консультация «дружная семья -залог здорового ребёнка»
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rek._druzhnaya_semya.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружная семья – залог здорового ребенка.
Хорошее физическое и психическое здоровье — важное условие полноценного развития ребенка. Замечено, что соматически ослабленный ребенок отстает от своих сверстников в психическом и физическом развитии. Частые заболевания в раннем возрасте замедляют протекание адаптационного процесса, включение ребенка в детский социум и, соответственно, затрудняют его социализацию. Опасны не только сами заболевания, но и их осложнения. Например, постоянный насморк становится причиной того, что головной мозг ребенка не получает достаточное количество кислорода, что в свою очередь приводит к задержке созревания ЦНС и, соответственно, к задержке развития ВПФ. Прежде всего, страдают такие функции, как память и внимание.
Для того, чтобы ребенок полноценно развивался — ему необходимо укреплять иммунную систему.
Известно, что иммунитет ребенка в основном формируется к 4-5 годам. Чтобы ускорить этот процесс, можно следовать общеизвестным рекомендациям, как-то: закалять ребенка, вовремя делать профилактические прививки, правильно питаться и соблюдать режим дня, при необходимости дополнительно принимать витамины и т.д. Все эти меры помогают физически окрепнуть малышу и сформировать иммунную систему.
Но слабая иммунная система — это только одна причина частых заболеваний ребенка. Психологи отметили, что психическое благополучие ребенка так же сказывается на его физическом здоровье.
Отметим, что психосоматика является основным языком младенца. Именно с помощью психосоматических симптомов: желудочных колик, нарушений сна и т.п. — ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. Например, малыш получает недостаточно материнской любви и ласки, а возникновение заболевания помогает ему удовлетворить данную потребность.
То есть психосоматические реакции — это ранний онтогенетический способ ребенка сигнализировать миру о своем эмоциональном и психическом неблагополучии. Вследствие пластичности психики ребенка со временем происходит полное освобождение от психосоматических реакций, но в ряде случаев данный способ реагирования закрепляется и может сохраняться и в зрелом возрасте.
Какие факторы риска могут спровоцировать возникновение и закрепление психосоматических реакций?
Чтобы возникло психосоматическое заболевание, должны совпасть сразу несколько факторов:
- Наследственная предрасположенность (по принципу «где тонко, там и рвется»),
- Особенности личности и темперамента ребенка (это дети очень чувствительные к различным раздражителям, испытывающие трудности в адаптации);
- Социальные предпосылки и психотравмирующие события (разлука с родителями, смерть близкого человека, резкая смена обстановки и окружения- переезд, посещение детского сада и т.д.);
В основе любого психосоматического заболевания лежит сильное эмоциональное переживание, с которым ребенок не в состоянии справиться.
Что же может вызвать сильные эмоциональные переживания в раннем возрасте?
Прежде всего, нужно помнить, что основная задача раннего возраста — это формирование автономности ребенка от матери. И чаще всего факторы риска возникают в результате нарушения этого процесса.
Ниже перечислим неблагоприятные взаимодействия матери и ребенка, которые могут привести к психосоматическим реакциям:
1. Слишком быстрое и резкое отделение ребенка от матери (выход матери на работу, рождение второго ребенка, отдача ребенка в детский сад). В результате возникает эффект эмоциональной изоляции, когда ребенок не получает необходимого количества тепла и заботы. Так как ребенок в силу возрастных ограничений еще не способен искать альтернативные адекватные способы удовлетворения своих потребностей, то единственно возможным вариантом становится уход в болезнь.
2. Гиперопека со стороны мамы. Одна из основных потребностей ребенка раннего возраста — потребность в самостоятельности. Очень часто мама, в силу совей повышенной тревожности, не может отпустить малыша от себя и постоянно совершает над ним гиперопеку. Таким образом, тревожность матери передается ребенку, что провоцирует его невротизацию. Это может проявляться в развитии страхов, плаксивости, пугливости, ребенок начинает грызть ногти, и как крайний вариант развиваются мононеврозы — энурез, энкопрез, заикание, ночные кошмары. В идеале мама в этом возрасте не должна резко отрывать ребенка от себя или наоборот слишком долго держать его возле себя. Маме необходимо отпустить ребенка от себя на то расстояние, на которое он сам хочет отойти.
Но не только взаимоотношения матери и ребенка порой становятся причиной развития психосоматических реакций.
Семья — это целостная система. Система семьи является устойчивой и оказывает сильное влияние на каждого члена семьи в отдельности. Психологи отмечают, что при неблагополучии, нездоровье этой системы, то есть наличие не разрешенных конфликтов между членами семьи, как правило, страдают самые слабые звенья семейной системы. Чаще всего под удар в первую очередь попадают дети. Почему это происходит?
Ребенок, в силу своего эгоцентрического восприятия мира, склонен брать ответственность за происходящие конфликты в семье на себя, считать себя причиной ссор между мамой и папой. При этом ребенок испытывает сильнейший стресс и чувства вины, поскольку обвиняет себя в происходящем. Неосознанно он стремится помирить маму с папой. И для этого выбирает самый простой способ — болезнь. Уже доказано, что причиной таких детских заболеваний, как аллергия, бронхиальная астма, являются нарушения межличностных отношений между членами семьи. Многочисленная практика психотерапии показывает, что как только гармонизируются отношения между супругами или другими значимыми членами семьи — перестает и болеть ребенок.
Как можно предотвратить возникновение психосоматических реакций?
- При смене обстановки, режима дня, уклада жизни обеспечьте ребенку эмоциональный покой. Чем менее эмоционально насыщена жизнь малыша в этот период, тем лучше. Предупреждайте малыша о жизненных переменах заранее. Постарайтесь мягко подготовить его к новому этапу жизни. При сильных переживаниях поддержите ребенка: позвольте ему проплакаться, скажите, что любите его, ни смотря ни на что, что никогда его не оставите.
- Старайтесь придерживаться постоянного распорядка дня, который не должен изменяться даже в праздники и на период отпуска родителей. Помните, что ребенок нуждается во внешнем постоянстве.
- Старайтесь отводить больше времени для совместного отдыха: мама, папа и ребенок.
4 . Сильные конфликты старайтесь решать без участия детей. Менее важные ссоры можно решать и в присутствие ребенка, но при этом очень важно, чтобы ссора закончилась миром, тогда в опыте ребенка будет представление о том, что мама с папой могут поссориться, но обязательно помирятся. Это позволит малышу реагировать на семейные конфликты более спокойно.
5. Не оставляйте малыша один на один с сильными эмоциями: страха, агрессии и т. д. Сильные эмоции вызывают в ребенке сильное напряжение. Дети еще не умеют избавляться от такого напряжения самостоятельно без помощи взрослого. Они кричат, топают ногами, машут руками, давая выход моторному проявлению негативных чувств. Позволяя ребенку дать выход чувствам, вы учите его делать это безопасно для себя и других. Вместо того, чтобы беситься и биться головой о стену или пол, предложите малышу побоксировать диванную подушку выпустив пар.
- Учите ребенка говорить на языке своих чувств, постоянно расширяя его словарь, ведь назвать — значит понять. Объясняйте крохе, какое чувство он испытывает. Что это — злость, обида, раздражение? Скажите: «Ты обиделся! Я тебя понимаю. Давай покричим вместе, пока твоя обида не пройдет!». В последующем, ребенку будет легче понять, что с ним происходит, а значит найти адекватный способ отреагирования сильной эмоции.
- Старайтесь в семье выработать единый воспитательный подход. Будьте последовательны в вопросе наказания и поощрения. Нельзя наказывать ребенка за то, что только что разрешили мама или папа.
- Не оставляйте ребенка одного на долго, а если вы куда то уходите, то обязательно предупредите малыша, что вернетесь за ним.
И самое главное. Поддерживайте в семье атмосферу тепла и принятия. Будьте дружны! Самые здоровые дети растут не в тех семьях, где нет ссор, а в тех, где папа с мамой, преодолевая все трудности семейной жизни, не перестают любить и ценить друг друга.
Источник
Встреча с родителями в подготовительной группе «Дружная семья — залог психологического здоровья ребёнка»
Наталия Козлова
Встреча с родителями в подготовительной группе «Дружная семья — залог психологического здоровья ребёнка»
Цель. Приобщить родителей к созданию психологического комфорта в семейном общении; повышать педагогическую культуру родителей; обмен опытом воспитания дружеских отношений в семье. Поиск новых форм взаимодействия воспитателей с родителями детей группы.
Форма проведения: Встреча. Мастер-класс.
1) Беседа «Что такое семья?».
2) Высказывания великих людей.
3) Игра «Расскажи о своей семье».
4) Просмотр видеоролика «Говорят дети».
5) Игры, в которые можно играть всей семьёй.
6) Мастер-класс – изготовление букета «Дети – цветы жизни».
Подготовительный этап:
1) Видеоролик «Что такое семья?» (говорят дети).
2) Беседа с детьми «Что такое дружная семья».
3) Выставка рисунков «Папа, мама, я – дружная семья» (домашнее задание для родителей и детей).
4) Подбор музыкального сопровождения.
5) Подборка материалов, шаблонов для изготовления цветов.
6) Высказывания знаменитых людей на тему «Семья».
7) Корзинка для букета.
Ход родительского собрания.
Звучит музыка. Родители рассаживаются на стульчики, расставленные по кругу.
Воспитатели: «В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом!»
Семья это дружный коллектив родственников, связанных кровными узами. Это единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. Есть такая притча о том, как появилась семья?
«…Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева всётакже ответила: «Я»
«Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?»
«Я, я – тихо молвит Ева. – Я, я.»
Сказала она знаменитых семь я.
Вот так на земле появилась семья!»
— Семья, как греет душу это слово.Оно напоминает нам о многом: о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. А сколько в слове СЕМЬЯ поучительных открытий.
Слово семья можно разделить на 2 слова – 7 и я.Тогда оно как будто говорит нам: СЕМЬЯ — это семеро таких же, как я. И правда, в семье все чем –то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом, или характером. В семье могут быть общие увлечения, занятия, игры.
— Семья — это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, и тепло, и труд, и отдых. Без семьи человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком. И, конечно, самое надёжное средство, цементирующее семейный очаг – это ЛЮБОВЬ.
— Сегодня мы хотим поговорить с вами о семье, как о средстве воспитания детей. Ведь родительский дом всему начало. Именно родители закладывают в своего ребёнка то, с чем он живёт всю свою жизнь.
— Давайте послушаем, что говорили о семье великие люди.
(Родителям раздаются листочки с высказываниями, и они по очереди читают.)
Оноре де Бальзак «Семья всегда будет основой общества».
С. Смайлс «Лучшая школа дисциплины есть семья».
Д. Сантаяна «Семья, один из шедевров природы».
А. Чехов «В семейной жизни главное терпение…».
А. Чехов «В семейной жизни самый главный винт – это люболь…».
В. А. Сухомлинский «Семья это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
В. А. Сухомлинский «Семья – это пристань, где тебя понимают и ждут».
Л. Н. Толстой «семья держится на том, что вопреки всему, мы стараемся находить хорошее друг в друге».
Л. Н. Толстой «Счастлив тот, кто счастлив дома».
В. А. Сухомлинский «Главный смысл и цель семейной жизни – это воспитание детей»
В. А. Сухомлинский «Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
— А сейчас мы поиграем в игру «Расскажи о своей семье».Ход игры: По кругу, под музыку, пускается сердечко. На ком музыка останавливается, тот отвечает на вопрос.
1) Расскажите о своей семье (состав).
2) Какое любимое занятие в вашей семье?
3) Чем вы любите заниматься вместе с детьми?
4) Как вы проводите всей семьёй выходные?
5) Какие праздники вы справляете всей семьёй?
6) Есть ли у вас общая семейная игра?
7) Есть ли обязанности у членов семьи? Какие?
8) Как вы друг друга поздравляете?
9) Есть ли в семье увлечения?
(В обсуждении участвуют все желающие: дополняют ответы других.)
— Сейчас мы предлагаем вам посмотреть видеоролик «Говорят дети». Послушаем, как они отвечают на вопрос «Что такое семья?».
— Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться особенно с теми, кого любишь больше всего. Но, к сожаленью папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остаётся времени на родное чадо. И всё же, мы уверены, что необходимо находить время для того, чтобы пообщаться с ребёнком, поиграть с ним, чему – то научить.
Давайте с вами вспомним, в какие игры можно поиграть всей семьёй.
1) Настольные игры (какие).
2) Подвижные игры (какие).
3) Пальчиковые игры (какие).
4) Хороводные игры (какие).
5) Словесные игры (какие).
6) Спортивные игры (какие).
Вспомнить вместе с родителями и дополнить.
Предложить родителямпоиграть в несколько игр:
1) «Караван» (цепочка слов на развитие памяти и речи).
2) «Испорченный телефон» (развитие слухового внимания, усидчивости, терпения, чувства юмора).
3) «Море волнуется раз…» (предложить вариант игры на изображение чувств).
4) Хороводная игра «Как живёшь?» (жестами отвечать на вопрос ведущего)
— Как живёшь? (спрашивает ведущий)
— Вот так! (показывают игроки).
Как идёте, бежите, ночью спите, берёте, даёте, молчите, любите, здороваетесь, кланяетесь, приседаете, обижаетесь, миритесь, улыбаетесь?
— Воспитатель предлагает родителям перейти в мастерскую, где все совместно создают букет из самодельных бумажных цветов. Букет называем «Дети – цветы жизни».
Воспитатель заканчивает встречу с родителями стихотворением О. Высоцкой «Берегите друг друга».
«Берегите друг друга,добротой согревайте, Берегите друг друга суету позабудьте
Берегите друг друга,обижать не давайте! И в минуты досуга рядом будьте!
Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.
Родительское собрание на тему: «Дружная семья» Цель: приобщить родителей к созданию психологического комфорта в семейном общении; участвуя в забавах малыша, помогать ему полноценно развиваться.
Источник