Доступная среда
Доступная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
Информация о предоставлении образования
детям с ОВЗ и детям-инвалидам
Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МБУДО ДШИ «Гармония» осуществляется в соответствии с локальными актами учреждения.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, которые включают в себя:
· использование адаптированных общеразвивающих предметных программ (в том числе, и авторских);
· специальные методы обучения и воспитания.
1. Обеспечение доступа в здание МБУДО ДШИ «Гармония» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБУДО ДШИ «Гармония» получила отдельное здание (бывший детский сад) 1 января 1998 года. Школа расположена в типовом кирпичном двухэтажном здании, построенном в 1956 году, имеет пристройку (1985г) в удовлетворительном состоянии. Школа имеет благоустроенную территорию с ограждением общей площадью 1075 кв. м.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Центральный вход оборудован кнопкой вызова, имеется пандус с перилами. Здание школы искусств оснащено системой пожарной сигнализации и световыми табло «выход». При необходимости детям-инвалидам и лицам с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
2. Наличие оборудованных помещений
Специально приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, и т.д. в МБУДО ДШИ «Гармония» не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Для организации учебно-воспитательного процесса для данной категории детей составлен Паспорт доступности , разработан План мероприятий на период 2018 — 2030 годы, направленный на повышение значений показателей доступности для инвалидов, включая оборудование объекта МБУДО ДШИ «Гармония» необходимыми приспособлениями.
3. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Доступ обучающихся данной категории к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен. Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
4. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с ОВЗ отсутствуют.
5. Система обучения для детей с ОВЗ
Образовательная деятельность для детей – инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется по разработанной педагогическим коллективом комплексной адаптированной дополнительной общеразвивающей программе «Искусство без границ».
В рамках реализации данной программы разработаны следующие проекты и рабочие предметные программы:
· Творческий педагогический проект « Подари улыбку » — составитель Романова О.А.;
· Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства « Рефлекс » — составитель Сапрыгина О.А.;
· Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандаш» для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Сапрыгина О.А.;
· Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального исполнительства «Сольное пение» — составитель – Романова О.А.;
· Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального исполнительства «Аккордеон » — составитель Романова О.А.
В МБУДО ДШИ «Гармония» созданы образовательные условия для детей с ОВЗ, не требующих особых образовательных потребностей. Такие воспитанники могут посещать занятия общеразвивающей направленности. Следует указать, что учебно-воспитательный процесс для данной категории обучающихся требует разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого конкретного ребенка с ОВЗ. Такие образовательные маршруты могут опираться на примерные предметные программы, разработанные педагогами школы искусств.
Источник
Обучение детей с особыми потребностями в рамках инклюзивного образования в ДШИ
Проект посвящен изучению и использованию возможностей ДШИ в обучении и творческом развитии детей с частичной или полной потерей зрения наравне с другими детьми.
Внимание к этой проблеме продиктовано наличием значительного количества художественно одаренной молодежи, относящейся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждающейся в качественном художественном образовании, особенно на начальном этапе. А также непосредственной близостью ГБОУ г. Москвы общеобразовательная школа-интернат для слепых обучающихся №1 Департамента социальной защиты населения г. Москвы (ул. 3-я Мытищинская, д.3).
Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями, педагогическая практика носит «точечный», интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся и разработанная методика инклюзивной деятельности.
В настоящее время, целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Задача общества — формирование условий для их независимого проживания в социуме, доступности для них физической и информационной среды, обеспечение их профессиональной занятости и полноценного индивидуального развития.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это основная мысль инклюзивного образования. И, с точки зрения социального подхода к проблеме, инвалидность понимается не как ограниченная возможность, а как особая потребность.
Дети-инвалиды часто творчески одарены. В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут проявить свои творческие способности, получить профессиональное образование, которое позволит им успешно определиться в жизни.
Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам:
— творческий характер обучения основам искусств,
— сочетание в учебном процессе индивидуальных, мелкогрупповых, групповых форм обучения и коллективных концертно-творческих мероприятий. Такой режим занятий способствует удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.
— тесная связь с родителями.
— привлечение детей с ограниченными возможностями на отделения Детской школы искусств;
— создание образовательных методик, учитывающих особые образовательные потребности детей с нарушением зрения (познавательные возможности слепых, формирование образных представлений при работе над музыкальными произведениями);
— введение специальных курсов и предметов, способствующих освоению детьми-инвалидами образовательных программ (нотная грамота в рельефно-точечной системе Брайля);
— использование инновационных средств и методов обучения для работы с детьми-инвалидами;
— привлечение специалистов для контроля и оценки динамики и результатов развития детей-инвалидов,
— накопление и обобщение педагогического опыта, повышение методической квалификации преподавателей.
Проект решает следующие проблемы:
— раннее распознавание и развитие одаренности как компенсаторного фактора у детей с ограниченными возможностями
— создание возможности для целенаправленного предпрофессионального образования и будущего профессионального определения
— содействие широкому участию детей-инвалидов в общественной, социальной, культурной жизни школы, района, города.
— социальная адаптация учащихся школы: формирование терпимых, доброжелательных отношений учеников друг к другу, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки, разрушение барьеров в общении «обычных» детей и детей с особыми потребностями.
Специфика проекта – в широкой целевой аудитории – это дети и родители обеих категорий граждан.
Некоторые достижения учащихся школы из категории детей с особыми потребностями.
Лисиченко Даниил – победитель Олимпиады по теоретическим дисциплинам МГИМ им. А.Шнитке, лауреат и дипломант городских конкурсов (композиция, синтезатор, студия компьютерной музыки, фортепиано).
Саломатина Мария – стипендиат Правительства Москвы одаренным детям, дипломант Фонда «Новые имена Москвы», лауреат городских выставок, студентка Текстильного университета им. А.Н.Косыгина.
Тришкин Александр — выпускник класса композиции, лауреат городских конкурсов по композиции, студент Музыкального училища при Московской консерватории.
Николаев Евгений – (11 лет, 4 класс, преп. Жаркова Л.А.) – Лауреат II премии в общей номинации «Фортепиано» XI Международного конкурса-фестиваля детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» (март 2014), Лауреат XIII Открытого фестиваля им. Эдварда Грига (март 2014), участник концерта в Венгерском культурном центре ( май 2014), дипломант Первого городского фестиваля-концерта «Горячее сердце» детей с ограниченными физическими возможностями – учащихся детских музыкальных школ и школ искусств г. Москвы» (декабрь 2013),
В настоящее время в школе обучается 14 детей с нарушениями зрения. Помимо них, на разных отделениях школы обучается еще 17 детей-инвалидов.
Преподаватели, участвующие в реализации этого проекта:Федоровская Л.И., Жаркова Л.А., Свиклинь В.А., Пилипенко В.Н., Кокжаев А.М., Пискарева Л.Ф., Банковский И.В. (инструментальные отделения), Соколова Г.В., Перехрест Т.А. (теоретические дисциплины), Подольская Г.М.(коллективное музицирование), Минакова В.А., Федорова В.Л. (отделение изобразительного искусства).
Преподавателями школы накоплен бесценный опыт работы с этой категорией учеников, который обобщается и систематизируется в ходе проекта.
В связи с увеличением контингента учащихся с ограниченными возможностями, в школе регулярно проводятся методические сообщения и открытые уроки преподавателей, работающих со слабовидящими детьми (Федоровская Л.И., Свиклинь В.А., Жаркова Л.А., Пискарева Л.Ф., Соколова Г.В., Перехрест Т.А.). Был проведен концерт-встреча с учащимися школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих детей и преподавателями Т.Л.Шустовой и С.А.Санаторовым (февраль 2014). В этом учебном году инструментальные отделения и отделение ИЗО успешно окончили 3 выпускника из этой категории учащихся: Павлова К., Цветков К., Григорьева А. Лисиченко Д. – класс РПО.
В 2013-14 году в рамках инклюзивного образования для учащихся с нарушениями зрения был введен спецкурс «Нотная грамота по Брайлю» (преп. Коршункова В.Н.). В сотрудничестве с Лабораторией средств и методов обучения детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики РАН разработан план совершенствования условий обучения в нашей школе детей с особыми потребностями. Запланировано издание сборника методических работ преподавателей школы, работающих со слабовидящими детьми (Федоровская Л.И., Свиклинь В.А., Жаркова Л.А., Пискарева Л.Ф., Соколова Г.В., Перехрест Т.А.)
Преп. Александрова Е.В., Соколова Г.В., Жаркова Л.А., Федоровская Л.И., Пискарева Л.Ф., Перехрест Т.А., Свиклинь В.А. участвовали во Всероссийском круглом столе «Актуальные вопросы обучения искусству детей с особыми образовательными потребностями» (АПРИКТ, февраль 2014).
В 2013-14 учебном году школа принимала участие в Конкурсе творческих проектов среди ДШИ г. Москвы. Социально-ориентированный проект «Свет мой, музыка», посвященный инклюзивному образованию детей с особыми потребностями (рук. Е.В.Александрова), удостоен Гранта Департамента культуры г. Москвы и участвовал в Городской Биеннале ДШИ в рамках Фестиваля образования для детей «СТАРТ АП» в Центральном Доме Художника (апрель 2014).
Источник
Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования в детской школе искусств
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.Так, например, инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ.
В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности. В поисках новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями может стать развитие инклюзивной модели образования в ДШИ.
На сегодняшний день с принятием Федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка «Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту».
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования в детской школе искусств»
Из опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
в рамках инклюзивного образования в ДШИ
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» (Аннан, Кофи).
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями гласит: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей … образования для детей», — инклюзивное образования – включающее образование.
Это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключит любую дискриминацию учащихся, и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день сложился определенный консенсус относительно важности инклюзивного обучения в образовательных учреждениях и в частности учреждениях дополнительного образования. Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива учреждения и школьной жизни, в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями..Так, например, инклюзивное обучение на уроках фортепиано в ДШИ.
В последнее время заметно вырос интерес к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Музыка оказывает большое эмоциональное воздействие, способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия. Занятия музыкой способны помочь детям – инвалидам увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки, помочь им раскрыть свои творческие способности. В поисках новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями может стать развитие инклюзивной модели образования в ДШИ.
На сегодняшний день с принятием Федеральных государственных требований в отрасли «Культура» есть такая строка «Реализация учебного процесса по индивидуальному творческому маршруту».
Сегодня в России по данным Минздрава и социального развития РФ 16% Российских детей хронически больны. Инклюзивное образование даст им возможность учиться и развиваться в сфере обычных школьников, т.е., по словам Д. А. Медведева, «Наша новая школа» — это школа для всех».
Актуальность внедрения инклюзивного образования в идеологическую практику не вызывает сомнений так как развивает у школьников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Стремление к тому, чтобы дети с ограниченными возможностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающими сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка – инвалида.
Инклюзивное образование – это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью в узком прагматическом смысле, а его достоинством – возможностью жить, верить, любить и быть любимым. Это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности, профессионализма зависит реализация в жизни этой новой практики, которая в силу своих ценностно-смысловых основ нужна всем, а не только детям с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация этого социокультурного проекта требует от всех причастных к нему мудрости и мужества в постановке и решении целого комплекса непростых задач.
Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка – инвалида, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.
Воспитывая ребенка с ОВЗ, преподаватель, прежде всего, должен быть уверен в своих действиях, уверен в том, что каждое слово (или показ) дойдет до ученика и даст нужный результат.
Работа с ребенком – инвалидом связана с обостренной наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру ученика и замечать все детали движений рук, но и видеть все изменения выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его внимание.
Сочетание большой чуткости и симпатии к ученику, умение мобилизовать волю ученика, сочетание терпения и выдержки является основой успешного воспитательного воздействия.
В качестве примера рассмотрим некоторые аспекты инклюзивного обучения «Из опыта работы в обучении детей с ограниченными возможностями в классе фортепиано».
Урок проводился с девочкой Лилией (9 лет). Диагноз: Детский церебральный паралич, умеренно выраженные стойкие двигательные нарушения. Практически атрофирована кисть правой руки.
- По характеру девочка — добрый, солнечный ребенок. Занимается музыкой с большим желанием. Имеет средние (ниже среднего) музыкальные данные. На уроках умеренно активная, любознательная. Чувство ритма не всегда устойчиво, не может быстро запоминать произведение наизусть. Хорошо читает с листа, любит ансамблевое музицирование.
Поставленная на уроке цель: создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках фортепиано в ДШИ, решалась задачами:
изучить специально подобранный репертуар и упражнения, с учетом индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащейся;
задействовать в процессе обучения интернет ресурсы;
побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.
развивать пианистические навыки и слуховой контроль за характером звукоизвлечения и ритмической организацией;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти;
расширение музыкального кругозора учащейся.
воспитание уверенности в себе;
воспитание коммуникативных способностей;
воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в публичном выступлении.
Форма урока — урок практических работ.
На уроке применялись следующие методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнения, продуктивная деятельность), игровые.
Из применяемых технологий на уроке: здоровьесберегающая, коммуникативная, информационно-компьютерная, приоритетное направление имеет забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка — «… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А.Сухомлинский). Активная музыкотерапия предполагается в участие в играх, выполнение определенного вида упражнений.
Из поставленных этапов урока: организационный — организация начала урока, сообщение темы урока, обоснование её значимости и постановка образовательных, развивающих и воспитательных задач; основной — пальчиковые игры (упражнения для рук), работа над гаммой С-dur, Е. Гнесина «Этюд» C-dur, р.н.п. «Светит месяц» (ансамбль), слушание фрагмента II концерта для фортепиано с оркестром для левой руки D-dur Мориса Равеля и итоговый — подведение итогов урока, формирование выводов, домашнее задание, остановимся на аспектах основного этапа урока — это упражнения для рук (пальчиковые игры).
Упражнения для крупных мышц, в результате чего мышцы плече-лопаточного отдела становятся активными, вырабатывается ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».
Пальчиковые игры помогают развить у детей мелкую моторику, координацию, а главное, тактильные ощущения. Так в упражнении «Маляры» объединяют в себя речь и движение, ритм, интонацию. Данный вид упражнений развивает образность мышления, а главное – интеллект и речевую сферу.
Или, например, упражнение «Замок», в котором решаются следующие задачи: освобождение плечевого пояса; развитие мелкой моторики и координации движений.
- Одним из основных видов упражнений можно считать упражнение на развитие правильной осанки. Такие упражнения как «Ежик» и «Балерина» способствуют выпрямлению осанки, правильной синхронизации рук – синкинезии, а также освобождению мышц рук от зажимов.
- Важно научить ребенка правильно дышать. Упражнения на правильность дыхания дают возможность ребенку правильность фразировки, умение «пропевать» рукой интервалы. Применяются такие упражнения как «Шалтай-балтай», «Струна», направленные на снятие психологических и мышечных зажимов, а именно: ощущение свободы в руках и корпусе; освобождение кистей рук, гибкости запястья; развитие моторики и координации движения пальцев.
Ценность «пальчиковых игр» заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, а быстрота смены движений способствует повышению уровня организации их мышления. Главное, что лежит в их основе – это игры словами, «раскрашенные» движением пальцев, рук, или движениями всего тела.
Репертуар для ребенка соразмерен его психофизиологическим особенностям с учетом не только пианистических и музыкальных задач, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Несмотря на нехватку некоторых навыков – ученик должен играть разную музыку. Поскольку музыка оказывает на ребенка большое эмоциональное воздействие, целесообразно включать в репертуар учащегося программную музыку.
Немаловажную роль в инклюзивном обучении на уроке фортепиано занимает этап прослушивания музыки. «Слушание фрагмента II концерта (D—dur) Мориса Равеля для фортепиано с оркестром для левой руки».
Преподаватель предлагает ученице послушать фрагмент данного произведения и рассказ о жизни композитора, истории создания произведения: «Морис Равель – французский композитор – импрессионист, родился в 1875г. Чуть позже ты, Лиля, поймешь, почему именно эту музыку мы будем слушать. Второй концерт – потрясающая по силе и технике вещь! И не менее интересна история создания. У Равеля был друг – австрийский пианист Пауль Витгенштейн, который на войне потерял правую руку. Но великий пианист продолжал выступать на эстраде и достиг большого мастерства, играя одной левой рукой. Он был человеком колоссального самообладания и силы воли! Он очень хотел играть с оркестром, но репертуар для одной левой руки был скудным. Вот он и попросил Мориса написать для него концерт. Задание для Равеля было сложным и необычным, но это только воодушевило его фантазию. Это грандиозное великолепное произведение, ставшее для композитора интересным, своеобразным опытом в использовании ресурсов фортепиано, когда пианист создает одной рукой звучание подобное двуручному.
Если закрыть глаза, то невозможно поверить, что партия фортепиано исполняется одной рукой». Далее идет просмотр видеозаписи.
Работать с детьми инвалидами трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, преподаватель вместе с родителями радуется им, как большим невероятным достижениям!
Современные психологи и нейрохирурги доказали, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления человека, они уверены в том, что музыка закладывает в детях «генетику» новой всесторонне развитой личности.
Таким образом, создание условий и разработка эффективных методов индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями в здоровье на уроках фортепиано в ДШИ дают возможность ребенку – инвалиду развивать свои способности к активной плодотворной деятельности, а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме. Инклюзивное обучение позволяет преподавателю найти подход к преподаванию, более гибким для удовлетворения различных потребностей детей с ограниченными возможностями. Преподавание и обучение станут более эффективными и от этого выигрывают все дети (не только дети с ограниченными возможностями).
1. Алёхина, С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
2. Ахьямова, И.А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика [Текст]: монография / И.А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2006. – 118 с.
3. Баренбойм, Л.А. Путь к музицированию. [Текст] / Л.А.Баренбойм. – С.-П.: Советский композитор, 1979. – 352 с.
4. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] / В.В. Давыдов. – М., 2006. – 133 с.
5. Мартинсен, К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано: пер. с нем. / К. А. Мартинсен. — М.: Музыка, 1977. — 128 с.
6. Миндель, А.Я. Разные возможности – равные права – общее жизненное пространство. [Текст] / А.Я. Миндель, О.А. Степанова. = М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
7. Пугачев, А.С. Инклюзивное образование [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый. – 2012. — № 10. – С. 374-377.
8. Сафарова. И. Э. Игры для организации пианистических движений (Доинструментальный период) [Текст] / И. Э. Сафарова. Екатеринбург, 1994. – 35 с.
9. Светлова. И. Укрепляем память. [Текст] / И. Е. Светлова – М.: Эксмо, 2004.
10. Фатеева. Е.А. Пальчиковые игры. [Текст] / Е.А. Фатеева. – Тольятти, 2008.
Источник