Семья как источник психического здоровья ребенка.
консультация по теме
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, какое значение приобретают для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osoznannaya_ili_neosoznannaya_roditelskaya_i_pedagogicheskaya_avtoritarnost_porozhdaet_u_doshkolnikov_defitsit_neordinarnosti.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.
Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений.
Более того наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение.
Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.
Дети заболевают неврозами под влиянием неблагоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и которые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты в семье и блокаду эмоциональных потребностей, напряжение в результате чрезмерной стимуляции, интенсивных ограничений или непоследовательного отношения взрослых.
Формирующийся, таким образом, внутренний, неразрешимый конфликт имеет несколько тесно связанных друг с другом уровней:
• социально-психологический, мотивированный неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;
• психологический, обусловленный несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери «я»;
• психофизиологический как следствие невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям взрослых.
При наличии неразрешимых для детей переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают болезнетворность жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их.
Положение осложняется тем, что дети с неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже деформированного жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей ребенка.
Когда длительно действующий стресс превосходит приспособленные возможности детей, он подрывает способность адекватно воспринимать себя, сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников.
В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей , появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых можно выделить такие, как:
• неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
• занятость родителей ;
• ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.
Помещение детей в раннем возрасти (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью – категория «МЫ»). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей . При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.
К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очере.
В последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузк.
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье.
Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.Достаточно часто трудности ребёнка берут начало ещё в младенчестве ( от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью мо.
Консультация предназначена для родителей. Ребенок должен постоянно видеть и чувствовать, что его любят, заботятся о нем.
Эффективные формы и новые технологии при организации оздоровительной работы в ДОУ и семье.
Источник
консультация «дружная семья -залог здорового ребёнка»
консультация (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rek._druzhnaya_semya.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружная семья – залог здорового ребенка.
Хорошее физическое и психическое здоровье — важное условие полноценного развития ребенка. Замечено, что соматически ослабленный ребенок отстает от своих сверстников в психическом и физическом развитии. Частые заболевания в раннем возрасте замедляют протекание адаптационного процесса, включение ребенка в детский социум и, соответственно, затрудняют его социализацию. Опасны не только сами заболевания, но и их осложнения. Например, постоянный насморк становится причиной того, что головной мозг ребенка не получает достаточное количество кислорода, что в свою очередь приводит к задержке созревания ЦНС и, соответственно, к задержке развития ВПФ. Прежде всего, страдают такие функции, как память и внимание.
Для того, чтобы ребенок полноценно развивался — ему необходимо укреплять иммунную систему.
Известно, что иммунитет ребенка в основном формируется к 4-5 годам. Чтобы ускорить этот процесс, можно следовать общеизвестным рекомендациям, как-то: закалять ребенка, вовремя делать профилактические прививки, правильно питаться и соблюдать режим дня, при необходимости дополнительно принимать витамины и т.д. Все эти меры помогают физически окрепнуть малышу и сформировать иммунную систему.
Но слабая иммунная система — это только одна причина частых заболеваний ребенка. Психологи отметили, что психическое благополучие ребенка так же сказывается на его физическом здоровье.
Отметим, что психосоматика является основным языком младенца. Именно с помощью психосоматических симптомов: желудочных колик, нарушений сна и т.п. — ребенок сообщает о том, что материнская функция выполняется неудовлетворительно. Например, малыш получает недостаточно материнской любви и ласки, а возникновение заболевания помогает ему удовлетворить данную потребность.
То есть психосоматические реакции — это ранний онтогенетический способ ребенка сигнализировать миру о своем эмоциональном и психическом неблагополучии. Вследствие пластичности психики ребенка со временем происходит полное освобождение от психосоматических реакций, но в ряде случаев данный способ реагирования закрепляется и может сохраняться и в зрелом возрасте.
Какие факторы риска могут спровоцировать возникновение и закрепление психосоматических реакций?
Чтобы возникло психосоматическое заболевание, должны совпасть сразу несколько факторов:
- Наследственная предрасположенность (по принципу «где тонко, там и рвется»),
- Особенности личности и темперамента ребенка (это дети очень чувствительные к различным раздражителям, испытывающие трудности в адаптации);
- Социальные предпосылки и психотравмирующие события (разлука с родителями, смерть близкого человека, резкая смена обстановки и окружения- переезд, посещение детского сада и т.д.);
В основе любого психосоматического заболевания лежит сильное эмоциональное переживание, с которым ребенок не в состоянии справиться.
Что же может вызвать сильные эмоциональные переживания в раннем возрасте?
Прежде всего, нужно помнить, что основная задача раннего возраста — это формирование автономности ребенка от матери. И чаще всего факторы риска возникают в результате нарушения этого процесса.
Ниже перечислим неблагоприятные взаимодействия матери и ребенка, которые могут привести к психосоматическим реакциям:
1. Слишком быстрое и резкое отделение ребенка от матери (выход матери на работу, рождение второго ребенка, отдача ребенка в детский сад). В результате возникает эффект эмоциональной изоляции, когда ребенок не получает необходимого количества тепла и заботы. Так как ребенок в силу возрастных ограничений еще не способен искать альтернативные адекватные способы удовлетворения своих потребностей, то единственно возможным вариантом становится уход в болезнь.
2. Гиперопека со стороны мамы. Одна из основных потребностей ребенка раннего возраста — потребность в самостоятельности. Очень часто мама, в силу совей повышенной тревожности, не может отпустить малыша от себя и постоянно совершает над ним гиперопеку. Таким образом, тревожность матери передается ребенку, что провоцирует его невротизацию. Это может проявляться в развитии страхов, плаксивости, пугливости, ребенок начинает грызть ногти, и как крайний вариант развиваются мононеврозы — энурез, энкопрез, заикание, ночные кошмары. В идеале мама в этом возрасте не должна резко отрывать ребенка от себя или наоборот слишком долго держать его возле себя. Маме необходимо отпустить ребенка от себя на то расстояние, на которое он сам хочет отойти.
Но не только взаимоотношения матери и ребенка порой становятся причиной развития психосоматических реакций.
Семья — это целостная система. Система семьи является устойчивой и оказывает сильное влияние на каждого члена семьи в отдельности. Психологи отмечают, что при неблагополучии, нездоровье этой системы, то есть наличие не разрешенных конфликтов между членами семьи, как правило, страдают самые слабые звенья семейной системы. Чаще всего под удар в первую очередь попадают дети. Почему это происходит?
Ребенок, в силу своего эгоцентрического восприятия мира, склонен брать ответственность за происходящие конфликты в семье на себя, считать себя причиной ссор между мамой и папой. При этом ребенок испытывает сильнейший стресс и чувства вины, поскольку обвиняет себя в происходящем. Неосознанно он стремится помирить маму с папой. И для этого выбирает самый простой способ — болезнь. Уже доказано, что причиной таких детских заболеваний, как аллергия, бронхиальная астма, являются нарушения межличностных отношений между членами семьи. Многочисленная практика психотерапии показывает, что как только гармонизируются отношения между супругами или другими значимыми членами семьи — перестает и болеть ребенок.
Как можно предотвратить возникновение психосоматических реакций?
- При смене обстановки, режима дня, уклада жизни обеспечьте ребенку эмоциональный покой. Чем менее эмоционально насыщена жизнь малыша в этот период, тем лучше. Предупреждайте малыша о жизненных переменах заранее. Постарайтесь мягко подготовить его к новому этапу жизни. При сильных переживаниях поддержите ребенка: позвольте ему проплакаться, скажите, что любите его, ни смотря ни на что, что никогда его не оставите.
- Старайтесь придерживаться постоянного распорядка дня, который не должен изменяться даже в праздники и на период отпуска родителей. Помните, что ребенок нуждается во внешнем постоянстве.
- Старайтесь отводить больше времени для совместного отдыха: мама, папа и ребенок.
4 . Сильные конфликты старайтесь решать без участия детей. Менее важные ссоры можно решать и в присутствие ребенка, но при этом очень важно, чтобы ссора закончилась миром, тогда в опыте ребенка будет представление о том, что мама с папой могут поссориться, но обязательно помирятся. Это позволит малышу реагировать на семейные конфликты более спокойно.
5. Не оставляйте малыша один на один с сильными эмоциями: страха, агрессии и т. д. Сильные эмоции вызывают в ребенке сильное напряжение. Дети еще не умеют избавляться от такого напряжения самостоятельно без помощи взрослого. Они кричат, топают ногами, машут руками, давая выход моторному проявлению негативных чувств. Позволяя ребенку дать выход чувствам, вы учите его делать это безопасно для себя и других. Вместо того, чтобы беситься и биться головой о стену или пол, предложите малышу побоксировать диванную подушку выпустив пар.
- Учите ребенка говорить на языке своих чувств, постоянно расширяя его словарь, ведь назвать — значит понять. Объясняйте крохе, какое чувство он испытывает. Что это — злость, обида, раздражение? Скажите: «Ты обиделся! Я тебя понимаю. Давай покричим вместе, пока твоя обида не пройдет!». В последующем, ребенку будет легче понять, что с ним происходит, а значит найти адекватный способ отреагирования сильной эмоции.
- Старайтесь в семье выработать единый воспитательный подход. Будьте последовательны в вопросе наказания и поощрения. Нельзя наказывать ребенка за то, что только что разрешили мама или папа.
- Не оставляйте ребенка одного на долго, а если вы куда то уходите, то обязательно предупредите малыша, что вернетесь за ним.
И самое главное. Поддерживайте в семье атмосферу тепла и принятия. Будьте дружны! Самые здоровые дети растут не в тех семьях, где нет ссор, а в тех, где папа с мамой, преодолевая все трудности семейной жизни, не перестают любить и ценить друг друга.
Источник