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.
Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnost_-_istochnik_zdorovya.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовность — источник здоровья
Здоровье общества всегда рассматривалось как показатель благополучия нации, как фактор который увязывает культуру, экономику, просвещение, био- и ноосферу.
Состояние духовного и физического здоровья современного человека стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны государства и общества. В стране не сформирован идеал здоровья в его подлинном содержании, как важнейшей составляющей качества жизнг. Ядром системы охраны здоровья должно стать сохранение и развитие здоровья здорового человека. Главная цель- привить нации потребность и любовь к здоровому образу жизни, возвести здоровье в ранг национального достоинства.
Во все времена здоровье считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости, благополучия человека.
В условиях рыночной экономики выживает прежде всего активный, адаптированный человек. Как же достичь высокого уровня здоровья? Почему мы не здоровы? По мнению психологов здоровье только на 10-15% зависит от развития медицины и на 50-55% от условий и образа жизни людей. Только сознательные усилия каждого человека могут обеспечить повышение уровня его здоровья. Известный враг-хирург Н.М.Амосов пишет: Чтобы стать здоровым, нужны . усилия постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя.
В здоровом теле — здоровый дух — так всегда в народе соединяли духовное, нравственное и физическое, телесное.
Я акцентирую внимание на духовном, психическом здоровье, так как считаю, что здоровый дух имеет ведущее значение, только духовная чистота приведут к здоровью, спокойствию, внутренней гармонии и равновесию.
Духовность означает способность человека вести глубоко осмысленный и нравственно безупречный образ жизни, умение размышлять о смысле своей жизни, без нее гаснет творческая искра в человеке, наступает застой, деградация, появляются болезни.
В настоящее время под здоровьем понимается возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе духовно- социальной и биологической сущности человека.
Базовыми данными для познания и поддержания здоровья являются:
1)внутренняя и внешняя гармония,
3)устремление к жизни, непрерывному развитию.
Человеческий дух производит и воспроизводит как внутреннее и внешнее соответствие — здоровье, так и его дезинтеграцию — болезнь.
Духовный настрой организует и сплачивает воедино общую систему нашей жизнедеятельности. Мы болеем в условиях вялой, размазанной жизни, мы устаем, когда у нас нет крупной цели. Когда же такая появляется человек живет, говорит и обретает смысл жизни.
Здоровье духа — это интеллектуально- чувственно-волевое выражение закономерности жизни. Триединая основа духовного здоровья — истина, красота, свобода и их высший синтез- любовь. Здоровье духа, духовность и культура- синонимы. А именно поэтому культура духа есть фундаментальный принцип здоровья и панацея от болезни.
Бурные темпы жизни, нарастающий поток информации, жесткий дефицит времени заставляют вплотную подойти к проблеме сохранения и укрепления психического здоровья, повысить устойчивость к различным вредоносным факторам.
Задача психогигиены: очертить неправильные, но так же и правильные формы общения, т.е. такие, которые благоприятно влияют на духовную жизнь человека и психологический климат учебной группы или трудового коллектива. Доброжелательность, вежливость и тактичность должны присущи всем.
Не следует забывать, что благодарность, доброе слово сказанное вовремя продлевает жизнь. Все это подметил поэт В.Боков:
Друзья мои. Внушайте людям веру
И чаще говорите Добрый день!
И следуйте хорошему примеру-
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Показателем гармоничности отношений и здоровья участников образовательного процесса является удовлетворенность этим процессом. Самочувствие преподавателей и учащихся зависит не столько от учебной нагрузки, сколько от ощущения эмоционального благополучия. Процесс обучения — это большая нагрузка на организм и как важно сохранить на уроке такое энергетическое поле, когда познание доставляет радость и удовлетворение, а положительные эмоции служат улучшению самочувствия.
Только в единстве духовного, нравственного, нервно-психического и физического возможно гармоническое развитие личности, только в единстве здорового духа в здоровом теле наш организм приобретает гармонию здоровья, новую жизнь и сделает наше пребывание на Земле прекрасным.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Однако из педагогов – классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же весьма вредным для общества пронырой. …Нет одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании.)
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы.
У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки наделены только утончённо-эмоциональным, а гусеницы – только умственным началом. Бабочки живут возвышенно — легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Они лёгкие, стройные, изящные, их тело словно обтянуто нежной, мягкой, переливающейся тканью. Они смотрят на космонавтов с любопытством, волнением и живым интересом, слетаясь на музыку, звучащую из магнитофона, словно зачарованные. Кроткие и доверчивые, они приближались к магнитофону ближе и ближе, забыв обо всём на свете, их волновали музыка, природа, любовь. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей ведут тусклое и безрадостное существование. Они слепы к чуду, которое их окружает, они не слышат голоса истины. Лёд сковал их сердца. У них холодный разум и мёртвое сердце.
Жизнь и тех и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства.
В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Он не проявлял никакого интереса к прекрасной планете: он был лишен способности чувствовать. Всё окружающее для него было только поводом для умозаключений. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо.
Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, — как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.
Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; Этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло.
Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом , ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.
Именно достижение цели, преодоление препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём «я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный результат задуманной деятельности. Вспомните главных героев Гоголя – Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича – настоящих упрямцев. Упрямство – нецелесообразная настойчивость – отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.
Проводимые в школе факультативы этики и эстетики, позволяют учащимся более глубоко изучить историю культуры поведения человека в обществе и в быту, узнать о чести и долге, справедливости и о манере общения.
Необходимо учащимся знать, что прийдя в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила.
1.Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора.
2.Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали такое правило спора. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова.
3.Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.
4.Нужно быть внимательным к людям. Говорят: лучше лишить человека пищи, чем внимания.
5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями.
Всё это и многое другое формирует детский характер.
Анализ вышесказанного показывает, что с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс
Урок 25
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
Содержание урока
Духовное, физическое и социальное здоровье
Духовное, физическое и социальное здоровье
Духовное, физическое и социальное здоровье — это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает высокий уровень здоровья человека и его благополучие.
Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль обеспечивает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, а вместе они влияют на социальное здоровье и обеспечивают социальное благополучие.
В спортивной семье растут здоровые дети
Физическое здоровье обеспечивается двигательной активностью, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события, формировать стиль своего поведения.
Социальное здоровье — это способность человека адаптироваться в природной, техногенной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.
На здоровье и благополучие человека оказывает влияние ряд факторов. Среди них ведущее место занимают физические, социальные и духовные.
Среди физических факторов наиболее важным является фактор наследственности. Исследования свидетельствуют о влиянии наследственности практически на все стороны нашего физического здоровья. Это предрасположенность человека к определенным заболеваниям или наличие врожденных физических дефектов. Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.
Среди социальных факторов необходимо выделить состояние окружающей среды, влияние различных опасных и чрезвычайных ситуаций и организацию защиты населения от их последствий, а также доступный уровень медицинского обслуживания. В сумме они составляют 30%.
Духовный фактор является наиболее важным компонентом здоровья и благополучия. Он включает понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни — трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, — это одно, а вести его — совсем другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. При этом зачастую вредные для здоровья действия могут дать на короткое время довольно приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни. Степень его влияния на здоровье составляет 50%.
В заключение отметим, что каждый человек ответственен за свое здоровье и благополучие. Достижение хорошего уровня здоровья и благополучия — это непрерывный процесс в жизни человека, при котором подразумевается определенная жизненная позиция и повседневное поведение. Для достижения высокого уровня индивидуального здоровья каждый должен стремиться выработать в себе ряд наиболее необходимых качеств, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Это прежде всего осознанное стремление к соблюдению норм здорового образа жизни, постоянное совершенствование своих физических и духовных качеств, бережное отношение к окружающей природной среде и ее сохранение в силу своих возможностей, воспитание в себе убежденности, что здоровье каждого человека зависит от здоровья окружающей природной среды.
Необходимо переосмыслить свое отношение к личному здоровью и понимать здоровье как личную, так и общественную ценность.
Здоровье человека зависит от внешней окружающей среды (природной, техногенной и социальной) и от умения человека безопасно вести себя в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Значит, для сохранения и укрепления здоровья необходимо постоянно учиться предвидеть опасности, оценивать обстановку и уметь действовать адекватно в складывающейся обстановке для снижения фактора риска для жизни и здоровья, формировать свою индивидуальную систему здорового образа жизни, обеспечивающую духовное, физическое и социальное благополучие.
Следующая страница Вопросы. Задания. Практикум
Источник